Инструментальная условная оборонительная реакция у высших беспозвоночных и низших позвоночных презентация

Содержание

Инструментальный условный оборонительный рефлекс у нереид. Проблема выбора условного и безусловного раздражителей при изучении оборонительных рефлексов у полихет. Поведенческий репертуар нереисов. Изменение реакций на вибрацию после воздействия биологически значимых раздражителей.

Слайд 1Инструментальная условная оборонительная реакция у высших беспозвоночных и низших позвоночных.

Сравнительно-физиологическое изучение

условных рефлексов. Методологические особенности изучения условных реакций у высших беспозвоночных и низших позвоночных. Условный рефлекс и родственные ему явления. Фармакологический анализ механизмов приспособительного поведения.

Слайд 2Инструментальный условный оборонительный рефлекс у нереид.
Проблема выбора условного и безусловного

раздражителей при изучении оборонительных рефлексов у полихет. Поведенческий репертуар нереисов. Изменение реакций на вибрацию после воздействия биологически значимых раздражителей. Бифункциональное значение положительной реакции. Сопоставление классического, инструментального и псевдоусловного оборонительных рефлексов.

Слайд 3исторический подход
В отечественной физиологии плодотворно используется исторический подход, который утверждает, что

исследование любой функции наиболее успешно осуществляется с учетом истории ее становления в эволюции (И.П.Павлов, Л.А.Орбели, А.Н.Северцов, Л.Г.Воронин).
На каком этапе филогенеза возник условный рефлекс?
И.П.Павлов: "Индивидуальное приспособление существует на всем протяжении животного мира. Это и есть условный рефлекс, условная реакция, осуществляющаяся на принципе одновременности". С этой точки зрения любая приобретенная реакция должна считаться условным рефлексом.
Более распространена противоположная точка зрения: возможность выработки условных рефлексов у простейших отрицается (Асратян, 1963; Воронин, 1969; Серавин, 1969; Тушмалова, 1986).


Слайд 4У животных на ранних стадиях эволюции не вырабатывается УР или не

найдена адекватная методика?

На примере простейших:
Интерпретация их поведения - далеко не такая простая, как это может показаться на первый взгляд. Оно больше, чем поведение высших животных, зависит от физических и биохимических «мелочей», которые нужно учитывать.
Пример: инфузория в узком капилляре, дойдя до закрытого конца, поворачивается, затрачивая в первой попытке большое время. При повторных попытках это время уменьшается в 180 раз.
Инфузория обучилась (как собака в подобных условиях)?
Нет, убыстрение поворотов инфузории объяснили за счёт накопления в её протоплазме кислых веществ (вследствие работы и нахождения в небольшом объёме воды), которые разжижают протоплазму, облегчая повороты животного.


Слайд 5Не вырабатывается УР или не найдена адекватная методика?
На примере простейших:
Интерпретация их

поведения - далеко не такая простая, как это может показаться на первый взгляд. Оно больше, чем поведение высших животных, зависит от физических и биохимических «мелочей», которые нужно учитывать.
Пример: инфузория в узком капилляре, дойдя до закрытого конца капилляра, поворачивается, затрачивая в первой попытке большое время. При повторных попытках это время уменьшается. В конце концов, и.м. убыстрение поворота в 180 раз.
Инфузория обучилась (как собака в подобных условиях)?
Нет, убыстрение поворотов инфузории объяснили за счёт накопления в её протоплазме кислых веществ (вследствие работы и нахождения в небольшом объёме воды), которые разжижают протоплазму, облегчая повороты животного.
Другой пример: выработка избегания освещённой половины камеры: заплывание - удар электрическим током. Со временем инфузория поворачивает от границы освещения, избегая удара током.
Реакции избегания на освещение? Нет, на границе темнота-свет:
Ток активирует стрекательные клетки (сигнал опасности)
Натыкаясь на них, инфузория поворачивает прочь




Слайд 6Итак, не вырабатывается УР или не найдена адекватная методика?
Об инфузориях не

знаю, а с беспозвоночными – уверен, что дело именно в неадекватной методике
Филогенетически позднейший этап, относительно которого вопрос о возможности выработки УР в эволюции еще вызывает споры, составляют полихеты. Воронин и др. (1972): классический УР, Evans (1966): неассоциативный процесс.
Полихетами (нереисами) и займёмся

Слайд 7Приживаются в стеклянных трубочках


Слайд 8Неадекватность методики
Первые условные оборонительные реакции у нереисов - по классической методике

– не учтена специфика ИУОР.
Условный раздражитель - вибрация, безусловный раздражитель -электрический ток,
реакция - сокращение тела
Проблема: и УС, и БС вызывают сокращение тела, т.е., р-ция – и без выработки

Слайд 9Причина?
Сокращение тела является оборонительным ответом (филогенетически древняя реакция).
Вибрация (колебание воды) в

естественной среде обитания полихет может произойти в результате приближения хищника (без выработки).
Следствие?
Невозможно оценить результат сочетания УС и БС как сформированный УР.
Попытка обойти эту трудность:
перед выработкой УР предварительно угашают реакцию на ВР.
Однако, это не снимает проблему - сокращение тела в ответ на ВР после выработки можно объяснить не только формированием УР, но и сенситизирующим эффектом электрического тока (Evans, 1966).




Слайд 10Причина?
Сокращение тела является оборонительным ответом (филогенетически древняя реакция).
Вибрация (колебание воды) в

естественной среде обитания полихет может произойти в результате приближения хищника.
Следствие?
Невозможно оценить результат сочетания УС и БС как сформированный УР.
Попытка обойти эту трудность:
перед выработкой УР предварительно угашают реакцию на ВР.
Однако, это не снимает проблему - сокращение тела в ответ на ВР после выработки можно объяснить не только формированием УР, но и сенситизирующим эффектом электрического тока (Evans, 1966).

Выход из положения?
Анализ поведенческого репертуара нереисов с целью понимания природы раздражителей, реакций на них и выбора реакции.




Слайд 11

Рис. 27. Реакции нереисов на вибрационный раздражитель различной частоты. По ординате

— величина реакции (в % от общего числа реакций); по абсциссе — частота (имп/с). Сплошная линия — отрицательные реакции отдергивания головного и/или хвостового концов; пунктирная — положительные реакции (движение вперед головным концом или всем телом)

-

+


Слайд 12Разнообразие реакций
В ответ на индифферентный вибрационный раздражитель у нереисов появляются разнообразные

реакции, а не только сокращение, свойственное дополихетному уровню.
Эти реакции обладают различными частотно-амплитудными характеристиками.
На более низких частотах преобладают положительные реакции, а на более высоких — отрицательные
Замирание (прекращение ундуляции)

Слайд 13Какую частоту выбрать для следующих опытов?
2. Выработка избегания в виде положительной

реакции (движение вперёд)
2. Проводить опыты в наиболее трудных условиях для достижения цели («против течения»).
Это 40 имп/с



+


Слайд 14Какую частоту выбрать для следующих опытов?
Анализ влияния тока и пищи

на реакции, вызываемые вибрацией
Создать одинаковые условия для изучения независимых переменных (тока и пищи)
Это – 20 имп/с



Слайд 15Анализ влияния тока и пищи на реакции, вызываемые вибрацией
Методика
Равные условия: 20

имп/с (п=5)
«Против течения»:
а) если преобладают + р-ции, даём ток,
б) если отрицательные р-ции, даём пищу (препаровальная игла)
Результаты:



Слайд 16
Перераспределение реакций на вибрационный раздражитель после одноразового действия электрического тока (А)

и пищи (Б). Светлые столбики — фон; заштрихованные — после действия безусловных раздражителей. Левые столбики в каждой паре — отрицательные реакции, правые — положительные, в % от числа предъявлений.

+

+

пища

-

ток

-

-



Слайд 17ВЫВОД
Биологически значимые раздражители изменяют реакции на индифферентный раздражитель (пластичность поведения).
После

действия электрического тока возросло число отрицательных реакций, свойственных аверсивным ситуациям, и уменьшилось число положительных, рассматриваемых как пищедобывательные.
В целом произошла инверсия: отрицательных реакций стало больше, чем положительных.
После кормления наблюдалось обратное — число положительных реакций возросло, а отрицательных — уменьшилось.
Т. е., действие тока приводит к преобладанию отрицательных, а пищи — положительных реакций (черви воспринимают …).

Слайд 18Выработка РИ
Для доказательства возможности выработки РИ сравнивались:
классический УР
ИУОР (РИ)в виде

а) положительной реакции
б) отрицательной реакции
псевдообусловливание
20 предъявлений
20 имп/с


Слайд 20Какую частоту выбрать для следующих опытов?
Выработка избегания в виде положительной реакции

(движение вперёд)
2. Проводить опыты в наиболее трудных условиях для достижения цели («против течения»).
Это 40 имп/с,

+

А использованы 20 имп/с
Компромисс (пилотное исследование) – риск не переделать врождённую отрицательную реакцию, наиболее выраженную на 40 имп/с
Выполняется только 1-е условие – одинаковые частоты для + и – р-ций


Слайд 21Псевдообусловливание-выработка псевдоусловного рефлекса
Методика
При псевдообусловливании ток включался независимо от реакции

животного.
Параллельный эксперимент: 2 червя в одной кювете. У одного вырабатывали инструментальный условный рефлекс, у другого — псевдообусловливание. Уравнивались все условия, кроме отношения между реакцией и током.
Если “инструментальный” червь за 5 с действия вибрационного раздражителя не совершал реакцию избегания, то получал удар током; при этом ток в данном предъявлении получал и второй червь, если даже он и совершал данную реакцию;
если “инструментальный” нереис совершал реакцию, то не получал удар током; при этом второй червь тоже не получал ток, если даже и не реагировал должным образом.

Слайд 22РИ в виде движения вперёд
Методика
Использовали специальный приемом. После того, как обычным

образом нереис отдергивал головной конец в ответ на ток, немедленно давался повторный удар током — до тех пор, пока червь не совершал, после сокращения, положительной реакции (движение вперёд), что сопровождалось длительным периодом без удара током.
То есть, положительная реакция прекращала серию воздействий тока, что отвечает сути инструментальной реакции


Слайд 23сопоставление


УР кл
УР инструментальный
псевдоУР
Заштрихованы подкрепляемые реакции (РИ).
Левые столбики в каждой паре

- отрицательные реакции, правые — положительные.

-

+


Пк


Слайд 24интересно
Подкрепление усиливает положительную реакцию, которая не вызывается током
Следовательно, она не есть

результат сенситизации током
Интересное поведение. Нереисы:
двигались вперед, захватывали глоткой камушки, приближались к краю трубки и оставляли их у края, как бы закупоривая ее,
камушки до конца трубки перемещали головным концом.
Атака на агрессора

Слайд 25







Сопоставление в длительном опыте
подкрепление отрицательнойреакции
+
+, -
псевдоУР
УР кл
-
+


Слайд 26выводы
Как отрицательная, так и положительная реакция усиливаются инструментальным подкреплением, превышая величину

неподкрепляемой реакции:
при выработке избегания,
величины реакции при классическом оборонительном рефлексе и
псевдообусловливании.
Т. е., инструментальное избегание аверсивного раздражителя может быть достигнуто на основе как отрицательной, так и положительной реакций.
индивидуально приобретенные реакции – УР

Слайд 27Инструментальный условный оборонительный рефлекс у рыб.
Классические условные оборонительные рефлексы на основе

электрического тока. Инструментальные условные оборонительные рефлексы на основе понижения уровня воды. Формирование реакции избегания у рыб с помощью выталкивания из воды. Выработка чередующейся реакции избегания. Пространственная переделка реакции избегания.

Слайд 28Юрий
Павлович
Фролов


Слайд 29Двигательные оборонительные УР.
Условный раздражитель - свет либо звук.
Безусловный раздражитель -

электрический ток, подаваемый на электроды ( на дне, спинной плавник).
Безусловный рефлекс – энергичные нырятельные движения.
Регистрация: нить от спинного плавника к капсуле Морея (кимограф).
Методика не могла обеспечить выработку стабильных условных рефлексов.
Булл (Bull, 1928) усовершенствовал методику: оба электрода - на стенках аквариума.
УР - классический

Слайд 30 (Цуге, 1957).
Аквариум был разделен на две половины перегородкой с дверцей.
В

обеих половинах у стенок были расположены по два электрода.
Спустя пять секунд после включения условного раздражителя на электроды подавался ток, действие которого продолжалось до тех пор, пока рыба не уплывала в противоположную половину аквариума.
Недостатки:
1.избавление, а не РИ.
2.Бурная двигательная реакция, не поддающаяся контролю со стороны экспериментатора (трудность для выработки локальной и четко ограниченной реакции)

Слайд 31
Карамян Арташес Иванович

Электрический ток
не является экологически адекватным,
вызывает нежелательные физиологические последствия,
не

обеспечивает выработку стабильных условных рефлексов.
Вывод (Карамян, 1953):
выработка оборонительных условных рефлексов у рыб невозможна (из-за несовершенства их нервной системы

Слайд 32РИ у рыб на основе их обсушки
Понижение уровня воды РИ -

экологически адекватное аверсивное воздействие для рыб.
Две методики, в которых используется этот принцип:
1. Обсушка рыб с помощью понижения уровня воды в аквариуме.
2. Обсушка с помощью выталкивания рыб из аквариума вращающейся лопастью.

Слайд 35


Экспериментальное устройство для выработки реакции избегания у рыб. А — схема

установки: 1 — мотор; 2 — уровень воды; 3 — лопасть; 4 — дно аквариума. Б — вид лопасти сбоку (слева) и спереди (справа): 1 — коридор (один открыт, другой закрыт); 2 — туннель; 3 — рамка; 4 — перегородка.

А

Б


Слайд 36
Aphyocharax erithrurus,
река Апуре (Венесуэла)


Слайд 37

ЧУР
ПП


Слайд 38

Почему ПОСЛЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ПЕРЕДЕЛОК величины РИ ОТЛИЧАЮТСЯ ?
ПП


Слайд 39Резюме
Воспроизведение РИ после пространственной переделки начиналось с уровня ниже 50% -


следствие угнетающего влияния предварительного обучения проходить через противоположный коридор (проактивное угнетение).
Проактивное угнетение не отмечается со стороны выработки чередующейся РИ. Наоборот предварительное формирование следа памяти о проходе через левый и правый коридоры способствует последующей выработке одиночной РИ.
Т.е., у этих рыб на 1-м этапе были выработаны 2 временные связи, хотя и не произошло их синтеза в систему, позволяющую осуществлять чередующуюся РИ.

Слайд 40Резюме (продолжение)
У рыб затруднена пространственная переделка РИ и выработка ЧУР.
Общая особенность:
торможение

одной реакции со стороны другой.
При пространственной переделке тормозится формирование вновь вырабатываемой РИ,
а при выработке чередования торможение делает невозможным синтез двух временных связей в единую систему.
ЦНС рыб не успевает перестраивать свои реакции в соответствии с изменяющимися условиями среды.
Ю.П.Фролов (1938), Л.Г.Воронин (1957): Инертность ВНД и слабое развитием у рыб подвижности нервных процессов.

Слайд 42Фармакологический анализ механизмов приспособительного поведения высших беспозвоночных и низших позвоночных.
Сравнительно-физиологический подход

к фармакологическому изучению ВНД. Влияние фармакологических веществ на реакцию избегания у рыб. Влияние фармакологических веществ на неассоциативное обучение. Влияние фармакологических веществ на поведение при экстремальных воздействиях.

Слайд 43 Большинство психофармакологических исследований ведется на млекопитающих (в основном на мышах и

крысах).
В то же время в отечественной физиологии и патофизиологии издавна используется исторический подход:
исследование любой функции наиболее успешно осуществляется с учетом истории ее становления в эволюции (Мечников, 1917; Орбели, 1922; Коштоянц, 1934; Воронин, 1957; Тушмалова, 1980).
История в Смоленске
Обоснование возможности…?

Слайд 44Общебиологическая основа функциональных нарушений поведения.
Учение К. Бернара и В. Кеннона о

постоянстве внутренней среды и гомеостазисе:
Отклонение существенных для жизнедеятельности показателей (температуры тела, pH крови и т. д.) за определённые пределы - причина различных защитных реакций организма, направленных на устранение последствий возмущающего воздействия.
Это является древней универсальной закономерностью, лежащей в основе регуляции физиологических процессов у всех животных.
И не только у них. Принцип Ле Шателье:
возмущающее воздействие на физико-химическую систему приводит к возникновению процесса, уменьшающего последствия данного воздействия.
Все процессы управления в техн. системах основаны на использовании рассогласования и обратной связи.

Слайд 45Сравнительно-физиологический подход к фармакологическому изучению ВНД.
Итак, в эволюции сформировались пределы

жизненных показателей, выход за которые запускает защитные механизмы организма.
Следовательно, механизм нарушений ВНД и ее защиты сложился в эволюции.
Исследование этого механизма наиболее перспективно с помощью методов сравнительной физиологии и патофизиологии.
Это означает, что нарушение и психофармакологическую коррекцию ВНД следует изучать на животных различных уровней филогенеза.
Сравнительно-физиологический подход к изучению нарушения и психофармакологической коррекции ВНД в перспективе поставит вопрос о создании эволюционной психофармакологии как части эволюционной фарм.
Необходимость эволюционной фармакологии постулировал Н. П. Кравков (1930).

Слайд 46Николай Павлович Кравков


Николай Павлович Кравков (24 февраля (8 мартаНиколай Павлович

Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 годаНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, РязаньНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, Рязань, — 24 апреляНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, Рязань, — 24 апреля 1924 годаНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, Рязань, — 24 апреля 1924 года, ЛенинградНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, Рязань, — 24 апреля 1924 года, Ленинград) — русский фармаколог, основоположник советской фармакологииНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, Рязань, — 24 апреля 1924 года, Ленинград) — русский фармаколог, основоположник советской фармакологии, член-корреспондент Российской академии наукНиколай Павлович Кравков (24 февраля (8 марта) 1865 года, Рязань, — 24 апреля 1924 года, Ленинград) — русский фармаколог, основоположник советской фармакологии, член-корреспондент Российской академии наук (1920), академик Военно-медицинской академии (1914).

ученики — академики С. В. Аничковученики — академики С. В. Аничков, В. В. Закусов
и др.

Слайд 48Логическая цепочка (к эволюционной психофармакологии)
Физиология – физиология ВНД – сравнительная физиология ВНД

– эволюционная физиология
Фармакология - Фармакология ВНД (психофармакология) – сравнительная психофармакология – эволюционная психофармакология

Слайд 49Сравнительно-физиологический подход к фармакологическому изучению поведения.
Анализ влияния нейротропных веществ на:
насекомых (ручейников

и тараканов),
рыб,
грызунов

Слайд 50
Влияние пептида дельта-сна (9 АК, а/с, а/о)
на РИ у рыб


Слайд 51Положительное влияние эталонного ноотропного препарата пирацетама на формирование реакции избегания у

золотых рыбок (Bryant, Petty, Byrne, 1973).
Нейропептид АКТГ4-7Про-Гли-Про улучшает выработку условной реакции избегания у молоди атлантического лосося (Витвицкая, Бикбулатова, Никоноров, Кругликов, 1987).

Слайд 52Неассоциативное обучение -привыкание
Психофармакологические исследования на млекопитающих осуществляются в основном с помощью

условнорефлекторной модели.
Однако выбор моделей для сравнительных психофармакологических исследований не может ограничиться только УР.
Приспособительные реакции выражаются и в элементарных явлениях, таких как привыкание, нестойкая условная связь и др. (Воронин, 1977).

Слайд 53Привыкание – универсальная реакция
Элементарные формы индивидуально-приспособительных реакций носят универсальный характер и

проходят через всю эволюцию вплоть до человека.
Л. А. Орбели (1961): процесс эволюции идет путем не уничтожения старых функциональных отношений, а заслонения их новыми.
Привыкание свойственно:
одноклеточным организмам (Тушмалова, 1968),
одному нейрону (Соколов, 1969),
поведению человека в целом (Сеченов, 1861).
Смысл привыкания состоит в приобретении способности не реагировать на биологически незначимые раздражители - негативное научение (Thorpe, 1964).
Привыкание – базовая модель для изучения влияния ноотропов на обучение и память грызунов

Слайд 54Влияние пирацетама на привыкание у рыб

Carassius auratum


Слайд 55Действие пирацетама на поведение золотых рыбок в открытом поле




▲ -

контроль ⬤ - пирацетам

Скорость Частота поворотов

Изменения скорости и относительной частоты поворотов наиболее удовлетворительно описываются уравнениями нелинейной регрессии вида Y=aXb. Различие между коэффициентами регрессии, отражающее различие в темпах снижения скорости рыб в контроле и опыте, статистически значимо (в контроле b = – 0.12 ± 0.02, в опыте b = – 0.27 ± 0.02, p < 0.001). Начиная с 3-го периода, скорости в опыте и контроле различались (p < 0.05). Различие между коэффициентами регрессии, отражающими темпы увеличения частоты поворотов в опыте и контроле, также значимо (в контроле b = 0.27 ± 0.07, в опыте­ b = 0.49 ± 0.10, p < 0.01).
По: Иноземцев, Непомнящих, Гремячих (2005)


Слайд 56Влияние пирацетама на привыкание у насекомых
Личинки ручейника Chaetopteryx villosa Fabr. (Limnephilidae:

Trichoptera)
Тропический пепельно-серый таракан Nauphoeta cinerea Oliv. (Blattoptera: Blaberidae: Oxyhaloinae)


Слайд 57Chaetopteryx villosa Fabr.
(Limnephilidae: Trichoptera)


Слайд 58Тропический пепельно-серый таракан Nauphoeta cinerea Oliv.
(Blattoptera: Blaberidae: Oxyhaloinae)


Слайд 59Динамика двигательной активности тараканов в кристаллизаторе. По оси абсцисс — время

опыта (мин), по оси ординат — число пройденных частей

свет

Время, мин

По: Иноземцев, Целкова, Бернуй, Жужиков, Тушмалова (1998)


Слайд 60Почему двигательная реакция резко повышается в начале опыта и при включении

света?
О чём это говорит?

Слайд 61Влияние пирацетама на привыкание ручейников к вибрационному раздражителю.
По оси абсцисс –

номер предъявления раздражителя, по оси ординат – продолжительность оборонительной реакции (втягивания и замирания в домике), сек.
Под влиянием пирацетама привыкание происходило быстрее (F = 68,47 при Fcrit =5,12, р=0,00002).
По: Иноземцев, Непомнящих (2007)

Слайд 62Влияние фармакологических веществ на поведение при экстремальных воздействиях.


Слайд 64Повреждение домика вызывало двухфазный ответ:
сначала развивалась пассивная оборонительная реакция в виде

замирания,
затем — беспорядочная двигательная активность.

Пирацетам
не влиял на первую фазу,
но уменьшал хаотическую двигательную активность во второй из них.

Слайд 66 Пирацетам:
сокращает период беспорядочного передвижения до начала строительства,
уменьшает частоту смены мест отбора

частиц,
увеличивает тщательность тестирования строительного материала.
Следствие:
ускорение восстановления домика.
Вывод: пирацетам положительно влияет на поведение ручейников в экстремальных условиях, связанных с разрушением домика.

Слайд 67Принципиальный факт
Пирацетам уже на достаточно раннем этапе филогенеза — у личинок

ручейника — оптимизирует все показатели, характеризующие восстановление домика, необходимого для их жизнедеятельности, то есть влияет на осуществление сложно организованной инстинктивной деятельности.
Это расширяет возможности использования фармакологических веществ для сравнительно-физиологических исследований нарушения и коррекции высшей нервной деятельности.

Слайд 68Влияние пирацетама на привыкание ручейников к вибрационному раздражителю.
По оси абсцисс –

номер предъявления раздражителя, по оси ординат – продолжительность оборонительной реакции (втягивания и замирания в домике), сек.
Под влиянием пирацетама привыкание происходило быстрее (F = 68,47 при Fcrit =5,12, р=0,00002).
По: Иноземцев, Непомнящих (2007)

Слайд 69Динамика двигательной активности тараканов в кристаллизаторе. По оси абсцисс — время

опыта (мин), по оси ординат — число пройденных частей

свет

Время, мин

По: Иноземцев, Целкова, Бернуй, Жужиков, Тушмалова (1998)


Слайд 71Благодарим за внимание



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика