ДЕ 5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ. Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека. презентация

Содержание

Слайд 1ДЕ 5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ


Слайд 2Философская антропология изучает:
Сущность и природу человека
Антропогенез
Проблему существования человека
Духовное развитие человека
Перспективы эволюции

человека
Проблему свободу и ответственности человека
Проблемы антропологической биоэтики

Слайд 3Тема 15. Проблема человека в философии и науке
Проблема человека в

истории классической философской мысли
Осмысление и разработка проблем антропогенеза
Биологическое и социальное в развитии человека

Слайд 4Литература:
Бердяев Н.А. Проблема человека.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1984.
Гельвеций.

О человеке.
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
Проблема человека в современной западной философии. М., 1988.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., 2004.
Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.

Слайд 5Философия Древнего Востока о человеке


Слайд 6Проблема человека в философии Древней Греции
Софисты:
“Человек есть мера всех вещей” (Протагор);
релятивизм

и субъективизм;
экзистенциальный смысл истины
Сократ:
Этический рационализм и учение о даймонионе
Платон:
Антропологический дуализм души и тела;
Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком;
Вечный трагизм существования человека
Аристотель:
“Человек – это общественное животное, наделенное разумом”;
деятельностная сущность человека

Слайд 7Средневековая христианская концепция человека

Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом;
человек

“есть образ и подобие Бога”;
человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу;
задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда

Слайд 8Человек в философии Возрождения и Нового времени
Человек занимает центральное место в

мироздании (Пико делла Мирандола);
свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья;
мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма;
всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс);
антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт);
механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)

Слайд 9Немецкая классическая философия о человеке
Человек - основной вопрос философии, человек самый

главный предмет в мире (И.Кант);
человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте);
человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель);
антропологический монизм (Л.Фейербах)

Слайд 10Основные концепции антропогенеза


Слайд 11Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в

его актуальные значения

Специфические свойства жизни:
питание
дыхание
раздражимость
активность
размножение
рост

Интегральные характеристики жизни:
энергетические процессы обмена веществ
признаки самоорганизации
информационно-генетические признаки
эволюционные признаки


Слайд 12ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ


Слайд 13Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина
Ж.Ламарк
провозгласил
всеобщим законом
живой природы
- принцип эволюции:



1809 год


«Виды животных и растений постоянно
изменяются, усложняясь в своей
организации в результате влияния
внешней среды и некоего внутреннего
стремления всех организмов
к усовершенствованию».
«Философия зоологии»


Ч. Дарвин вскрыл
основные факторы
и причины эволюции
органического
мира:

Эволюция в органическом мире осуществляется
в результате 3 основных факторов:
изменчивость - основа образования новых
признаков в строении и функциях организмов;
наследственность закрепляет их;
естественный отбор - в процессе борьбы
за существование устраняются организмы,
которые не приспосабливаются к условиям жизни.
«Происхождение видов путем естественного отбора»

1859 год


Слайд 14 Ч.Дарвин выдвинул
гипотезу о происхождении человека
от обезьяноподобного предка

I. Эволюционная

теория
антропогенеза

II. Трудовая
теория
антропосоцио-
генеза



По Ф.Энгельсу труд не отменяет
действия биологических
законов, но преобразовывает
характер действия
естественного отбора

1871 год

Конец ХIХ века

Хуго де Фриз: новые виды возникают
скачкообразно в результате
единичных мутаций в генном аппарате (геноме);
С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский:
эволюционные процессы происходят не
в индивидуальном организме,
а в популяциях животных и растений

III.Мутационная и
синтетическая
теории
антропогенеза

Начало ХХ века

Разработка проблем антропогенеза


Слайд 15Антропогенез
Рама-
питек
(предок
человека
и высших
обезьян)
Сивапитек

Зинд-
жантроп
- человек
умелый
Австрало-
питек
Питекан-
троп
Синан-
троп
Неандер-
талец
- ранняя
форма
homo
sapiens
14 млн.
л.н.
10 млн.
л.н.
2 млн.
лн.

4-2

млн.
л.н.

1,9-0,65
млн.л.н.

400
тыс.л.н.

30-40
тыс.л.н.


Слайд 16Соотношение биологического и социального в развитии человека
Биологическая эволюция человека перестала иметь

решающее значение;
а потому можно говорить о ведущей социально-культурной эволюции человека;
генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией;
главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.

Слайд 17Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека
ПАНБИОЛОГИЗМ
- считает, что развитие

человека полностью обусловлено генами

ПАНСОЦИОЛОГИЗМ
- считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование

На самом деле, наследуются не способности,
а задатки, которые в большей или меньшей
степени могут проявляться в условиях среды


Слайд 18Специфические свойства человека
Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными,
связанными в

единую систему, подчиненную общим биологическим законом.
Но в жизни человека биологические законы - только основа

Самосознание

Коллективность

Культура

Свобода
выбора

Незапрограммированность

Осознание смерти,
конечности своего
существования



От остальных
существ
человека
отличают
следующие
качества:


Слайд 19Феномен человека
ФЕНОМЕН
ЧЕЛОВЕКА
Понятие «личность»
- целостность социальных
свойств
Понятие «индивид»
- обозначает принадлежность
к человеческому

роду;

Понятие «человек»
- совокупность общественных
отношений

Понятие «индивидуальность»
- обозначает совокупность
унаследованных и выработанных
в процессе онтогенеза физических
и психологических особенностей,
отличающих данного индивида
от всех остальных


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика