Врожденные и приобретённые программы поведения презентация

Содержание

Задачи урока. Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной

Слайд 1Врожденные и приобретённые программы поведения


Слайд 2Задачи урока.
Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида

в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.

Слайд 3Основные понятия урока.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология.
Приобретенные программы

поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.


Слайд 4Актуализация знаний.
1). Раскрыть преемственность работ И. М. Сеченова и И.

П. Павлова.
2). Рассказать о Павловском методе условных рефлексов и открытии закона взаимной индукции.
3). Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения.
4). Рассказать суть теории доминанты А. А. Ухтомского.
5). Привести примеры положительных и тормозных безусловных рефлексов.
6). Привести примеры законов взаимной индукции и доминанты.

Слайд 5Врожденные формы поведения.
Безусловный рефлекс
Инстинкт
Запечатление
Врожденные ответы на раздражение, поступающие от внешней и

внутренней среды

Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями

Запоминание обстановки, особей своего вида и определённый период жизни, следование за родителями у выводковых птиц

Глотание, кашель, чихание. Поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при падении

Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение – накопление СО в крови – вдох и расправление лёгких

Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр.

Приспособление к постоянно действующим факторам

Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода

связь детёныша с родителями; у человека – приобщение к речи в раннем возрасте














Слайд 6Рефлексы новорожденных.
Если младенца положить на живот и приподнять его на руках,

его тело выгнется дугой . Этот рефлекс направлен против силы тяжести.
Когда грудной ребенок, лежащий на животе, приподнимает голову и смотрит перед собой, она обращена вперед.
Однако он устает и опускает голову, она поворачивается в сторону. Этот рефлекс защищает нос и рот от попадания посторонних веществ, а также от удушья, поскольку, уткнувшись в подстилку, ребенок мог бы задохнуться. 


Слайд 7Инстинкт.
Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку

безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.

Слайд 8Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в

памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты.

Так, у инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования. Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним, как за наседкой, по пятам. Это может быть человек, ботинки, спичечный коробок. Такое состояние продолжается всего 13—16 ч.

Механизм запечатления (импринтинга) был открыт австрийским ученым, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем (1903—1989), основателем этологии — науки о поведении животных.


Слайд 9Приобретённые формы поведения.
Задание классу: Прочитать текст на стр. 275 и заполнить

таблицу.

Слайд 10Приобретённые формы поведения.
Проверь себя.


Слайд 11Условный рефлекс.
Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека,

возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. 

Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова появляться. 


Слайд 12Рассудочная деятельность.
Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на

основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести и способность животного строить свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств.

Слайд 13Динамический стереотип.
Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного

мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Слайд 14Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования

нового динамического стереотипа.

Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
Ход работы.
Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.
Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.


Слайд 15Оформление результатов
Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки,

на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.


Слайд 16Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:
1.    Какие факты говорят, что при

разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
2.    Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
3.    В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным?
Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

Слайд 17Вопросы для повторения.
1.   Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а

какие — к приобретенным?
2.    Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
3.    Что такое инстинкт?
4.    Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?


Слайд 18Домашнее задание.
Прочитать параграф 54, ответить на вопросы на стр. 278.


Слайд 19Источники.
http://pedsovet.su/ шаблон презентации
http://navse-100.ru/articles/fizicheskoe-razvitie-rebenka-do-1-goda
http://school.xvatit.com/
http://900igr.net/kartinki/biologija/Refleks/023-Vyrabotka-uslovnogo-refleksa.html
http://econet.ru/articles/2234-vorony-sposobny-k-prichinno-sledstvennym-umozaklyucheniyam
http://ucheba-legko.ru/
Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н.

Биология 8 класс
Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс «Тематическое и поурочное планирование.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика