Презентация на тему Высшая нервная деятельность

Презентация на тему Презентация на тему Высшая нервная деятельность, предмет презентации: Биология. Этот материал содержит 91 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Высшая нервная деятельность

Учение о ВНД. Методы изучения ВНД
Учение об условных рефлексах.
Торможение условных рефлексов
Аналитико-синтетическая деятельность высших отделов ЦНС
Динамический стереотип
Типы ВНД
Особенности ВНД человека. Учение о 1-й и 2-й сигнальной системе
Физиология памяти.
Физиология сна.
Фазовые явления в коре больших полушарий.
Эмоции.
Экспериментальные неврозы.


Слайд 2
Текст слайда:

Высшая нервная деятельность

рефлекторная деятельность нервной системы, направленная на осуществление взаимодействия организма с окружающей средой

результат совместной деятельности коры больших полушарий и подкорковых образований при ведущей роли коры больших полушарий.

Главная задача физиологии ВНД – изучение основных закономерностей условно-рефлекторной деятельности.


Слайд 3
Текст слайда:

Методы изучения ВНД:

Метод условных рефлексов (опыты И.П.Павлова) – объективный (регистрация двигательной, сосудистой, слюноотделительной реакций (по скорости выделения слюны - количество капель в минуту)


Слайд 4
Текст слайда:

Электрофизиологические методы изучения ВНД:

а) электроэнцефалография – запись суммарной электрической активности мозга.

У здорового человека в покое при закрытых глазах регистрируется α-ритм (или волны) с частотой 8-13 Гц;

При возбуждении или активном бодрствовании (с определенным видом деятельности) появляется низкоамплитудный высокочастотный ритм β-ритм с частотой 14-30 Гц, который называют десинхронизацией.

Во время сна, глубокого наркоза появляются медленные высокоамплитудные волны (тета-ритм с частотой 4-7 Гц) или δ-ритм (дельта ритм с частотой 0,3-3,5- Гц при более глубоком торможении);


Слайд 5

Слайд 6
Текст слайда:

Электрофизиологические методы изучения ВНД:

в) микроэлектродный метод отведения потенциалов ― микроэлектрод вводят в отдельный нейрон и регистрируют нейрональную активность в покое или при воздействиях;

г) регистрация вызванных потенциалов, возникающих при раздражении рецепторов или путей проведения нервных импульсов;

д) фармакологический метод ― исследование функций после ведения нейроактивных веществ с использованием одного или нескольких вышеперечисленных методов;

е) комбинированные (или комплексные) методы, ― одновременное использование нескольких методов, например, ЭЭГ, метод условных рефлексов и т.д.


Слайд 7
Текст слайда:

Условные и безусловные рефлексы

Условный рефлекс ― это ответная реакция организма на раздражение при обязательном участии коры больших полушарий для более полного и тонкого приспособления организма к меняющимся условиям жизни


Слайд 8
Текст слайда:

Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы

врожденные

видовые

постоянные

не требуют подкрепления

имеют определенные рефлекторные пути

необходимо участие ЦНС

не имеют сигнального значения

Условные рефлексы

приобретенные

индивидуальные

временные

необходимо подкрепление

не имеют определенных рефлексогенных зон

необходимо участие коры больших полушарий

сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе


Слайд 9
Текст слайда:

Классификация условных рефлексов

По биологической значимости:
пищевые
половые
оборонительные

По локализации рецепторов:
экстероцептивные (с кожи)
интероцептивные (из ЖКТ, сердца, легких и др.)
проприоцептивные (мышечно-суставные)

По эффектору:
вегетативные (пищеварительные, сердечно-сосудистые, дыхательные, мочевыделительные, половые и т.д.)
сомато-двигательные


Слайд 10
Текст слайда:

Классификация условных рефлексов

По соотношению во времени действия условного и безусловного раздражителей:
наличные (совпадающие)
следовые:
отставленные (через 5-30 сек. после воздействия)
запаздывающие (>30 сек. после воздействия)

По структуре условного раздражителя:
на простые раздражители (звук, свет и т.п.)
на одновременные комплексные раздражители из нескольких компонентов, действующих одновременно (звук + свет; звук + метроном; метроном + свет и т.п.)
на последовательные комплексные раздражители (на последовательное сочетание музыкальных тонов: мелодия, шипение - высокий тон – низкий тон - звонок)
на цепи раздражителей (отдельные компоненты действуют последовательно, не совпадая друг с другом (метроном – через 10 с шум – через 10 с свет – через 10 с подкрепление)


Слайд 11
Текст слайда:

Классификация условных рефлексов

От особенностей подкрепления:
I порядка – на базе безусловных рефлексов
высшего порядка - на базе условных рефлексов (II, III и т.д. порядка)
подражательные
ассоциации
подкрепляемые и неподкрепляемые («+» и «-»)

На время:
суток,
длительность действия раздражителя,
интервалы


Слайд 12
Текст слайда:

Условия образования условных рефлексов:

Сочетание 2-х раздражителей – условного и безусловного, причем условный раздражитель предшествует безусловному минимум на 0,1 с

Сила безусловного раздражителя больше условного, но сила условного раздражителя должна быть не меньше пороговой величины

Условный раздражитель должен быть сначала индифферентным (безразличным)

Отсутствие внешних (посторонних) раздражителей

Оптимальная возбудимость коры больших полушарий (уравновешенность процессов торможения и возбуждения или отсутствие доминантных очагов)

Многократное повторение закрепляемого сочетания


Слайд 13
Текст слайда:




Стадии образования условного рефлекса:

I - начальная стадия ― генерализованная (рефлекс непрочен, проявляется на каждое применение условного раздражителя и на сходные раздражители).

II – конечная - концентрация условного возбуждения (дифференцировка и специализация условного рефлекса, его упрочение).


Слайд 14
Текст слайда:

Механизм образования условных рефлексов:

В основе физиологического механизма замыкания временной связи лежат явления проторения, суммации и доминанты.

В начале выработки условного рефлекса резко выражена ориентировочная реакция, которая по мере упрочения рефлекса ослабляется и исчезает.

Замыкание временных связей в коре происходит между корковым пунктом условного раздражителя и корковым представительством безусловного рефлекса.

Ретикулярная формация возбуждается при любом афферентном раздражении и оказывает возбуждающее диффузное влияние на всю ЦНС, в т.ч. и на кору больших полушарий (вызывает генерализованую активацию коры на 1-м этапе).


Слайд 15
Текст слайда:

Механизм образования условных рефлексов:

Наличие 2-х очагов возбуждения в коре вызывает движение процесса возбуждения от более слабого (условного) к более сильному (доминантному) безусловному.

Возбуждение, вызванное условным раздражителем, суммируется с доминантным раздражителем и вызывает дополнительное повышение лабильности.

При определенном оптимальном уровне лабильности доминантного участка появляется реакция (двигательная) на условный раздражитель (звук).


Слайд 16
Текст слайда:

Механизм образования условных рефлексов:

При повторении сочетаний условного и безусловного раздражителей повышение возбудимости и лабильности достигает максимума,
при этом происходит замыкание связи между очагами и создается проходимость в ранее бездействующих межнейрональных синапсах
возбуждение от условного раздражителя беспрепятственно переходит на корковое представительство безусловного рефлекса и вызывает этот рефлекс.


Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19
Текст слайда:

Рецептор

Подкорковый
центр анализатора

Корковый центр
анализатора


Корковый отдел
пищевого центра

Подкорковый центр
пищевого центра

подкрепление

слюноотделение

возбуждение


Слайд 20
Текст слайда:

¤

Подкорковый
центр анализатора

Корковый центр
анализатора


Корковый отдел
пищевого центра

Подкорковый центр
пищевого центра

подкрепление

слюноотделение


Рецептор


Слайд 21

Слайд 22
Текст слайда:

¤

Подкорковый
центр анализатора

Корковый центр
анализатора


Корковый отдел
пищевого центра

Подкорковый центр
пищевого центра

подкрепление

слюноотделение


Рецептор


Слайд 23

Слайд 24
Текст слайда:

¤

Подкорковый
центр анализатора

Корковый центр
анализатора


Корковый отдел
пищевого центра

Подкорковый центр
пищевого центра

подкрепление

слюноотделение


Рецептор


Слайд 25
Текст слайда:

Механизм образования условных рефлексов:


Слайд 26
Текст слайда:

пища

пища

свет

слюноотделение

свет

слюноотделение

слюноотделение


Слайд 27
Текст слайда:

Виды торможения психической деятельности

Внешнее
(б/у)

Внутреннее
(условное)

Постоянное

Гаснущее

Запредельное
(охранительное)

Угасательное

Дифференцировочное

Условный тормоз

Запаздывание


Слайд 28
Текст слайда:

Внешнее
(безусловное)

Постоянное

Гаснущее

Запредельное
(охранительное)


УР

БР


Слайд 29
Текст слайда:

Внутреннее
(условное)

Угасательное

Дифференцировочное

Условный тормоз

Запаздывание

острое

остро-прерывистое

хроническое


УР


Слайд 30
Текст слайда:

Запаздывание

слюноотделение

10 мин


Слайд 31
Текст слайда:

Условный тормоз


Слайд 32
Текст слайда:

Дифференцировочное торможение


Слайд 33
Текст слайда:

Аналитико-синтетическая деятельность

Анализ – различение сигналов. Специфическая форма анализа для коры больших полушарий – дифференцирование (внутреннее торможение)

Синтез раздражений – связывание, обобщение возбуждений, возникающих в различных участках коры больших полушарий; проявляется в образовании временных связей, лежащих в основе условного рефлекса

Аналитико-синтетическая деятельность выражается в условных рефлексах, дифференцировке и более сложных формах (стереотип или системность)


Слайд 34
Текст слайда:


Стереотип — это строго зафиксированная система последовательно повторяющихся условных и безусловных раздражителей.

Для возникновения условного рефлекса имеет значение не только сам конкретный раздражитель, но и место расположения этого раздражителя. Это отражает последовательность действий в мозговой деятельности.

Стереотип может быть:
лабораторный (экспериментальный);
рабочий (например, технологический процесс, в котором каждый человек выполняет определенную роль, часть этого процесса; печатание на машинке — тоже рабочий стереотип). При этом меньше тратится энергии. Отрицательное действие стереотипа — при длительном воздействии однотипных реакций наступает утомление;
жизненный стереотип.

Стереотип переделывается на новый сообразно новым условиям, то есть он меняется в условиях опыта, работы, жизненных условий, поэтому стереотип является динамическим.


Слайд 35

Слайд 36
Текст слайда:

С т е р е о т и п


Слайд 37
Текст слайда:

С т е р е о т и п


Слайд 38
Текст слайда:


Темпераменты по Гиппократу (IV в. до н.э.)

Холерик (от греч. chole желчь) легковозбудимые, раздражительные, сильные и быстро возникающие чувства, ярко отражающиеся в действиях, речи, жестах, мимике, требуют частой смены видов деятельности

Сангвиник (от лат. sanquis (sanquinis) кровь) быстрая возбудимость, яркое внешнее выражение эмоций, легкая их сменяемость, но нет взрывчатости, раздражительности, высокая работоспособность

Флегматик (от греч. phlegma (phlegmatikos) слизь, мокрота) высокая работоспособность, но медлительные, спокойные, со слабым проявлением чувств

Меланхолик (от греч. melas (melano) черный +chole желчь) отравление черной желчью – характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый), низкой работоспособностью, быстро устают.


Слайд 39
Текст слайда:

Типы ВНД

Сила процессов возбуждения (по скорости, величине и прочности выработки положительных условных рефлексов)

Сила процессов торможения (по скорости, полноте и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения): сильный – слабый

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения (по соотношению силы возбудительного и тормозного процессов): уравновешенный- неуравновешенный

Подвижность процессов возбуждения и торможения (по скорости переделки сигнального значения условных раздражителей с возбудительного на тормозной и наоборот ): подвижный – инертный


Слайд 40
Текст слайда:

Типы ВНД

сильный

слабый

уравновешенный

неуравновешенный

подвижный

инертный


Слайд 41
Текст слайда:

Типы ВНД по И.П.Павлову

Безудержный тип (сильный, неуравновешенный) характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью основных нервных процессов (соответствует холерику)

Живой тип (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (соответствует сангвинику).

Спокойный тип (сильный, уравновешенный, инертный) отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности (соответствует флегматику).

Слабый тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (соответствует меланхолику).


Слайд 42

Слайд 43
Текст слайда:

Критерии для человека

Сила процесса:
Работоспособность
Утомляемость
Выносливость к сильным нагрузкам
Общие: плаксивость, суетливость, умение ждать, слушать, усидчивость, внушаемость, концентрация внимания
Уравновешенность:
Ориентация в сложных условиях
Устойчивость настроения
Подвижность:
Привыкание к новой обстановке
Переход от одного состояния в другое (биоритмы)
Речевая подвижность
Мыслительная подвижность
Координация в пространстве


Слайд 44
Текст слайда:

Методы определения типов ВНД

Большой стандарт (занимает обычно около двух лет).

Малый стандарт (6-7 месяцев)

Выработка условных рефлексов и тестирование у человека


Слайд 45
Текст слайда:

Большой стандарт

Выработка условных рефлексов, стереотипа, дифференцировки


Оценка силы возбудительного процесса
по скорости образования и упрочения условного рефлекса
по развитию запредельного торможения (на трещотку, голодание или кофеин в молоке)

Оценка силы тормозного процесса
по скорости выработки дифференцировки
по скорости и полноте угасания
удлинение действия дифференцировочного раздражителя до 3-5 минут или усиление напряжения тормозного процесса NaBr

Подвижность нервных процессов
по скорости переделки сигнального значения условных раздражителей (подкрепляемые и неподкрепляемые)
замена всех раздражителей стереотипа одним раздражителем
по результатам выработки запаздывания на 3 мин.
«сшибка» процессов возбуждения и торможения


Слайд 46
Текст слайда:

Методы определения типов ВНД у человека

Фотохимический условный рефлекс
Кожно-гальванический рефлекс
Двигательная методика с предварительной инструкцией
Тестирование
черты характера по Айзенку
тревожность по Спилбергеру
коммуникативные и организаторские способности по КОСТ-1 и др.


Слайд 47
Текст слайда:

Художественный тип
характерно образное мышление;
познавательные процессы и творческая деятельность преимущественно ориентированы на яркие художественные образы;
наглядность, т.е. в общем поведении человека преобладают стимулы первой сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы
развиты слуховая, зрительная и кинестетическая память;
склонность к искусствам
Мыслительный тип
процессы познания, мышление преимущественно оперируют абстрактными понятиями;
определяющими в индивидуальном поведении становятся сигналы сигналов — стимулы второй сигнальной системы;
невысокая впечатлительность;
развиты ассоциативная или словесно-логическая память;
склонность к отвлеченным наукам;

Смешанный (средний) тип.

Применительно к человеку И.П.Павлов предложил различать:


Слайд 48
Текст слайда:

Учение о ІІ сигнальной системе

Раздражители второй сигнальной системы опосредованы мыслительной деятельностью человека и могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний на разных языках
Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов — в письменной).
С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа к понятию, представлению, т.е. от первой сигнальной системы ко второй.


Слайд 49
Текст слайда:

Функция речи осуществляется определенными структурам коры большого мозга:

Двигательный центр устной речи — центр Брока (при повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь).
Акустический центр речи — центр Вернике (повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов).
Оптический центр речи расположен в угловой извилине, поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное

Этапы формирования ІІ сигнальной системы
(А.Г.Иванов-Смоленский)


Слайд 50
Текст слайда:

Память

общебиологическое свойство фиксации, хранения и воспроизведения информации

как основа процессов обучения и мышления включает 4 связанных между собой процесса: узнавание, запоминание, хранение, воспроизведение

человек способен воспринять>триллиона бит информации, а используется не более 5-10%


Слайд 51
Текст слайда:

В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в ЦНС, которые оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции

Совокупность структурно-функциональных изменений нервных образований называется «энграмма» (след) действующих раздражителей.


Слайд 52
Текст слайда:

Виды памяти:

по форме проявления

образная

эмоциональная

словесно-логическая

по продолжительности

мгновенная

кратковременная

долговременная

по анализаторам

зрительная

слуховая

кинестетическая


Слайд 53
Текст слайда:

Образная память — образ реального сигнала и лучше выражена у людей с художественным типом ВНД.

Эмоциональная память — ранее пережитое эмоциональное состояние (страх, большая радость, стихийное бедствие и т.д.); высокая скорость и прочность (легкое и устойчивое запоминание эмоционально окрашенных раздражителей).

Логическая (словесно-логическая, семантическая) — на словесные сигналы, отражающие как внешние воздействия, так и вызванные ими ощущения и представления.

Мгновенная (иконическая) память — образование мгновенного следа действующего стимула, который отличается высокой информативностыо, полнотой признаков, свойств действующего сигнала, но и высокой скоростью угасания (хранится не более 100–150 мс).



Слайд 54
Текст слайда:

Иконическая память

биологическое значение — в обеспечении анализаторных структур мозга возможностью выделения отдельных признаков и свойств сенсорного сигнала, распознавания образа

формируется на базе следовых явлений рецепторного потенциала, которые определяются силой действующего стимула и функциональным состоянием, чувствительностью и лабильностью рецепторных структур

при достаточной силе раздражителя переходит в краткосрочную (кратковременную) память


Слайд 55

Слайд 56
Текст слайда:

Циркуляция возбуждения по цепочке нейронов (1-4) и по одному (3, 5) нейрону; РП — рецептивное поле.

¤

¤

¤


Слайд 57
Текст слайда:

Кратковременная (оперативная) память — обеспечивает выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций

основана на повторной многократной циркуляции возбуждения по круговым замкнутым цепям нервных клеток или в пределах одного и того же нейрона (не только возбуждающие, но и тормозящие нейроны)

могут быть образованы и путем возвратных сигналов, образуемых концевыми (или боковыми, латеральными) разветвлениями аксонного отростка на дендритах этого же нейрона

реверберационная гипотеза природы кратковременной памяти допускает наличие замкнутых кругов циркуляции возбуждения как внутри коры большого мозга, так и между корой и подкорковыми образованиями (в частности, таламокортикальные нервные круги)

не связана с химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах

продолжительность — от нескольких секунд (оперативная память) до 45-60 минут после непосредственного действия соответствующего сообщения, явления, предмета


Слайд 58
Текст слайда:

гиппокамп и лимбическая система мозга обеспечивают функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга (О.С.Виноградова)


Слайд 59
Текст слайда:

Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток (обучающиеся популяции, ансамбли нейронов по Хеббу).

Долгосрочная память (консолидация памяти) обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях.

В основе консолидации памяти облегчение передачи импульсов по синаптическим структурам за счет:
усиления функционирования определенных синапсов,
повышения их проводимости для адекватных импульсных потоков
феномен посттетанической потенциации, которая достаточно долго (десятки минут) повышает, например, проводимость мотонейронов спинного мозга.

Т.е., физико-химические изменения постсинаптических мембран, могут служить основой для образования следов памяти, в результате изменении белкового субстрата нервной клетки


Слайд 60
Текст слайда:

В механизмах консолидации памяти имеют значение изменения в медиаторных механизмах:
взаимодействие ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и Na+, K+, Са2+ делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов.
Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.


Слайд 61
Текст слайда:

гипотеза Хидена о белковой природе памяти (вырабатываются специфические белки)
разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к перестройке молекулы РНК и фиксируется в виде специфического отпечатка

предполагают, что глиальные клетки, трофически обеспечивая нейроны, включаются в метаболический цикл кодирования поступающих сигналов

на стадии образования и упрочения условного рефлекса в глиальных клетках в результате деполяризации мембраны олигодендроцита под влиянием поступающего нервного импульса усиливается синтез миелина, что облегчает проведение нервных импульсов и повышается эффективность синаптической передачи возбуждения

Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований


Слайд 62
Текст слайда:

Весь набор комбинаций нуклеотидных элементов обеспечивает возможность фиксировать в структуре молекулы РНК огромный объем информации: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 1020 бит, что значительно перекрывает реальный объем человеческой памяти.

Молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне. В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.


Слайд 63
Текст слайда:

Субстратом долговременной памяти являются

пептиды гормональной природы
простые белковые вещества
специфический белок S-100
гормоны АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.


Слайд 64
Текст слайда:

СОН

жизненно необходимое периодически наступающее особое функциональное состояние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными проявлениями

относится к циркадианным ритмам и определяется суточным изменением освещенности. Человек ≈1/3 жизни проводит во сне


Слайд 65
Текст слайда:

Объективные критерии сна:

потеря активного сознания субъекта:

прекращаются активные связи с окружающей средой;

глубоко спящий человек не реагирует на внешние воздействия, хотя сторожевые пункты остаются;

потеря целенаправленной осмысленной деятельности;

изменения электроэнцефалограммы, ритма дыхания, сердечной деятельности, тонуса мышц, температуры тела, движение глазных яблок.


Слайд 66

Слайд 67
Текст слайда:

Теории сна:

Гуморальная ― накопление продуктов метаболизма во время периода бодрствования

2) Гипнотоксинов. Для доказательства брали 2 собаки. В России были обследованы сиамские близнецы с общей системой кровообращения и доказывали, что вещества вырабатываются не на периферии, а в ЦНС, так как одна девочка могла спать, а другая — бодрствовать.

3) Специфические пептиды пептид «дельта-сна».

Теория информационного дефицита. В процессе подготовки к космическому полету было выявлено, что сенсорная депривация (резкое ограничение или прекращение притока сенсорной информации) приводит к наступлению сна.


Слайд 68
Текст слайда:

центральные теории:

1) Павлова – охранительное разлитое торможение коры больших полушарий.
пассивный — при отключении всех анализаторов происходит засыпание
активный — развивается под влиянием тормозных условных раздражителей в результате утомления, это естественный сон, имеющий защитное значение;

2) Гесса: при торможении подкорковых структур мозга (гипоталамических структур и части ствола мозга). Теория была обоснована наблюдением за больными с воспалительными поражениями мозга в этих структурах, у которых развивался летаргический сон;

3) корково-подкорковая теория сна:
обусловлен восходящим активирующим генерализованным влиянием РФ ствола на всю кору больших полушарий, обусловленное потоком афферентной импульсации от органов чувств
при бодрствовании нейроны лобной коры оказывают нисходящее тормозное влияние на центры сна в гипоталамусе. Благодаря этому устанавливается блокирующее влияние гипоталамических центров сна на РФ среднего мозга.
Наряду с центральными механизмами в головном мозге синтезируются вещества, способствующие сонному торможению, в частности пептид дельта-сна (ПВДС). При его воздействии на ЭЭГ возникают дельта-волны (признак глубокого сна).


Слайд 69
Текст слайда:

Во время исследований ночного сна непрерывно одновременно записывают:
ЭЭГ в лобных, затылочных и теменных долях
быстрые и медленные движения глаз
электромиограмму скелетной мускулатуры
вегетативные показатели (деятельность сердца, пищеварительного тракта, дыхания, температуры и т.д.

В результате анализа периода сна по ЭЭГ выделяют несколько фаз.


Слайд 70
Текст слайда:

Классификации фаз сна по Лумису (буквенная) и по Дементу (цифровая):

дремота: полиморфная ЭЭГ, исчезновение α-ритма, 7-10 мин., медленные движения глазных яблок;

2) поверхностный: появление на ЭЭГ сонных веретен (12-18 в секунду) и вертекс-потенциалов, двухфазовых волн с амплитудой около 200 мкВ на общем фоне электрической активности амплитудой около 50-75 мкВ, а также К-комплексов (вертекспотенциал с последующим «сонным веретеном»). занимает ≈50-53% всего ночного сна; движения глаз не наблюдаются;

3 и 4 фазы — глубокий сон: тэта и дельта-волны; суммарная продолжительность от 15 до 20% от всей 4 стадии сна. Отсутствуют движения глаз; часто эту стадию сна называют дельта-сном.

5) парадоксальный сон — десинхронизированная смешанная активность на ЭЭГ: β- ритмы (по этим проявлениям напоминает стадию I и активное бодрствование), которые могут чередоваться с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками α-ритма, пилообразными разрядами, БДГ (быстрые движения глаз) при закрытых веках; сопровождающиеся сокращением мышц, учащением дыхания, сердцебиением.

Фазы сна чередуются от 3-х до 5 раз за весь период сна.
В состоянии глубокого сна влияет парасимпатическая нервная система, которая еще активнее тормозить РФ, происходит снижение ЧСС, урежение дыхания, снижение АД, пульса, температуры тела.

в парадоксальную фазу в ЦНС увеличивается объемная скорость кровотока, увеличивается потребление кислорода, происходит отток отработанных гуморальных веществ, накопившихся за день, происходит восстановление работоспособности нервных клеток.

Во время сна происходит:
1) обработка поступавшей в течение дня информации,
2) стирание ненужной информации,
3) краткосрочная память переходит в долгосрочную.


Слайд 71
Текст слайда:

при длительной депривации «быстрого» сна происходят значительные изменения психики
было доказано влияние депривации «быстрого» сна на эмоциональный статус, устойчивость к стрессу и механизмы психологической защиты.
депривация «быстрого» сна имеет полезный терапевтический эффект в случае эндогенной депрессии.
«Быстрый» сон играет большую роль в снижении непродуктивного тревожного напряжения.


Слайд 72
Текст слайда:

Виды сна:

1) периодический суточный сон,
2) периодический сезонный сон (зимняя или летняя спячка животных),
3) наркотический сон, вызываемый различными химическими или физическими агентами,
4) гипнотический сон,
5) патологический сон.


Слайд 73
Текст слайда:

Сон и эмоциональный стресс.


Исследования показали, что эмоциональный стресс существенно влияет на ночной сон, изменяя продолжительность его стадий, т.е. нарушая структуру ночного сна, и изменяет содержание сновидений. Наиболее часто при эмоциональном стрессе отмечают сокращение периода «быстрого» сна и удлинение латентного периода засыпания. У испытуемых перед экзаменом сокращалась общая продолжительность сна и отдельных его стадий. У парашютистов перед сложными прыжками увеличиваются период засыпания и первая стадия «медленного» сна.


Слайд 74
Текст слайда:

Закон силовых отношений

(универсальный закон для всех возбудимых тканей и сложных систем: с увеличением силы раздражителя, ответная реакция увеличивается до определенной интенсивности раздражителя). То же самое наблюдается и в ВНД, — чем сильнее условный раздражитель, тем больше ответная реакция. При переходе от возбуждения к торможению, или от торможения к возбуждению (например, от бодрствования к сну, и наоборот), могут проявляться фазовые явления


Слайд 75
Текст слайда:

Фазовые явления в коре больших полушарий:

1) уравнительная фаза, — когда величина ответной реакции на все виды раздражителей выравнивается, на тормозной раздражитель, как и прежде, реакции нет. Одинакова величина только положительных условных рефлексов,

2) парадоксальная — сильные раздражители дают меньший эффект, чем слабые,

3) наркотическая стадия — характерно снижение всех условных реакций без нарушения закона силы,

4) ультрапарадоксальная фаза — положительные условные раздражители не вызывают реакции, а дифференцировочный — дает эффект.


Слайд 76
Текст слайда:

Фазовые явления в коре больших полушарий


Слайд 77
Текст слайда:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ


Слайд 78
Текст слайда:

Эмоция – это отражение мозгом величины потребности и вероятности ее удовлетворения (по Симонову).
Эмоции возникают при наличии доминирующей мотивации.
Степень выраженности эмоциональной реакции зависит от ряда факторов: опыт человека, имеющейся наличной информации и информации в виде памяти, интеллекта.
Мотивация и эмоция не тождественные понятия.
Эмоцию можно скорректировать, изменить в зависимости от типа НС.


Слайд 79
Текст слайда:

Теории эмоций:

1) Биологическая теория (Павлов, Анохин, Судаков) – положительные и отрицательные, объективным показателем для биологических эмоций служат поведенческая реакция, которая отражает определенную эмоцию;

2) вегетативно-энергетическая теория Кеннона;

3) системная теория Анохина — отрицательные эмоции возникают, если есть рассогласование между задачей и результатом;

4) информационная теория эмоций Симонова.


Слайд 80
Текст слайда:

Компоненты, сопровождающие эмоцию:

управляемые:
а) поведенческая реакция человека,
б) состояние мимической и двигательной мускулатуры,
в) походка, жестикуляция, и голосовая реакция;

неуправляемые:
а) изменение ритма сердца,
б) изменение функционального состояния сосудов — кровотока, скорости кровообращения, систолический и минутный объемы,
в) изменение дыхания,
г) изменение гомеостатических показателей — содержание сахара, эритроцитов, изменение функций эндокринной системы и т.д.


Слайд 81
Текст слайда:

Нервный субстрат эмоций:

в формировании эмоций принимают участие: гипоталамус, миндалевидный комплекс, гиппокамп, передний отдел новой коры (фронтальная кора).

Функция гипоталамуса — подкрепляющая. Олдс открыл эмоциогенные зоны в ЦНС (в области гипоталамуса и лимбической системы), то заметил, что при раздражении положительных эмоциогенных зон появляется «реакция самостимуляции». Таким образом, в гипоталамусе и лимбической системе существуют положительные и отрицательные эмоциогенные зоны, вызывающие различные по знаку эмоции.

Миндалевидный комплекс имеет переключающую функцию. При какой-либо конкурирующей мотивации, та мотивация становится доминирующей, которая более эмоционально окрашена. За эту эмоциональную окраску отвечает миндалевидный комплекс. При этом идет переключение мотивов и выбор доминирующих мотивов.


Слайд 82
Текст слайда:

Функция гиппокампа — компенсаторная и замещающая. Его нейроны реагируют на сигналы маловероятных событий. При генерализованном возбуждении мозга, любой сигнал становится значимым и приобретает доминирующий признак. Этот маловероятный сигнал опосредуется через возбуждение гиппокампа (например, когда человек идет по темной улице и прислушивается к каждому шороху).
Фронтальная кора — это отдел мозга, ориентированный на сигналы высокой вероятности. Если удалить фронтальную кору, то все сигналы становятся равнозначными для человека. Так как правое и левое полушария неравнозначны, то в отношении эмоций считают, что правая кора — дает отрицательные, а возбуждение левой коры — положительные эмоции. Это связано с накоплением определенной информации. Когда поступает новая информация, то проходит сопоставление этой идущей информации с информацией, которая была получена ранее. В результате этого формируется вероятность удовлетворения потребности.
По Симонову, мозг выдает информацию о потребности в данный момент и об оценке возможности ее удовлетворения. Поэтому положительные или отрицательные эмоции возникают при определенном соотношении желаний и возможностей.


Слайд 83
Текст слайда:

Кроме морфологических структур, отвечающих за эмоции, в их формировании принимают участие нейрохимические церебральные механизмы. Это физиологически активные вещества, вырабатывающиеся в структурах мозга. Структуры мозга гетерогенны и гетерохимичны — они чувствительны к различным веществам в зависимости от ситуации, в которой находится человек. Различают:

1) адренергические вещества — адреналин, норадреналин, действующие на адренреактивные структуры мозга через α- и β-рецепторы. Чаще они усиливают проявление реакции;
2) холинергические вещества (ацетилхолин) вызывает возбуждающее действие и усиливает проявление отрицательных реакций;
3) серотонинергические вещества (серотонин) затормаживает проявление отрицательных эмоций;
4) специфические нейропептиды, которые или провоцируют возникновение эмоций, или сглаживают их.


Слайд 84
Текст слайда:

К эндогенным факторам, способствующим возникновению эмоций относят:

адреналин
ангиотензин-II — способствует развитию стрессорной ситуации,
вазопрессин.


Слайд 85
Текст слайда:

Вещества, сглаживающие эмоциональные реакции:

а) субстанция Р – обладает неспецифическим действием. Вырабатывается в подкорковых структурах и действует на вегетативную систему, приводя гомеостатические константы к норме, и на центральные механизмы,

б) группа эндорфинов и энкефалинов — сглаживают проявления отрицательных эмоций (β-эндорфин, энкефалин, нейротензин),

в) пептид дельта-сна (ПВДС).


Слайд 86
Текст слайда:

Эмоция — это внешнее проявление эмоционального напряжения ЦНС. Если отрицательная эмоция очень долго действует на организм, то возникает эмоциональное напряжение за счет застойного возбуждения, что приводит к развитию эмоционального стресса.


Слайд 87
Текст слайда:

По Г.И.Косицкому

Первая стадия стресса — стадия напряжения (CH I): состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Эта стадия имеет тренирующее значение, повышая функциональные возможности организма.
Вторая стадия — стеническая — (CH II): характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением частоты сердцебиений, дыхания. Возникает отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости, гнева.
Третья стадия — астеническая — (CH III) отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.
Четвертая стадия (CH IV) — стадия невроза.
Затем может развиться то или иное патологическое состояние: у симпатотоника – может быть гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, нарушение центрального кровообращения (инсульт). У ваготоников: бронхиальная астма, язвенная болезнь, нарушение мочевыделительной системы. Первая и вторая стадии для организма имеют положительное значение, так как реализация поставленных целей и задач требует мобилизации энергетических ресурсов. Важным моментом является ограничение продолжительности дейсвия отрицательных эмоций, чтобы не было хронического эмоционального стресса.


Слайд 88
Текст слайда:

Эмоции - дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей.
Адаптивность подтверждается тем, что вовлекаются те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды (формируется функциональная система, направленная на достижение полезного приспособительного результата).
Во время эмоциональных реакций активируется симпатический отдел нервной системы, обеспечивающей адаптационно-трофические функции организма.
В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме.


Слайд 89
Текст слайда:

Эмоциональная реакция есть результат величины потребности и возможности удовлетворения этой потребности в данный момент.
Незнание средств и путей достижения цели представляется источником сильных эмоциональных реакций, при этом растет чувство тревоги, навязчивые мысли становятся неодолимыми. Это характерно для отрицательных эмоций.
Ощущение страха характерно для человека, если он не располагает средствами возможной защиты от опасности.
Ощущение ярости возникает у человека, когда он желает сокрушить противника или препятствие, но не располагает соответствующей силой (ярость как проявление бессилия).
Человек испытывает горе, когда он не имеет возможности восполнить утрату.


Слайд 90
Текст слайда:

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность.
Эмоции, особенно положительные, играют большую роль в качестве мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция — состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.


Слайд 91
Текст слайда:

эмоции



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика