Морально-психологическая подготовка личного состава подразделения. (Тема 8) презентация

Содержание

Литература: Общевоинские уставы ВС РК от 2007 г., УВС ст.153-154 ; Приказ МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы»; «Военная педагогика и

Слайд 1 «Как бы ни была насыщена современной техникой

армия, если ее личный состав не прошел боевую выучку, а офицеры плохо владеют способами обучения и управления войсками, техникой и огнем, она останется бесполезной толпой и при первом же серьезном ударе противника может рассыпаться как горох»

Бауыржан Момышулы, «Дневник Командира»

Тема: № 8 «Морально-психологическая подготовка личного состава подразделения».
Учебные вопросы:
1. Виды психологического воздействия на воинов.
2. Морально-психологическая подготовка личного состава.
3.Особенности морально-психологического обеспечения подготовки боевых действий (боя).


Слайд 2Литература:
Общевоинские уставы ВС РК от 2007 г., УВС ст.153-154 ;
Приказ

МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы»;
«Военная педагогика и психология, М. Воениздат, 1986 г», Психолого-педагогические основы деятельности командира;
Основы военной психологии и педагогики. Введение в психологию (учебное пособие), Алматы, 2000 г.;
Немов Р.С., Психология. В трех книгах. Москва, 2005 г.;
Подласый И.П., Педагогика. В двух книгах. Москва, 2006 г.;
Правила боевого применения СВ. ВС РК часть III (взвод, отделение, танк);
Правила боевого применения СВ ВС РК часть II (батальон, рота).;
Учебное пособие «Система МПО в ВС РФ», Москва. 2005 г,
183 с.


Слайд 3Вопрос №1:
Виды психологического воздействия на воинов.
Новые вооруженные конфликты и

локальные войны предъявляют очень высокие требования к морально-психологическим и боевым качествам воинов. В них широко применяются новые способы ведения боевых действий, новейшие средства вооруженной борьбы, различные виды оружия и боевой техники. Все чаще боевые действия приходится вести в условиях городов против небольших, но высокомобильных групп противника, использующих приемы партизанской войны и проведение террористических актов.

В связи с этим современным вооруженным силам Казахстана необходимо, чтобы военнослужащие имели высокий уровень морально-психологической закалки, боевого мастерства, физической выносливости, мужества и героизма.


Слайд 4Характеристика современного боя:
Динамичность и напряженность боевых действий;
Длительное нахождение в зоне боев;
Быстротечность

боевых действий;

Применение высокотехнологичной боевой техники и оружия.

Б.Момышулы: «Война - не мясорубка, не поголовное истребление, потому что средства истребления обеих сторон одинаковы. Объем истребляемости и способности истреблять зависит от искусства солдат и офицеров».


Слайд 5Воздействие современного оружия на психику воинов возрастает, прежде всего, за счет

усиления угрозы для их жизни и непрерывности этой угрозы на поле боя

У личного состава может возникать беспокойство, чувство тревожного ожидания, а в условиях реальной опасности – страх и даже паника.

Огромного морального напряжения требуют действия личного состава в ожидании возможного применения оружия массового поражения.


В таких условиях высокие морально-психологические качества и прочные боевые качества воина обеспечат устойчивость психики и позволят ему направлять свои усилия на четкое выполнение поставленных задач, преодолевать отрицательное воздействие поражающих факторов современного оружия.


Слайд 6Вопрос №2:
Морально-психологическая подготовка личного состава.
Морально-боевые качества, определяющие личность воина,

его поведение в мирное время и в боевой обстановке, можно разделить на четыре основные группы:

1) моральные;

2) психологические;

3) профессионально-боевые;

4) физические качества.


Слайд 7МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА определяют моральную направленность личности, нравственные черты характера, мировоззрение, идеалы,

общественно полезные интересы воина, его чувства долга, патриотизма, ненависти к врагам, интернационализма, личной ответственности за защиту своего Отечества и завоеваний демократии, чувства чести, коллективизма, взаимопомощи и т. п.

В структуре морально-боевых качеств ведущая роль принадлежит мировоззрению военнослужащего, что определяет направленность и содержание других компонентов. Основу его составляют убежденность в необходимости и правоте своего ратного дела.

Убежденность – определяющая черта личности казахстанского воина, в которой воплощается активная сила всех элементов сознания. Она придает деятельности целеустремленность, рождает уверенность в своих силах и готовность преодолеть любые трудности на пути к достижению социально значимой цели.

Моральные и нравственные убеждения выступают в качестве важнейшего регулятора потребностей воина, оказывая определяющее влияние на их содержание, широту и направленность.


Слайд 8На основе моральных и нравственных убеждений формируется идеал, они оказывают воздействие

на формирование чувств и волевых качеств.

Высокие морально-нравственные чувства, например патриотизм, и такие волевые качества, как целеустремленность, мужество, настойчивость и т. д., формируются под влиянием идейных убеждений. Так, под воздействием мировоззрения дисциплинированность как морально-нравственное качество воина становится осознанной и действенной, свидетельствует о готовности воина успешно решать задачи в боевых условиях.

Воин, для которого осознание своей правоты и справедливости дела, за которое он борется, стали его личными убеждениями, способен отстаивать их при любых жизненных обстоятельствах. Это придает ему уверенность в своих силах и успехе, помогает преодолевать любые трудности боевой обстановки.


Слайд 9ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА определяют психологическую подготовленность личного состава к боевым действиям в

условиях современной войны.

Эту группу качеств составляют:


развитость восприятия, внимания, мышления, памяти, речи;

быстрота и точность реакций;

эмоционально-волевая устойчивость.


Слайд 10Развитие психологических качеств способствует созданию положительных предпосылок и условий для максимально

полного проявления профессионально-боевых и физических качеств военнослужащих ВС РК, т. е. их знаний, умений и навыков в различных, самых сложных условиях современного боя.

В свою очередь, формирование высокой эмоционально-волевой устойчивости предполагает воспитание у воинов мужества, стойкости, самообладания, решительности, готовности к самопожертвованию, инициативности, целеустремленности и т. д.


Слайд 11   Психологический компонент включает многообразный мир психических явлений и прежде всего те

психические свойства личности, которые обусловливают общественно значимое поведение и деятельность человека.

Профессионально-боевые качества отражают уровень подготовленности воинов к успешному ведению современного боя, умелому использованию боевой техники и оружия.

Профессионально-боевой компонент в основном связан с обучением и боевой подготовкой.

Физические качества характеризуют уровень физического развития, натренированности военнослужащих, их способность переносить большие нагрузки, возможные в условиях современной войны.

Морально-боевые качества проявляются в деятельности воинов во взаимосвязи, дополняя друг друга.


Слайд 12В воспитании и обучении важно учитывать и то, что на формирование

морально-боевых качеств определенное влияние оказывают и генетически, биологически обусловленные качества человека, его индивидные свойства, к которым относятся:

особенности нервной системы

темперамент

конституция тела


возраст

пол


Слайд 13Свойства темперамента, базирующиеся на унаследованной основе того или иного типа нервной

системы, оказывают существенное влияние на проявление морально-боевых качеств, придавая им определенную эмоциональную окраску.

От особенностей нервной системы зависит также быстрота формирования и закрепления тех или иных качеств и черт характера. При всех равных условиях решительность значительно быстрее воспитывается и закрепляется у сангвиника и холерика, чем у флегматика и меланхолика, в то время как самообладание быстрее формируется у флегматика и сангвиника, чем у холерика.

Важно иметь в виду, что унаследованные особенности нервной системы не являются постоянными. Они изменяются под влиянием условий деятельности и целенаправленных воспитательных воздействий. Следовательно, формирование и закрепление тех или иных морально-боевых качеств будут оказывать благотворное влияние на изменение унаследованных качеств человека.


Слайд 14Морально-боевые качества проявляются в деятельности воинов во взаимосвязи, дополняя друг друга.


Высокая сознательность, стремление образцово выполнять свой воинский долг, настойчивость, активность в учебе и т. д. помогают воинам в совершенстве овладеть оружием и боевой техникой, выработать твердые навыки и умения управлять соответствующими приборами и механизмами, углублять свои знания в области тактики современного боя, успешно решать сложные боевые задачи.

Чем лучше воин освоил боевую технику и оружие, способы их эффективного использования, тем смелее, решительнее, настойчивее и увереннее он действует, тем меньше на его поведение влияют отрицательные факторы боевой обстановки. Глубокие знания техники и ее возможностей, уверенность в обращении с ней усиливают смелость, стойкость, самообладание, активность воинов в бою.

Таким образом, в формировании морально-боевых качеств воинов ведущая роль принадлежит нравственному компоненту, который определяет идейность и убежденность российских воинов и выступает главным регулятором их поведения и деятельности. Столь же важны и другие компоненты, обеспечивающие всестороннюю подготовку личного состава к успешному ведению боевых действий в современной войне.


Слайд 15Вопрос №3: «Особенности морально-психологического обеспечения подготовки боевых действий (боя)».
Воспитание высоких

морально-боевых качеств воинов осуществляется в процессе боевой подготовки, воспитания, в процессе всей службы и жизни личного состава согласованными усилиями всех должностных лиц воинской части.

Основой для организации морально – психологического обеспечения подготовки войск являются Правила боевого применения СВ ВС РК, где вводится понятие «МПО видов деятельности войск» и направления его реализации, Устав внутренней службы (ст.154 п.1-2).
Конкретизирует организацию морально – психологической подготовки - приказ Министра обороны РК № 926 от 28 ноября 2010 года «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы».


Слайд 16Приказом МО определены обязанности должностных лиц - командиров, заместителей командиров по

воспитательной и социально – правовой работе, штабов, психологов воинских частей и учреждений по организации психологической работы в интересах успешного выполнения задач учебной и боевой деятельности.

Заместитель командира по воспитательной и социально – правовой работе в целях организации МПО вносит предложения в формулирование методического замысла каждого занятия по боевой подготовке, осуществляет анализ и оценку методического обеспечения занятий по боевой подготовке, осуществляет контроль за уровнем психологической устойчивости военнослужащих.

Начальники штабов воинских частей организуют взаимодействие при планировании мероприятий МПО боевой подготовки, планируют совместно с офицерами воспитательных структур проведение мероприятий по управлению психическим состоянием военнослужащих в боевой обстановке.

Начальники служб и командиры подразделений обязаны планировать набор приемов, способов и средств моделирования факторов боевой обстановки для воздействия на каждого военнослужащего, обеспечивают сочетание и постепенное возрастание физической нагрузки и необходимого уровня психического напряжения военнослужащих в процессе учебно – боевой деятельности.


Слайд 17В ВС РК для воспитания высоких морально-боевых качеств используются разнообразные средства,

формы и приемы.

Важнейшая роль отводится целенаправленному военно - патриотическому воспитанию.

разъяснение сущности, содержания и путей формирования морально-боевых качеств, необходимости их приобретения для успешного ведения боевых действий.

пропаганда исторических, боевых и трудовых традиций

В традициях заключена сила примера самоотверженного выполнения воинского долга, зовущего к тому, чтобы героизм и мужество стали нормами поведения каждого воина. В работе по пропаганде исторических и боевых традиций важны конкретность в раскрытии сущности и значения подвигов героев прошлых лет и современности.



Слайд 18Эффективность пропаганды исторических и формирование новых воинских традиций во многом зависит

от умелого применения форм воспитательной работы.

Занятия по государственно-правовой подготовке;
Проведение встреч воинов с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в Афганистане, Таджикистане, Ираке, ветеранами Вооруженных Сил, Героями Советского Союза и Казахстана, отличниками боевой подготовки;
проведение тематических вечеров и утренников, лекций, бесед о героических подвигах российских воинов, диспутов о значении героизма, стойкости и др.


Слайд 19Особенную роль в формировании высоких морально-боевых качеств играет воинское воспитание -

напряженный воинский труд, многообразная практическая деятельность личного состава в сочетании с целенаправленной работой по воинскому воспитанию.

Овладевая тактическими знаниями, навыками и умениями, военнослужащие развивают смелость, настойчивость, инициативу, способность переносить невзгоды и лишения.

Огневая, специальная и техническая подготовка вырабатывает веру в мощь и надежность своего оружия и боевой техники, прививает любовь к ним.

Изучение средств защиты от оружия массового поражения укрепляет уверенность в этих средствах, духовную стойкость, готовность преодолеть любые трудности современной войны.

Строевая подготовка способствует развитию у воинов подтянутости, организованности, настойчивости, активности и коллективизма в выполнении совместных действий.

Многостороннее влияние на формирование морально-боевых качеств воина оказывают несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб


Слайд 20Формирование у воинов морально-боевых качеств осуществляется и в процессе психологической подготовки.


Психологическая подготовка военнослужащих - это система целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у воинов психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки.


Слайд 21Задача состоит в том, чтобы еще в мирное время, предусмотреть и

поставить военнослужащего в условия, в которых будут выработаны необходимые для выполнения боевой задачи психологические качества. Чем большее количество предстоящих психических образов максимально соответствующих боевой обстановке мы сформируем у военнослужащего, тем меньше вероятность его попадания в ситуацию неопределенности, неизвестности, которая, как правило, влечет за собой срабатывание у человека пассивно-оборонительного рефлекса «страха», а следовательно неадекватные действия.

Для этого воин должен чувственно наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически действия в ходе тренировок, учений, стрельб, пусков ракет днем и ночью.
В этих условиях можно широко использовать методы позволяющие закрепить образную основу модели боя посредством закалки необходимых профессионально важных качеств.


Слайд 22Основными направлениями психологической подготовки военнослужащих являются:
формирование у воинов научно -

обоснованных знаний о боевых действиях, представлений о будущей войне, убеждений, готовности к подвигу, совершению самоотверженных поступков во имя победы над врагом;
повышение уровня психологической устойчивости и выносливости военнослужащих, выработка непритязательности, неприхотливости, умеренности в желаниях и потребностях;
привитие доверия к командирам и начальникам, установки на беспрекословное повиновение и послушание, благонадежности и лояльности к политике государства;
снижение психических травм, повышение уровня профессиональных и боевых навыков и умений, физиологической и психологической выносливости военнослужащих. Эффективность проводимой работы будет во многом зависеть от того, насколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования противоборства с противником;
профессионально-тактической обусловленности содержания психологической подготовки решаемым задачам в различных видах Вооруженных Сил и родах войск, обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того очень важно соблюдать психологическое соответствие учебных и боевых задач;
проблемность создаваемых учебно-боевых ситуаций;
психологическое противоборство моделирующее адекватность психических состояний и действий условиям боя.

Слайд 23Психологическая модель современного боя создается путем:
Использования различных средств имитации (учебные ВВ,

имитаторы ядерного взрыва, учебные рецептуры ОВ, имитационные гранаты и фугасы, взрывпакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси, холостые патроны и т.д.).
Трансляции записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуковых низколетающих самолетов и т.д.).
Создание пожаров, макетов поврежденной техники, всевозможных инженерных заграждений и препятствий, применяемых внезапно (имитационные минные поля, проволочные и малозаметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов).
Организация реального противодействия противника (подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух подразделений и др.).
В интересах психологической подготовки используются также обкатка личного состава танками, метание боевых гранат, борьба с зажигательными средствами и другие приемы.

Слайд 24   Одним из путей формирования морально-боевых качеств выступает развитие у воинов стремления

к самовоспитанию.

Морально-боевые качества, как и другие черты личности, успешно формируются в том случае, если воин осознал их необходимость, объективно оценивает результаты своей деятельности и поступки, стремится побеждать свои слабости, исправлять недостатки. Поэтому в воспитательной работе с личным составом командиры и офицеры на конкретных примерах раскрывают значение морально-боевых качеств для успешного выполнения воинского долга, помогают каждому воину увидеть у себя недостатки, а затем исправить их.


Слайд 25Личный пример офицера.
Высокие морально-боевые качества командира и его заместителя по воспитательной

работе помогают им правильно строить учебно-воспитательный процесс, руководить деятельностью подчиненных, оказывают на воинов огромное воздействие, вызывают у них стремление к подражанию, к развитию у себя этих качеств.
Особенное влияние личный пример оказывает на поведение и поступки воинов в боевой обстановке, в критических, опасных для жизни ситуациях. Опыт войн и вооруженных конфликтов убедительно показывает, что высокие морально-боевые качества командиров были и остаются важнейшим условием достижения победы в бою.

Слайд 26Таким образом, морально-боевые качества по своей структуре представляют собой сложный сплав

морально-психологического, профессионально-боевого и биологического компонентов, которые находятся в диалектической взаимосвязи и взаимопроникновении. Поэтому ни один из них не может рассматриваться изолированно друг от друга. Недооценка хотя бы одного из этих компонентов в учебно-воспитательной работе может привести к разрыву в цепи целостной структуры и, следовательно, к снижению эффективности формирования этих качеств.


Контрольные вопросы
1. Что понимается под морально-боевыми качествами военнослужащих?
2. Раскройте значение морально-боевых качеств воинов для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
3. Приведите примеры реализации воинами своих высоких морально-боевых качеств.
4. Раскройте сущность моральных, психологических, профессионально-боевых и физических качеств воинов.
5. Дайте характеристику путей и средств воспитания морально-боевых качеств воинов.
 
 


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика