Сцепленное наследование генов презентация

Содержание

ПЛАН УРОКА Актуализация знаний Изучение нового материала 2.1 Всеобщий характер законов Г. Менделя. Исключения. 2.2 Гипотеза хромосомной природы наследственности

Слайд 1СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ)
ЗАДАЧИ

УРОКА:

РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕНОВ
СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА Т.МОРГАНА
ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИНЦИПОМ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ
РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

АВТОР: ЗЫКОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ


Слайд 2ПЛАН УРОКА
Актуализация знаний
Изучение нового материала
2.1

Всеобщий характер законов Г. Менделя. Исключения.
2.2 Гипотеза хромосомной природы наследственности
2.2.1 Открытие материальных носителей наследственности
2.2.2 Экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности
2.3 Расположение генов в хромосоме
2.3.1 Кроссинговер и его генетические последствия
2.3.2 Генетические карты хромосом
2.4 Резюме: основные положения закона Т. Моргана
Закрепление материала (тестирование)
Факультативный час
4.1 Решение задач на результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу при сцепленном наследовании
4.2 Решение задач на составление карты хромосом


Слайд 3ПОДУМАЙТЕ !
Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя?
Ответ:
Для

генов относящихся к разным аллелям,
размещенным в разных парах гомологичных хромосом.
2. Как называется участок хромосомы, где располагается ген?
Ответ:
Локус
Какое явление изображено на схеме?
Ответ:
Кроссинговер, или рекомбинация генов.
4. В чем сущность данного явления?
Ответ:
Кроссинговер — это обмен участками ДНК в паре хроматид из гомологичных хромосом в профазе I мейоза.

Слайд 4Всеобщий характер законов Г.Менделя.
1900 год – год рождения науки генетики
Г.де Фриз

– голландский ботаник (работы с маком)
К.Корренс – немецкий ботаник (работы с кукурузой)
Э. Чермак – австрийский ботаник (работы с горохом)
Бэтсон – английский биолог (опыты с курицами)
Гено – французский зоолог (опыты с мышами)

Исключение: не дают независимого расщепления в F2
следующие признаки
Форма пыльцы и окраска цветов у душистого горошка
Красная окраска цветов и темные стебли и листья у растений
Длинная шея и длинные конечности у животных (и наоборот)
Темные глаза и темные волосы у человека (и наоборот)


Слайд 5Гипотезы хромосомной теории наследственности
1903 год – предположение о нахождении многих генов


в хромосоме и их совместном наследовании

В.Сэттон, американский биолог
О. Гертвиг, немецкий биолог

1909 год – опыты американских биологов с плодовой мушкой дрозофилой

Т. Морган и его сотрудники:
К.Бриджес
Г.Дж. Меллер
А. Стертевант





Слайд 6Объект исследования - дрозофила
Причины выбора:
Быстрое размножение (3 поколения в месяц)
Малое

количество хромосом (4 пары)
Хорошо заметные внешние различия


Мутанты дрозофил по строению крыльев:
А – с зазубренными крыльями,
Б – с недоразвитыми крыльями,
В – с загнутыми крыльями,
Г - бескрылые


Слайд 7Закономерности сцепленного наследования признаков


Слайд 8Расщепление по фенотипу при независимом и сцепленном наследовании признаков


Слайд 9Группы сцепления
Сцепленные гены – гены, расположенные в одной хромосоме и наследуемые

совместно.

Количество генов в различных группах сцепления (то есть в различных хромосомах) может отличаться друг от друга.

Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе:
Дрозофила – 4
Горох – 7
Кукуруза – 10
Мышь – 20
Человек – 23
Дождевой червь – 36
Ящерица – 38
Кролик – 44
Корова -60



Слайд 10Генетические последствия кроссинговера


Неполное сцепление –
это последствие кроссинговера




Кроссоверные гаметы –
гаметы,

образовавшиеся
в результате рекомбинации генов.



Слайд 11Частота кроссинговера и расстояние между генами
Частота рекомбинаций определяется по формуле ,


где N – количество рекомбинантов,
N0 – общее количество потомков.
Морганида – единица расстояния между сцепленными генами, равная 1% кроссинговера.

Частота рекомбинаций генов показывает относительное расположение сцепленных генов в хромосоме: чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации. Это обстоятельство используется при составлении генетических карт.



Слайд 12Генетические карты
Генетическая карта – схема относительного расположения генов, находящихся в одной

хромосоме.
Показывает:
Последовательность расположения генов в хромосоме
Расстояние между генами

Геном – совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом.



Слайд 13Принцип построения генетической карты
Метод триангуляции - определение взаимного расположения (последовательности) локусов

трёх и более генов.










Построение генетической карты для генов A, B, C, частоты рекомбинаций между которыми составляют
A – B = 6 %, B – C = 14 %, A – C = 8 %.




Слайд 14Основные положения закона сцепленного наследования Т.Моргана
Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют

группу сцепления и наследуются совместно.

Сцепление бывает полным и неполным.

При неполном сцеплении гомологичные хромосомы обмениваются своими участками, что обеспечивает возможность возникновения новых сочетаний генов.
Для генов, локусы которых разделены большими расстояниями характерен двойной кроссинговер, когда рекомбинация происходит одновременно в двух точках.

Слайд 15ТЕСТИРОВАНИЕ
Определите на рисунке, между какими генами

наиболее высока вероятность перекреста:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

а) АД б) ВС в) АВ г) ВД

а) Аб и аб б) вс
в) сд и сД г) Ад и аД

а) АВ и ав б) АС и ас
в) Вд и вд г) Ад и ад

а) Ад б) аб
в) вс и вС г) ас и аС


Слайд 16Решение генетических задач
На результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу

и фенотипу
Задача: Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Вопросы: 1. Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания? 2. Какой процент гамет самки содержит одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти? 3. Какой процент гамет содержит гены сплошной окраски и нормальной длины? 4. Какой процент потомков от этого скрещивания будет фенотипически похож на отца? 5. Какой процент потомков от этого скрещивания будет дигетерозиготен?

Слайд 17Дано:
А – ген пятнистой окраски
а – ген сплошной окраски
В –

ген нормальной длины
в – ген ангорской шерсти
- генотип самки
( по некроссоверным потомкам, которых более 50%)

- генотип самца (т.к. скрещивание анализирующее)

Р ×

Г


F1 26 144 157 23

Ответ:
4 фенотипа
7,4 % (26÷350∙100)
6,6% (23÷350∙100)
41,2% (144÷350∙100)
44,2% (157÷350∙100)


Слайд 18Решение генетических задач
На составление карты хромосом
Задача: В результате анализирующего скрещивания у

томатов получилось следующее расщепление:
А-В-С- 73 А-ввС- 2
А-В-сс 348 А-ввсс 96
ааВ-С- 110 ааввС- 306
ааВ-сс 2 ааввсс 63
1. Написать схему анализирующего скрещивания.
2. Построить карту для указанных генов с указанием расстояния между ними.


Слайд 19Дано:
А-В-С- 73 А-ввС-

2 А-В-сс 348 А-ввсс 96
ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс 63
- генотип женского растения (по некроссоверным потомкам,
которых более 50%)

- генотип мужского растения (т.к. скрещивание анализирующее)


Р ×


Г







F2 348 306 2 2 73 96 110 63

некроссоверные

кроссоверные


Слайд 20АВ, ав, Вс, вС, Ас, аС – сцепленные гены
Ав, аВ, ВС,

вс, АС, ас – кроссоверы
А/B = (2 + 2 + 96 + 110)∙100÷1000 = 21%
B/c = (73 + 63 + 96 + 110)∙100÷1000 = 34,2%
A/c = (2 + 2 + 73 + 63) )∙100÷1000 = 14%
Поправка на двойной кроссовер: (2+2)∙2 )∙100÷1000 =0,8%
В А с
21% 14%


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика