Слайд 1Ощущения и восприятие
Ковш Екатерина Михайловна, к.пс.н.
Каф. психофизиологии и клинической психологии
Слайд 2ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего
мира, а также внутренних состояний, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т.е. отражения образа в целом.
Слайд 3Аристотель. Выделял пять типов рецепторов, соответствующих ощущениям:
Зрительные;
Слуховые;
Обонятельные;
Осязательные;
Вкусовые.
В. Вундт. XIX век:
Физические ощущения
(зрение, слух).
Механические (осязание).
Химические (вкус, обоняние).
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Слайд 4Ухтомский. Высшие реакции – слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том,
что с начала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем чисто зрительную рецепцию.
Хэд. Высшие – тактильные, низшие – болевые. Разделял:
Протопатическую чувствительность.
Эпикритическую чувствительность.
Ухтомский, Хэд. Генетический принцип классификации:
Слайд 5Экстероцепция (внешняя поверхность).
а) Контактная
б) Дистантная
Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.)
а)
Статическая
б) Кинестетическая
Интероцепция (от поверхностей, выстилающих внутренние органы).
Шеррингтон. Классификация, основанная на месте расположения рецептирующих поверхностей
Слайд 6опирается на физико-химические характеристики раздражителей:
Световой.
Звуковой.
Кожно-механический.
Запаховый и т.д.
Физиологическая классификация И.П. Павлова
Слайд 7Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и
варьируемая в пределах данного ощущения. (Модальность).
Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.
Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.
СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
Слайд 8Нижний абсолютный порог ощущений -минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения.
Раздражители
меньшей силы называются подпороговыми. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.
Е=1/Р; Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя.
ИЗМЕРЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Слайд 9Верхний абсолютный порог ощущений – максимальная сила раздражителя, вызывающая еще характерное
для данной модальности ощущение.
Разностный порог (порог различения) - минимальное различие между двумя раздражителями, лежащими в данной модальности, вызывающее различные ощущения.
Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.
S=K*lgi+C – Закон Вебера-Фехнера
S – интенсивность ощущения, i – сила раздражителя, K,C – коэффициенты.
Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.
Слайд 10СЕНСОРНАЯ АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к действиям окружающей среды – изменение
чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Различают три вида адаптации:
Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе довольно продолжительного воздействия. В случае достаточно долгого действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Это явление характерно практически для всех анализаторов, кроме зрительного. Для зрительного это возможно путем полной остановки глаза.
Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением – охранная адаптация.
Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (снижение порога).
1,2 – негативные, 3 – позитивный виды адаптации.
Слайд 11Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные понижение чувствительности анализаторов при их
взаимодействии.
Повышение чувствительности при взаимодействии анализаторов носит название сенсибилизации.
Физиологические механизмы, лежащие в основе сенсибилизации – это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где и представлены центральные отделы анализаторов.
ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
Слайд 12Синестезия – явление возникновения, под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения характерного
для другого (например: холодный свет, теплые цвета).
Слайд 13
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ
Слайд 141. Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира не в
виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов. Связана с актом объективации (знания получаемые нами из окружающего мира мы относим к этому миру).
2. Целостность. Восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых и в виде отдельных ощущений.
3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени.
4. Константность (неизменность).
Слайд 15Осмысленность.
Активность. Участие эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.
Апперцепция.
Историчность (социальная
обусловленность).
Обобщенность.
Избирательность (селективность).
Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия, в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни, содержания психического мира человека.
Слайд 17Анализаторные системы человека – сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов
определенной модальности
Слайд 19Принцип параллельной многоканальной переработки информации, в соответствии с которым информация о
разных параметрах сигнала одновременно передается по различным каналам анализаторной системы;
Принцип анализа информации с помощью нейронов – детекторов, направленного на выделение как относительно элементарных, так и сложных, комплексных характеристик сигнала, что обеспечивается разными рецептивными полями;
Принцип последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню, в соответствии с которым каждый из них осуществляет свои собственные анализаторные функции;
Принцип топического («точка в точку») представительства периферических рецепторов в первичном поле анализаторной системы;
Принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в ЦНС во взаимосвязи с другими сигналами, что достигается благодаря существованию общей модели (схемы) сигналов данной модальности (по типу «сферической модели цветового зрения»).
Принципы строения всех анализаторных систем:
Слайд 211. Относительно элементарные сенсорные расстройства в виде нарушений различных видов ощущений
(светоощущений, цветоощущений, ощущений высоты, громкости, длительности звука и др.)
При нейропсихологическом изучении работы анализаторных систем следует различать два типа расстройств:
Слайд 22Данный (сенсорный) тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней
анализаторных систем, а также первичного коркового поля соответствующего анализатора.
Слайд 232. Более сложные гностические расстройства (агнозии) в виде нарушений разных видов
восприятия (восприятия формы предмета, пространственных отношений, символов, звуков речи и т.д.).
Данный тип расстройств обусловлен прежде всего поражением вторичных корковых полей, хотя в мозговой организации гностической деятельности принимают участие и многие другие корковые и подкорковые структуры, в том числе префронтальные отделы коры больших полушарий.
Слайд 31Мы видим мир двумя глазами, то есть посредством двух сетчаточных изображений,
которые не одинаковы. Это явление носит название сетчаточной диспарантности.
Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.
Конвергенция – сведение зрительных осей.
Эта регуляция вокруг точки фиксации взора происходит автоматически и позволяет нам получить два изображения одного объекта, то есть точки фиксации.
Дивергенция – разведение зрительных осей - когда точка фиксации очень удалена от нас.
Бинокулярное соревнование – эффект, связанный с резко отличимым друг от друга изображением на каждой ретине двух глаз.
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ
Слайд 32Слуховые ощущения – субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых
волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.
Субъективные качества слуховых ощущений.
Высота тона – субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высота тона зависит от частоты и интенсивности.
Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.
Слайд 33Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей или меньшей степени заполняющего
пространство.
Плотность – качество звука, позволяющее различать плотный, сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости.
Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения, пользуясь которым мы можем судить о различии двух звуков при одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.
Слайд 34Из графика видно, что на разных частотах, для того чтобы мы
услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.
Пороги слуховых ощущений:
Слайд 35ТЕОРИИ СЛУХА.
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.
РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.
Самостоятельное изучение:
Слайд 403 уровень – хиазма
(частичный перекрест)
Слайд 436 уровень – первичное 17ое поле коры гм
Слайд 44Пробы, направленные на изучение зрительного восприятия
Слайд 50Перечень вопросов, выносимых на экзамен:
1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувственного
отражения действительности (философский и психологический аспекты).
2. Классификация ощущений и сенсорных систем.
3. Рецепторная теория. Закон специфических энергия органов чувств И.Мюллера.
4. Рефлекторная теория. Вклад И.М.Сеченова в создание рефлекторний теории
5. Адаптация и ее биологическое значение.
6. Явление сенсибилизации
7. Взаимодействие органов чувств.
8. Резервы чувствительности, упражняемость органов чувств.
9. Общая характеристика восприятия и его основные свойства.
10. Константность восприятия. Виды константности.
11. Органические ощущения и их свойства.
12. Статические и кинестетические ощущения.
13. Кожные ощущения, их виды.
14. Обонятельные и вкусовые ощущения.
15. Основные черты анатомии слухового анализатора.
16. Слуховая чувствительность.
17. Субъективные качества слуховых ощущений, их физические корреляты.
18. Теории слуха.
19. Слуховое восприятие пространства.
20. Речевой и музыкальный слух.
21. Основные черты анатомии зрительной системы.
22. Субъективные качества зрительных ощущений и их физические корреляты.
23. Яркостный, цветовой, одновременный и последовательный контрасты.
Слайд 51Перечень вопросов, выносимых на экзамен:
24. Цветовой круг Ньютона, законы смешения цветов.
25.
Анатомия цветового зрения.
26. Механизмы стереоскопического зрения.
27. Корреспондирующие и диспорантные точки сетчатки.
28. Гороптер.
29. Виды стереоскопов, их устройство и назначение.
30. Роль аккомодации и конвергенции в оценке удаленнос¬ти.
31. Монокулярные признаки глубины, оптические иллюзии.
32. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера.
33. Перцептивная группировка.
34. Фигура и фон.
35. Восприятие реального движения.
36. Кажущееся движение.
37. Механизмы восприятия времени.
38. Врожденные и приобретенные свойства восприятия.
39. Структуралистическая теория восприятия.
40. Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца,
41.Теория восприятия в гештальтпсихологии.
42. Психофизическая теория и теория перцептивного научения Дж.Гибсона и Э.Гибсон.
43. Теория восприятия Дж.Брунера.
44. Гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева.
45. Теория перцептивных действий А.В.Запорожца.
46. Концепция Б.Г.Ананьева о сенсорно-перцептивной организации человека.
Слайд 52а) Основная литература:
1. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. СПб.: Питер, 2009.
2. Общая психология
/Под ред. Гамезо М.В.- М.: Ось-89, 2008.
3. Психология ощущений и восприятия. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимова В.В., Михалевской М.Б.. М.: АСТ, 2009.
4. Терёхин В.А. Сенсорно-перцептивня организация человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского областного ИПКиПРО, 2010.
5. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2008.
б) дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2011.
2. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.
3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб: Питер, 2008.
4. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – СПб: «прайм-Еврознак», 2006.
5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия – М.: МГУ, 1973.
6. Восприятие и действие. /Под ред. А.В. Запорожца. М.: «Просвещение», 1976.
Слайд 537. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М.: Прогресс,1988.
8. Годфруа Ж.
Что такое психология. В 2-х томах. /Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
9. Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М.: Едиторал УРСС, 2003.
10. Гусев А.Н. Общая психология /в 7 томах. Т. 2. – М.: ИЦ «Академия», 2007.
11. Котова И.Б., Канаревич О.С. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Академцентр, 2009.
12. Кравченко А.И. Общая психология. – М.: Проспект, 2010.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
14. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: МГУ, 1981.
15. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. – М.: Наука, 1988.
16. Петровский А.В. Психология и время. – СПб: Питер,2006.
17. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. Запорожца А.В., Ломова Б.Ф., Зинченко В.П.. М.: Педагогика, 1982.
18. Психология /Под ред. Дружинина В.Н. – СПб: Питер, 2009.
Слайд 5419. Психология ощущений и восприятия. – М.: «ЧеРо», 2002.
20. Психофизиология / Под ред.
Александрова В.А.- СПб: Питер, 2010.
21. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1, Книга 2; /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005.
23. Свенцицкий А.Л. Взаимосвязь ощущений и восприятий. Восприятие как целостное отражение предметов. _ СПб: Питер, 2000
24. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. – Психология ощущений и восприятия. – М.:АСТ, Астрель, 2009.
25. Тихомиров О.К. Психология. Учебник /Под ред. Гордеевой О.В. – М.: Высшее образование, 2006.
26. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – СПб: Питер, 2004.
27. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V1, М.: «Прогресс», 1978.
28. Шишкоедов П.Н. Общая психология. – М.: ЭКСМО, 2009.
29. Штеймец А.Е. Общая психология – М.: Академия, 2010.
30. Язык запахов: психология восприятия запахов. – СПб.: Питер, 2011.
Слайд 55Лабораторные работы 1, 6, 7, 9, 11,13, 14, 15, ПЗМР