Слайд 1Урок биологии
6 класс
Тема: Выделение у беспозвоночных животных.
Подготовил: учитель биологии ГОУ СОШ
№ 983
Панюшкина Елена Владимировна
Слайд 2Вопросы
Какое значение имеет транспорт веществ для растительных и животных организмов?
Как поддерживается
постоянство внутренней среды организма?
Какова судьба транспортируемых продуктов?
Слайд 3Выделение у беспозвоночных животных
Слайд 4Цель урока:
познакомить учащихся со строением и особенностями выделительной системы у различных
беспозвоночных.
Слайд 5Задачи
Изучить строение выделительной системы на примерах различных позвоночных;
Познакомиться с новыми понятиями
и терминами.
Слайд 6Основные понятия и термины:
выделение;
сократительная вакуоль;
выделительные канальцы;
нефридии;
Мальпигиевы сосуды;
продукты
жизнедеятельности.
Слайд 7Выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды,
солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.
Слайд 8Органы выделения беспозвоночных и их функции
Слайд 12Выделительная система кольчатых червей
Слайд 14Органы выделения беспозвоночных и их функции
Слайд 15Подведение итогов работы по таблице
Слайд 16УДАЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВСЕГДА ЛИ ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО?
Слайд 17 Из организма выводятся вещества, накопление которых мешает нормальной
жизнедеятельности. Это не всегда отходы, т. е. вещества, которые не могут дальше быть использованы организмом. Некоторые из них могут послужить еще определенным целям.
Слайд 18Брюхоногие Моллюски
У брюхоногих моллюсков обильная слизь, выделяемая кожей, смягчает трение
и облегчает скольжение по субстрату.
Слайд 19Вот так пишет об этом зоолог К. Марли: «Эта скользкая дорога
дает возможность улитке передвигаться и при этом не ранить своей нежной оболочки. Если положить улитку на золу, она остановится, вздыбится, а затем в полном отчаянии скроется в раковине и покорно будет ждать своей смерти».
Слайд 20Головоногие моллюски
Каракатица – представитель головоногих моллюсков, имеющий в теле особое образование
– чернильный мешок. При приближении врагов она выбрасывает из него струю черной жидкости. «Чернила» расплываются в воде, и под их густым облаком моллюск благополучно скрывается.
Слайд 21Плоские черви
Планарии – существа удивительные, обитающие и в море, и на
суше, и в тропических лесах. Также как и у брюхоногих улиток, их кожа способна выделять слизь, по которой они скользят, словно струятся, со скоростью несколько метров в час.
Слайд 22Многоножки
Многоножки способны выделять пахучие, красящие и ядовитые вещества. Это спасает их
от врагов. Сильный яд поражает даже кожу человека, а иногда, попав в глаза, приводит к слепоте.
Слайд 23Ракообразные
У многих беспозвоночных животных, в том числе и ракообразных, конечные продукты
обмена могут накапливаться в покровах, которые сбрасываются во время линьки.
Слайд 24Насекомые
У насекомых вредные продукты жизнедеятельности не всегда удаляются из организма. Часть
из них утилизируется в жировом теле и остается там в течение всей жизни. Никакого вредного влияния на организм они не оказывают.
Слайд 25Вывод
Таким образом, выделяемые из организма продукты жизнедеятельности, могут иметь важное значение
для беспозвоночных животных. Часто они защищают кожные покровы от высыхания.
Они могут накапливаться в особых органах накопления или в покровах, которые сбрасываются во время линьки. Часто эти вещества ядовиты, что спасает беспозвоночных от хищных животных.
Слайд 26Работа в группах
1 группа:
Почему у морских простейших сократительная
вакуоль работает гораздо реже, чем у пресноводных?
2 группа:
С какими особенностями жизнедеятельности связано выделение у насекомых?
3 группа:
Могут ли использоваться продукты жизнедеятельности одних организмов другими? Приведите примеры. Какой вывод можно сделать исходя из этого?
Слайд 27Вывод
Процессы выделения протекают во всех живых организмах;
Механизмы выделения зависят от уровня
организации организма и среды обитания;
Основная проблема процесса выделения – содержание воды в жидкостях тела и его регуляция у животных, живущих в разных средах обитания;
Продукты выделения поступают в окружающую среду и становятся источником пищи и энергии для других организмов.
Слайд 28 Закрепление изученного материала
1.Выделение – это ____________________ из организма _________________________________________ (воды, _____________, _____________, _________________).
2.У ______________________ сократительная вакуоль удаляет ____________________________________.
3. У ____________________________ выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами.
Слайд 29Подведение результатов работы
Критерии оценки
Ответ на все вопросы – 5;
Ответ на 2
вопроса – 4;
Ответ на 1 вопрос – 3;
Нет правильных ответов – 2.
Правильный текст
1. Выделение – это выведение из организма конечных продуктов обмена веществ (воды, солей, ядовитых веществ, образовавшихся в результате пищеварения или поступивших с пищей). 2.У амебы сократительная вакуоль удаляет избыток воды. 3.У насекомых выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами.
Слайд 30Домашнее задание
Изучить гл. 13 «Выделение», с. 80.
Устно ответить на вопросы 1
– 4 на стр. 85 (рубрика «Проверьте свои знания».
Творческое задание:
найдите информацию о выделительной системе Ракообразных. Каковы ее особенности?
Слайд 31Какую новую, значимую лично для вас информацию вы получили сегодня на
уроке?