Слайд 1История и методология юридической науки
Слайд 2Тема 1. Юридическая наука и методология юридической науки: содержание понятий в
контексте научного познания права
Вопросы:
1. Понятие «юридическая наука». Юридическая наука как способ познания права и как система знаний о праве.
2. Методология как форма рефлексии юридического знания.
Слайд 3Литература
Бабосов Е.М. Социология науки. Минск, 2009.
Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и
конкретное в советском правоведении. – Л., 1987.
Закономерности возникновения и развития политико-правовых идей и институтов. – М., 1986.
Слайд 4
Историческое и логическое в познании государства и права. – Л., 1988.
Казимирчук
В.П. Право и методы его изучения. – М., 1965.
Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. – М., 2000.
Лакотос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М., 2001.
Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.
Слайд 5
Методологические проблемы советской юридической науки. – М., 1980.
Нерсесянц В.С. Право –
математика свободы. – М., 1996.
Проблемы методологии и методики правоведения. – М., 1974.
Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. Т. 1: Элементный состав. – М., 2000.
Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург, 2001.
Слайд 6Понятие наука
Наука определяется как «сложная среда общественной деятельности, результатом которой является
система развивающегося знания, выступающего как всеобщий духовный продукт общественного развития…Научное знание, деятельность познающих субъектов, отношения, возникающие в процессе производства и использования нового знания, и система организации научной деятельности в своем единстве образуют социальный институт науки…Наука рассматривается в трех главных срезах как система знаний, как форма общественного сознания, как особая форма деятельности»
Слайд 7
Е.М. Бабосов
«В своем многомерном развертывании она выполняет три
главных социальных роли
1) выступает как многоуровневая, динамично развивающаяся система научных знаний;
2) функционирует как специфический вид творческой деятельности, направленной на создание новых идей, генерирование новых знаний, объективно отражающих окружающий мир и проверяемых на практике;
3) развивается как определенная совокупность общественных отношений, связывающих друг с другом исследователей и их научные сообщества со всеми подсистемами единой и целостной системы общества – экономической, социальной, политической, духовной, военной, здравоохранительной, образовательной».
Слайд 8Методология науки
Приоритетным является
институциональный подход.
Институционализация связана, прежде всего, с
формированием различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.
В нашем случае это процесс обособления юридической научной деятельности от практической юриспруденции.
Слайд 9
На первой стадии:
при особых социально-экономических и политических условиях
возникает определенная общественная необходимость в формировании и развитии нового типа деятельности.
Такая потребность побуждает общество создавать соответствующие организационные структуры и систему регуляторов (социальных норм) этой деятельности, что, в свою очередь, позволяет на основе социальных норм, признаваемых творческой личностью, сформировать некое сообщество, объединенное интеллектуальными и ценностными ориентациями и ожиданиями.
Слайд 10
Она «порождается обществом, чтобы обслуживать его нужды и потребности», поэтому выполняет
ряд социальных функций: познавательную (в том числе и прогностическую), производственно-практическую (в том числе и социально-управленческую), культурно-мировоззренческую.
«Научный труд осуществляется в определенных социальных и организационных формах, характер которых зависит не только от особенностей научного труда, но и от состояния и уровня общества в целом»
Слайд 11
В завершении этой стадии осуществляется интеграция научной и иных видов деятельности
в рамках существующих общественных отношений (экономических, политических, культурных и т.п.).
Благодаря этому устанавливается своеобразный формальный и неформальный контроль общества над научной деятельностью. Одним словом, на этой стадии наука зарождается, структурируется, социализируется и формируется в систему.
Слайд 12
На второй стадии
наука уже функционирует как система (подсистема)
в рамках социальной системы, позволяющая творческой личности и творческим коллективам адаптироваться к ее уже сложившимся нормативным требованиям.
На этой стадии формируются социально-психологические механизмы, обеспечивающие стабильность и устойчивость внутренней организации науки, а также обеспечивающие ее устойчивость и стабильность как социального института.
Слайд 13
Любая наука, в том числе и юридическая, имеет свою эмпирику, теорию
и методологию.
Эмпирический уровень – установление научных фактов.
Теоретический – построение научных гипотез и концепций.
Методология – есть определенная совокупность средств научного познания, а именно:
Слайд 14
Мировоззренческая позиция исследователя
Научный подход – главное, генеральное направление научного исследования
Научный принцип
– идея, убеждение, положенные в основу исследования
Научный метод – строго организованный и последовательный способ познания
Научные технологии
Методология позволяет познать предмет науки
Слайд 15
«Юриспруденция–
в широком смысле - это деятельность по обслуживанию механизма формирования,
функционирования и развития права,
в узком понимании - это совокупность теоретических знаний о праве и практических навыков формирования и толкования правовых норм. Их классификации и систематизации, приемов и способов обработки правового материала» (Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России… М.,2010.Т.1. С. 10).
Слайд 16Право или государство и право?
Каков предмет юридической науки?
Предметом юридической науки
может быть только право, в том числе и государственное право.
Слайд 17Понятие парадигмы
Т. Кун:
«признанные всеми научные достижения, которые в течение
определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». ( Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 11.)
Понятие включает:
А) общепринятые теоретические построения
Б) правила и стандарты научной практики
В) распространенные в науке исследовательские методы и методики.
Слайд 18
Смена парадигмы представляет собой научную революцию.
«парадигма» и «кризис» являются фундаментальными
понятиями каждой науки
Кризис:
необходимая предпосылка поступательного развития науки.
Это период ломки старой науки и активного поиска ее нового образа, соответствующего изменившимся реалиям.
Характеризуется острыми научными дискуссиями и расширением познавательного поля исследователей появлением новых стратегий научного поиска.
Слайд 19
Кризис указывает на то, что «признанные всеми в течение определенного времени
научные модели» уже не в состоянии удовлетворительно объяснить полученные научным сообществом новые результаты, возникающие исследовательские методики не вписываются в общепринятый образ науки, усиливается разрыв между эмпирическими данными науки и ее теоретическими конструкциями.
(Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С 109-111).
Слайд 20
Парадигма:
«Это господствующая в научном сообществе в течение более или менее длительного
времени устойчивая система теоретических представлений, складывающихся под влиянием взаимодействия научных (внутренняя логика развития познания, совершенствование исследовательских технологий, накопление фактических данных и т.п.) и вненаучных (состояние общества, доминирующие в нем политические, философские, экономические, правовые, эстетические идеи, общий духовно-интеллектуальный климат эпохи и т.д.) факторов.
Слайд 21
Она включает в себя общее видение мира, представление о характере исторического
процесса и возможностях его постижения, доминирующие познавательные принципы, методы и методики. Иными словами, это совокупность общенаучных и общемировоззренческих представлений, составляющих образ предмета науки, доминирующих в течение более или менее длительного времени». (Б.Г. Могильницкий История исторической мысли ХХ века. Вып. 1. Кризис историзма. Томск, 2001. С. 9)