Занятие №1
Учебные вопросы:
1. Личность военнослужащего. Методы психодиагностики личности.
2. Социально-психологический анализ различных видов служебно-боевой деятельности и влияния их условий на морально-психологическое состояние личного состава.
Учебные цели:
1. Изучить свойства личности.
2. Ознакомить студентов с приемами психодиагностики личности.
3. Ознакомить с социально-психологическим анализом различных видов служебно-боевой деятельности и их влияние на морально-психологическое состояние личного состава.
Повторим тему №1
Военная психология – это прикладная отрасль общей психологии, изучающая закономерности функционирования и развития психики воина и психологии воинского коллектива в условиях служебно-боевой деятельности
Психические образования
Личность воина - это его индивидуально-психологические особенности, свойства и доминирующие психические состояния.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - это индивидуально-психические особенности, позволяющие различать воинов, знать их поступки и мотивы деятельности.
ПОТРЕБНОСТИ
МОТИВ - побудительная сила действий и поступков воина.
(В отличие от потребностей, мотивы имеет только человек.)
Потребности по уровню их осознания начинают выступать как силы, побуждающие к деятельности, поскольку становятся мотивами деятельности.
Психологически цель - это мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается воином как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
2) близлежащие и перспективные цели деятельности, жизненные планы, доминирующие мотивы и их причинную обусловленность, отношение воина к своему профессиональному росту, повышению боеготовности и боеспособности части, подразделения;
3) преобладающие личные потребности, интересы, увлечения и желания, устремления и склонности
ФЛЕГМАТИК
САНГВИНИК
ТЕМПЕРАМЕНТ
Недостатки: стремление к лидерству может перерасти в потребность подчинять себе других людей. Оптимизм, жизнерадостность может перейти в зубоскальство и тягу к развлечениям. Может оставлять дела незаконченными, зачастую принимает необдуманные решения. Терпение и внимание сангвиника неустойчиво, склонен «скользить по поверхности», обходить трудности.
Недостатки: быстрая смена настроений, вспыльчивость, эмоциональные срывы до агрессивных проявлений.
Особенно его угнетает необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность. И эта его излишняя поспешность, опрометчивость решений, самоуверенность и обидчивость может мешать в работе.
Недостатки: долго колеблется, принимая решения; медленно приспосабливается к новой обстановке.
Но, в отличие от меланхолика, обходится без посторонней помощи.
Склонен к пассивности, безразличию, замкнутости. Может быть вялым, инертным.
Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Флегматику рекомендуется поручать работы, где требуется выдержка и хладнокровие
Недостатки: быстрая смена настроений, вспыльчивость, эмоциональные срывы до агрессивных проявлений. Особенно его угнетает необходимость сдерживать свои чувства и чрезмерную активность.
у людей не бывает темпераментов чистого вида
темперамент корректируется влиянием условий жизни, деятельности в коллективе
недопустимо предвзятое отношение к темпераменту, так как у человека любого темперамента могут быть развиты все общественно значимые свойства личности
учитывать темперамент в связи с другими особенностями личности, прежде всего в связи с интеллектуальным развитием, моральными качествами, направленностью и эмоциональностью
всесторонне учитывать особенности темперамента при обучении и воспитании, так как в зависимости от особенностей темперамента воины по-разному воспринимают учебный материал
1
2
3
4
5
Индивидуальные черты характера
интеллектуальные (сообразительность, находчивость, остроумие, смекалка);
эмоциональные (впечатлительность, выдержанность, уравновешенность, вспыльчивость, мнительность и др.);
волевые (решительность, смелость, настойчивость, упорство, организованность и др.).
Своеобразное аккумулирование и сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности, называется ОДАРЕННОСТЬЮ.
Высокая степень одаренности в сочетании с упорным трудом является ТАЛАНТОМ.
Высшая степень одаренности, выражающаяся в творчестве и научных открытиях, имеющих большое значение для человечества, - есть ГЕНИАЛЬНОСТЬ.
Эмоционально-волевые процессы - это общее функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами.
Они включают
ЭМОЦИИ
ЧУВСТВА
ВОЛЮ
Факторы, которые оказывают решающее влияние на психические процессы
воина в боевой обстановке
ЧУВСТВА - это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.
ВОЛЯ - способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия).
Эмоционально-волевые процессы
Метод эксперимента
Метод анкетирования
Метод независимых характеристик
Биографический метод
2) влияния на психику военнослужащих;
3) анализ ее внутренних условий, целей, мотивов, способов;
4) изучение возможностей управления деятельностью.
Огневая подготовка - у воинов развиваются чувства ответственности, уверенности в себе, в своих товарищах и боевом коллективе.
Успешное владение техникой вызывает у воинов обоснованную веру в ее надежность, возможность использования ее для достижения победы. Это создает чувство личного превосходства над противником, уверенности в победе над врагом, в непобедимости нашей армии.
Тактические занятия воспитывают у воинов такие волевые качества, как настойчивость, решительность, самостоятельность, упорство в преодолении трудностей и т.д. Параллельно у них развиваются такие интеллектуальные качества, как сообразительность, расчетливость, находчивость, военная хитрость и в целом – тактическое мышление.
Группа внутренних факторов – психофизиологические и психологические:
1) Психические свойства личности: направленность, характер темперамент; проявление воли, эмоций, способности и др.;
2) Стресс (психологическое напряжение);
Страх;
Испуг;
5) Тревога;
6) Ужас (аффективный страх);
7) Групповая паника;
8) Усталость.
Во-первых, т.к. наступление ведется на незнакомой территории, то большое значение имеет фактор неизвестности, воспринимаемый как источник опасности;
Во-вторых, исследования показали, что лишь 20-25% воинов проявляют необходимую активность, тогда как остальные предпочитают безопасные места. При этом, большая психологическая нагрузка ложится на командиров подразделений, им приходится не только посылать людей навстречу опасности, но и побуждать их к активным боевым действиям;
В-третьих, перед атакой практически все воины испытывают повышенную нервозность, озабоченность, тревогу.
Этап психологической подготовки к осуществлению служебно-боевой деятельности;
Этап практической реализации психических сил для выполнения поставленной боевой задачи, этап функционирования психики после окончания служебно-боевой деятельности.
После завершения СБД, психику военнослужащих могут охватить различные состояния: от эйфории и ликования до полной депрессии, пассивности, упадка сил, отчаяния, полной потери дееспособности.
Зависит это от степени достижения поставленных целей, от длительности и напряженности служебно-боевой деятельности, от организации работы офицеров, психологов по восстановлению психических и физических сил военнослужащих, от их индивидуальных особенностей и других причин.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть