Слайд 2Тип
Хордовые
1) хотя бы на одной из стадий развития осевой скелет
представлен осевой струной, или хордой, в виде упругого тяжа, хорда сохраняется пожизненно только у бесчерепных, у остальных заменяется на хрящевой или костный позвоночник
2) над хордой закладывается центральная система в виде полой трубки эктодермального происхождения, первоначально она объединена с хордой общей оболочкой и располагается на спинной стороне тела, в передней части нервной трубки у большинства хордовых развивается головной мозг
Слайд 3Тип
Хордовые
3) кишечная трубка хотя бы на одном из этапов развития
пронизана жаберными щелями в области глотки, то есть начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем не разделены; у части хордовых эти жаберные щели сохраняются всю жизнь и снабжены жабрами, обеспечивающими жаберное дыхание, тогда как у других жаберные щели зарастают ещё в зародышевом периоде развития и дыхание осуществляется с помощью лёгких
Слайд 4Тип Хордовые
4) характерна вторичная полость тела
5) кровеносная система замкнутая, у большинства
снабжена мускульным насосом – сердцем
6) вторичноротые животные, у которых первичный рот, образовавшийся при гаструляции, превращается в анальное отверстие, а вторичный прорывается на противоположном конце тела
7) сегментация тела ясно выражена на ранних эмбриональных этапах развития и сохраняется только у низших хордовых
8) двусторонняя симметрия тела
9) скелетная мускулатура – поперечно-полосатая
Слайд 5
Классификация хордовых
К хордовым относят подтипы Бесчерепные и Позвоночные, или Черепные. Разделение
на подтипы основано на наличии мозгового скелета и замене осевого скелета — хорды — на хрящевой или костный позвоночник, а также ряде других черт строения. Подтип Бесчерепные представлен единственным классом Головохордовые, а к черепным относят классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие
Слайд 7Подтип Бесчерепные
1) форма тела рыбовидная;
2) голова не обособлена;
3) тело сегментировано, череп отсутствует;
4) скелет внутренний – хорда; 5) над хордой – нервная трубка;
6) кровеносная система замкнутая, сердца нет, кровь движется за счёт пульсирующего брюшного сосуда;
7) органы дыхания – жабры; 8) раздельнополые, оплодотворение наружное;
9) органы чувств представлены чувствительными клетками;
10) обитает в морях умеренных и тёплых широт.
Слайд 9Надкласс Бесчелюстные
1) У них нет костной ткани в скелете и в
течении всей жизни сохраняется хорда;
2) Рот круглый, имеет форму присасывательной воронки;
3) Есть роговые зубы и мощный язык; 4) Не имеют челюстей и конечностей;
5) По бокам головы находятся недоразвитые глаза;
6) В отличие от всех позвоночных орган обоняния открывается на переднем конце одной ноздрёй; 7) во внутреннем ухе два полукружных канала;
8) Головной мозг у бесчелюстных, как у всех позвоночных, состоит из пяти отделов. Спинной мозг тянется от продолговатого мозга до конца тела.
9) У бесчелюстных органы чувств (обоняния, сейсмосенсорные, слуха, равновесия) значительно сложнее аналогичных органов бесчерепных. Органы зрения состоят из тех же частей, что и у всех позвоночных, но в связи с образом жизни упростились; 10) Череп у бесчелюстных уже имеется, но строение его очень примитивное;
11) Органы передвижения представлены только непарными плавниками, спинными и хвостовым; 12) Органы дыхания – жаберные мешки;
13) Кровеносная система – двухкамерное сердце и сосуды;
14) Органы выделения – две почки; 15) Раздельнополые.
Класс Круглоротые – самые примитивные из ныне живущих групп позвоночных. Это высоко специализированные к паразитическому образу жизни животные морей (миксины) и рек (миноги). Это своеобразные хищники-паразиты, присасывающиеся ртом-воронкой к коже жертвы и скоблящие их мышцы.
Слайд 10Надкласс Рыбы
1) водная среда обитания;
2) форма тела – обтекаемая;
3) кожа покрыта костными чешуйками, железы выделяют слизь (уменьшение трения, защита);
4) конечности – плавники; 5) органы дыхания – жабры;
6) органы выделения – лентовидные почки;
7) кровеносная система – замкнутая, имеется один круг кровообращения; сердце - двухкамерное (предсердие, желудочек), содержит венозную кровь;
8) нервная система – головной мозг, спинной мозг, нервы;
9) головной мозг имеет 5 отделов: передний (обоняние, осязание), промежуточный (зрение), средний (инстинкты, поведение), мозжечок (равновесие, координация), продолговатый (регуляция пищеварения, дыхания, кровообращения);
10) раздельнополые, оплодотворение в воде;
11) развитие со стадией личинки, имеющей желточный мешок; личинка превращается в малька
Слайд 15Класс
Земноводные
1) наземная и водная среда обитания; живут недалеко от водоёмов;
2)
на голове - пара ноздрей, глаза с веками; имеется среднее и внутреннее ухо; нет шеи; 3) кожа голая, имеет железы, выделяющие слизь, влажная;
4) конечности пятипалые, задние имеют плавательную перепонку;
5) орган дыхания - лёгкие, развиты слабо; характерно кожное дыхание (в воде – только кожное); 6) кровеносная система – трёхкамерное сердце; два круга кровообращения; 7) органы выделения – две почки; мочеточники открываются в клоаку, а затем в мочевой пузырь; продукт обмена – мочевина;
8) уровень обмена веществ низкий; холоднокровные;
9) нервная система – головной мозг (5 отделов – передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый), спинной мозг, нервы
10) раздельнополые; оплодотворение наружное (в воде);
11) развитие с образованием личинки – головастика (имеет признаки рыб – наружные жабры, один круг кровообращения, двух камерное сердце, боковая линия)
Слайд 17Класс
Пресмыкающиеся
1) наземная и водная среда обитания;
2) тело расчленено на
отделы: голова, шея, туловище, хвост; глаза имеют веки (увлажнение); 3) кожа сухая, защищена роговыми чешуйками и щитками; желёз, нет; 4) конечности – пятипалые с коготками; расположены по бокам туловища. Передвигаются смыкаясь с землёй; 5) орган дыхания – лёгкие; воздух в лёгкие поступает за счёт движения грудной клетки (рёберный тип дыхания);
6) кровеносная система – трёхкамерное сердце, в желудочке появляется неполная перегородка – разделение крови на артериальную и венозную;
7) органы выделения – тазовые почки; моча состоит из мочевой кислоты (нет большой потери воды); 8) уровень обмена веществ низкий; холоднокровные;
9) головной мозг имеет 5 отделов: передний (появляется зачаток коры больших полушарий); средний, промежуточный, мозжечок (больше, чем у земноводных); продолговатый; 10) раздельнополые; оплодотворение внутреннее; откладывают яйца, имеющие белковую и пергаментообразную оболочки; 11) свойственна регенерация
Слайд 19Класс
Птицы
1) форма тела обтекаемая;
2) сухая кожа покрыта роговыми перьями
– контурными (создают форму тела, помогают при полёте) и пуховыми, пухом (сохраняют тепло); имеется копчиковая железа; 3) скелет лёгкий и прочный за счёт срастания костей (кисти, таза, черепа) и воздушных полостей внутри них; летательные мышцы крепятся к килю; мышцы – большие грудные (опускают крылья) и подключичные (поднимают крылья);
4) пищеварительная система: переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен веществ для поддержания постоянной температуры тела); клюв – глотка – пищевод (с зобом) – желудок (мускульный и железистый отделы) – кишечник – клоака;
5) органы дыхания – ячеистые лёгкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева; дыхание двойное; 6) кровеносная система – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения; 7) нервная система – хорошо развит мозжечок, развиты полушария переднего мозга (сложное поведение, инстинкты);
8) размножение - оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйцо;
9) развитие: образование пар – гнездование – откладывание яиц - насиживание яиц – забота о потомстве.
Слайд 22Класс
Млекопитающие
1) Покровы: кожа прочная и эластичная, есть сальные и потовые
железы; волосяной покров – жёсткие остевые волосы и мягкие тонкие волосы подшерстка; когти, ногти или копыта на концах пальцев;
2) Скелет: череп (мозговая и лицевая части) и позвоночник состоит из отделов - шейный (7 позвонков), грудной (12-15), поясничный (2-9), крестцовый (3-4), хвостовой; пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы); пояс задних конечностей ( три пары сросшихся тазовых костей); скелеты конечностей (зависят от условий жизни);
3) мышцы – особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей;
4) пищеварительная система: ротовая полость (зубы, язык, слюнные железы) – глотка – пищевод – желудок – кишечник (тонкий, толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) – анальное отверстие;
5) дыхательная система: носовые полости, гортань, трахея, два лёгких; дыхание с помощью диафрагмы;
Слайд 23Класс
Млекопитающие
6) кровеносная система – четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения;
7) выделительная
система: две почки – мочеточники (от каждой почки) – мочевой пузырь (один) – мочеиспускательный канал;
8) нервная система: головной мозг – на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с более сложной координацией движений); спинной мозг; нервы;
9) органы чувств – степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного;
10) поведение – сложное; легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды;
11) размножение – все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детёнышей в матке, а зародыш прикрепляется к стенке плацентой; детёнышей выкармливают молоком, образующемся в млечных железах; проявляют заботу о потомсве.