Социально-биологические основы физической культуры презентация

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.  2. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.  3. Средства физкультуры и спорта

Слайд 1Социально – биологические основы физической культуры.
М.А. Школина
Пермский государственный национальный исследовательский

университет,
Пермь 2015 г.
 


Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.


 2. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.
 3. Средства физкультуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма.
 4. Физиологические особенности и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
 5. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
 

Слайд 3Социально – биологические основы физической культуры - Человек растет и развивается

под контролем двух программ: социальной и биологической.
Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она формировалась в процессе длительной эволюции. Материальным носителем биологической программы являются хромосомы, которые передаются человеку от его родителей.
Социальная программа развития — это формирование личности человека под влиянием окружающих его условий и людей. Социальная программа подготовлена общественно-историческим развитием человеческого общества и не передается по наследству. В процессе этого формируется и внутренняя позиция человека, его отношение к воздействию внешних условий.

Слайд 4Внешние природные и социальные условия, с которыми человеческий организм находится в

постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия. Отличительной особенностью человека является возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности и продления жизни.
Однако без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно правильно организовать процесс совершенствования человека.

Слайд 51. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Человеческий организм

— сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. При эволюционном развитии человека двигательная активность оказала существенное влияние на морфологическую функцию, связанную с закономерностями строения и процесса формообразования организма и его отдельных органов в онтогенезе и филогенезе. Онтогенез — индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, происходящие в организме от стадии оплодотворения яйца до окончания его жизни.
Филогенез — процесс развития организма человека в течение всего времени существования жизни на земле.



Слайд 6Подобно другим организмам, тело человека имеет клеточное строение.
Клетка — это элементарная

живая система. Она является основой развития животных и растительных организмов. Клетки разнообразны по своим размерам, форме и функциям, но все они имеют некоторые общие черты строения. Основные части любой клетки — цитоплазма и ядро. В ядре клетки расположены нитевидные образования — хромосомы, которые являются носителями наследственных задатков организма, передающихся от родителей. В состав клеток входят разные химические соединения. Часть из них — неорганические — вода и соли. В водном растворе происходит химическое взаимодействие различных веществ. Находящиеся в растворенном состоянии питательные вещества из межклеточного пространства проникают в клетку через мембрану. Вода также способствует удалению из клетки веществ, которые образуются в результате протекающих в ней реакций. Наиболее важны для процессов жизнедеятельности клетки соли калия, натрия, кальция, магния и др. Однако главная роль в осуществлении функций клетки принадлежит органическим соединениям. Среди них наибольшее значение имеют белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.


Слайд 7Белки — это основные и наиболее сложные вещества любой живой клетки.

По размерам белковая молекула в сотни, тысячи раз превосходит молекулы неорганических соединений. Без белков нет жизни. Некоторые белки ускоряют химические реакции, играя роль катализаторов. Такие белки называются ферментами.
Белки являются основным пластическим материалом, из которых построены клетки всех тканей организма. Однако при длительном голодании, когда истощаются запасы углеводов и жиров, белки используются как источник энергии.
Жиры и углеводы имеют менее сложное строение. Они являются строительным материалом клетки и служат источником энергии для процессов жизнедеятельности организма.

Слайд 8Нуклеиновые кислоты образуются в клеточном ядре. Отсюда и произошло их название

(от лат. nucleus — ядро). Входя в состав хромосом, нуклеиновые кислоты участвуют в хранении и передаче наследственных свойств клетки. Нуклеиновые кислоты обеспечивают образование белков.
Клетка обладает рядом свойств: она растет и размножается, восстанавливается, обменивается энергией и веществом с окружающей средой, адаптируется к условиям среды. Сохраняя свою относительную автономию, клетки входят в состав той или иной тканевой системы.

Слайд 9Ткань — это совокупность клеток, имеющих одинаковое строение, функцию и происхождение,

и межклеточного вещества. В зависимости от функциональной специализации выделяют типы тканей:
— эпителиальные ткани обеспечивают обмен веществ между организмом и окружающей средой, а также выполняют защитную и терморегуляционную функции;
— соединительные ткани объединяют хрящевую, костную, собственно соединительную ткань. Они выполняют пластическую, защитную и механическую (опорную) функции и играют важную роль в питании тканей;
— мышечная ткань включает поперечно-полосатые и гладкие мышцы, обеспечивающие двигательную активность, регуляцию вегетативных процессов;
— нервная ткань состоит из нервных клеток, обеспечивающих восприятие, трансформацию и проведение возбуждений.

Слайд 10Органы — это части организма, выполняющие определенные функции. Организм человека состоит

из органов: сердце, легкие, почки, рука, глаз и др.
Орган имеет свою, только ему свойственную форму и положение в организме. В зависимости от выполняемых функций разным бывает и строение органа. Орган является частью целостного организма и поэтому вне организма работать не может. В то же время организм способен обходится без некоторых органов. Каждый из органов является составной частью сложной физиологической системы органов.
Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую систему. Различают следующие физиологические системы: покровную, систему опоры и движения, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую, эндокринную, нервную.


Слайд 11В ПОКРОВНУЮ СИСТЕМУ
входит кожа и слизистые оболочки. Кожа покрывает тело

снаружи. Слизистые оболочки выстилают изнутри полости носа, рта, дыхательных путей и пищеварительной системы. Кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от внешних воздействий — высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм возбудителей болезней и ядовитых веществ.

Слайд 12СИСТЕМА ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ
В осуществлении разнообразной двигательной деятельности участвуют многие

системы организма, однако непосредственным исполнителем движений является опорно-двигательный аппарат, включающий в себя кости, суставы, связки, скелетные мышцы.

Слайд 13Скелет выполняет опорную функцию. Он составляет пассивную часть опорно-двигательного аппарата.
В скелете

человека более 200 костей. Сам скелет состоит из позвоночного столба, черепа, грудной клетки, поясов конечностей (верхних и нижних) и свободных конечностей (рук и ног).
Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий.
Основная функция опорно-двигательный аппарата – опора и перемещение тела и его частей в пространстве.
Главная функция суставов – участвовать в осуществлении движения, и выполнять роль демпферов, гасящих инерцию движения и позволяющих мгновенно останавливаться в процессе движения.

Слайд 14Мышечная система и ее функции.
Мышечная система – активная часть опорно-двигательного аппарата,

обеспечивает движение человека, вертикальное положение тела, фиксацию внутренних органов в определенном положении, дыхательные движения, усиление кровообращения (мышечный насос), теплорегуляцию вместе с другими органами.
Общее количество у человека – более 600, что составляет 35-40% общей массы тела.
Существует два вида мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечнополосатая (произвольная).
Главным свойством мышечной ткани является сократимость, которая обеспечивается за счет сократительных мышечных белков – актина и миозина.

Слайд 15Мышца имеет волокнистую структуру, каждое волокно состоит из миофибрилл.
Когда мышца находится

в несокращенном, (расслабленном) состоянии, чередующиеся нити актина и миозина лишь частично продвинуты относительно друг друга, причем каждой нити миозина противостоят, окружая ее, несколько нитей актина. Более глубокое продвижение относительно друг друга обуславливает укорочение (сокращение) миофибрилл отдельных мышечных волокон и всей мышцы в целом. К мышце подходят и отходят многочисленные нервные волокна. Двигательные (эфферентные) нервные волокна передают импульсы от головного и спинного мозга, приводящие мышцы в рабочее состояние. Через симпатические нервные волокна осуществляется регуляция обменных процессов в мышцах, через разветвленную сеть капилляров поступают необходимые для жизнедеятельности питательные вещества и выводятся конечные продукты обмена.

Слайд 16 Различают мышцы:
Антагонисты-синергисты;
Сгибатели-разгибатели;
Приводящие-отводящие;
Сжимающие-расширяющие
Сила мышц зависит от:
Суммы сил мышечных волокон;
Их сократительной способности;
Количества

мышечных волокон в мышце;
Количества функциональных единиц, одновременно возбуждающихся при сокращении;
Частоты посылаемых импульсов;
Исходной длины мышц;
Условий взаимодействия с костями скелета.
Мышцами осуществляется работа :
- Внутренняя (трение в мышечном волокне при сокращении)
внешняя работа мышц (перемещение тела, груза в пространстве)
Внешняя работа характеризуется коэффициентом полезного действия мышечной системы (КПД м.с.).
КПД м.с. – отношение производимой работы к общим энергетическим затратам. КПД м.с. человека около 20%, у спортсменов – выше.




Слайд 17КРОВЬ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе

и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма.
Состоит из плазмы (55-60%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и др. веществ (40-45%).
В плазме крови растворены гормоны, минеральные соли, питательные и др. вещества, которыми она снабжает ткани, а также продукты распада, удаленные из тканей. В плазме крови находятся антитела, создающие иммунитет организма к ядовитым веществам, микроорганизмам и вирусам. Плазма принимает участие в транспортировке углекислого газа к легким.
Постоянство состава крови поддерживается как химическими механизмами самой крови, так и специальными регуляторными механизмами нервной системы.

Слайд 18Общее количество крови составляет 7-8% массы тела человека. В покое 40-50%

крови выключено из кровообращения и находятся в «кровяных депо»: печени, селезенке, сосудах кожи, мышц, легких. В случае необходимости (например при мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение и рефлекторно направляется к работающему органу (отправку регулирует ЦНС).
Потеря 1/3 количества крови опасна для жизни.

Эритроциты – красные кровяные клетки, транспортирующие О2 к тканям и углекислый газ к легким (дыхательная функция);
Лейкоциты – белые кровяные тельца, уничтожают инородные тела и болезнетворные микробы (защитная функция);
Тромбоциты – играют важную роль в свертывании крови.
Различают 4 группы крови (I,II,III,IV).


Слайд 19СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.
Сердце – автономный, автоматический орган. Деятельность сердца заключается в ритмичной

смене сердечных циклов, состоящих из трех фаз: сокращение предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца.
Сердце и кровеносная система участвуют в насыщение крови кислородом (малый круг кровообращения), доставки кислорода и питательных веществ к органам (большой круг кровообращения), выведения углекислого газа и продуктов распада (СО2, молочной кислоты).

ССС состоит из сердца, артерий, вен, капилляров.


Слайд 20ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Основная функция органов дыхания – обеспечение тканей организма кислородом и

освобождение их от углекислого газа.
Также органы дыхания участвуют в голосообразовании, обоняния, выработке гормонов, водно-солевом и липидном обмене, иммунной защите.
Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие.
Главным органом дыхательной системы являются легкие.
Процесс дыхания – это целый комплекс физиологических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения. Механизм дыхания – осуществляется автоматически.

Слайд 21СИСТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ.
К органам пищеварения относятся: язык, зубы, слюнные железы,

глотку, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается слюной, на нее воздействуют желудочный и другие пищеварительные соки. В результате образуются необходимые организму питательные вещества. Они всасываются в кишечнике и доставляются кровью ко всем клеткам организма.
К органам выделения относится: желудочно-кишечный тракт, легкие, почки, потовые, сальные, слезные железы.
Основную нагрузку несут почки (с мочой выделяется до 75% вредных веществ). При физической нагрузке потовые железы и легкие увеличивают активность выделительной функции.


Слайд 22ПОЛОВАЯ СИСТЕМА
выполняет функцию размножения. В половой системе формируются половые клетки.

К этой системе относятся мужские половые железы — семенники, женские половые железы — яичники. В матке происходит развитие плода.
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
включает различные железы внутренней секреции. Каждая из желез вырабатывает выделяет в кровь особые химические вещества (гормоны), которые участвуют в регуляции функций всех клеток и тканей организма.
Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой.


Слайд 23Клетки, ткани, органы и системы органов в организме работают как единое

целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: гуморальным (от лат. humor — жидкость) — с помощью химических веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость) и с помощью нервной системы.
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью биологически активных химических веществ, вырабатываемых в организме.
В организме имеются специальные органы — железы, вырабатывающие биологически активные вещества. Существует два типа желез. Одни имеют протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов или на поверхность кожи. Их называют железами внешней секреции. Это слезные, потовые, слюнные железы, железы желудка и др.


Слайд 24Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через

них кровь, называют железами внутренней секреции. К ним относятся гипофиз, щитовидная и вилочковая железы, надпочечники и другие железы.

Слайд 25Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называют гормонами. Гормоны разносятся

кровью по всему организму и оказывают влияние на функции многих систем органов и на жизнедеятельность организма в целом. Гормоны регулируют процессы обмена веществ, роста и развития.
Работа всех желез внутренней секреции строго согласована. Повышенная или пониженная выработка гормона какой-либо одной железой стимулирует или угнетает функцию другой.
Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов с помощью нервной системы. Нервные влияния всегда предназначаются определенным органам и тканям и рас­пространяются во много раз быстрее химических веществ.


Слайд 26НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
объединяет все системы организма, регулирует и согласовывает их деятельность. Любое

нарушение связи между нервной системой и органом приводит к прекращению его нормального функционирования. Посредством чувствительных клеток — рецепторов, расположенных в органах зрения, слуха, равновесия, обоняния, осязания, поддерживается постоянная связь организма с окружающей средой. Нервная система отвечает за психическую деятельность человека, его поведение.
Нервная регуляция физиологических процессов заключается во взаимодействии органов с помощью нервной системы.

Слайд 27Нервные влияния всегда предназначаются определенным органам и тканям и рас­пространяются во

много раз быстрее химических веществ.
Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов. Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение — деятельное состояние нервных клеток. Торможение — состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление; Сон, например, является состоянием нервной системы, когда подавляющее большинство нервных клеток заторможено.


Слайд 28Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Центральный отдел представлен

головным и спинным мозгом. К периферическому отделу относятся нервы и нервные узлы.
Часть нервной системы, которая регулирует работу скелетных мышц, называется соматической (от греч. soma — тело). Посредством соматической нервной системы человек может управлять движениями, произвольно вызывать или прекращать их.

Слайд 29Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют автономной. Работа автономной

нервной системы не подчиняется воле человека. В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический. Большинство внутренних органов снабжено нервами этих двух отделов. Как правило, они оказывают противоположное влияние на органы. Изменение функций организма определяется условиями внешней и внутренней среды. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря двусторонним связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.

Слайд 30Нервная и гуморальная регуляции обеспечивают взаимосвязь и согласованную работу всех систем

органов, поэтому организм функ­ционирует как единое целое.
Нервный и гуморальный способы регуляции тесно между собой связаны. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые с током крови химические вещества. Однако образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находятся под постоянным контролем нервной системы. Поэтому регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться ни чисто нервным, ни исключительно гуморальным путем.
Регулируемое постоянство внутренней среды было названо гомеостаз. Основным механизмом поддержания постоянства показателей деятельности разных систем организма является саморегуляция функций.


Слайд 312. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
На

организм влияют различные природные факторы: изменения температуры воздуха, влажности, уровня солнечной радиации, дожди, снегопады, землетрясения и пр. При незначительных изменениях ус­ловий существования организм перестраивает свои функции. Проис­ходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, потоотде­ление. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, боль­ше и отдает ее. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.

Слайд 32Человек благодаря созданным условиям жизни (постоянным ис­точникам тепла, воды, энергии, жилью,

различным приборам, сбере­гающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) лучше, чем другие жи­вые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Эти условия соз­давались целенаправленной деятельностью всего человеческого об­щества в течение многих тысячелетий. Благодаря этому человек су­мел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли. В современном мире проблемы экологии, в т.ч. взаимодействия организма с окружающей средой, серьезно обострились. Изучением приспособления современного человека к различным природным факторам (условиями Крайнего Севера и Юга, пустынь, гор) занимается экологическая физиология.

Слайд 33Другой раздел экологической физиологии изучает влияние на организм человека таких необычайных

факторов среды как ускорение, невесомость, шум, вибрация, укачивание, магнитное поле, ионизирующая радиация.
Приспособление организма к климатическим условиям называ­ется акклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях.
Приспособление человека новым производственным (трудовым) и бытовым условиям называется адаптацией. При этом повышается точность и количество выполняемых трудовых операций, что связано с улучшением регуляции процессов, протекающих организме.

Слайд 34Примером высоких приспособительных возможностей организма к необычным для жизни условиям может

служить приспособление ор­ганизма к состоянию невесомости, т. е. отсутствию земного тяготения.
Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека. Сейчас около 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с экологией.
Отличительной особенностью человека является то, что он мо­жет сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни.

Слайд 353. СРЕДСТВА ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УПРАВЛЕНИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА.
Мышечная

ра­бота — это не только работа по преодолению различных внешних и внутренних сил, любое мышечное действие является источником нервных импульсов, идущих от мышечных волокон, сухожилий, связок в центральную нервную систему. В нервных центрах эти импульсы (проприоцептивная импульсация) анализируются, обрабатываются и распространяются по всем без исключения внутренним органам. Такие ответные реакции внутренних органов на мышечные реакции получили в физиологии название моторно-висцеральных рефлексов. Иначе говоря, мышечная работа в информационном плане модулирует работу всех органов и систем организма, повышая их функциональные возможности.

Слайд 36Не менее важными являются и энергетические процессы, возникающие в организме при

мышеч­ной деятельности. С одной стороны, при работе расходуется энер­гия, источником которой являются энергетически ценные пищевые вещества — белки, жиры и углеводы. С другой стороны, мышечные волокна сами являются генератором и накопите­лем энергии. Моторно-виоцеральные рефлексы выполняют роль своеобразных «приводов», через которые тканям передаются сти­мулы, активизирующие энергетические процессы во всех тканях организма. В процессе функционирования (работа, утомление, вос­становление) органы и ткани поднимаются на более высокий энер­гетический уровень; причина такого подъема кроется в стимуляции восстановительных процессов в результате мышечного утомления (так называемая «суперкомпенсация», или сверхвосстановление).

Слайд 37тренирующий эффект физических упражнений заключает­ся именно в сверхвосстановлении. Конечно, необходимо, чтобы

ве­личина мышечной работы не превышала возможностей организма, но и не была слишком незначительной — в этом суть «оптимально­го» двигательного режима, лежащего в основе оздоровительного воздействия мышечной активности на организм человека. Физические упражнения можно рассматривать также в. качестве своеобразных «катализаторов», ускоряющих накопление ценных и устранение вредных для организма веществ (стимуляция пластических меха­низмов и совершенствование деятельности органов выделения).


Слайд 38Со­временный человек, особенно городской, живет в условиях высо­ких психоэмоциональных нагрузок, подвержен

многочисленным стрессам. Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями имеют большое значение как способ разрядки нервного напряже­ния и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нерв­ной активности через движение является наиболее эффективной.
Использование оздоровительных сил природы (закаливание) ук­репляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.
Большое значение для сохранения и повышения уровня физиче­ской и умственной работоспособности отводится комплексу оздорови­тельно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится разум­ное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная дви­гательная активность.



Слайд 394. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ

НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ.

Нервная система действует по принципу рефлекса. Ответную реакцию организма на раздражения, поступающие из внешней или внутренней среды, осуществляемую и контролируемую центральной нервной системой, называют рефлексом. Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной системе, называют безусловными.
Рефлексы, формирующиеся в результате сочетания различных раздражителей с безусловными рефлексами, называют условными.



Слайд 40Двигательный навык — форма двигательных действий, выра­ботанная по механизму условного рефлекса

в результате соответст­вующих систематических упражнений. В образовании двигательного навыка участвуют различные ана­лизаторы: двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный, так­тильный.
Двигательный навык будет наиболее эффективным с точки зре­ния достижения цели (в труде, спорте, искусстве и т. д.), если он сформирован с оптимальным диапазоном, что обеспечит его наилуч­шую адаптацию к любым условиям деятельности.
В процессе тренировки (упражнения) различные органы и систе­мы совершенствуются, налаживается их взаимодействие. Цель уп­ражнения составляют физиологические, биохимические и морфологи­ческие сдвиги, возникающие под влиянием многократно повторяю­щейся мышечной работы и отражающие единство расхода и восста­новления функциональных и структурных ресурсов в организме чело­века. Эти изменения оцениваются как прогрессивные, если они способствуют оздоровлению организма и повышают его работоспособ­ность.
Одновременно и в соответствии с формированием двигательно­го навыка и величиной физических нагрузок изменяется функция внут­ренних органов и систем.


Слайд 41В процессе тренировки происходит увеличение массы сер­дечной мышцы и размеров сердца.
Показателями

работоспособности сердца являются частота пульса, кровяное давление, систолический объем крови, минутный объем крови.
Пульс — волна, распространяемая по эластичным стенкам ар­терий в результате гидродинамического удара порции крови, выбра­сываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца (ЧСС) и составляет в среднем 60-80 ударов минуту. Регулярные фи­зические нагрузки вызывают урежение пульса в покое. Предельная ЧСС у тренированных людей при физической нагрузке находится на уровне 200-220 уд./мин.. Нетренированное сердце такой частоты дос­тигнуть не может.
Артериальное давление (АД) создается силой сокращения же­лудочков сердца и силой стенок сосудов. Оно измеряется в плечевой артерии. Различают максимальное (систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желудочка (систолы); и мини­мальное (диастолическое) давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы).


Слайд 42В норме в покое кровяное давление равно 120/70 мм ртутного столба.

При физических нагрузках максимальное давление может повышаться до 200 мм рт. столба. По­сле прекращения нагрузки у тренированных людей оно быстро вос­станавливается, а у нетренированных долго остается повышенным, и если интенсивная работа продолжается, то может наступить обморок..
Движению крови по венам способствует сокращение скелетных мышц, окружающих вены (мышечный насос). Кровь по венам продви­гается только к сердцу. Движению ее в противоположном направлении препятствуют кармановидные полулунные клапаны, расположенные внутри вен. Мышечный насос способствует более быстрому отдыху сердца после интенсивной мышечной нагрузки.
Снабжение клеток кислородом и удаление из них углекислого га­за осуществляется кровью. Обмен газами между кровью и воздухом происходит в легких . Систему органов дыхания составляют легкие, расположенные в грудной клетке, и воздухоносные пути: носо­вая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.



Слайд 43Во время мышечной работы для увеличения газообмена усили­ваются функции дыхания и

кровообращения. Совместная работа сис­тем дыхания и кровообращения оценивается следующим рядом пока­зателей работоспособности.
Частота дыхания (смена вдоха и выхода и дыхательной пау­зы) в покое составляет 10-16 циклов. При физической работе частота дыхания увеличивается в среднем в 2-4 раза.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. У разных людей жизненная емкость легких неодинакова. Ее опреде­ляют при медицинских осмотрах при помощи спирометра. Средние ве­личины Жизненная емкость легких составляет у женщин 3 000-3500 мл, у мужчин — 3800-4200 мл. У людей, занимающихся физической культурой, она значительно увеличивается и достигает у женщин 5 000 мл, у мужчин 7 000 мл.



Слайд 44Потребление кислорода — количество кислорода, фактически использованного организмом в покое или

при выполнении какой-либо работы за 1 минуту.
Максимальное потребление кислорода (МПК) — наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предель­но тяжелой для него работе. МПК является важным критерием функ­ционального состояния дыхания и кровообращения.
Когда в клетки тканей поступает меньше кислорода, чем нужно для полного обеспечения потребности в энергии, наступает кислород­ное голодание или гипоксия.


Слайд 45Различают следующие виды гипоксии:
а) гипоксическая, обусловленная снижением парциального дав­ления кислорода в

артериальной крови до такой степени, что насыще­ние гемоглобина кислородом существенно уменьшается. Это происхо­дит, например, на больших высотах;
б) двигательная гипоксия — возникает при интенсивной мышеч­ной нагрузке;
в) анемическая гипоксия — обусловлена снижением кислородной емкости крови, например, при кровопотере или отравлении угарным газом;
г) циркулярная (застойная) гипоксия наблюдается при местных нарушениях кровообращения, сердечной недостаточности, шоке;
д) гистотоксическая гипоксия — при отравлении цианидами, ко­гда прекращаются процессы транспорта и использования кислорода в тканях при нормальном его содержании в крови.


Слайд 465. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ

ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ  

Физическая культура является основным ко­мпонентом в формировании, сохранении и укреплении физического здоровья.
Высокий удельный вес гипокинезии (малое количество движе­ний) и гиподинамии (малое мышечное напряжение), характерный для жизни современного человека. Сердце, в этих условиях быстрее изнашивается, срывается, стареет. Недостаток двигательной активности вызы­вает к жизни и другие «болезни цивилизации» — нарушение обме­на веществ, ожирение, заболевания желез внутренней секреции и пр. Особенно важна двигательная активность для детей. Согласно «Энергетическому правилу ске­летных мышц», генетическая программа разви­тия организма может быть реализована только на фоне оптимального двигательного режима.


Слайд 47Доказано, что эффективность умственной деятельности прямо зависит от физической подготовленности, а

уровень умственной подготовленности влияет на физическую подготовленность.
Занятия физическими упражнениями повышают активность обмена веществ и энергии, улучшают кровоснабжение и газообмен, а это положительно влияет на умственную работоспособность.
Занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств (двигательной чувствительности, зрительных, слуховых восприятий), развитию памяти, внимания, проявлению определенных качеств ума (пытливость, любознательность, находчивость, гибкость).
Вместе с тем, овладев системой знаний в области физической культуры (т.е. повысив уровень умственной подготовленности) занимающиеся более эффективно повышают свой уровень физической подготовленности

Слайд 48При увеличении объема физической или умственной нагрузки в организме развивается состояние

– утомления.
Утомление – это функциональное состояние, возникающие под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящие к снижению ее эффективности.
Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, покраснении или побледнении кожных покровов, повышении температуры тела, замедлении скорости обработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания.
Субъективное ощущение сдвигов в организме, лежащих в основе утомления, воспринимается как усталость.
Утомление служит сигналом возможного истощения организма, при умственной и физической деятельности.

Слайд 49Различают:
Острое – проявляется в короткий промежуток времени;
Хроническое – носит длительный характер;
Общее

– изменение функций организма в целом;
Локальное – затрагивает ограниченную группу мышц, орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
Компенсаторную – нет явно выраженного снижения работоспособности, включаются резервные способности организма;
Некомпенсаторную – резервные возможности организма исчерпаны, работоспособность снижена.
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертоническим и язвенным заболеваниям, снижению защитных свойств организма.
Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Слайд 50Во время выполнения работы процесс диссимиляции (противоположная ассимиляции сторона обмена веществ,

заключающаяся в разрушении органических соединений с превращением белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов, в том числе введённых в организм с пищей в простые вещества. Ряд процессов Д. ‒ дыхание, брожение и гликолиз ‒ занимает центральное место в обмене веществ. В результате этих процессов происходит освобождение энергии, заключённой в молекулах сложных органических соединений, которая частично трансформируется в энергию аденозинфосфорных кислот (преимущественно АТФ). Основные конечные продукты Д. во всех организмах ‒ вода, углекислый газ и аммиак преобладают над процессами ассимиляции, и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее реализации. Однако в восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление или суперкомпенсация).
Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха – необходимое условие сохранения и развития активности восстановительных процессов.

Слайд 51Главенствующая роль двигательной активности в сохранении и укрепления здоровья человека обусловливается

еще и тем, что практически только она одна (среди многих факторов, определяю­щих здоровье) подчиняется нашей воле, нашей решимости, нашему активному отношению к собственному здоровью. Активность любого живого организма, в том числе человека, вы­зывается как внешними, так и его внутренними потребностями, и на­правлена на удовлетворение этих потребностей посредством опреде­ленной деятельности.

Слайд 52ЛИТЕРАТУРА
Обязательная:
Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. В.И.Козлова. –

М.: ФиС, 1978.
Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. Ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.
Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. Ред. Л.М.Волковой, П.В.Половникова: СПбГТУ, СПб., 1998. – 153 с.
Дополнительная:
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. – изд. 5-е. – М.: ФиС., 1985. – 544 с.
Половников П.В. Физическая культура и спорт. Социально-биологические основы: Учебное пособие. – СПб: НИИХ СПбГУ, 2000. – 178 с.
Физиологические основы физической культуры и спорта: учебное пособие/Давиденко Д.Н.. – СПб., СПбГУ, 1996. – 134 с.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика