Слайд 1Тема 2
«Основы организации связи, РТО и АСУ ВВС»
Занятие 8
«Организация радиотехнического
обеспечения в истребительном авиационном полку (иап)»
Слайд 2Учебные вопросы
1. Организация радиотехнического обеспечения полетов в районе аэродрома.
2. Организация целеуказания
и взаимного опознавания.
3. Выбор и оборудование позиций для развертывания радиотехнических средств.
Слайд 31. Организация радиотехнического обеспечения полетов в районе аэродрома
Слайд 4Управление полетами летательных аппаратов в районе аэродрома осуществляется руководителем полетов, который
регулирует движение самолетов в районе аэродрома и по трассам полетов. Оно должно быть непрерывным, надежным и оперативным. Особое значение имеет постоянная осведомленность руководителя полетов о местонахождении, режиме и условиях полета каждого взлетевшего, заходящего на посадку и пролетающего транзитом летательного аппарата (группы летательных аппаратов), о воздушной обстановке и метеорологических условиях в зоне ответственности за управление полетами.
Слайд 5Добывание этих данных осуществляется различными средствами радиосветотехнического обеспечения, развернутыми в составе
системы посадки летательных аппаратов. Она организуется с помощью комплексного применения радио- и светотехнических средств и непрерывно обеспечивает экипажи летательных аппаратов информацией, необходимой для выполнения взлета в сложных метеорологических условиях днем и ночью, обеспечения выхода на аэродром посадки, построения маневра для захода на посадку, осуществления посадки и заруливания на стоянку.
Слайд 6Радиотехнические средства развертываются на аэродроме и в прилегающем к нему районе
по типовой, схеме, установленной для данного типа системы посадки (рис. 1). Рассмотрим состав, назначение и размещение средств радиотехнического обеспечения на аэродромах и подходах к ним.
Слайд 7
Рис. 1. Типовая схема размещения средств системы посадки на аэродроме
Слайд 8Дальний приводной радиомаркерный пункт (ДПРМ) обеспечивает привод на аэродром летательных аппаратов,
оборудованных автоматическим радиокомпасом, расчет и заход на посадку, сигнализацию момента пролета ДПРМ. Он включает приводную радиостанцию (ПРС), маркерный радиомаяк (МРМ) и УКВ радиостанцию.
Слайд 9Приводная радиостанция, входящая в состав ДПРМ, работает в режиме тонально-модулированных колебаний
с автоматической подачей двухбуквенного позывного, присвоенного данному направлению захода на посадку для каждого аэродрома. Дальность действия этой радиостанции не менее 100 -150 км. Приводная радиостанция ДПРМ работает на полную мощность.
Слайд 10Маркерный радиомаяк предназначен для сигнализации летчику о моменте пролета дальнего приводного
радиомаркерного пункта. Он излучает сигналы, соответствующие двум тире в секунду. УКВ радиостанция используется для автоматической ретрансляции команд руководителя полетов экипажам летательных аппаратов по каналу через ДПРМ при отказе у них бортовых УКВ радиостанций. Дальний приводной радиомаркерный пункт размещается строго на продолжении оси ВПП на расстоянии от ее торца 4000 ± 200 м.
Слайд 11Диспетчерский радиолокатор (ДРЛ) - это радиолокационная станция кругового обзора, предназначенная для
обеспечения контроля и регулирования движения летательных аппаратов в районе аэродрома и последовательного вывода их в зону действия посадочного радиолокатора.
Слайд 12Посадочный радиолокатор (ПРЛ) предназначен для контроля за положением летательных аппаратов относительно
посадочного курса и глиссады планирования при заходе их на посадку. Это радиолокационная станция секторного обзора. По данным ПРЛ руководитель полетов осуществляет контроль за выдерживанием летательными аппаратами заданной программы снижения до момента выравнивания.
Слайд 13РСП развертывается справа или слева на удалении 150 - 200 м
от оси ВПП и ±200 м от траверза центра ВПП.
Слайд 14Радиотехническая система ближней навигации предназначена для обеспечения полетов в районе аэродрома
и посадки летательных аппаратов, оборудованных бортовой аппаратурой РСБН. Это комплекс наземного и бортового оборудования, формирующий и отображающий на борту информацию, позволяющую экипажу летательного аппарата определять текущие координаты его местоположения (в виде азимута и дальности относительно места установки наземного оборудования), выполнять полет по заданной траектории или прямолинейному участку маршрута, а также производить снижение и заход на посадку по заданной программе в автоматическом или директорном режиме. Наземный радиомаяк системы РСБН устанавливается на расстоянии 300 - 600 м от оси ВПП с максимальным удалением от центра ВПП 1200 м.
Слайд 15Посадочная радиомаячная группа (ПРМГ) предназначена для указания экипажу летательного аппарата, оборудованного
бортовой аппаратурой РСБН, положения летательного аппарата относительно оси ВПП, глиссады планирования и дальности до точки приземления. В состав ПРМГ входят курсовой радиомаяк, глиссадный радиомаяк и ретранслятор дальномера
Слайд 16Курсовой радиомаяк (КРМ) обеспечивает выдачу на борт информации о положении летательного
аппарата по отношению к заданной линии курса при снижении на посадку и при пробеге после приземления. Курсовой радиомаяк развертывается строго по оси ВПП на удалении 500- 1200 м от ее торца по курсу взлета
Слайд 17Глиссадный радиомаяк (ГРМ) обеспечивает выдачу на борт информации о положении летательного
аппарата по отношению к установленной глиссаде снижения при заходе на посадку до момента выравнивания. Он развертывается справа или слева на удалении 120 - 180 м от оси и 200 - 450 м от торца ВПП по курсу посадки.
Слайд 18Ретранслятор дальномера (РД) предназначен для указания экипажу текущей дальности до точки
приземления летательного аппарата. В зависимости от типа ПРМГ ретранслятор дальномера может размещаться совместно с курсовым или глиссадным радиомаяком.
Слайд 19Светотехническое оборудование формирует информацию, которая обеспечивает экипажу летательного аппарата визуальную ориентировку
при выполнении взлета, посадки и руления ночью или в сложных метеорологических условиях днем. В состав светотехнического оборудования аэродрома входят автомобильные посадочно-маячные станции, кодовые неоновые светомаяки и светосигнальные огни различного назначения.
Слайд 20Автомобильные посадочно-маячные станции (АПМ) предназначены для освещения полосы выравнивания и приземления,
а также подсвета запасной полосы при посадке летательных аппаратов ночью. Количество АПМ и места их установки определяет командир авиационной части в зависимости от типа летательных аппаратов и особенностей аэродрома.
Слайд 21Кодовый неоновый светомаяк (КНС) предназначен для обеспечения привода летательных аппаратов в
район аэродрома, обозначения аэродрома подачей светового сигнала (телеграфного кода). Светомаяк красного свечения работает в проблесковом режиме, подавая двухбуквенный позывной ДПРМ данного направления посадки. Он устанавливается перед БПРМ в 100 м со стороны посадки на продолжении оси ВПП.
Слайд 22Огни указателя глиссады световой (УГС) предназначены для формирования информации, необходимой экипажу
для визуального контроля за положением летательного аппарата относительно установленной глиссады снижения. Они устанавливаются слева и справа от ВПП в два ряда по три огня в каждом. Первый ряд огней УГС размещается на удалении 100 м, а второй - 300 м от торца ВПП по направлению посадки. При заходе в зону действия УГС экипаж должен увидеть красный и белый цвет огней.
Слайд 23Для полета по глиссаде планирования необходимо вести летательный аппарат так, чтобы
экипаж видел ближний к нему ряд огней УГС белым, а более удаленный - красным. Если экипаж ведет летательный аппарат выше глиссады планирования, то оба ряда огней он видит белыми, ниже глиссады планирования - красными.
Слайд 24Огни приближения представляют собой огни прожекторного типа постоянного горения с красными
светофильтрами. Они предназначены для обозначения полосы приближения к ВПП по ее оси при плохой видимости и ночью, а также для указания экипажу направления полета на ВПП и обеспечения перехода от планирования по приборам к визуальному планированию по наземным светосигнальным огням. Эти огни устанавливаются на линии продолжения оси ВПП от БПРМ в сторону ДПРМ на участке длиной 1500 м через 200 м один от другого.
Слайд 25Импульсные огни приближения представляют собой прожекторные огни высокой интенсивности белого и
желтого цвета. Они предназначены для указания экипажу направления полета на ВПП по ее оси в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Импульсные огни приближения устанавливаются с одного направления посадки (основного) совместно с огнями приближения постоянного горения через 100 м один от другого.
Слайд 26Огни подхода прожекторного типа красного цвета предназначены для обозначения полосы подхода
к ВПП в условиях плохой видимости и ночью, а также для указания экипажу направления полета на ВПП. Они устанавливаются на участке между торцом ВПП и БПРМ через 85 - 120 м один от другого. С целью ориентировки экипажа и обозначения точки начала выравнивания на удалении 500 м от торца ВПП левый ряд огней подхода с основного направления посадки обозначается сдвоенными импульсными огнями высокой интенсивности красного цвета, а правый ряд - одинарными.
Слайд 27Огни посадочного светового горизонта являются огнями прожекторного типа оранжевого цвета. Они
предназначены для создания светового горизонта, обеспечивающего визуальное определение экипажем пространственного положения летательного аппарата при снижении на посадку. Эти огни устанавливаются на траверзе БПРМ перпендикулярно к оси ВПП. Для ориентировки экипажа в левом ряду с основного направления посадки устанавливается два красных импульсных огня повышенной интенсивности, а в правом - один.
Слайд 28Огни разрешения посадки - это огни прожекторного типа проблесковые зеленого цвета.
Они предназначены для подачи сигнала экипажу о разрешении посадки.
Слайд 29Огни запрещения посадки - это огни прожекторного типа проблесковые красного цвета.
Они предназначены для подачи сигнала экипажу о запрещении посадки.
Слайд 30Ограничительные огни представляют собой огни прожекторного типа проблесковые красного цвета. Они
применяются для обозначения конца ВПП и запрещения дальнейшего движения летательного аппарата. Эти огни устанавливаются на линии, параллельной торцу ВПП, проходящей в 1- 5 м от него.
Слайд 31Огни взлетно-посадочной полосы - это огни белого и бело-оранжевого цвета. Огни
ВПП предназначены для обозначения продольных границ ВПП и указания экипажу направления разбега и пробега летательных аппаратов на ВПП, кроме того, в бело-оранжевых огнях ВПП оранжевый цвет служит для указания экипажу при пробеге или разбеге о том, что летательный аппарат находится в пределах последних 600 м ВПП. Эти огни устанавливаются вдоль ВПП в 2 - 5 м от ее кромки через 50 - 100 м один от другого.
Слайд 32Огни взлетного светового горизонта являются огнями прожекторного типа постоянного горения оранжевого
цвета. Они предназначены для пространственной ориентировки экипалса летательного аппарата при взлете. Эти огни устанавливаются на траверзе БПРМ по курсу взлета перпендикулярно к оси ВПП.
Слайд 33Огни направления взлета представляют собой огни прожекторного типа постоянного горения красного
цвета. Эти огни предназначены для указания экипажу направления разбега и визуальной ориентировки в пространственном положении после отрыва от земли. Огни направления взлета устанавливаются по оси ВПП от БПРМ в сторону ВПП через 200 м.
Слайд 34Рулежные огни - огни синего цвета. Они предназначены для обозначения границ
рулежных дорожек и указания экипажу направления руления. Эти огни устанавливаются вдоль границ рулежных дорожек через 50 м один от другого.
Слайд 35Для осуществления систематического контроля за своевременным включением развернутых на аэродроме средств
радиотехнического обеспечения и нормальным их функционированием на пункте управления полетами развертывается пульт дистанционного управления и контроля средств аэродрома. Развертываются также средства дистанционного контроля работы дальнего и ближнего приводных радиомаркерных пунктов.
Слайд 36На случай отказа бортовых радиостанций или подавления помехами радиоканалов командно-стартовой связи
пункт управления оборудуется выносным устройством для подачи команд по каналу «дальний приводной радиомаркерный пункт - автоматический радиокомпас на борту летательного аппарата». Кроме того, на пункте управления развертывается аппаратура объективного контроля, выносной индикатор радиопеленгатора и приемник канала пеленгации.
Слайд 37В зависимости от класса аэродрома, степени технического оснащения на пункте управления
могут быть установлены индикаторы радиолокационных станций различного назначения, телевизионные установки и другое оборудование.
Слайд 38Из документов, используемых при управлении полетами, на пункте управления должны быть:
-
схема расположения средств радиотехнического обеспечения на аэродроме;
- зоны видимости средств радиотехнического обеспечения (РЛС, РСП и др.);
- перечни, сборники и регламенты;
- планшет радиолокационной разведки погоды.
Слайд 39При организации радиотехнического обеспечения полетов в районе аэродрома необходимо учитывать информацию
о воздушной обстановке, которая может поступать на пункт управления полетами от ближайших радиотехнических постов войск ПВО, радиолокационных постов истребительных авиационных частей ВВС и средств радиотехнического обеспечения полетов полигонов.
Слайд 40Для подготовки к полетам развернутых средств радиотехнического обеспечения и руководства их
функционированием из состава части связи и РТО назначается ответственный дежурный по связи и РТО полетов. В. его деятельности можно выделить четыре этапа:
- в период предварительной подготовки;
- в период предполетной подготовки;
- во время полетов;
- по окончании полетов.
Слайд 41На первом этапе ответственный дежурный по связи и РТО осуществляет тщательный
контроль предварительной подготовки личного состава дежурных смен и средств связи и РТО, знакомится с характером и порядком выполнения предстоящих полетов, уточняет состав выделенных основных и резервных средств связи и РТО, а также уточняет данные по связи и РТО своего и запасных аэродромов.
Слайд 42В период предполетной подготовки (на втором этапе) он должен поставить задачу
расчетам средств связи и РТО, проверить готовность к работе основных и резервных средств связи и РТО от автономных агрегатов и внешней электросети, проверить точность установки частот приводных радиостанций, готовность к работе аппаратуры объективного контроля.
Слайд 43До начала предполетного облета производится перевод средств связи и РТО на
автономные источники питания. За 30 мин до вылета разведчика погоды ответственный дежурный по связи и РТО полетов докладывает руководителю полетов о готовности личного состава дежурных смен и средств связи и РТО и осуществляет контроль работы личного состава дежурных смен и средств связи и РТО во время их предполетного облета.
Слайд 44В случае обнаружения недостатков ответственный дежурный принимает немедленные меры к их
устранению.
Слайд 45Во время полетов (третий этап) ответственный дежурный по связи и РТО
осуществляет непрерывный контроль работы средств связи и РТО и аппаратуры объективного контроля, принимает меры к восстановлению работоспособности отказавших средств связи и РТО. По указанию руководителя полетов осуществляет включение (выключение) тех или иных средств, перевод их с одного режима работы на другой, переход на резервные средства и источники питания.
Слайд 46После полетов (четвертый этап) ответственный дежурный по связи и РТО должен
получить замечания и оценку работы средств связи и РТО от руководителя полетов, подвести итоги работы личного состава дежурных смен и подготовить командиру части связи и РТО материал для разбора качества обеспечения полетов.
Слайд 472. Организация целеуказания и взаимного опознавания
Слайд 48Для осуществления тесного взаимодействия авиации с войсками большое значение имеет хорошо
организованная система целеуказания и взаимного опознавания, Эта система должна обеспечивать экипажам летательных аппаратов в полете в любое время знание своего места относительно расположения своих войск и цели, по которой предстоит действовать, с учетом того, что в маневренной войне положение общевойсковых частей и ряда целей может часто изменяться.
Слайд 49Там, где было организовано четкое обозначение переднего края и целеуказания для
авиации, экипажи самолетов уверенно и точно наносили удары по заданным целям на поле боя вблизи своих войск и непосредственно в их интересах.
Слайд 50Целеуказание между авиацией и войсками осуществляется в интересах наиболее эффективного уничтожения
наземных и воздушных целей. Необходимость целеуказания в современном бою вызвана следующими факторами:
Слайд 51- быстро меняющаяся обстановка на поле боя и в воздухе может
привести к тому, что цель, по которой должна нанести удар авиация, к моменту выхода летательных аппаратов в район ее расположения сменит позицию;
- большие скорости полета летательных аппаратов затрудняют поиск малоразмерных целей, особенно на малых высотах;
- сильное задымление и запыление поля боя и воздушного пространства ухудшают видимость с воздуха, а следовательно, снижают эффективность отыскания наземных и воздушных целей;
- необходимость поразить цель в кратчайшие сроки требует выполнения атаки с первого захода.
Слайд 52Для организации целеуказания применяются радио- и радиотехнические средства, а также дымовые,
осветительные и трассирующие снаряды и мины, дымовые ориентирно-сигнальные бомбы и ракеты. С помощью этих средств войска формируют сигналы целеуказания и подают их экипажам летательных аппаратов.
Слайд 53Сухопутные войска выполняют целеуказание при подходе поддерживающей авиации к полю боя.
Целеуказание осуществляется также при появлении новых, более важных целей и по запросу экипажей летательных аппаратов, находящихся в воздухе.
Слайд 54Авиация производит целеуказание в интересах сухопутных войск в том случае, когда
она обнаруживает вновь появившиеся цели, но сама уже не имеет возможности уничтожить их. Экипажи летательных аппаратов подают сигналы целеуказания подразделениям и частям первого эшелона по радио, сбрасыванием на цель дымовых и ориентирно-сигнальных бомб, а также обстрелом цели пушечным огнем с применением трассирующих снарядов и пусками ракет.
Слайд 55Для осуществления целеуказания между войсками ПВО и истребительной авиацией используются совмещенные
пункты управления.
Слайд 56Наиболее сложной задачей является организация целеуказания в ночных условиях. Опыт Великой
Отечественной войны дает ряд примеров успешного решения этой задачи. Авиационную поддержку наземных войск на поле боя осуществляли обычно соединения и части бомбардировщиков. Они наносили авиационные удары, как правило, в глубине расположения войск противника по его вторым эшелонам, расположенным вблизи рек, озер, населенных пунктов и других хорошо видимых с воздуха ориентиров, или по хорошо обозначенным артиллерийским огнем объектам.
Слайд 57Заслуживает также внимания опыт по наведению самолетов ночью на наземные цели
вблизи линии фронта с использованием больших и малых прожекторов в различных сочетаниях. С их помощью применялись два варианта целеуказания. Если требовалось нанести удары сразу по двум целям, то на каждую из них направлялся луч малого прожектора. Луч большого прожектора направлялся на одну из целей, перекрещиваясь над ней с лучом малого прожектора. Это позволяло самолетам точно выходить на цель.
Слайд 58В том случае, когда на одну важную цель нужно было направить
большую группу самолетов, над ней создавалось перекрестие из трех лучей прожекторов. Экипажи выходили на этот ориентир и наносили точные удары. При этом прожекторы включались при подходе самолетов к боевым позициям и выключались после выполнения удара. Каждый экипаж четко знал местонахождение прожекторов и характер их работы (неподвижный луч, покачивание луча и т. п.).
Слайд 59При ведении совместных боевых действий сухопутных войск и авиации важнейшим условием
обеспечения взаимодействия и их взаимной безопасности является взаимное опознавание. Сущность взаимного опознавания сухопутных войск и авиации заключается в своевременном обозначении положения передовых общевойсковых подразделений и частей и подаче летательными аппаратами установленным порядком сигналов, содержащих информацию об их принадлежности
Слайд 60Цель организации взаимного опознавания состоит в исключении случаев нанесения ударов авиацией
по своим войскам, а также в предотвращении обстрела своей авиации зенитными средствами, огнем артиллерии, стрелковым оружием и обеспечении безопасности ее действий в зонах поражения ПВО сухопутных войск. В современных условиях актуальность обеспечения совместных действий и предотвращения взаимного поражения войск и летательных аппаратов значительно возросла.
Слайд 61Это объясняется значительным повышением мобильности и маневренности войск, резким увеличением трудностей
визуального опознавания в связи с сокращением времени пребывания летательных аппаратов в районе цели, ведением авиацией боевых действий в широком диапазоне высот при любых условиях погоды и в любое время суток. Актуальность проблемы возросла и потому, что на несколько порядков увеличилась разрушительная сила и эффективность средств поражения, и ошибочное их применение может повлечь за собой исключительно тяжелые последствия.
Слайд 62Пренебрежительное отношение к организации взаимного опознавания вызывало немало случаев, когда авиация
наносила удар по своим войскам или зенитные средства сбивали свои же летательные аппараты. Такие случаи, независимо от причиненного при этом ущерба, всегда оказывали отрицательное влияние на морально-психологическое состояние личного состава. Из истории войн можно привести множество примеров взаимного поражения сухопутных войск и авиации по причине плохо организованного взаимного опознавания.
Слайд 63В 1943 г. при высадке десанта в Сицилии американцы огнем зенитных
средств сбили 23 своих самолета. По данным американской печати, в войне во Вьетнаме только за один год отмечено 25 случаев нанесения ударов авиации по своим наземным войскам. Боевые действия на Ближнем Востоке в октябре 1973 г. показали, что в результате плохо организованного взаимного опознавания авиации и сухопутных войск около 22% потерь египетско-сирийская авиация понесла от своих же зенитных средств.
Слайд 64Опознавание сухопутными войсками своей авиации осуществляется с помощью системы радиолокационного опознавания,
включающей наземные радиолокационные средства и бортовую аппаратуру летательных аппаратов. Эта система является основным средством опознавания своей авиации. Подразделения (расчеты), не имеющие систем радиолокационного опознавания, осуществляют визуальное опознавание своих летательных аппаратов по силуэтам, опознавательным знакам, специальным визуальным сигналам, а также по направлению, времени и высоте их полета.
Слайд 65Для войск и авиации устанавливается единый порядок взаимного опознавания, основные и
запасные сигналы опознавания, время ввода их в действие, порядок смены или замены в случае разглашения.
Слайд 66Опознавание сухопутных войск авиацией осуществляется по сигналам, подаваемым подразделениями. Для формирования
информации опознавания назначаются ответственные экипажи танков, боевых машин, бронетранспортеров, орудий, которые образуют ротные (батарейные) пункты обозначения. Эти пункты вооружаются сигнальными средствами, а также средствами радиосвязи.
Слайд 67Управление ротными пунктами обозначения может осуществляться с командно-наблюдательных пунктов батальонов (батарей)
или непосредственно с командного пункта соединения. При командно-наблюдательном пункте батальона создается батальонный пост обозначения, который вооружается радиотехническими, сигнальными средствами обозначения и средствами связи для получения команд на подачу сигналов. Такие же посты могут создаваться на пунктах управления частей и соединений
Слайд 68 Все рассмотренные пункты и посты обозначения объединяются в систему взаимного
опознавания (рис. 2)
Слайд 69В зависимости от конкретной обстановки включение средств пунктов и постов обозначения
может осуществляться по двум вариантам. В первом варианте команды на обозначение передаются последовательно по линии соединение - часть - батальон - рота. Здесь имеется несколько промежуточных инстанций, на прохождение которых затрачивается много времени.
Слайд 70Поэтому этот вариант возможен при наличии достаточного времени для подхода летательных
аппаратов к рубежу начала опознавания сухопутных войск. Если такого времени пет, может найти применение второй вариант, при котором команды на обозначение передаются с пунктов управления соединения на ротные и батальонные посты обозначения.
Слайд 71Рис. 2. Система взаимного опознавания авиации и сухопутных войск:
1- пиротехнические средства;
2 - канал подачи команд па включение средств обозначения;
3 - радиомаяк-ответчик;
4 - маломощная УКВ радиостанция;
5 - канал запроса с борта на включение средств обозначения
Слайд 72Время подачи сигналов согласуется с временем пролета самолетов через линию фронта.
Если не представляется возможным заранее передать команду на включение средств обозначения, эту задачу могут решать экипажи летательных аппаратов, производя запрос на включение постов непосредственно с борта самолета.
Слайд 73Войска опознают свою авиацию с помощью аппаратуры радиолокационного опознавания и по
сигналу «Я свой самолет». Этот сигнал подается техническими или сигнальными средствами по требованию войск, передаваемому через пункты управления, на назначенных рубежах при подходе летательных аппаратов к линии фронта или зоне поражения зенитных средств, при обстреле самолетов своими войсками. Если технические средства опознавания отсутствуют, сигнал «Я свой самолет» воспроизводится эволюциями летательного аппарата.
Слайд 74Основными признаками опознавания своих летательных аппаратов можно считать:
- наличие радиолокационного сигнала
опознавания или правильную подачу визуального сигнала «Я свой самолет»;
- наличие опознавательных знаков и силуэтов, соответствующих своим летательным аппаратам;
- соответствие режима полета летательных аппаратов указанному в предварительной заявке;
- наличие (отсутствие) проявлений враждебных действий.
Слайд 75Четкое взаимное опознавание и целеуказание может быть обеспечено лишь при условии
соблюдения следующих требований:
- обучения личного состава сухопутных войск умению опознавать свои летательные аппараты и обозначать линию соприкосновения с противником;
- тщательной отработки вопросов взаимодействия по времени, месту и целям в период подготовки операций на совместных занятиях и учениях офицеров войск и авиации на местности или объемных макетах с нанесенной оперативно-тактической обстановкой с целью практического изучения всей системы опознавания и целеуказания;
Слайд 76- сохранения и развития методов специальной подготовки офицеров авиации и сухопутных
войск для поддержания непрерывного взаимодействия войск и авиации, освоения ими способов наведения на цели с земли с применением огня танков и артиллерии, а также технических средств;
- подготовки штатных расчетов подразделений сухопутных войск, имеющих радиосветотехнические и другие средства опознавания и целеуказания авиации;
- заранее продуманной системы дублирования целеуказания, ибо противник всегда будет стремиться создать помехи или имитировать целеуказания.
Слайд 773. Выбор и оборудование позиций
для развертывания радиотехнических средств
Слайд 78Под позицией любого средства радиотехнического обеспечения следует понимать участок местности, занятый
(или подготовленный для занятия) этим средством для выполнения задач радиотехнического обеспечения.
Слайд 79В зависимости от рельефа местности и наличия на ней местных предметов
позиции можно разделить на два типа:
- круговые позиции, обеспечивающие нормальную работу средств радиотехнического обеспечения во всех направлениях;
- секторные позиции, обеспечивающие работу средств радиотехнического обеспечения только в определенных секторах.
Слайд 80Наиболее жесткие требования предъявляются к позициям радиолокационных станций, особенно РЛС метрового
и дециметрового диапазонов. Это объясняется тем, что формирование их диаграмм направленности связано с отражением электромагнитной энергии от земной (водной) поверхности. Каждая позиция РЛС характеризуется рядом параметров. Наиболее важными из них являются радиус площадки отражения, размеры неровностей на площадке отражения, величина подъема (уклона) площадки отражения и величины углов закрытия.
Слайд 81Формирование диаграммы направленности РЛС происходит с участием как прямых радиоволн, так
и радиоволн, отраженных от земной поверхности. Отражение радиоволн от поверхности земли происходит от площадки отражения, имеющей форму сильно вытянутого эллипса. Радиоволны, отраженные за пределами этой площадки, практически не участвуют в формировании диаграммы направленности РЛС. Энергия отраженных радиоволн распределяется вдоль площадки отражения неравномерно.
Слайд 82Большая часть энергии отражается от участков поверхности в начале площадки отражения
(ближе к антенне), а затем по мере удаления от начала интенсивность отражения убывает. Площадка отражения радиоволн характеризуется радиусом Rпл, который зависит от высоты антенны ha и длины волны РЛС λ.
Слайд 83Упрощенная формула определения радиуса площадки
отражения для РЛС метрового диапазона волн
Слайд 84Расчеты по формуле (1) показывают, что для радиолокационных станций метрового диапазона
предъявляются жесткие требования к выбору площадки отражения, радиус которой может находиться в пределах 1000 - 1500 метров.
Слайд 85Для радиолокационных станций дециметрового и, особенно, сантиметрового диапазонов размеры площадки отражения
практически не влияют на диаграмму направленности при нулевом наклоне антенной системы. При отрицательных наклонах антенной системы РЛС сантиметрового диапазона размеры площадки могут повлиять на форму диаграммы направленности, поэтому такие РЛС развертываются на заранее подготовленных искусственных насыпях.
Слайд 86В случаях, когда выбор площадки нужных размеров затруднен, можно допустить использование
площадок меньших размеров. При этом минимально допустимый радиус площадки отражения Rпл.мин определяется из выражения
(2)
где γ — угол падения радиоволн на площадку отражения.
Слайд 87Однако следует иметь в виду, что использование площадок отражения меньших размеров
приводит к уменьшению дальности действия РЛС, а следовательно, к увеличению потребного количества радиолокационных станций для создания сплошного радиолокационного поля в заданном районе.
Слайд 88В реальных условиях местности не всегда удается выбрать для установки РЛС
совершенно ровную горизонтальную площадку. Поэтому выбранная площадка отражения может иметь некоторый подъем или уклон и различные неровности. Неровности, находящиеся в пределах площадки отражения, придают отражению электромагнитной энергии диффузный характер, а это, в свою очередь, уменьшает дальность действия РЛС.
Слайд 89Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы высоты
неровностей в пределах площадки
отражения
не превышали допустимых значений hн,
определяемых по формуле
где l - расстояние от основания антенны до неровности, м; П - постоянный коэффициент, имеющий значения для РЛС дециметрового диапазона 16, для РЛС метрового диапазона - 36.
(3)
Слайд 90В табл. 1 приведены некоторые значения допустимых высот неровностей на площадке
отражения в зависимости от рабочего диапазона РЛС и удаления неровностей от антенной системы.
Слайд 91Из табл. 1 видно, что более строгие требования к высоте неровностей
в пределах площадки отражения предъявляются при размещении РЛС дециметрового диапазона.
Слайд 92Таблица 1
Допустимые высоты неровностей
Слайд 93Совершенно недопустимы в пределах площадки отражения лесные массивы с высотой деревьев
больше 6 - 10 м и крупные здания с железной крышей, потому что они сильно искажают диаграмму направленности радиолокационной станции, исключая возможность уверенного обнаружения низколетящих целей. В связи с этим позиции для радиолокационных станций не следует выбирать в лесу.
Слайд 94При развертывании радиолокационных станций вблизи густого и высокого леса необходимо добиваться,
чтобы сектор рабочей области в наиболее ответственном направлении не проходил через лес.
Слайд 95В тех случаях, когда обстановка вынуждает все же расположить
радиолокационную станцию
метрового диапазона вблизи леса
и сектор наблюдения должен проходить через лес,
РЛС нужно развертывать на расстоянии от леса,
которое удовлетворяет следующему неравенству:
где dл- расстояние от радиолокационной станции до леса, м;
Нл - высота леса, м.
(4)
Слайд 96Лесной массив является экраном на пути распространения электромагнитной энергии, поэтому, если
приближать РЛС к лесу, то дальность обнаружения летательных аппаратов уменьшается. Так, например, при приближении РЛС к лесу с 760 до 330 м дальность обнаружения летательных аппаратов на высоте 5000 м уменьшается на 32 км.
Слайд 97Наличие в пределах площадки отражения подъемов (уклонов) местности оказывает существенное влияние
на зону видимости РЛС. Так, равномерный подъем площадки отражения в пределах единиц градусов вызывает подъем зоны видимости радиолокационной станции, что повышает возможности РЛС по обнаружению высотных целей и ухудшает обнаружение целей на малых высотах (рис. 1).
Слайд 98На рис. 3 диаграмма направленности РЛС в вертикальной плоскости А соответствует
радиолокационной станции, развернутой, на позиции, не имеющей подъема. Диаграмма излучения Б соответствует радиолокационной станции, которая развертывается на позиции с равномерным подъемом с углом α.
Слайд 99Как видно из рис. 3, радиолокационная станция, расположенная на позиции, не
имеющей подъема, не обнаруживает высотную цель. Если же предположить, что позиция имеет некоторый угол подъема, то эта же цель будет обнаружена. Следовательно, площадка с равномерным подъемом обеспечивает лучшие условия для обнаружения воздушных целей и проводки своих летательных аппаратов на больших высотах.
Слайд 100Рис. 3. Зона видимости РЛС при равномерном подъеме позиции:
1 - линия
горизонта для позиции с углом подъема α;
2 - линия горизонта для позиции, не имеющей подъема
Слайд 101При наличии равномерного уклона позиции обеспечивается наклон зоны видимости радиолокационной станции,
в результате чего улучшаются возможности по обнаружению маловысотных целей и ухудшаются по обнаружению высотных (рис. 4).
Слайд 102Уклон, который имеет высоту, превышающую или равную высоте антенны РЛС, может
отражать значительную часть электромагнитной энергии, излучаемой антенной в одном направлении. Уклон местности допускается только вне площадки отражения, так как он будет образовывать малый угол с антенной РЛС и не окажет существенного влияния на формирование зоны видимости РЛС.
Слайд 103Рис. 4. Зона видимости при равномерном уклоне позиции:
1 - линия
горизонта для позиции, не имеющей уклона;
2 - линия горизонта для позиции с углом уклона а
Слайд 104
Углы уклона (подъема) для каждой из выбранных позиций РЛС определяются из
выражения
α = 57,3(hэ/dэ), (5)
где α - угол уклона (подъема);
hэ – превышение экранирующего препятствия
над горизонтальной плоскостью, проходящей через электри-ческий центр антенны, м;
dэ - дальность до экранирующего препятствия, м.
Величина dэ определяется по топографическим картам крупного масштаба.
Слайд 105Допустимая дальность dэ.доп до экранирующего
препятствия может быть определена из выражения
где
αзакр.доп – допустимый угол закрытия.
(6)
Слайд 106Допустимые величины углов подъема и уклона площадки отражения, которые практически не
искажают диаграммы направленности РЛС, составляют:
- для РЛС метрового диапазона от +0,5 до - 3°;
- для РЛС дециметрового диапазона от +0,5 до - 5°.
Слайд 107Влияние удаленного рельефа и местных предметов, находящихся за пределами площадки отражения,
на зону видимости РЛС оценивается по углам закрытия. Углы закрытия определяются инструментально теодолитом (буссолью), если возможно размещение теодолита на одной высоте с электрическим центром антенны и рельеф местности хорошо просматривается.
Слайд 108Кроме того, угол закрытия может быть определен по графику, изображенному на
рис. 5.
Слайд 109Рис. 5. График для определения углов закрытия
Слайд 110Радиолокационные станции сантиметрового диапазона менее требовательны к позициям. Наилучшей позицией для
станции сантиметрового диапазона может быть горизонтальная площадка радиусом 50 м и более на господствующей высоте с отрицательными или нулевыми углами закрытия. Допускается позиция с углами закрытия не более 0,5°.
Слайд 111В районе позиций РЛС не должно быть вторичных излучателей, которые могут
искажать диаграмму направленности и сильно засвечивать экраны индикаторов РЛС, а также близко расположенных источников радиопомех. Так, например, позиция РЛС должна быть удалена от железобетонных и кирпичных сооружений, а также металлических мачт на 400 м, высоковольтных линий электропередач и постоянных воздушных линий связи на 100 - 150 м, отдельных невысоких деревьев и невысоких проволочных заграждений на 150 м.
Слайд 112Кроме того, при выборе позиций необходимо учитывать наличие подъездных путей к
ним, источников водоснабжения, удобство маскировки, возможность обеспечения условий для размещения и работы личного состава, а также подключения РЛС к внешним источникам электроэнергии и линиям связи и т. д.