Особенности изучения наследственности человека презентация

Содержание

Генетические методы изучения человека Генеалогический метод – изучение наследственности по родословной людей за возможно большее число поколений Возможности метода: определение характера наследования признака (аутосомный или сцепленный с полом, доминантный или

Слайд 1Особенности изучения наследственности человека
В настоящее время главным объектом генетических исследований становится

человек.
Сложности генетических исследований человека :
у человека большое количество хромосом;
невозможно экспериментальное скрещивание;
поздно наступает половая зрелость;
малое число потомков в отдельной семье;
невозможно уравнивание условий жизни для потомства
Этические причины

Слайд 2Генетические методы изучения человека
Генеалогический метод – изучение наследственности по родословной людей

за возможно большее число поколений
Возможности метода:
определение характера наследования признака (аутосомный или сцепленный с полом, доминантный или рецессивный)
определены многие доминантные и рецессивные признаки
выявлены наследственные заболевания – сахарный диабет, врожденная глухота, шизофрении, катаракты идр.
метод позволяет выяснить вероятность появления того или иного признака (наследственного заболевания) у потомства




Слайд 3Генетические методы изучения человека
Генеалогический метод


Слайд 4Генетические методы изучения человека
Схема родословной (отражает наследование определенного признака)


Слайд 5Генеалогический метод
Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению

с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве.
В родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии.
Ярким примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы.

Слайд 6Генеалогический метод


Слайд 7Генеалогический метод
По аутосомно-доминантному типу наследуются:
полидактилия;
брахидактилия (короткопалось, обусловленная отсутствием фаланг на пальцах);
возможность

свертывать язык в трубочку;

Слайд 8Генетические методы изучения человека
Близнецовый метод – изучение развития признаков у однояйцевых

(идентичных) близнецов для определения роли генов и среды в развитии физических и психических свойств человека


Слайд 9Генетические методы изучения человека
Цитогенетический метод – изучение набора хромосом под микроскопом

Чаще

используют лейкоциты, выращенные в специальной среде. Изучаются хромосомы во время метафазы митоза.

Этот метод позволяет установить геномные и некоторые хромосомные мутации, позволяет выявить хромосомные болезни человека

Слайд 10Цитогенетический метод


Слайд 11Генетические методы изучения человека
Биохимический метод позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ,

вызванные изменением генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов (по биохимическим продуктам)

Этим методом можно выявить наследственные заболевания:
фенилкетонурия
сахарный диабет

Слайд 12Фенилкетонурия – рецессивное заболевание, связанное с нарушением усвоения аминокислоты фенилаланина. Накопление

фенилаланина в организме может привести к развитию умственной отсталости у ребенка.

Ранняя диагностика и диета, исключающая продукты, содержащие фенилаланин, позволяют приостановить развитие заболевания

Цитогенетический метод


Слайд 13Генетические методы изучения человека
5. Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов

или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Основан на применении закона Харди-Вайнберга

Слайд 14Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные мутациями.
Нередко ошибочно термины «наследственная болезнь»

и «врожденная болезнь» употребляются как синонимы, однако врожденными болезнями называют те заболевания, которые имеются уже при рождении ребенка и могут быть обусловлены как наследственными факторами, так и факторами среды.

Наследственные болезни


Слайд 15Генеалогический метод
По аутосомно-доминантному типу наследуются:
веснушки;
раннее облысение,
карие глаза,
волнистые волосы
некоторые

формы карликовости
глаукома (слепота)
полидактилия

Слайд 16Генеалогический метод
По аутосомно-рецессивному типу наследуются:
отсутствие веснушек
голубые глаза
прямые волосы
рыжие

волосы
альбинизм
неспособность усваивать молочный сахар
некоторые формы умственной отсталости
сахарный диабет
шизофрения
глухота

Слайд 17Генные болезни
Серповидноклеточная анемия


Слайд 18полидактилия


Слайд 19Генные болезни
Альбинизм


Слайд 20Генеалогический метод
Х-сцепленное рецессивное наследование:
гемофилия,
дальтонизм;

Х-сцепленное доминантное наследование:
коричневая эмаль

зубов.

У-сцепленное наследование:
гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины),
перепонки между пальцами.


Слайд 21Генные болезни
дальтонизм


Слайд 22Геномные болезни
Синдром Дауна


Слайд 23Синдром Дауна — одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней (1:774).

Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме.
Болезнь имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются и нарушения строения внутренних органов.

Геномные болезни


Слайд 24Синдром Шерешевского-Тернера (45; Х0) наблюдается у женщин. Он проявляется в замедлении

полового созревания, недоразвитии половых желез, бесплодии.
Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера имеют малый рост, тело диспропорционально — более развита верхняя часть тела, плечи широкие, таз узкий — нижние конечности укорочены, шея короткая с крыловидными складками, "монголоидный" разрез глаз и ряд других признаков.

Геномные болезни


Слайд 25Больные с синдромом Клайнфельтера (47,ХХУ) всегда мужчины. Они характеризуются недоразвитием половых

желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).

Геномные болезни


Слайд 26Хромосомные болезни
Синдром кошачьего крика:
общее отставание в развитии,
низкая масса при рождении,
лунообразное лицо

с широко расставленными глазами,
характерный плач ребёнка, напоминающий кошачье мяуканье, причиной которого является изменение гортани

Слайд 27 Арахнодактилия
Высокий выброс адреналина, характерный для заболевания, способствует не

только развитию сердечно-сосудистых осложнений, но и появлению у некоторых лиц особой силы духа и умственной одаренности. Способы лечения неизвестны. Считают, что ею болели Паганини, Андерсен, Чуковский.

Слайд 28Прогерия (греч. progērōs преждевременно состарившийся) — патологическое состояние, характеризующееся комплексом изменений

кожи, внутренних органов, обусловленных преждевременным старением организма. Основными формами является детская прогерия (синдром Гетчинсона (Хадчинсона) — Гилфорда) и прогерия взрослых (синдром Вернера).

Слайд 29Заячья губа


Слайд 30микроцефалия


Слайд 31Генетика и здоровье человека
Объективно говоря, от риска рождения детей с генетическими

заболеваниями не застрахован ни один родитель. Каждый из нас несет в себе в среднем 10-12 дефектных генов, которые мы получили от своих родных и, возможно, передадим собственным детям. Сегодня науке известно около 5000 наследственных заболеваний.
Если одинаковым наследственным заболеванием страдают оба родителя, риск возрастает в несколько раз.

Слайд 32Факторы риска
Наличие одного и того же наследственного заболевания у кровных родственников

обоих родителей
Возраст старше 35 лет. (с годами количество мутаций в организме накапливается. Риск ряда болезней растет в геометрической прогрессии)
Рождение предыдущих детей с серьезными наследственными заболеваниями
Несколько случаев выкидыша. Часто их причиной становятся серьезные генные или хромосомные отклонения у плода.
Длительный прием женщиной лекарственных средств (противоопухолевых препаратов, кортикостероидов и др.)
Контакт с токсическими и радиоактивными веществами, алкоголизм и наркомания

Слайд 33Профилактика наследственных заболеваний

Здоровый образ жизни будущих родителей
Исключить близкородственные браки
Медико-генетическое консультирование
Использование современных

методов дородовой (пренатальной) диагностики: УЗИ, цитогенетический и биохимический методы (взятие крови из пуповины, анализ околоплодной жидкости)

Во время беременности стоит обязательно посещать все плановые УЗИ. При опасности хромосомных мутаций можно пройти анализ околоплодной жидкости, которая позволяет определить наличие хромосомных аномалий. При их обнаружении беременность советуют прервать.


Слайд 34Факторы риска
Если вы попадаете в группу риска, вам надо пройти консультацию

врача-генетика. На основании подробной родословной и других данных он решит, оправданы ли ваши опасения. Если врач подтвердит наличие риска, вам стоит пройти генетическое тестирование. Оно определит, являетесь ли вы носителями опасных дефектов.

Зависимость вероятности рождения ребенка с синдромом Дауна от возраста матери:
для 17-летних мам она составляет 1:1600,
для 30-летних — 1:700,
для 40-летних — 1:70.




Слайд 35Факторы риска

Если опасность рождения больного малыша слишком высока, специалисты советуют вместо

естественного зачатия прибегнуть к искусственному с предварительной генетической диагностикой эмбрионов на ранней стадии развития. По одной взятой у эмбриона клетке можно определить, здоров он или болен. Затем отбираются и имплантируются в матку только здоровые эмбрионы. Это сложный и недешевый метод, но он хорошо работает в умелых руках.

Слайд 36Вред соматических мутаций

вызывают преждевременное старение
сокращают продолжительность жизни
нарушают определенные жизненно важные функции

организма
провоцируют образование злокачественных опухолей


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика