Волк. Формирование пищевого и пищедобывательного поведения в постнатальном онтогенезе презентация

Содержание

Поведенческие реакции, сформированные к моменту рождения

Слайд 1ВОЛК (Canislupus lupus. Linnaeus,1758) . ФОРМИРОВАНИЕ ПИЩЕВОГО И ПИЩЕДОБЫВАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОСТНАТАЛЬНОМ

ОНТОГЕНЕЗЕ



Слайд 2


Поведенческие реакции, сформированные к моменту рождения


Слайд 3 Реакции, сформированные к моменту рождения, способствующие выживанию новорожденных незрелорождающихся псовых

Реакция

скучивания.
Реакция поиска крупного источника тепла.
В ответ на раздражение мордочки шерстью, запускается поиск соска.
Нахождение выпуклости и сосание.
Массаж лапками молочной железы, что обеспечивает постоянный приток молока.

Слайд 5Каким образом находят мать (источник пищи)


Слайд 6 А. Cкучивание. Б.

Таксис к появившемуся крупному источнику тепла. Рис. В. М. Смирина

38o

ББ

А


Слайд 7Почему волчата и щенки собаки сосут?
В течение первой недели жизни, у

новорожденных нет состояния голода или насыщения.
Процесс сосания осуществляется исключительно за счет врожденной потребности в реализации сосательной активности.

Слайд 8О технике выкармливания новорожденных псовых







Типы применяемых сосок (А,Б,В). 1. Диск; 2.

Прокол;
3. Отверстие -∅ 2мм; 4. Отверстия.


Слайд 9Функциональная трансформация массажа лапками молочной железы
A. Неонатальный период.
Б. После перехода на

твердую пищу.

А

Б


Слайд 10 Игра. Причины ее возникновения и результат




Теории игры



Слайд 11Кто играет?

Игровое поведение, одна из форм активности, характерная для большинства млекопитающих

и некоторых птиц. В частности, этот тип поведения описан у 45 видов птиц, входящих в 13 отрядов и у 140 видов млекопитающих, представленных также 13 отрядами (Bekoff, 1976. Animal play: Problems and perspectives. “Perspectives in Ethology”. V.2. Plenum Press. New York and London. P.165-182).

Слайд 12По каким причинам возникает игра?


Слайд 13
«За Акбарой трусил Ташчайнар, а волчата резво носились от избытка энергии…»

Чингиз Айтматов. Плаха. СПб., 2004. С. 26.

Слайд 14
Теория избыточной энергии – Spenser, 1897 по Bekoff,1976.

В молодом организме (иногда и во взрослом) накапливается большее количество энергии, чем нужно для удовлетворения его актуальных потребностей. Эта энергия требует выхода и проявляется в виде определенных действий, т.е. игры.

Слайд 15
Теория функционального удовольствия -Buhller,1924

Удовольствие возникает не в результате воздействия

каких-либо внешних стимулов, а от самой активности или ее следствия.

Слайд 16
Теория возбуждения - Hebb,1955; Berlyne,1960 Теория возбуждения рассматривает игру как путь

повышения сенсорной восприимчивости и, следовательно, как возможность изменения уровня возбуждения, когда оно ниже или выше оптимального.

Слайд 17Результат игры
Теория практики - Groos, 1898 – Гроос, 1916 Значение

игры молодых животных заключается в упражнении различных действий, необходимых для взрослой жизни. Игра позволяет молодому животному без риска для жизни упражняться в жизненно важных действиях.


Слайд 18 В ходе игры возможно совершенствование наследственных форм поведения еще

до того, как недостатки поведения роковым образом предстанут пред судом естественного отбора (Фабри, 1993).
Надо добавить, что совершенствуются не только наследственные формы поведения, но и приобретенные.



Слайд 20Основные участки тела, на которые, как правило, направлена атака: А- во

время игры; Б – во время охоты

Слайд 21Поведение запасания пищи


Слайд 22
Известно, что волки, как и другие псовые, запасают остатки

добычи. Вместе с тем есть данные, что это поведение не имеет особого значения для волка (Mech, 1970 и другие).
Если данный вид поведения существует, необходимо ответить на несколько вопросов:
Когда запасаются?
Какова функция запасания?
Что запускает данный вид поведения?
Как находят кладовые (ухоронки)?

Слайд 23Когда запасаются?
Наблюдения за дикими волками, приученными к моему присутствию

и выпущенными на волю четырьмя группами ручных волков, показали, что наибольшее количество пищи волки запасают тогда, когда волчица на сносях и до достижения новым поколением 7-8 месяцев. Далее волки или перестают запасать пищу, или запасают только один раз.



Слайд 24Какова функция запасания?


Основной функцией запасания

является обеспечение беременной волчицы стабильной пищевой базой, а далее, прибылое потомство.

Слайд 25Принципиальная схема распределения кладовых вокруг места питания 1 (крупная добыча). Точками

обозначены кладовые.


























D≈250м

1


Слайд 26 При наблюдении за дикими, приученными к моему присутствию и

выпущенными мной волками, оказалось, что волки находят не только свои, но и чужие кладовые.
Статистическая обработка материала показала, что между количеством найденных «своих» и «чужих» кладовых существенной разницы нет (Р>0,05).
Возникает вопрос: почему волки не находят преимущественно свои кладовые?

Слайд 27Схема эксперимента для изучения памяти волка на местонахождение предъявленной пищи (А),

контрольный вариант (Б). 1 – место старта; 2 – приманка; 3 – путь экспериментатора с волком к приманке и обратно; самостоятельный путь волка к приманке; 5 – направление ветра. Расстояние от места старта до приманки 160 м

Эксперименты показали, что волки помнят местонахождение предъявленной пищи более 10 дней.


Слайд 28
Как определить продолжительность хранения в памяти местонахождения собственной кладовой?

Единственный способ ответа на этот вопрос - определение времени, в пределах которого волк охраняет свою кладовую от потенциальных конкурентов.
Оказалось, что волки помнят местонахождение собственной кладовой не более 4-х часов.




Слайд 29Почему нет необходимости запоминать местонахождение собственных кладовых?
Голодные волки

или те, которые должны накормить кормящую волчицу или щенков, начинают искать кладовые вокруг места ранее добытой крупной жертвы. В таком случае, вероятность нахождения своей или чужой кладовой настолько высока, что долговременное запоминание своей кладовой становится не актуальным. А это, в свою очередь, освобождает мозг от лишней нагрузки.


Слайд 30Но все-таки, почему волки не способны длительно помнить собственные кладовые?

В свое время было показано, что поведение запасания пищи запускает растяжение стенки желудка, т.е. первичное насыщение (Бадридзе, 1987).
При первичном насыщении (растяжении стенки желудка) импульсация поступает в структуры мозга, в том числе и неокортекс, что не только значительно снижает уровень его возбуждения, но и пищевую мотивацию. Именно это и препятствует долговременному запоминанию местонахождения собственных кладовых.


Слайд 31Что такое хищнический инстинкт в современной интерпретации?



Это врожденный комплекс поведенческих реакций,

направленный на поимку и поедание потенциальной жертвы.
Исходя из этого, хищник должен ассоциировать (а это врожденная ассоциация) живой объект с пищей.

Слайд 32
Теперь посмотрим, каким образом формируется хищническое поведение?


Слайд 33

К двадцатидневному возрасту формируется положительная реакция на запах крови и мяса.



Слайд 34На 25-30й день жизни формируется реакция преследования движущихся объектов и пробы

на зуб.
Рис. В. М. Смирина

А

Б


Слайд 35

Реакция на движущийся объект.
Преследование. B. Избегание
Рис. В. М. Смирина

А
Б


Слайд 36

Реакция хищника в ювенильном возрасте на потенциального конкурента.
A. Шкура кролика интактная
Б.

Шкура кролика повреждена – выступает капля крови.

А

Б


Слайд 37 Последовательность реакций неопытного волка на потенциальную жертву А Дистантное исследование


Слайд 38Б Исследование при начальной стадии пассивно-оборонительной реакции


Слайд 39В Пассивно-оборонительная реакция


Слайд 40Г Рычание при пассивно-оборонительной реакции


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика