Слайд 1Тема 10. Законодательство о защите прав потребителей
Слайд 2Содержание лекции
Закон РФ о защите прав потребителей, основные понятия и принципы,
сфера действия закона.
Основные виды прав потребителей, гарантируемые законодательством.
Ответственность за нарушение Закона «О защите прав потребителей»
Слайд 3Система законодательства о защите прав потребителей
Отношения в области защиты прав потребителей
регулируются:
Гражданским кодексом РФ;
Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-I от 7.02.1992г.
принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ.
Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом «О защите прав потребителей», применяются правила международного договора.
Слайд 4Сфера действия Закона «О защите прав потребителей»
Закон регулирует:
отношения, возникающие между
потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
устанавливает права потребителей;
устанавливает государственную и общественную защиту интересов потребителей;
определяет механизм реализации этих прав.
Действие Закона не распространяется на отношения, связанный с куплей-продажей товаров, если они предназначены для перепродажи или последующего производства.
Слайд 5Основные понятия, используемые в Законе
Потребитель - гражданин, имеющий намерение либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель - организация либо индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Исполнитель - организация либо индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Слайд 6Основные понятия, используемые в Законе
Продавец - организация либо индивидуальный предприниматель, реализующие
товары потребителям по договору купли-продажи.
Недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был предупрежден потребителем при заключении договора, или образцу или описанию при продаже товара.
Безопасность товара - безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Слайд 7Основные виды прав потребителей, гарантируемые законодательством
Право потребителей на просвещение в области
защиты прав потребителей.
Право на получение качественного товара или услуги.
Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, годности товара и гарантийного срока на товар.
Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Право потребителя на безопасность товара.
Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах.
Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе.
Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей и д.р.
Слайд 8Право потребителя на безопасность товара (ст. 7)
Потребитель имеет право на
то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или годности товара.
Если для безопасности использования товара необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в документации на товар.
Если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность , соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению.
Слайд 9Право потребителя на безопасность товара (ст. 7)
5. Если установлено, что при
соблюдении потребителем установленных правил использования, товара он причиняет или может причинить вред , изготовитель обязан незамедлительно приостановить его производство и реализацию до устранения причин вреда и принять меры по изъятию его из оборота.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в полном объеме.
Слайд 10Право потребителя на получение информации
Один из самых важных аспектов работы маркетолога
– это предоставление полной и достоверной информации для потребителя. Данные вопросы регулируются ст. 8-12 Закона «О защите прав потребителей».
Слайд 11Ответственность за нарушение Закона «О защите прав потребителей»
Законом предусмотрены следующие виды
ответственности:
Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе.
Ответственность продавца за нарушение прав потребителей
Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Компенсация морального вреда.
Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
Слайд 12Судебная защита прав потребителей
Защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски предъявляются в
суд:
по месту жительства истца;
по месту нахождения ответчика;
по месту причинения вреда.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Слайд 13Досудебный порядок урегулирования споров
Без прохождения досудебного порядка исковое заявление в суд
не будет принято, поскольку нет свидетельства о том, что потребитель пытался урегулировать, а производитель оказался признать его законные права.
Досудебный порядок урегулирования споров заключается в подаче претензии к продавцу (исполнителю или изготовителю).
Для этого необходимо:
1. Составить претензию на имя продавца (или на имя исполнителя услуги) в 2-х экземплярах;
2. Первый экземпляр претензии вручить представителям продавца, а на втором экземпляре представитель продавца должен поставить дату, свою личную подпись, расшифровку подписи и должность. Либо претензия отправляется с почтового отделения заказным письмом с уведомлением о вручении.
3. После истечения срока исполнения претензии, если продавец не исполнил требований в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд.
Слайд 14Составление претензии
В произвольной форме необходимо изложить:
- обстоятельства приобретения товара (услуги),
приложить копию платежного документа за товар;
- суть претензии, т.е. указать недостатки, обнаруженные в товаре и нанесенный в следствии чего вред;
- свои требования к продавцу (исполнителю);
- указать срок разумный исполнения данных требований (согласно ст. 30 срок устранения недостатка работ назначается потребителем);
Претензия составляется в 2-х экземплярах.
Слайд 15Защита прав и интересов
неопределенного круга лиц
Помимо личной защиты в суде, законом
предусмотрена защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Т.е. иск подается от лица всех потребителей данного товара или услуги.
Вправе предъявлять иски в суды в отношении неопределенного круга потребителей:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю в области ЗПП
его территориальные органы,
иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области ЗПП и безопасности товаров,
органы местного самоуправления;
общественные объединения потребителей.
Слайд 16Вопросы для самоконтроля
Укажите сферу действия закона «О защите прав потребителей».
Если в
договоре указаны условия, ограничивающие права потребителя, то какие правовые последствия наступают для исполнителя? Кто их определяет?
Понятие «безопасности товара». На какой срок производитель обязан гарантировать безопасность товара?
Понятие «недостатка товара». Какие права есть у потребителя в случае обнаружения недостатка товара?
В каких объемах информация о товаре должна доводиться до покупателя? Почему?
Что такое «досудебный порядок урегулирования споров»? В каких случаях он применяется? Перечислите все основные этапы.
Перечислите виды ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Слайд 17Литература для подготовки к занятиям
Основная литература
Нормативные документы
1. Гражданский кодекс с комментариями
2.
Закон РФ «О рекламе», № 38-ФЗ, комментарии к закону « О рекламе»
3. Правила продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55)
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-I от 7.02.1992г.