Слайд 2Развитие генетики
Аристотель – свойства передаются через кровь
В 1868 г. Г. Мендель
заложил основы современной генетики.
В 1900 г. X. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак повторно открыли правила наследования признаков.
В 1906 г. У. Бетсон дал название генетика.
В. Иогансен ввел основные термины и определения.
Слайд 3
Ген – элементарная единица наследственности – участок молекулы ДНК, содержащий информацию
о структуре одного белка.
Совокупность всех генов одного организма называется генотипом.
Совокупность всех вариантов каждого из генов, входящих в состав генотипов определенной группы особей или вида в целом, называется генофондом.
Слайд 4
Совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи
и окружающей среды, называют фенотипом.
Слайд 5Генетика изучает
Наследственность
Изменчивость
Слайд 6
Скрещивание двух организмов называется гибридизацией.
Потомство от скрещивания двух особей с разной
наследственностью называют гибридным, а отдельную особь – гибридом.
Слайд 8
Явление преобладания у гибрида признака одного из родителей – доминирование.
Подавляемый признак,
т.е. не проявляющийся у гибридов - рецессивным
Слайд 9Законы Менделя
Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения гибридов.
Доминантный
признак проявляется в первом поколении гибридов, а рецессивный признак в первом поколении гибридов подавляется.
Слайд 10
Второй закон Менделя – закон расщепления.
Во втором поколении гибридов появляются
особи с доминантными и рецессивными признаками в соотношении 3 : 1
Слайд 13
Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков.
При скрещивании организмов, отличающихся
друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Слайд 14
У любого организма признаков много, а число хромосом невелико.
В каждой хромосоме
множество генов, отвечающих за разные признаки.
Как наследуются гены, расположенные в одной хромосоме?
Слайд 15Хромосомная теория наследственности
(Т. Морган)
Основная роль в передаче наследственной информации принадлежит хромосомам
клеточного ядра.
Гены которые находятся в одной хромосоме наследуются совместно – сцепление генов.
Слайд 16Основные положения хромосомной теории наследственности
Единица наследственности – ген, который представляет собой
участок хромосомы.
Хромосомы – это структурные элементы ядра клетки, где в линейном порядке расположены гены.
Хромосомы состоят из белка и ДНК.
Хромосомы всегда парны.
Слайд 17
В каждой клетке любого организма данного вида содержится определенное число хромосом,
но их количество у каждого вида различно.
Геном человека состоит из 46 хромосом.
У плодовой мушки дрозофилы их 8, у садового гороха – 14, у жабы – 22, у крысы – 42, у утки – 80, у радиолярии – 1600.
Слайд 18Открытие роли ДНК
В 1930-е гг. зародилась молекулярная генетика – раскрытие генетических
закономерностей на молекулярном уровне.
В 1950 г. С. Бензер открыл молекулярный механизм функционирования генетического кода.
Слайд 21
Единица наследственной информации – ген – биологическая цепочка информации.
Ген несет
информацию о развитии организма, его отдельных признаках.
Передают эту информацию через последовательность белковых соединений.
ДНК не единственный источник передачи!
Слайд 22Генетика об изменчивости
Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и
свойства в процессе взаимодействия организма с окружающей средой.
Изменчивость – основа для естественного отбора и эволюции организмов.
Слайд 23Формы изменчивости:
наследственная (генотипическая) – связанная с изменением генотипа
ненаследственная (фенотипическая) или
модификационная
Слайд 24
Генетическая изменчивость передается по наследству:
комбинативная (получение новых комбинаций генов, имеющихся в
генотипе, сами гены при этом не изменяются)
мутационная (скачкообразное и устойчивое изменение).
Мутация возникает вследствие изменения структуры генов.
Слайд 25
Мутация – это повреждение или разрыв каких-либо участков ДНК, в результате
которого выводятся из строя целые участки хромосом.
Слайд 26Факторы, способные вызывать мутации – мутагены
физические (различные виды излучений, высокие или
низкие температуры),
химические (некоторые лекарства и др.),
биологические (вирусы, бактерии).
Слайд 27Мутации
отрицательные – летальные,
полулетальные,
нейтральные,
положительные (лежат в основе прогрессивной эволюции).
Мутации относятся
к изменениям подчиняющимся вероятностным (или статистическим) законам.
Слайд 28
Отбор (естественный или искусственный) регулирует наследственную изменчивость.
Идея о ведущей роли мутаций
в эволюционном процессе легла в основу теории нейтральных мутаций.
Слайд 30Особенности строения человека
Сложная нервная система (центральная и периферическая)
Специализация функций полушарий головного
мозга человека.
Прямая походка и свободные передние конечности.
Руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем.
Слайд 31Особенности строения человека
5. Техмерное цветное зрение.
6. Сложный механизм голосовых связок.
7. Пластичность
врожденных импульсов и потребностей.
8. Медленный темп роста и биологического созревания.
Слайд 32
Физиология человека – наука о жизнедеятельности здорового организма человека и функциях
его составных частей.
Предмет – здоровый организм.
Основоположник – Уильям Гарвей.
Слайд 33
Организм и окружающая среда – происходит непрерывный обмен веществом и энергией
Энергия выделяется за счет окисления белков, жиров и углеводов.
Резервирование энергии в виде макроэргических связей АТФ (адезонитрифосфорной кислоты).
АТФ – универсальный источник энергии в организме человека.
Слайд 34
Метаболизм – процессы обмена веществ на клеточном и тканевом уровнях в
организме человека.
Анаболизм – совокупность химических процессов, направленных на образование составных частей клеток и тканей.
Катаболизм – процесс расщепления или окисления сложных молекул до простых веществ с выделением энергии и резервированием ее в виде АТФ.
Слайд 35
Метаболизм обеспечивает в организме белковый, углеводный и жировой обмены.
Белки. Функции: пластическая
(строительная), энергетическая, транспортная, ферментативная и др.
Жиры. Функции: энергетическая и структурная.
Углеводы. Функции: энергетическая и пластическая.
Соотношение в пищевом рационе белков, жиров, углеводов – 1:1:4.
Слайд 36
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость.
Гомеоста́з – саморегуляция,
стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.
Слайд 37Функции кровеносной системы:
поддержание гомеостаза;
транспортная;
терморегуляторная;
защитная ;
экскреторная (выделительная) и
др.
Слайд 38Система лимфообращения:
для поддержания объема и состава тканевой жидкости,
всасывания и переноса
питательных веществ,
для участия в иммунных реакциях организма,
поддерживает белковое постоянство крови.
Слайд 39
Органы дыхания – обеспечивают ткани организма кислородом и освобождают их от
углекислого газа.
Пищеварительная система – осуществляет механическую и химическую переработку пищи для всасывания питательных веществ через стенки пищеварительного тракта и поступление их в кровь и лимфу.
Слайд 40
Выделительные органы (почки, кожа, потовые, сальные железы, легкие):
участие в регуляции водного
баланса организма;
участие в постоянстве ионного баланса;
поддержание кислотно-щелочного равновесия и др.
Слайд 41
Нервная система обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой и регулирует работу
всех органов и систем организма.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон.
Головной мозг человека состоит из 40-50 млрд. нейронов.
Слайд 42Мозг человека состоит из
1) блок, обеспечивающий тонус – отвечает за
гомеостаз;
2) блок, осуществляющий прием, переработку и хранение информации – отвечает за обучение и память;
3) блок, программирующий поведение человека, его регуляцию и контроль всех поступков и действий – отвечает за эмоции.
Слайд 43Высшие психические функции
сознание,
внимание,
память,
эмоции,
мышление и др.
Слайд 44
Сознание – высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира, передаваемая другим
людям в форме слов и символов.
Внимание – это сосредоточенность, избирательная, познавательная направленность процессов, нацеленная на определенный объект, значимый в данный момент.
Слайд 45
Память – способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
Мышление –
сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач.
Слайд 46
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний человека, отражающих в форме
непосредственных переживаний процесс и результат практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Эмоции играют в деятельности людей мобилизационную, интегративно-защитную, коммуникативную роль.
Слайд 47
Эмоциональные состояния делятся на
- эмоции,
- чувства,
- аффекты.
Слайд 48
Эмоции, мышление, память и внимание в своей совокупности составляют интеллект человека
– способность мыслить и рационально познавать действительность.
Слайд 49
Творчество отличается от интеллекта:
оно оригинально;
оно подвижно;
оно пластично.
Слайд 50
Творчество как процесс создания чего-то нового.
Выделяют 4 стадии творческого процесса: подготовка;
созревание, вдохновение, проверка найденного решения.
Слайд 51Здоровье и работоспособность
«Здоровье» – состояние полного физического, умственного и социального благосостояния
Сам
организм, его центральная нервная система может быть организатором патологических процессов.
Разграничивают здоровье отдельного человека и здоровье популяции.
Слайд 52Условия правильного образа жизни:
труд;
нормальный сон;
хорошее настроение и положительные эмоции;
рациональное питание как по качеству и количеству, так и по режиму потребления;
избежание потребления алкоголя и никотина;
Слайд 53Условия правильного образа жизни:
соблюдение режима;
закаливание организма;
физические упражнения, достаточный объем двигательной
активности.
Слайд 54
Работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и
энергозапасов на заданном уровне.
Слайд 55Работоспособность зависит от
текущего уровня здоровья,
самочувствия человека,
от типологических свойств нервной
системы,
индивидуальных особенностей функционирования психических процессов,
от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов для выполнения определенной деятельности.
Слайд 56Фазы работоспособности:
Мобилизация.
Врабатываемость – первый час от начала работы.
Оптимальная работоспособности (или фаза
компенсации) – последующие 2-3ч.
Неустойчивость компенсации.
Декомпенсация.