Слайд 1Выявление и расследование преступлений
Слайд 2Общие положения организации выявления и расследования преступлений
1. Понятие выявления и расследования
преступлений.
Выявление и расследование преступлений - это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления:
Слайд 3Эта деятельность осуществляется
в строгом соответствии с законом.
в ходе оперативно-розыскных мероприятий,
производства дознания,
предварительного следствия,
иной деятельности,
но
Слайд 4но расследование преступлений может производиться только
в двух формах
дознания
(ч.3 ст.150
УПК РФ)
предварительного следствия ( ч.2 ст. 150 УПК РФ, ст. 151УПК РФ)
в строгом соответствии с нормами УПК РФ.
Слайд 5Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными
подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1 Закона).
Слайд 6
Призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в
ходе оперативно-розыскной деятельности сведения
не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает
определять направления, в которых возможен поиск доказательств.
Слайд 7Задачи оперативно-розыскной деятельности:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
выявление лиц, их
совершивших;
розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказания, а также без вести пропавших лиц;
сбор информации о различных правонарушениях и незаконной деятельности.
Слайд 8Оперативно-розыскную деятельность осуществляют
оперативные подразделения:
органов внутренних дел РФ;
органов федеральной службы безопасности;
федеральных
органов государственной охраны;
таможенных органов РФ;
Службы внешней разведки РФ;
органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
Федеральной службы исполнения наказаний;
Слайд 9Методы ОРД
Гласно(открыто)
Опрос
Наведение справок
Сбор образцов для сравнительного исследования
Исследование предметов и документов
Проверочная закупка
и др.
Негласно (скрыто)
Наблюдение
Негласное обследование помещений, зданий, транспортных средств и др. объектов
Прослушивание телефонных переговоров
Оперативное внедрение
Контролируемая поставка
Снятие информации с технических каналов связи
Слайд 10Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
При проведении оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие ее,
вправе:
Проводить опрос;
Наводить справки;
Обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства;
Прослушивать телефонные и иные переговоры;
Производить оперативное внедрение;
Производить отбор образцов для сравнительного исследования, контрольные закупки;
Осуществлять иные действия.
Слайд 11Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности
собранная в ее ходе информация не является доказательствами
по уголовному делу;
оперативно-розыскная деятельность производится в строгом
соответствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)
оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительного расследования;
на совершение определенных оперативно-розыскных мероприятий требуется решение суда.
Слайд 12Органы предварительного расследования
Слайд 13Задачи дознания и предварительного следствия:
Установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных
лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в суде.
Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.
Слайд 14Основная функция органов предварительного расследования
- уголовное преследование
процессуальная деятельность, осуществляемая стороной
обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
- частного обвинения
- публичного обвинения
- частно-публичного обвинения
уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу
стадии : досудебная и судебная
Слайд 15К органам дознания относятся (ст.40 УПК РФ, ст.151 УПК РФ):
органы внутренних
дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ, Фед. органы государственной охраны, таможенные органы и др);
начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
Органы Федеральной службы судебных приставов (н-р: Главный судебный пристав РФ, гл.суд. пристав субъекта РФ, их заместители, ст. суд. пристав и др.)
органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Слайд 16 ДОЗНАНИЕ
дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному
делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;
Также на органы дознания возлагается
выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УК РФ;
Слайд 17
Выполнение неотложных следственных действий возлагается также на:
капитанов морских и речных судов,
находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Слайд 18
Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяется характером уголовного дела.
1)
если по уголовному делу предварительное следствие обязательно, то в полномочия органов дознания входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий.
2) если по уголовному делу предварительное следствие не обязательно, то орган дознания полномочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренные УПК, в полном объёме, вплоть до направления дела в суд.
Слайд 19Дознаватель уполномочен:
производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения,
в соответствии с требованиями закона и в случаях, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Слайд 20 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
Предварительное следствие - урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность, которая начинается
с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивается обвинительным заключением, постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера либо постановлением о прекращении уголовного дела.
Слайд 21
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам,
за исключением дел
о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Предварительное следствие проводится следователями – должностными лицами, уполномоченными государством осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ст.38 УПК РФ).
Слайд 22Органы осуществляющие предварительное следствие:
следователи Следственного комитета РФ;
следователи органов Федеральной службы безопасности;
следователи
органов внутренних дел;
Слайд 23
Каждый из этих органов проводит предварительное расследование по определенным категориям дел,
отнесенных к их подследственности (ст.151 УПК РФ).
Процессуальные полномочия следователей этих органов абсолютно одинаковые
Слайд 24Правовое положение следователя:
следователь процессуально независим;
он вправе давать соответствующим органам указания о
производстве оперативно-розыскных мероприятий;
изымать у органов дознания и принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;
Следователь самостоятельно принимает решения, связанные с производством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т.п.) получив решение суда на совершение определённых следственных действий;
и др. полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Слайд 25Основные отличия процессуального порядка дознания от процессуального порядка следствия таковы:
Дознание осуществляется
не от имени дознавателя, а от имени органа дознания. Поэтому все основные решения по уголовному делу подлежат утверждению начальником органа дознания. Дознавателю вправе давать указания, обязательные для исполнения, не только прокурор, но и начальник органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Сроки дознания короче сроков следствия.
Дознание — альтернативная (необязательная) форма предварительного расследования. При необходимости прокурор может заменить его следствием (ч. 4 ст. 150, п. 4, ч. 1 ст. 226 УПК РФ). Следствие заменяться дознанием не может.
Слайд 26
4. На дознании отсутствует акт (процессуальное действие) предъявления обвинения.
5.Итоговым документом дознания
признается не обвинительное заключение, как на следствии, а обвинительный акт. Этот документ по существу объединяет в себе два документа: постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Если на следствии лицо становится обвиняемым с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, то на дознании — с момента составления обвинительного акта.
Слайд 27
6. Согласие на производство следственных и иных процессуальных действий, когда таковое
требуется по закону, дознавателю даёт не руководитель следственного органа, а прокурор.