Физиология развития человека презентация

Содержание

Слайд 1физиология


Слайд 2Понятие роста и развития
Рост – изменение размеров тела или его частей.

Данное понятие отражает количественные изменения, происходящие с организмом.
Развитие – качественное изменение функциональных показателей клетки, ткани, органа, системы органов, происходящее в следствие биологического совершенствования строения организма под действием различных факторов.

Слайд 3Факторы, способствующие качественным преобразованиям в организме:

Генетический
Питание
Заболевания
Эмоции
Социальные условия и уровень развития общества

в целом

Слайд 4В развитии ребенка от зачатия до наступления половой и социальной зрелости

выделяют 2 этапа и 6 периодов:

Внутриутробный
Фаза эмбрионального развития (до 2-3 мес);
- Фаза плацентарного развития (от 3-х мес до рождения)
Постнатальный
Период новорожденности (неонатальный)
Период грудного возраста (от 10-14 дней до 1 года)
Период раннего детства (от 1 года до 3-х лет)
Период первого детства ( от 4-х до 7 лет)
Период второго детства (от 8 до 12 у мальчиков; от 8 до 11 – у девочек);
Пубертатный период (от 13 до 16 лет у мальчиков; от 12 до 15 лет – у девочек);
Юношеский период (от 17 до 21 – у юношей; от 16 до 21 года – у девушек)




Слайд 5В фазу эмбрионального периода происходит закладка внутренних органов и внешних частей

тела, образуется амнион и хорион.
В фазе плацентарного развития (фетальном периоде) устанавливается обособленное от матери кровообращение, но поступление к плоду кислорода и питания происходит из материнского организма через функционирующую плаценту.
Фетальный период складывается из подпериодов:
Раннего (до 28 нед. беременности);
Позднего (с 28 нед. до рождения);
Интранатального

Анатомо-морфологические особенности в период внутриутробного этапа развития


Слайд 6Ранний фетальный подпериод характеризуется интенсивным ростом и дифференцировкой тканей
Поздний фетальный период

обеспечивает процессы депонирования тех компонентов питания, которые в последствие не могут быть введены ребенку с материнским молоком. В этот период путем трансплацентарной передачи материнских иммуноглобулинов формируется пассивный иммунитет; созревает сурфактант, обеспечивающий нормальную функцию легких и ЖКТ; достигают определенной зрелости жизненно важные органы.


В связи с этим рождение ребенка даже с небольшой степенью недоношенности существенно сказывается на его адаптационных возможностях!!!

Характеристика фетальных подпериодов


Слайд 7Поздний фетальный подпериод (антенатальный период) переходит в интранатальный этап – роды.

Роды – физиологический процесс, во время которого происходит изгнание плода, плаценты с оболочками и околоплодными водами из матки через родовые пути.
Интранатальный этап исчисляют от времени появления регулярных родовых схваток до момента перевязки пуповины - обычно от 2-4 до 15-18 ч. После перевязки пуповины начинается внеутробный этап , или собственно детство.

Слайд 8Внеутробный этап развития
Период новорожденности (неонатальный период) начинается с момента рождения

и продолжается 4 недели. Выделяют ранний и поздний неонатальный периоды.
Ранний неонатальный период – самый ответственный для адаптации ребенка к новым условиям жизни:
Первым вдохом начинают функционировать легкие;
Уравновешивание в аорте и легочной артерии приводит к прекращению тока крови через артериальный поток и полному включению малого круга кровообращения;
Прекращается поступление крови из правого предсердия через овальное окно в левое;
Запустевают пупочные сосуды; начинается энтеральное питание ребенка;
Вследствие потери воды через легкие и кожу, отхождение мекония, малого количества пищи и приспособления к новым условиям питания в первые дни жизни первоначальная масса тела уменьшается на 5-6% (физиологическая норма)


Слайд 9К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям жизни, относят также:
Физиологический

катар кожи;
Физиологическую (коньюгационную) желтуху;
Половой криз (набухание молочных желез, кровянистые выделения из влагалища);
Температура тела в первые два дня может понизиться на 1-2 градуса, а иногда на 3-4 сутки отмечается немотивированное повышение температуры тела в течение нескольких часов до 38-40 градусов;
В связи с преобладанием в ЦНС процессов торможения новорожденный почти непрерывно спит;
Родовой стресс, перестройка функций дыхания, кровообращения, незрелость адаптационных механизмов ребенка отражаются на показателях обмена веществ


Слайд 10Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде:
Продолжается с 8-го по 28 день,
Заживает

пупочная рана;
Начинается интенсивная прибавка массы и длины тела;
Начинают развиваться анализаторы, прежде всего, зрительный;
Начинают формироваться условные рефлексы, координация движений.

Поздний неонатальный период


Слайд 11Температура тела и терморегуляция у ребёнка
Колебания температуры отражают состояние физической и

психоэмоциональной активности здоровых детей.
Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему, как и аномалии её, могут быть причиной неадекватной терморегуляции.
Способность ребёнка к выражена достаточно хорошо с первых часов жизни. В механизмах теплопродукции у новорождённого на первое место ставят так называемый несократительный термогенез, т. е. теплообразование в жировой ткани. Второй компонент теплопродукции (сократительный термогенез) - повышение мышечной активности и тонуса при охлаждении -- является важной частью теплового баланса, уже с первых часов жизни ребенка резко возрастает при ходовом раздражении кожи .

Слайд 12ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ У РЕБЁНКА
Пассивная теплоотдача у новорождённых выше (относительно),

чем у детей старшего возраста и взрослых. Это обусловлено большой поверхностью тела на единицу массы, а также особенностями строения кожи (богатой васкуляризацией, тонкостью изолирующего слоя, частою недостаточностью подкожного жирового слоя).
Созревание активно регулируемой теплоотдачи отстаёт от развития теплопродукции и фактически завершается только к 7-8 годам. При этом более рано созревает сосудистая теплоотдача.

Слайд 13Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как

динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и т.д.) и биологическое созревание ребёнка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни)
формирование статистических и моторных
функций, что в целом определяет
работоспособность, или
запас физических сил.

Слайд 14Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям:

росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.
В настоящее время, отмечается, что рост детей увеличивается в более раннем возрасте. Это явление получило названии акселерации

Кроме того, ускорился срок биологического
созревания: сроки появления ядер окостенения,
прорезывания постоянных зубов и т.д.


При этом следует отличать истинную акселерацию
от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием

Слайд 15Физическое и психомоторное развитие детей в первом полугодии
Вес тела доношенного новорождённого

обычно составляет 3200-3500 г. За первые 3—4 дня вес тела уменьшается на 150 – 300 , т. е. Происходит так называемая физиологическая убыль веса, который восстанавливается к 7-10-му дню жизни, после чего вес тела ребенка все время увеличивается.
За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе по 25-30 г, с 4 по 6-й месяц – 20-25 г. Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы:
1-й месяц – 600 г
2-й месяц – 800 г;
3-й месяц – 800 г;
4-й месяц – 750 г;
5 месяц – 700 г;
6-й месяц – 650 г.
В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет 4 кг 300 г

Слайд 16Физическое и психомоторное развитие детей в первом полугодии
Для ориентировочного расчета долженствующей

массы тела в первом полугодии жизни можно использовать формулы:
Масса тела может быть определена, как сумма:
Масса тела при рождении + 800 г * n,
Где n – число месяцев в течении первого полугодия; 800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия;
2) Масса тела ребенка 6 месяцев = 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г

Слайд 17Физическое и психомоторное развитие детей в первом полугодии
Длина тела доношенного новорожденного

колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за 3 месяца дети прибавляют в росте по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см.
Таким образом, в первом полугодии на 16,5 см.
Для расчета долженствующего роста в первом полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой:
Ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

Слайд 18Физическое и психомоторное развитие детей в первом полугодии
При рождении окружность головы

в среднем равна 34-36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в первом полугодии жизни можно оценить по формуле:

Окружность головы 6-месячного ребенка = 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см вычитают 1,5 см.


Слайд 19Физическое и психомоторное развитие детей в первом полугодии
Окружность груди отражает как

степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развития мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди.
Окружность груди при рождении в среднем равна 32-34 см.
Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.
Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки (ОГК) у детей первого полугодия используют формулу:

ОГК 6-месячного ребенка = 45 см,
за каждый недостающий месяц вычитают 2 см

Слайд 20 Психомоторное развитие детей в первом полугодии
В возрасте 2 месяцев ребёнок

спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие перед ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.
В 3 месяца ребёнок на обращённую к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживлёнными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутых в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.
В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местоположение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроватью игрушками.

Слайд 21Психомоторное развитие детей в I полугодии.
В

5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук чёткие, он берёт погремушку и долго держит её в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.
В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма» , «ба», «да» и др.). Свободно сам берёт игрушку и подолгу ею играет.
Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

Слайд 22Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии.
В 6 месяцев здоровый

ребёнок весит в среднем около 8 кг. 200г.
За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г.;
за 8-й месяц—550;
за 9-й месяц--500 г.;
за 10-й месяц—450 г.;
за 11-й месяц—400г.;
За 12-й месяц—350г.
Таким образом за второе полугодие ребёнок прибавляет в весе 2 кг. 850г. И к году должен весить в среднем 10,5 кг.

Слайд 23Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии.
Для II полугодия жизни

ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:
1)масса тела при рождении + прибавка массы тела за второе полугодие:
(800*6)+400*(n-6);
где n – возраст в месяцах;
400 г. – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;
2) Масса тела ребёнка 6 месяцев = 8200 г., за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г. (у детей до 12 месяцев).



Слайд 24Физическое развитие детей во II полугодии
Рост ребёнка с 7 по 9-й

месяц увеличивается ежемесячно на 2 см., а с 9 по 11-й месяц—на 1,5—1 см. Таким образом во II полугодии ребёнок вырастает на 10,5 см.
Окружность головы 6-месячного ребёнка равна 43 см., в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.
Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см., за каждый последующий месяц (до года) увеличивается на 0,5 см.
Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.
В конце года жизни у ребёнка имеется обычно 8 зубов.

Слайд 25Психомоторное развитие детей во II полугодии.
Психомоторное развитие детей во II полугодии.
В

7 месяцев ребёнок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.
В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет газами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.
Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и переступает вдоль барьера.
В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами обращается по разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

Слайд 26Психомоторное развитие детей во II полугодии
В 10 месяцев он знает название

некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.
В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.
Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.
В 12-13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.
Таким образом, в течении года жизни ребёнок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребёнком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

Слайд 27Физическое развитие детей от 2 до 7 лет
На втором году жизни

вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 см, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 3-4 кг. Ориентировочную массу тела рассчитывают по формулам:
1) Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет = 10,5 кг +2n,
Где n – возраст ребенка, 10,5 – средняя масса тела годовалого ребенка
2) Для детей, старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг.

Слайд 28Физическое развитие детей от 2 до 7 лет
После года скорость роста

начинает замедляться.
В течение 2 и 3 года прибавки роста составляют, соответственно, 12-13 и 7,8 см, а дальше становятся относительно равномерными.
Первое ускорение роста начинается с 4,5 до 5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.
Затем скорость роста снижается.

Слайд 29Особенности нервной системы у детей раннего возраста. Анатомо-физиологические особенности нервной системы
Закладка нервной

системы происходит на первой неделе внутриутробного развития.
Наибольшая интенсивность деления нервных клеток
головного мозга приходится
на период от 10 до 18 недели
внутриутробного развития,
что считают критическим
периодом формирования
ЦНС.

Слайд 30Анатомо-физиологические особенности нервной системы
К рождению головной мозг относительно массы тела составляет:


У новорожденного – 1/8 – 1/9 на 1 кг массы тела;
У ребенка 1 года – 1/11 – 1/12;
У ребенка 5 лет – 1/13 – 1/14,
У взрослого – 1/40.
Темпы развития НС происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно интенсивно он протекает в первые 3 месяца жизни.
Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора больших полушарий по строению сходна с корой б.п. взрослого

Слайд 31Кровоснабжение мозга ребенка
Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это

объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться после рождения.
Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде.
А ее потребность в кислороде в более, чем в 20 раз выше, чем мышц.
Отток крови от головного мозга у детей I года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ, чем объясняется более частое развитие у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Слайд 32Кровоснабжение мозга ребенка
Вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления.
Возрастание давления

ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обуславливает их атрофию и гибель.
Это находит свое подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Слайд 33Анатомо-физиологические особенности нервной системы
Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена

с костями основания черепа на большой площади.
Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных тонкие, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, велики. Сильвиев водопровод мозга шире, чем у взрослых.
По мере развития НС существенно изменяется и химический состав головного мозга: уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеинов.

Слайд 34Анатомо-физиологические особенности спинного мозга ребенка
Спинной мозг к рождению более развит, чем

головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденного не определяется и начинает контурироваться после 3-х лет.
Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.
Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцев, а утроение – к 3-5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7-10 годам, но увеличивается медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться, например, при выполнении спиномозговой пункции.

Слайд 35Психомоторное развитие детей
Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, требующие сложной

координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности

Слайд 36Средние сроки развития моторных актов у детей I года жизни


Слайд 37Средние сроки развития моторных актов у детей I года жизни


Слайд 38Формирование речи у ребенка


Слайд 39Формирование речи (продолжение)


Слайд 40Формирование речи (продолжение)


Слайд 41 Строение

глаза

Слайд 42Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития. К рождению развитие

глаза и зрительного анализатора не завершено.
Для новорождённого характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, слезные железы не функционируют.
С 3-х недель ребёнок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах и короткое время следит за движущимися.
В 6 месяцев ребёнок воспринимает яркие желтые и красные тона, устойчиво координирует движения глаз.
К 9 месяцу устанавливается способность к стереоскопическому восприятию пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.
К году ребенок может воспринимать геометрические формы.
После 3-х лет все дети обладают развитым цветовым зрением (но оттенки цветов начинают восприниматься позже)
В 4 года достигается максимальная острота зрения, ребенок готов к начальному чтению.


Органы чувств у детей (зрение)


Слайд 44Органы чувств у детей (слух)
Ухо новорожденного достаточно хорошо развито.
Новорожденный слышит, реакция

его на звук выражается в общих двигательных реакциях, крике, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания, ЭКГ, ЭЭГ.
В последующем совершенствуется чувствительность слухового восприятия и способность к дифференцировке звуков по громкости, частоте и тембровой окраске

Слайд 45ОРГАНЫ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ (ОБОНЯНИЕ)
Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период

со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.
Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковины.
Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают достаточно функционировать в период между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо заметна различная реакция ребенка на приятные и неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Слайд 46Органы чувств у детей (вкус)
Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного

развития.
Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.
Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого.
Порог вкусового ощущения постепенно снижается с возрастом, и только в младшем школьном возрасте ребенок становится способным различать не только основной вкус, но и градации концентраций, соотношения между компонентами различного вкуса

Слайд 48Чувствительность кожи
Рецепторы болевой чувствительности появляются в конце 3 месяца внутриутробного развития,

и новорожденные сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у старших детей и взрослых.
Тактильная чувствительность кожи появляется очень рано (уж на 5—6 неделе внутриутробного развития), причем сначала она локализована исключительно в периоральной области, а затем быстро распространяется, и к 11—12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлексогенной зоной.
Тактильная чувствительность плода и новорождённого существенно опережает по строкам своего возникновения все остальные органы чувств.
Терморецепция представлена у новорождённого в морфологически и функционально завершённом виде.
Рецепторов охлаждения почти в 10 раз больше, чем тепловых.
Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше чем к перегреванию.

Слайд 49Анатомо-физиологические особенности костной системы детей
Закладка и образование костной системы происходит на

5-й неделе внутриутробного развития. Костная система является очень чувствительной к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно, нарушениям питания, двигательного режима ребенка, состояния мышечного тонуса и др.
Твердость кости зависит от степени замещения хрящевой ткани остеоидной и степенью ее минерализации. Особенностью детского скелета является относительно большая толщина и функциональная активность надкостницы, за счет которой идут процессы новообразования костной ткани при поперечном росте костей.

Слайд 50Анатомо-физиологические особенности костной системы детей
Задний, или малый родничок закрывается не позднее

4-8-недели после рождения.
Передний, или большой, родничок может иметь различные размеры (от 1,5*2 см до 3*3 см). В норме закрытие большого родничка происходит к 1-1,5 годам, но в последнее время оно нередко наблюдается уже к 9-10 месяцам.

Слайд 51Анатомо-физиологические особенности костной системы детей
Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб

(лордоз) начинает возникать сразу после начала держания головы.
Грудной изгиб (кифоз) устанавливается
предварительно после 6-7
месяцев, когда ребенок
самостоятельно сидит, а
окончательно закрепляется
только к 6-7 годам.
Поясничный лордоз
становится заметным после
9-12 месяцев, окончательно
формируется в школьные годы.

Слайд 52Анатомо-физиологические особенности костной системы детей
Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с

горизонтально расположенными ребрами. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.
Кости таза относительно малы у детей раннего возраста. Форма таза напоминает воронку. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет

Слайд 53Анатомо-физиологические особенности костной системы детей (рост и смена зубов)
Молочные зубы прорезываются

после рождения в определенной последовательности. Период сохранения молочных и появления постоянных зубов носит название периода сменного прикуса.
При смене молочных зубов постоянными после выпадения молочного зуба и до прорезывания постоянного обычно проходит около 3-4 месяцев.

Слайд 54АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Масса мышц по отношению к массе

тела у детей значительно меньше, чем у взрослых.
Распределение мышечной ткани у новорожденного отличается от детей других возрастных групп и взрослых. Основная ее масса приходится на мышцы туловища, в то время, как в другие периоды – на мышцы конечностей.
Особенностью новорожденных является значительное преобладание тонуса мышц-сгибателей: благодаря повышению тонуса сгибателей во внутриутробном периоде возникает специфическая поза плода.

Слайд 55Параллельно с развитием мышечных волокон идет формирование соединительнотканного каркаса мышц (эндомизия

и перимизия), которое достигают окончательной степени дифференцировки лишь к 8-10 годам.
У новорожденных (в отличие от взрослых) даже во время сна мышцы не расслабляются. Постоянная активность скелетных мышц определяется их участием в реакциях сократительного термогенеза, а также в анаболических реакциях растущего организма (прежде всего – в стимуляции развития самой мышечной ткани).

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей


Слайд 56Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей
Развитие мышц у детей идет неравномерно.

В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук.
До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. В возрасте 6-7 лет ребенок может уже успешно заниматься такими работами, как плетение, лепка и т.д.
В этом возрасте возможно постепенное обучение детей письму. Однако, упражнения в письме должны быть кратковременными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук.

Слайд 57Строение лёгких


Слайд 58Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
Потребность в кислороде у детей значительно

выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ. Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируется большей частотой дыхания.
У новорождённого частота дыхательных движений (ЧДД)—40—60 раз в 1 минуту, у 10-летнего—20, у взрослого—16—18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объём дыхания на 1 кг. Массы тела значительно выше, чем у взрослых.

Слайд 60Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и максимальная вентиляция легких у детей значительно

меньше, чем у взрослых.
Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создает предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей

Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей


Слайд 61Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух дыхательных путей
Нос у новорожденного

относительно мал, полости его недоразвиты, носовые ходы узкие (до 1 мм). Нижний носовой ход отсутствует. Хрящи носа очень мягкие. Слизистая оболочка носа нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами.
К 4-м годам
формируется нижний носовой
ход. По мере увеличения в
размерах лицевых костей,
прорезываются зубы,
увеличиваются длина и ширина носовых ходов.

Слайд 62Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
У новорожденных недостаточно развита пещеристая часть

подслизистой ткани носа, которая развивается лишь к 8-9 годам. Этим объясняется относительно низкая кровоточивость носа у детей первого года жизни.
Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения слизистой оболочки появление даже незначительного воспаления слизистой оболочки носа вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей I полугодия жизни почти невозможно, т.к. большой язык оттесняет надгортанник кзади.
Хотя придаточные пазухи начинают формироваться во внутриутробном периоде, к рождению они недостаточно развиты, чем объясняется редкость заболевания гайморитом, фронтитом, этмоидитом, полисинуситом (заболевания всех пазух) в раннем детском возрасте.

Слайд 63Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
При дыхании через нос воздух проходит

с большим сопротивлением, чем при дыхании через рот, поэтому при носовом дыхании работа дыхательных мышц возрастает, дыхание становится более глубоким. Атмосферный воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается. Согревание воздуха тем больше, чем внешняя температура.
Так температура воздуха при прохождении через нос на уровне гортани лишь на 2-3 % ниже температуры тела. В носу происходит очищение вдыхаемого воздуха (в полости носа захватываются инородные частицы размером больше 5-6 мкм в диаметре). В полости носа выделяется 0,5-1 л слизи в сутки.

Слайд 64Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
Носоглоточные миндалины могут увеличиваться в размерах

– это так называемые аденоидные вегетации. Они нарушают нормальное носовое дыхание, а также, являясь значительным рецепторным полем, могут вызывать аллергизацию, интоксикацию организма и т.д.
Дети с аденоидами отличаются нервозностью. Кроме того, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса.
Среди поражений верхних дыхательных путей у детей наиболее часто наблюдаются риниты и ангины.

Слайд 65АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от массы

тела, что больше, чем у взрослых (0,5%).
Правый и левый желудочек примерно равны между собой. Толщина их стенок около 5 мм.
У детей более интенсивно растет левый желудочек, стимулятором роста которого является возрастающее сосудистое сопротивление и артериальное давление.
Параллельно с ростом сердца увеличиваются размеры магистральных сосудов.
Окружность ствола легочной артерии у детей больше окружности ствола восходящей аорты.
Просвет артерий с возрастом сужается относительно размеров сердца и нарастающей длины тела.

Слайд 66Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей
На протяжении первых лет жизни происходит

серия поворотов и перемещений сердца внутри грудной клетки.
Пульс новорожденных аритмичен, с неодинаковой продолжительностью и неравномерностью отдельных пульсовых волн и промежутков между ними.
Пульс у детей всех возрастов чаще, чем у взрослых из-за позднего созревания вагусной регуляции иннервации сердца и высокого обмена веществ у детей.
У детей с достаточной двигательной нагрузкой частота пульса ниже, чем у сверстников с гиподинамией.
Рост давления происходит более интенсивно в первые 2-3 года (как и в пубертатный период).
С возрастом происходит увеличение ударного и минутного объемов крови, уменьшается общее периферическое сопротивление.


Слайд 67Кровообращение плода и новорожденного
Кровь, поступившая в правое предсердие из нижней полой

вены попадает преимущественно в овальное окно и затем в левое предсердие, оттуда – в аорту.
Кровь нисходящей аорты, отдавшая кислород, по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть хориальных ворсинок плаценты.
Таким образом, функционирует система кровообращения, представляющая собой замкнутый круг, обособленный от системы кровообращения матери, и действующая за счет сократительной способности сердца плода.

Слайд 68Кровообращение новорожденного
При рождении происходит перестройка кровообращения, которая носит острый характер. Наиболее

существенными моментами считают следующие:
Прекращение плацентарного кровообращения;
Закрытие основных фитальных сосудистых коммуникаций (венозного и артериального протока, овального окна);
переключение насосов правого и левого сердца из параллельно работающих в последовательно включенные;
Включение в полном объеме сосудистого русла малого круга кровообращения с его высоким сопротивлением и склонностью к вазоконстрикции;
Увеличение потребности в кислороде, рост сердечного выброса и системного сосудистого давления.

Слайд 69 Стадии развития сердца а – эндокардиальные трубки; б – перикард; в –

эпикард; г – закладка предсердия; д – предсердие; е – правый желудочек; ж – левый желудочек; з – правое предсердие; и – левое предсердие; к – верхняя полая вена; л – нижняя полая вена; м – артериальный ствол; н – эндокард желудочка; I – 2 нед.; II - 3 нед.; III – 3 нед.; IV – 3,5 нед.; V – 5 нед.

Слайд 70Кровообращение человека


Слайд 71Кровообращение плода и новорожденного
Основным кровообращением плода является хориальное, представленное сосудами пуповины.

Хориальное (плацентарное) кровообращение начинает обеспечивать газообмен плода уже с конца 3 – начала 4-й недели внутриутробного развития.
Капиллярная сеть хориальных ворсинок плаценты сливается в главный ствол – пупочную вену, проходящего в составе пупочного канатика и несущую оксигенированную и богатуюпитательными веществами кровь.
В теле плода пупочная вена направляется к печени, перед этим отдавая часть крови в нижнюю полую вену, откуда смешанная кровь поступает в правое предсердие. Сюда же поступает венозная кровь из верхней полой вены. Но полного смешения потоков крови не происходит.

Слайд 72Кровообращение новорожденного
С началом легочного дыхания кровоток через легкие возрастает почти в

5 раз, в 5-10 раз снижается сосудистое сопротивление в малом круге кровообращения.
Через легкие протекает весь объем сердечного выброса, в то время, как во внутриутробном периоде через них проходило лишь 10% этого объема.
Вследствие уменьшения сопротивления в легочном русле, увеличения притока крови в левое предсердие, уменьшения давления в нижней полой вене происходит перераспределения давления в предсердиях.
Шунт через овальное окно перестает функционировать после первых дыхательных движений, но может снова раскрыться, если эффективность дыхания нарушается.

Слайд 73Особенности системы крови у детей
У плода происходит постоянное нарастание числа эритроцитов,

содержания гемоглобина, количество лейкоцитов. Если в первой половине внутриутробного развития (до 6 месяцев) в крови преобладает количество незрелых элементов (эритробластов, миелобластов, про- и миелоцитов), в дальнейшем в периферической крови определяются преимущественно зрелые элементы. К рождению фетальный гемоглобин составляет—60%, у взрослого—40%. Примитивный и фетальный гемоглобин обладает более высоким сродством с кислородом, что важно в условиях оксигенации крови плода в планценте.

Слайд 74Особенности системы крови у детей
Длительность жизни эритроцитов у новорождённых в первые

дни составляет 12 дней, что в 5—6 раз меньше средненормальной длительности жизни эритроцитов у детей старше 12 месяцев и взрослых. Количество гемоглобина резко уменьшается в течение первых месяцев жизни, снижаясь к 2—3 месяцам жизни до 116—130 г/л, что расценивается как критический период жизни.
Тканевая гипоксия при этой анемии стимулирует формирование механизмов регуляции эритропоэза, последовательно повышается число ретикулоцитов, затем эритроцитов и гемоглобина.

Слайд 75Особенности системы крови у детей
К середине первого года эритроцитов 4*109 /л.,

а содержание гемоглобина достигает 110—120 г/л. Число ретикулоцитов после первого года снижается до 1%. В процессе роста наибольшие
изменения происходят в лейкоцитарной формуле. После
первого года вновь увеличивается число
нейтрофилов, лимфоциты снижаются.
В возрасте 4—5 лет происходит перекрест
лейкоцитарной формуле, когда число
нейрофилов и лимфоцитов вновь
сравнивается.


Слайд 76Гемограмма здорового ребёнка


Слайд 77Гемограмма здорового ребенка


Слайд 78Гемограмма здорового ребенка


Слайд 79Гемограмма здорового ребенка


Слайд 80 ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ (ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ)
Онтогенетический аспект проблемы гормональных факторов позволяет

выделить два основных вида гормонального действия: организующее, или морфогенетическое, и активационное. Первое особенно ярко проявляется в ранние этапы онтогенеза, когда гормоны выступают как индукторы роста и дифференцировки.
Вызываемое ими действие носит необратимый характер. Активационный тип гормонального действия связан с изменением размера или уровня функции и обычно носит обратимый характер. В онтогенезе происходит не только формирование отдельных звеньев нейроэндокринной системы, но и развитие между ними тесных взаимоотношений.


Слайд 81Строение эндокринной системы


Слайд 82Возрастная физиология эндокринной системы (пренатальное развитие)
До 2-х месяцев внутриутробного развития организм

находится под влиянием гормонов, которые вырабатываются в организме матери и в плаценте. Синтез собственных гормонов плода начинается на 2-3-м месяце внутриутробного развития, и к моменту рождения их концентрация в крови плода существенно превышает соответствующий уровень у взрослого человека.
Развитие плода осуществляется при участии хорионического гонадотропина, плацентарного лактогенного гормона и стероидных гормонов (эстрогенов и прогестерона). Содержание хорионического гонадотропина в плазме крови беременной женщины прогрессивно возрастает к 70-му дню беременности, обуславливая половую дифференцировку плода и формируя механизм иммунологического восприятия организмом матери плода.

Слайд 83Возрастная физиология эндокринной системы (пренатальное развитие)
Лактогеный гормон плаценты выполняет трофическую функцию,

способствуя утилизации питательных компонентов тканями плода.
Рост плода регулируют плацентарные гормоны, в том числе, они участвуют в поступлении питательных веществ от матери и реализации генетической программы развития. Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы после рождения (эпифиз, вилочковая железа, поджелудочная железа и кора надпочечников).
Тирео- и гонадотропины в гипофизе плода человека впервые обнаруживаются в возрасте 8 недель. Синтез тропных гормонов в гипофизе обнаруживается в 8-10 недель (ТТГ, АКТГ, СТГ, ЛГ, ФСГ, ЛТГ).

Слайд 84Возрастная физиология эндокринной системы (пренатальное развитие)
В первые месяцы внутриутробного развития происходит

нарастание абсолютного веса щитовидной железы, а к моменту рождения наблюдается падение веса этой железы. Это служит косвенным показателем высокой активности этой железы в эмбриогенезе. В 14-недельном возрасте зародышевая щитовидная железа проявляет избирательное сродство к йоду. При недостаточности функций щитовидной железы в этот период наблюдается задержка роста скелета и развития центров окостенения, особенно длинных костей, нарушение нормального развития кожного покрова и легких.


Слайд 85Возрастная физиология эндокринной системы (пренатальное развитие)
Надпочечники плода имеют крупные размеры, их

относительный вес в 10-20 раз больше, чем у взрослых. На стадии 8 мм (около 21 суток) появляются первые кортикальные клетки, которые образуют «фетальную» зону, позднее образуется «дефинитивная» зона. Фетальная зона к моменту рождения достигает вершины своего развития и начинает инволютировать.

Дефинитивная зона состоит из нескольких однородных клеток, а после рождения она дифференцируется в клубочковую, пучковую и сетчатую зоны. Глюкокортикоиды, продуцируемые зародышевыми надпочечниками, контролируют целый ряд процессов пренатального онтогенеза, в том числе, способствуют вызыванию процесса родов. Глюкокортикоидные гормоны принимают участие в регуляции углеводного обмена зародыша и оказывают ингибирующее влияние на развитие тимуса.


Слайд 86Возрастная физиология эндокринной системы (пренатальное развитие)
Развитие поджелудочной железы начинается на 3-4

неделе внутриутробного развития, а с 8-9 недельного возраста железа способна секретировать инсулин, но полной функциональной зрелости поджелудочная железа достигает только некоторое время после рождения.
К концу беременности в крови матери снижается уровень прогестерона. Происходит «смещение» содержания в плазме крови половых гормонов в сторону эстрогенов, которые резко увеличивают чувствительность миометрия к окситоцину.
Под действием окситоцина повышается сократительная способность мускулатуры матки. К концу беременности усиливается также секреция в кровь окситоцина, образующегося в гипоталамусе плода. Окситоцин плода в большей степени, чем окситоцин, образующийся в гипоталамусе беременной женщины, активирует начало родовой деятельности.

Слайд 87Возрастная физиология эндокринной системы (пренатальное развитие)
Согласно гипотезе «фетального стресса» на завершающих

стадиях внутриутробного развития плод уже не может находиться во внутриутробном состоянии, поскольку происходит накопление шлаков, повышается общая двигательная активность, плод находится в состоянии гипоксии. Эти факторы способствуют интенсивной продукции кортикостероидов и последующей стимуляции родов. Таким образом, эндокринные механизмы матери и плода объединяются в единую систему реализации родовой деятельности. Гибель плода или разрушение у него элементов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы лишь отодвигает время наступления родов, но не предотвращает его.
Кроме того, роды обеспечиваются не только прямым воздействием комплекса эндокринных факторов, но и нервно- рефлекторными механизмами.


Слайд 88Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
После рождения содержание гормонов у новорожденного

падает. В этот период материнское молоко, кроме питательной, ферментативной и иммунологической ценности, играет еще и роль поставщика гормонов. Особенно велика в нем концентрация пролактина. Гормоны в молоке матери повышают адаптационные возможности младенца в условиях незавершенного развития его нейроэндокринных механизмов, а также они необходимы для нормального созревания мозга. Например, пролактин в материнском молоке способствует развитию дофаминергической системы мозга ребенка. При искусственном вскармливании иногда возникают отдаленные эндокринные нарушения – гиперпролактенемический гипогонадизм. Более половины женщин, получавших в раннем детстве искусственное вскармливание, страдают бесплодием.


Слайд 89Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
В перинатальный и ранний постнатальный периоды

высока потребность развивающегося мозга в анаболитических и тиреоидных гормонах, необходимых для синтеза белков нервной ткани и ее миелинизации.
Эпифиз в дошкольном возрасте осуществляет важнейшие процессы регуляции водного и солевого обмена в детском организме. Активная деятельность эпифиза подавляет в этот период нижележащие структуры гипоталамуса. С ослаблением тормозных влияний эпифиза после 7-летнего возраста нарастает активность гипоталамуса и формируется тесная взаимосвязь его функций с гипофизом, т.е. оформляется гипоталамо-гипофизарная система, передающая влияние ЦНС через различные железы внутренней секреции на все органы и системы организма.


Слайд 90Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Гипоталамо-гипофизарная система. Адренокортикотропный гормон активирует образование

в надпочечниках гидрокортизона и тестостерона на 7-м месяце внутриутробного развития. У новорожденного функционируют и адекватно реагируют на стрессовое раздражение все звенья гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
Соматотропный гормон (гормон роста, ГР) начинает стимулировать у новорожденных рост эпифизирных хрящей при нормальной функции щитовидной, поджелудочной желез и половых гормонов, а также участвует в реакциях иммунологической защиты. Существует прямая взаимосвязь между концентрацией ГР в крови и количеством лимфоцитов.
После рождения усиливается секреция тиреотропного гормона, что способствует адаптации новорожденного к новым для него условиям.
Новорожденные при любом водном режиме выводят гипотоническую мочу, так как в этот период почки не чувствительны к вазопрессину. Максимум вазопрессина вырабатывается у годовалых детей. Окситоцин нейрогипофиза у детей выполняет антидиуретическую функцию. Матка и молочные железы становятся чувствительными к окситоцину после завершения пубертатного периода.


Слайд 91 Строение и функции гипофиза


Слайд 92Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Мозговой и корковый слои надпочечников способны

реагировать на стресс с первых дней жизни ребенка. Гормоны коркового слоя надпочечников (кортикоиды) регулируют обменные процессы в организме, способствуя налаживанию белкового, углеводного и жирового обмена. Их среднесуточная секреция временно снижается в 7-летнем возрасте. У плода мозговое вещество надпочечников вырабатывает норадреналин. Во время родов катехоламины предупреждают гипогликемию у плода путем стимуляции гликогенолиза.
С возрастом увеличивается активность всей симпатоадреналовой системы, ее реакция на стресс у детей более выражена, чем у взрослых.


Слайд 93Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Вилочковая железа (тимус). На 7,5 неделе

развития у эмбриона появляются различные функции Т-клеток. К 12 неделе внутриутробного развития железа напоминает зрелый орган и вскоре становится центральным органом иммуногенеза. Раннее развитие тимуса обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме.
Вилочковая железа влияет на созревание лимфоцитов, рост селезенки и лимфатических узлов. При нарушении ее гормональной активности у детей грудного возраста резко снижаются защитные свойства организма, исчезает в крови гаммаглобулин, имеющий большое значение в образовании антител, и ребенок погибает в возрасте 2-5 месяцев.
Тимус оказывает тормозное влияние на половые железы.


Слайд 94Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Щитовидная железа. Огромное значение для правильного

роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы, масса которой к младшему школьному возрасту увеличивается в 10 раз: от 1 г у новорожденного до 10 г в 10 лет. Щитовидная железа регулирует обмен веществ и энергии, окислительные процессы в митохондриях. От секреции ее гормонов зависит рост и дифференцировка тканей и органов, скорость заживления ран, формирование правильных пропорций тела и нормальное развитие психики ребенка.
Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте (в том числе связанная с недостатком поступления в организм йода) приводит к развитию кретинизма – задержке роста и развития, непропорциональному строению тела, инфантилизму и умственной отсталости.
К 12 неделе внутриутробного развития щитовидная железа способна концентрировать йод и синтезировать йодтирозины. В это же время развивается гипофиз плода, вырабатывающий тиреотропный гормон. У новорожденных уровень тиреоидных гормонов максимален, что поддерживает интенсивность обменных процессов на высоком уровне. После 10 лет различий активности щитовидной железы детей и взрослых не наблюдается.


Слайд 96Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Околощитовидные железы. Околощитовидные железы плода проявляют

максимальную активность. Гомеостаз кальция обеспечивается околощитовидными железами матери, высвобождением кальция из костей матери и усилением его реабсорбции почечными канальцами. Избыток ионов кальция транспортируется через плаценту от матери к плоду. После рождения прекращается переход кальция к плоду, что вызывает гипокальциемию у новорожденного в виде усиления возбудимости нервно-мышечной системы и тетании (судороги).
Гипофункция околощитовидных желез приводит к вымыванию кальция из костей и повышению его концентрации в крови. Это приводит к излишней гибкости костей, деформации склелета и отложению кальция в кровеносных сосудах и других органих. Витамин Д вместе с паратгормоном усиливает всасывание кальция из кишечника, влияя на обмен кальция в организме детей.


Слайд 97Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Поджелудочная железа. В развитии процессов роста

наряду с соматотропным гормоном участвуют гормон поджелудочной железы – инсулин, который обеспечивает анаболитические процессы в организме, накопление углеводных ресурсов. У плода бета-клетки, продуцирующие инсулин, появляются раньше, чем альфа-клетки, продуцирующие глюкагон. Инсулин плода не влияет на обмен глюкозы, а регулирует транспорт аминокислот через клеточные мембраны. В течение первых недель постнатального периода формируется инсулиновый ответ на гипергликемию. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в возрасте 6-12 лет, приводя к заболеванию сахарным диабетом. Этому способствуют нарушение режима и питания детей – недостаточная двигательная активность, переедание, ожирение и стресс.


Слайд 98Возрастная физиология эндокринной системы (постнатальное развитие)
Функции половых желез. На 5-7 месяце

внутриутробного периода под влиянием андрогенов гипоталамус дифференцируется по мужскому типу, а при их отсутствии – по женскому. Андрогены также стимулируют эритропоэз, активируют рост гортани (голос становится ниже), у мальчиков появляется оволосение по мужскому типу.
У плода, развивающегося по женскому типу гонадотропины матери, эстрогены плаценты и надпочечников стимулируют развитие яичников и половых органов, а также ускоренное развитие скелета.


Слайд 99ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЧЕК
У эмбриона, начиная с 5-й недели развития, формируется

окончательная почка. Несмотря на то, что во внутриутробном периоде развития основным органом выделения является плацента, уже с 9-й недели начина­ют функционировать и почки. Образующаяся моча выводится в околоплодную жидкость. С 5-го по 9-й месяц внутриутробного периода развития образование мочи увеличивается с 2 до 26,7 мл/ч.
Но к рождению развитие почек окончательно не завершено. У ново­рожденного еще много недифференцированных нефронов. О значитель­ном отличии почек свидетельствует даже соотношение коркового и моз­гового слоя: у новорожденного — 1:4, а у взрослого —1:2. Наиболее ак­тивно развиваются почки в течение первого года жизни и в период новой волны ускорения роста при половом созревании.


Слайд 100ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЧЕК
У новорожденных недоразвит клубочковый аппарат, и поэтому относи­тельный

почечный кровоток и фильтрация составляют лишь ¼-1/5 часть взрослых.
К моменту рождения слабо сформирован и канальцевый аппарат почек. Однако реабсорбция белков и углеводов у них совершается достаточно интенсивно, а вот аминокислоты могут появляться и во вторичной моче.
Снижена также активность
реабсорбции Na+ и воды.
Процессы секреции в почках
новорожденных также еще
недостаточно совершенны.


Слайд 101ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЧЕК
Для новорожденных характерны более низкая реабсорбция воды, а

также более активное выведение ее через легкие и кожу, приводящие к тому, что суточная потребность в воде у них выше, чем у взрослых.
Функция почек грудных детей при вскармливании материнским молоком впол­не справляется с поддержанием водно-солевого и кислотно-основного обмена. Но резервы приспособления к
изменению условий у них весьма
ограниченны. Структуры нефрона детей
первого года жизни еще слабо
реагируют на гормональные регуляторы
процессов реабсорбции.


Слайд 102Закладка органов пищеварения: к 7-8 дню из эндодермы начинается организация первичной

кишки, на 12-й день она разделяется на внутризарожышевую (будующий пищеварительный тракт) и внезародышевый (желточный мешок).
К концу 1 месяца намечаются 3 части первичной кишки: передняя, средняя и задняя. Из передней кишки развиваются глотка, пищевод, желудок, часть двенадцатиперстной кишки с зачатками поджелудочной желез. Из средней кишки формируется часть двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Из задней – все отделы толстого кишечника.
В 1,5-2 месяца гестации происходит быстрый рост пищеварительного тракта в длину. С 6-й недели кишечная стенка представлена 3-я слоями: эндодермальным, мезенхимальным и мезотелиальным.

Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы


Слайд 103Физиология системы пищеварения ребенка на раннем этапе развития
Пищеварительные органы ребенка обладают

рядом морфологических и физиологических особенностей, связанных с состоянием его ЦНС, возрастом и продолжающимся развитием.
Особенности эти наиболее ярко выражены в грудном возрасте, когда аппарат пищеварения приспособлен в основном для усвоения молока матери, переваривание которого требует наименьшего количества ферментов.
Ребенок рождается с хорошо выраженным рефлексом сосания и глотания


Слайд 104Прорезывание молочных и смена их на постоянные зубы


Слайд 105Физиология системы пищеварения ребенка на раннем этапе развития
Вход в гортань у

грудного ребенка лежит высоко над нижне-задним краем небной занавески. Поэтому ребенок может сосать и дышать одновременно.
Длина пищевода у новорожденного 10-12 см, в возрасте 5 лет – 16 см; ширина его у новорожденного 7-8 мм, к году – 1 см, к 12 годам – 1,5 см.
Желудок представляет собой эластичный мешковидный орган. С возрастом расположение желудка в брюшной полости меняется, что зависит от степени развития мышечного слоя, характера питания и воздействия соседних органов: у детей грудного возраста желудок расположен горизонтально, а когда ребенок начинает ходить – принимает более вертикальное положение


Слайд 106Строение желудка и толстого кишечника


Слайд 107Секреторная и моторная функции желудка
Желудок обладает двумя функциями: секреторной и моторной.

Секреторная деятельность желудка, состоящая из двух фаз – нервно-рефлекторной и химико-гуморальной, - имеет ряд особенностей и зависит от степени развития ЦНС и характера питания.
Желудочный сок грудного ребенка пониженное содержание сычужного фермента, соляной кислоты, пепсина и липазы (пепсин расщипляет белки до альбумозы и пептонов; липаза расщипляет нейтральные нейтральные жиры на жирные кислоты и глицерин; сычужный фермент химозин створаживает молоко) .
Общая кислотность на 1-м году жизни в 2-2,5 раза ниже, чем у взрослых.
В первые месяцы жизни моторная функция развита плохо. К 2-м годам структурные и физиологические особенности желудка близки к таковому у взрослого человека.


Слайд 108Физиологические особенности органов пищеварительной системы детей
Поджелудочная железа. К рождению она недостаточно

дифференцирована. Наиболее интенсивно она растет в 1-е 3 года жизни и пубертатный период. Она является гормональным центром пищеварения и осуществляет регуляторное влияние на всю пищеварительную систему посредством гормонов, выделяемых железами слизистой оболочки.
В тонком кишечнике осуществляются основные этапы процессов расщипления и всасывания пищевых веществ. Расщипление происходит в полости кишки (полостное пищеварение), так и на поверхности ее слизистой (пристеночное или мембранное пищеварение). У грудного ребенка есть особое внутриклеточное пищеварение, адаптированное к лактотропному питанию, и внутриклеточное, осуществляемое пиноцитозом.

Слайд 109Особенности строения кишечной стенки и относительно большая ее площадь определяют у

детей младшего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем из-за высокой проницаемости недостаточную барьерную функцию слизистой оболочки.
Легче всего усваиваются компоненты женского молока, белки и жиры которого частично всасываются нерасщепленными.
Моторика кишечника у детей раннего возраста весьма энергична, что вызывает частое опорожнение кишечника. У детей грудного возраста дефекация происходит рефлекторно: в 1-е 2 недели жизни до 3-6 раз в сутки, затем реже. К концу 1-го года она становится произвольным актом.
Кишечник плода и новорожденного первые 10-20 часов свободен от бактерий. Формирование микробного биоценоза кишечника начинается с 1-х суток жизни, к 7-9-м суткам у хдоровых доношенных детей, получающих грудное вскармливание формируется нормальный уровень кишечной микрофлоры.

Слайд 110Основной обмен веществ у детей
У ребёнка первоначальное повышение основного обмена происходит

до 1,5 лет, затем основной обмен продолжает неуклонно повышаться в абсолютном выражении и закономерно снижается в расчете на единицу массы тела.
Суммарная энергия, поступившая с пищей, распределяется на обеспечение основного обмена, специфически - динамическое действие пищи, потери тепла, связанные с экскрецией, двигательную активность и рост.

Слайд 111Основной обмен веществ

у детей

Главные возрастные отличия заключаются в отношении между затратами на рост и на активность, причем затраты на рост имеют наиболее существенное значение для маловесного новорожденного и в течение первого года жизни, у взрослого человека они отсутствуют. Физическая активность требует значительных затрат энергии даже у новорождённого и грудного ребёнка, где её выражением являются сосание груди, беспокойство, плач и крик.
При беспокойстве ребёнка расход энергии возрастает на 20—60%, а при крике в 2—3 раза. При повышении температуры тела на 1 ˚С повышение основного обмена составляет 10—16%.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика