Слайд 1Закон Республики Казахстан о противодействии коррупции
Выполнил: ст.гр. Исаков А.Ж
Проверила: ассоц.проф. Богенбаева
А.К
Слайд 2Основные понятия, используемые в настоящем Законе
коррупция – использование лицами, уполномоченными на выполнение
государственных функций, или приравненными к ним лицами, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ;
антикоррупционная политика – государственная политика, направленная на принятие политических, организационных и правовых мер в сфере противодействия коррупции;
противодействие коррупции - деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных проступков, привлечению к ответственности виновных лиц;
- по оказанию содействия в предупреждении и пресечении коррупционных проступков;
превенция коррупции – совокупность мероприятий, содействующих устранению причин и условий для совершения правонарушений;
анализ коррупционных рисков – выявление и изучение причин
и условий, способствующих совершению коррупционных проступков и преступлений в деятельности государственных органов, организаций
в целях их минимизации, устранения;
антикоррупционный стандарт – единая система требований, обеспечивающих противодействие коррупции в конкретной сфере жизнедеятельности;
коррупционный риск – правовая норма, фактическое явление, ситуация, условие или их совокупность, способствующие совершению коррупционных проступков и преступлений;
показатель коррупционных рисков – фактор или совокупность факторов, наличие которых свидетельствуют о возможности возникновения коррупционных рисков;
уполномоченный орган по противодействию коррупции – государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляющий руководство в сфере противодействия коррупции и иные специальные исполнительные и разрешительные функции по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и проступков;
оценка уровня коррумпированности государственных органов – деятельность уполномоченного органа по противодействию коррупции по сбору и анализу информации в целях определения уровня распространения коррупции в деятельности государственных органов.
Слайд 3Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на всей территории Республики
Казахстан в отношении всех физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.
2. Законами, регулирующими порядок выполнения отдельных государственных функций, могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции.
3. Настоящий Закон действует в отношении должностных лиц иностранных государств и международных организаций, действующих в Республике Казахстан, или вступающих в отношения с должностными лицами, государственными органами, физическими и юридическими лицами Республики Казахстан вне ее территории.
Уголовная и административная ответственность за коррупционные уголовные и административные проступки предусматривается соответственно Уголовным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Слайд 4Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции осуществляется на основе:
законности;
равенства каждого при реализации
своих законных прав и обязанностей;
приоритетного применения превентивных антикоррупционных мер;
нетерпимости к проявлениям коррупции;
неотвратимости ответственности за совершение коррупционных проступков;
Слайд 5Субъекты противодействия коррупции
К субъектам противодействия коррупции относятся:
уполномоченный орган по противодействию коррупции;
государственные
органы;
должностные лица;
органы местного самоуправления;
организации независимо от форм собственности;
физические лица.
Слайд 6Уполномоченный орган по противодействию коррупции
Уполномоченный орган:
формирует и реализует единую антикоррупционную политику;
координирует
деятельность государственных органов, организаций независимо от форм собственности по вопросам противодействия коррупции, минимизации причин и условий, способствующих совершению коррупционных проступков;
реализует превентивные антикоррупционные меры и формирует антикоррупционную культуру;
осуществляет деятельность по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных проступков.
Слайд 7На уполномоченный орган возложены следующие функции:
1) участие в разработке и реализации
стратегий и программ в сфере противодействия коррупции;
2) разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции, а также принятие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
3) выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных проступков в деятельности государственных органов, организаций независимо от форм собственности;
4) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан рекомендаций по минимизации и устранению причин и условий возникновения коррупции в деятельности государственных органов, организаций независимо от форм собственности;
5) взаимодействие с субъектами противодействия коррупции направленное на минимизацию уровня коррупции в восприятии общества;
6) мониторинг и оценка исполнения государственными органами, организациями независимо от форм собственности предписаний об устранении нарушений законности и представлений об устранении и предотвращении причин и условий, способствующих совершению коррупционных проступков;
7) реализация учебных программ по вопросам противодействия коррупции, повышение информированности населения о рисках коррупции;
8) осуществление мониторинга реализации имущества, конфискованного по уголовным делам о коррупционных преступлениях и приобретенного на средства, добытые преступным путем, как правило, с последующим опубликованием информации о его обращении в доход государства;
9) консультирование и рассмотрение обращений по вопросам противодействию коррупции;
10) создание общественных советов по вопросам противодействия коррупции;
Слайд 811) осуществление контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере противодействия
коррупции;
12) предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных проступков;
13) проведение анализа практики оперативно-розыскной, административной, досудебного расследования по коррупционным проступкам;
14) совершенствование форм и методов борьбы с коррупционными проступками, определение стратегии и тактики оперативно-розыскной деятельности, выработка и реализация мер по повышению эффективности деятельности;
15) совершенствование системы отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции;
16) участие в подготовке проектов международных договоров по вопросам государственной службы и противодействия коррупции, взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам борьбы с коррупционными проступками, участие в пределах своих полномочий в деятельности международных организаций;
17) взаимодействие с другими государственными органами в сфере противодействия коррупции;
18) контроль за надлежащим соблюдением государственными органами установленных принципов противодействия коррупции;
20) осуществление оценки уровня коррумпированности государственных органов;
21) осуществление иных функций, возложенных на уполномоченный орган законодательством Республики Казахстан, а также актами Президента Республики Казахстан.
Слайд 9Права и обязанности уполномоченного органа:
1) вносить Президенту и Правительству Республики Казахстан
предложения по вопросам совершенствования государственной службы и противодействия коррупции;
2) ежегодно представлять Президенту Республики Казахстан Национальный доклад о реализации субъектами противодействия коррупции основных направлений антикоррупционной политики;
3) запрашивать и получать от государственных органов, организаций независимо от форм собственности, должностных лиц необходимую информацию и материалы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) проводить проверки по вопросам и противодействия коррупции, по согласованию с государственными органами привлекать к проведению проверок их работников;
5) вносить государственным органам, организациям независимо от форм собственности в пределах компетенции обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений законности;
6) вносить государственным органам, организациям независимо от форм собственности обязательные к исполнению представления об устранении причин и условий, способствующих совершению коррупционных проступков;
7) в случае выявления нарушения законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции принимать меры в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) принимать участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам, касающимся противодействия коррупции;
9) осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Слайд 1010) по имеющимся в производстве уголовным делам подвергать приводу лиц, уклоняющихся
от явки по вызову;
11) изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
12) использовать соответствующие изоляторы временного содержания, следственные изоляторы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
13) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
14) требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита и оценки от уполномоченных органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
15) создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение возложенных на уполномоченный орган и его территориальные подразделения задач, организовывать исследования в ходе предварительного следствия, дознания, производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
16) взаимодействовать с другими государственными органами, организациями по основным направлениям деятельности уполномоченного органа;
17) осуществлять руководство службой по предупреждению коррупции государственных органов, организаций;
18) прикомандировывать к государственным органам, организациям в установленном законодательством порядке представителей уполномоченного органа по противодействию коррупции;
18) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Единую систему органов по противодействию коррупции образуют уполномоченный орган и ему подчиненные территориальные подразделения.
Слайд 11Иные субъекты противодействия коррупции.
Иные субъекты противодействия коррупции обязаны применять превентивные антикоррупционные
меры и соблюдать антикоррупционные ограничения и запреты в соответствии с настоящим Законом.
Слайд 12Субъекты коррупционных проступков.
1.За коррупционные проступки на основании настоящего Закона и иных
законов Республики Казахстан несут ответственность лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, лица приравненные к ним, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, а также физические лица.
2.К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:
1) должностные лица;
2) лица, занимающие ответственную государственную должность;
3) государственные служащие;
4) депутаты маслихатов.
3.К лицам уполномоченным на выполнение государственных функций приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях, организациях квазигосударственного сектора, и иные работники указанных организаций;
5) служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомства.
Слайд 134. К лицам, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации
относятся лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией квазигосударственного сектора.
Примечание
Под организационно-распорядительными функциями подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.
Под административно-хозяйственными функциями подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации.
5. К субъектам коррупционных проступков относятся также физические лица,должностные лица юридических лиц, осуществляющие подкуп должностных и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, а равно предоставляющие им противоправно имущественные блага и преимущества и (или) при участии этих лиц другим лицам.
Слайд 14Национальный доклад о противодействии коррупции
1. Национальный доклад содержит анализ состояния и
тенденции развития сферы противодействия коррупции на мировом и национальном уровнях, предложения по формированию, реализации и совершенствовании государственной политики в сфере противодействия коррупции.
2. Уполномоченный орган по противодействию коррупции ежегодно формирует Национальный доклад и представляет его Президенту Республики Казахстан.
Национальный доклад может быть заслушан на расширенном заседании Правительства с участием Президента Республики Казахстан, открытии сессии Парламента Республики Казахстан.
3. Национальный доклад формируется уполномоченным органом на основе результатов работы уполномоченного органа по противодействию коррупции по выявлению причин и условий, способствующих совершению коррупционных проступков в деятельности государственных органов, организаций независимо от форм собственности, предложений, представленных государственными органами и заинтересованными гражданами и организациями.
3. Порядок подготовки, издания и внесения Президенту Республики Казахстан Национального утверждается Президентом Республики Казахстан.
4. В целях всесторонней и качественной подготовки Национального доклада уполномоченный орган по противодействию коррупции выносит проект Национальный доклада на заседание Комиссии по вопросам противодействия коррупции при уполномоченном органе по противодействию коррупции.
5. Национальный доклад вносится на рассмотрение Президенту Республики Казахстан после его одобрения Комиссией по вопросам противодействия коррупции при уполномоченном органе по противодействию коррупции.
Слайд 15Комиссия по вопросам противодействия коррупции при уполномоченном органе
1. Комиссия по вопросам
противодействия коррупции при уполномоченном органе по противодействию коррупции обеспечивает согласованность субъектов противодействия коррупции в реализации государственной политики в сфере противодействия корррупции.
2. Положение и состав Комиссии по противодействию коррупции утверждается Президентом Республики Казахстан.
3. Комиссия по противодействию коррупции:
1) участвует в реализации государственной политики по противодействию коррупции;
2) согласует ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры Антикоррупционной Стратегии страны;
3) рассматривает, вносит предложения и одобряет проект Национального доклада;
4) участвует в заслушивании Национального доклада Президентом Республики Казахстан;
5) рассматривает вопрос целесообразности расширения (сужения) перечня основных направлений антикоррупционного мониторинга и анализа антикоррупционного риска;
6) вырабатывает и вносит предложения в уполномоченный орган по противодействию коррупции по вопросам совершенствования антикоррупционного законодательства;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Слайд 16Меры по противодействию коррупции
Специальные требования к лицам, являющимися
кандидатами на выполнение государственных функций.
1. Лица, являющимися кандидатами на выполнение государственных функций, и приравненные к ним, а также кандидаты на выполнение управленческих функции в коммерческих или иных организациях, принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса в личных, групповых и иных неслужебных интересах, при этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.
2. Согласие указанных лиц на принятие ограничений фиксируется службами управления персоналом соответствующих организаций в письменной форме.
Непринятие ограничений влечет отказ в привлечении лица к выполнению государственных либо приравненных к ним функций, либо увольнение или иное освобождение от выполнения указанных функций в предусмотренном законом порядке.
Слайд 17 Недопустимость совместной службы близких родственников, супругов
1. Лица, выполняющие
государственные функции, и приравненные к ним лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемыми их близкими родственниками или супругом (супругой), а также свойственниками.
2. Лица, нарушающие требования пункта 1 настоящей статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.
3. Лица, уволенные по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеют право поступления на государственную и иную службу, сопряженную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в другие органы, организации.
Примечание
В настоящем Законе под свойственниками понимаются братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).
Слайд 18 Антикоррупционные ограничения
1. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций,
и приравненным к ним лицам, запрещается принимать решения, осуществлять контроль и надзор, проводить расследования, разрешать споры и определять меру ответственности в отношении:
1) самих себя, своих близких родственников, супруга (супруги) или свойственников;
2) физических или юридических лиц, от которых указанные лица, их близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники получают любые виды доходов, за исключением юридических лиц, в которых доля участия указанных лиц, их близких родственников, супруга (супруги) или свойственниковв уставном капитале не превышает одного процента;
3) юридических лиц, в которых указанные лица, их близкие родственники, супруг (супруга) или свойственники являются членами руководства либо органов финансового контроля (аудита) либо владеют более чем одним процентом уставного капитала.
2. При возникновении конфликта интересов при подготовке и принятии решений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, его разрешение осуществляется в соответствии с правилами, установленными статьей 16 настоящего Закона.
3. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, запрещается:
1) оказывать неправомерное предпочтение юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
2) предоставлять кому бы то ни было не предусмотренные законодательством преимущества (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе, в государственных организациях и организациях квазигосударственного сектора;
3) оказывать кому бы то ни было любое не предусмотренное законодательством содействие в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;
4) явно воспрепятствовать физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.
Слайд 194. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи при исполнении должностных
(служебных) обязанностей, а также членам их семей запрещается дарить и принимать подарки.
К подаркам не относятся книги, памятные сувениры с изображениями государственных органов, их символикой или эмблем.
5. Подарки, поступившие без ведома указанных лиц, а также подарки, полученные ими или членами их семей в нарушение части первой настоящего пункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд.
Порядок учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства по отдельным основаниям определяется Правительством Республики Казахстан.
6. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и, приравненным к ним лицам запрещается иметь на праве собственности движимое и недвижимое имущество, а также владеть банковскими счетами за пределами Республики Казахстан.
7. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и приравненным к ним лицам, запрещается использовать служебную и иную информацию, не подлежащую официальному распространению, для удовлетворения своих личных интересов или интересов других лиц.
Слайд 20 Меры финансового контроля
1. В целях осуществления мер финансового
контроля лица, определенные настоящей статьей, представляют следующие декларации физических лиц:
1) об активах и обязательствах физического лица;
2) о доходах и расходах, а также имуществе физического лица.
2. Декларацию об активах и обязательствах физического лица представляют кандидаты в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления, и их супруги – до регистрации в качестве кандидата.
При этом, сведения в декларации об активах и обязательствах физического лица указываются по состоянию на первое число месяца начала срока выдвижения.
3. Декларацию о доходах и расходах, а также имуществе физического лица представляют лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и приравненные к ним лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и их супруги за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
4. В случае приобретения в течение отчетного календарного года имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в декларации о доходах и расходах, а также имуществе физического лица указывают сведения об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества.
5. Декларация об активах и обязательствах физического лица составляется в соответствии с положениями налогового законодательства и представляется по форме, в порядке, определенным налоговым законодательством Республики Казахстан, а также в сроки, установленные пунктом 2 настоящей статьи.
6. Декларация о доходах и расходах, а также имуществе физического лица составляется в соответствии с положениями налогового законодательства и представляется по форме, в сроки и в порядке, определенным налоговым законодательством Республики Казахстан.
7. Непредставление декларации об активах и обязательствах физического лица и (или) декларации о доходах и расходах, а также имуществе физического лица или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния:
кандидатами в Президент
Слайд 21Все права защищены.
При использовании материалов с сайта Акимат Жамбылской области в
любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт Акимат Жамбылской области обязательна.
При использовании материалов Акимат Жамбылской области:
- в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях - бумага, пленка и т.п., пользователь обязан в каждом случае указывать, что источником материалов является веб-сайт http://www.zhambyl.gov.kz/
- в Интернете или иных формах использования в электронном виде, пользователь в каждом случае использования обязан размещать гиперссылку на главную страницу веб-сайта Акимат Жамбылской области «http://www.zhambyl.gov.kz/».