Слайд 1Практические занятия по зоологии
введение
Слайд 2оборудование
- альбом (лучше два по 16-24 листа, чтобы сдавать поочереди). Если
альбом заменяется папкой, то листы в ней должны быть обязательно подшиты и пронумерованы.
Тетрадь для домашних работ
- карандаш простой твердо-мягкий, лучше механический или очень хорошо заточенный (затачивать несколько раз в процессе работы на занятии)
- ластик
- линейка
Учебник на практическом занятии иметь не обязательно. Главное, чтобы теоретический материал был выучен.
Также необходим лабораторный халат.
Слайд 3Требования к допуску к экзамену
Посещение или отработка всех практических занятий (до
отработок допускаются не более 3 пропусков без уважительной причины)
Отработка всех неудовлетворительных оценок за практические занятия, контрольные , домашние работы, отказы отвечать и т.п.
Зачёт всех лабораторных работ в альбоме
Возможность получения экзамена автоматом
1. отсутствие пропусков без уважительных причин (1-2 отработанные во время в случае уважительных), в основном 4-5 за практические занятия, отсутствие двоек, во время сдаваемые альбомы и домашние работы, посещение всех лекций и наличие хороших конспектов.
2. Первые три человека, набравшие наибольшее количество баллов, при условии, что всё отработано и оценка по баллам положительная
Слайд 4Как готовиться к практическим занятиям по зоологии
На предыдущем занятии ознакомиться с
темой и теоретическими вопросами для изучения на следующем.
Прочитать текст учебника и лекции, касающиеся темы занятия.
Найти в учебнике, лекциях, дополнительных материалах ответы на вопросы, включая расшифровку терминов.
Выполнить письменное задание в тетради.
Ответить на вопросы теста. Если приходится использовать много литературы и ничего не понимайте – повторить п. 2.
Ознакомиться с объектами лабораторной работы, изучить доступные схемы строения изучаемых животных, обозначения к ним. Прочитать ход работы.
Закончить оформление в альбоме предыдущего занятия. Подготовить страницу альбома к следующему занятию.
Слайд 5План характеристики таксона
Местоположение в общей системе животного царства
Распространённость, численность, среда обитания
Общая
форма тела, размеры, отделы тела. Внешнее строение.
Покровы и связанные с ними структуры.
Опорно-двинательная система ( у многих б/п невозможно отделить от предыдущего пункта.)
Пищеварительная система, питание.
Дыхательная система, процесс дыхания.
Кровеносная система и кровообращение (если есть)
Выделительная система
Нервная система (тип строения, отделы),органы чувств, особенности поведения. Другие регуляторные системы.
Половая система, размножение, развитие, жизненные циклы.
Систематика таксона (на какие более мелкие таксономические категории подразделяется)
Слайд 6Баллово-рейтинговая система
Домашняя работа – 10 баллов
Проверочный тест – 10 баллов
Лабораторная работа
– 10 баллов
Контрольная работа – 15 баллов.
Дополнительные баллы выполнение доп. заданий
За задание выполненное на «неуд» ставится 0 баллов и его необходимо отработать.
Слайд 7Причины снижения балльной оценки
Если задание выполнено плохо (на 2 по стандартной
школьной шкале) - за него ставится 0 баллов с необходимостью дальнейшей переделки
Задержка сдачи домашних и лабораторных работ «-2» балла за неделю просрочки.
Переписывание тестов и контрольных работ «– 2» балла попытка
Небрежное выполнение домашних и лабораторных работ от «–1» до «-3» баллов
Отказ от устного ответа на занятии «-5» баллов
В случае отработки лабораторок, пропущенных без уважительной причины ставится просто отметка о сдачи работы без начисления баллов
Оценки за контрольные, тесты и домашние работы считаются пропорционально правильности выполнения задания ( если максимум 10 баллов):
«отлично» - 10 баллов, «хорошо» - 8-9 баллов, «удовлетворительно» - 5-7 баллов
Слайд 8Как выполнять технические рисунки на практических занятиях по зоологии
Слайд 9Схема, нарисованная в учебнике.
( её нужно перед занятием рассмотреть, прочитать
описание строения изучаемой группы животных в учебнике, лекциях и других доступных источниках. Сопоставить информацию со схемой, найти все структуры, о которых говорится)
Слайд 10Что на самом деле видно в микроскоп
(небольшое увеличение)
Слайд 11Берём большее увеличение, рассматриваем несколько объектов, мысленно сопоставляем увиденное со схемой
Слайд 12Выбираем и ставим в поле зрения микроскопа (бинокуляра) 1-2 объекта, имеющих
правильную типичную форму, на которых удаётся увидеть наибольшее количество деталей строения, удобно расположенных для зарисовки.
Слайд 13На листе альбома вверху записать число и тему занятия. Желательно сделать
рамку, отступив от края листа о,5 см. Примерно 1/3 листа слева оставить для подписей. Вверху правой части записать тему занятия.(желательно этот этап выполнить предварительно дома)
На остальной части листа начать выполнять рисунок.
Слайд 14На одном листе должны быть расположены 1-2 объекта. Размер рисунка выбрать
таким, чтобы он занимал всё отведённое место, но не упирался в края лиса, чтобы детали строения были хорошо заметны.
- обрисовываем общие контуры объекта, соблюдая пропорции частей тела (соотношение длины и ширины, места выступов, перетяжек и т.п.)
Слайд 15Далее намечаем детали внутреннего строения, соблюдая взаимное расположение частей и их
относительные размеры. Некоторые детали строения (органы, органеллы) могут накладываться друг на друга, перекрываться. На рисунке отражаем эту ситуацию.
Рисунок выполняется тонкими линиями, без нажима, чтобы в случае необходимости его можно было легко исправить.
Слайд 16Бывает, что одни органы лучше видны у одной особи, а другие
– у другой. В таком случае рисунок можно комбинировать. За основу взять один объект (особь), а недостающие участки рассмотреть на другом объекте и нарисовать их в соответствующей части тела.
Вегетативное ядро
Слайд 18 Также различные мелкие детали строения стоит рассмотреть при большем увеличении,
а затем изобразить в масштабах рисунка.
реснички
Клеточная оболочка
эктоплазма
трихоцисты
эндоплазма
Слайд 19Все указанные выше этапы выполняются только на занятии в лаборатории, с
препарата. Использование фотографий и собственной «памяти» для доделки дома. как правило, ведёт к грубым ошибкам.
Когда закончен набросок объекта, работу необходимо показать преподавателю. Только убедившись, что работа в принципе выполнена правильно, переходить к следующим этапам оформления.
Слайд 20Теперь можно проработать рисунок,: аккуратно обвести контуры тела и его частей,
точками можно показать рельеф, текстуру, плотность разных частей и т.п. Это довольно долгая работа, поэтому в лаборатории можно ограничиться отдельными участками, а дома закончить всю работу по аналогии.
Нежелательно использование штриховки, и недопустимо создание фона путём растирания карандаша пальцами или бумагой.
Все технические рисунки выполняются только простыми карандашами. Цветные карандаши не приветствуются.
Слайд 21Готовый рисунок с цифровыми обозначениями
Слайд 22 Сделать подписи к рисунку.
Все подписи делаются в левом поле,
специально оставленном для них. Непосредственно под рисунком пишется «РИС. 1» (..2, 3 и т.д – нумерация в каждой теме начинается с 1).
От различных частей тела животного, которые надо обозначить проводятся по линейке тонкие линии с цифрами. Каждой структуре должна соответствовать одна цифра. Если однотипные структуры повторяются в теле животного (в данном примере пищеварительные вакуоли), то одна цифра может соединяться линиями с несколькими структурами.
В левом поле записывается :
Номер рисунка
название рисунка
Систематическое положение объекта на латинском (обязательно) и русском (если возможно) языках от высших таксонов (царство, раздел, надтип…) к низшим (род, вид)
расшифровка цифровых обозначений полными словами в принятых научных терминах.
Слайд 23Рис 1. Инфузория туфелька (временный препарат)
Animalia - животные
Царство –Protista простейшие
П/Ц
Protozoa - одноклеточные
Надтип Ciliophora - Инфузории
Тип Ciliophora - Инфузории
П/Тип Ciliata – ресничные инфузории
Класс Holotricha – Равноресничные инфузории
Надотряд Kinetofragminophora
Отряд Hymenostomatida
Род Paramecium Парамеция (Туфелька)
Вид P. Caudatum Парамеция Хвостатая.
1- реснички
2- клеточная оболочка
3- эктоплазма
4- трихоцисты
5- эндоплазма
6- Макронуклеус
7- Пищеварительные вакуоли
8- Цитофаринкс
9 – Сократительные вакуоли
10- Приносящие каналы сократительных вакуолей
Пример подписей к данному рисунку.
Слайд 24Для более крупных объектов не требуется увеличительная оптика.
Объект следует рассмотреть без
каких-либо технических средств.
Для изучения внутреннего строения крупных животных объектов необходимо выполнить их вскрытие.
В таком случае работа выполняется в следующем порядке:
-1. Внешний осмотр и зарисовка необходимых внешних деталей строения.
- 2. Полное вскрытие объекта. Осмотр и изучение внутреннего строения.
- 3. Зарисовка внутреннего строения вскрытого животного.
Слайд 25Правила работы с оптикой (микроскоп, бинокулярная лупа)
Передвигать только за станину
Включить
сначала в сеть, затем кнопкой на задней части станины, затем подсветку. Выключать в обратном порядке.
Установить предметное стекло или объект в чашке Петри на предметный столик
Начинать работать на малом увеличении. Только найдя объект на малом увеличении и настроив микроскоп или бинокуляр, переходить на большое.
для микроскопа: на малых увеличениях настройка проводится макровинтом, на больших – только микро! При работе макровинтом на больших увеличениях возможно раздавление препаратов.
не дотрагиваться пальцами до стекол в объективах и окулярах. Протирать их специальной мягкой тряпочкой.
По окончании работы: убрать препарат с предметного столика, перевести прибор на малое увеличение и максимально опустить тубус. (предметный столик, конденсор). Отключить прибор в указанном выше порядке. Накрыть чехлом.
В случае неполадок - немедленно обратится к преподавателю или лаборанту.
Слайд 26окуляры
станина
объектив
Винты регулировки резкости
Предметный столик
Микроскоп альтами био