Введение в сравнительное правоведение презентация

Содержание

«Научный спор о терминах» (к вопросу о наименовании дисциплины) «Правовая (юридическая) компаративистика» (фр. «Droit Compare», англ. «Comparative Law», нeм. «Rechtsvergleichung» и т.д.) Значительные смысловые различия не только в

Слайд 1РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ


Слайд 2«Научный спор о терминах» (к вопросу о наименовании дисциплины)

«Правовая (юридическая) компаративистика»
(фр.

«Droit Compare», англ. «Comparative Law», нeм. «Rechtsvergleichung» и т.д.)

Значительные смысловые различия не только в разных языках, но и в одном и том же языке:
англ. «Comporative Law – Law Comparison – Comporative Jurisprudence»,
нем. «Rechtsvergleichung – vergleichende Rechtlehre – vergleichende Rechtswissenschaft»,
рус. «сравнительное правоведение – сравнительная юриспруденция - сравнительное право – правовое сравнение – сравнение права» и т.д.


Слайд 3«Научный спор о терминах» (к вопросу о наименовании дисциплины)

«Сравнительное право»
«Сравнительное законодательство»
«Сравнительное правоведение»

(«сравнительная юриспруденция»)


Слайд 4Природа сравнительного правоведения

общеправовой метод научного познания
научное направление юриспруденции с самостоятельным предметом

исследования
учебная дисциплина

Слайд 5Предмет правовой компаративистики

типичные, устойчивые, всеобщие закономерности возникновения, функционирования и развития правовых

элементов и явлений, существующих в различных правовых системах.

Слайд 6Объекты сравнительного правоведения (объекты сравнения)
общие: правовая семья, иностранная правовая система,

отрасль права, институт, норма, иностранная юридическая практика, правовая доктрина и право сообществ;
специальные: все множество конкретно определенных иностранных норм, правовых институтов, правовых систем и т.д.

Слайд 7Функции сравнительного правоведения
Познавательно-аналитическая функция («функция расширения познания»)
Прикладные функции:
средство совершенствования национального законодательства;
средство

толкования иностранного законодательства;
средство унификации законодательства
Теоретико-методологическая функция («поставщик эмпирического материала»)

Слайд 8Понятие и цели сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение — отрасль (раздел) правоведения (юридической

науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
Целью сравнительного правоведения является изучение законов и правовых систем различных государств с целью выявления новых закономерностей в развитии права и использования этих закономерностей для стимулирования общего развития правовой теории и юридического строительства.

Цели можно свести к нескольким основным:


Слайд 9
познавательная (глубокое и масштабное изучение правовых явлений в различных государствах);
информационная (получение

точных сведений о качественных моментах зарубежного права и их использование в отечественной юридической практике);
аналитическая (обнаружение истоков правовых явлений в зарубежных системах права и выявление тенденций их развития);
интегративная (четкая ориентация в разработке способов гармонизации и сближения правовых систем);
критическая (конструктивный анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права);
пропагандистская (информирование о значимости правовой системы страны).

Слайд 10 а). Познавательная  цель .

 Сравнительное   правоведение  всегда ориентировано на глубокое  и  масштабное изучение правовых явлений. Их анализ  и  оценка применительно к внутригосударственному развитию будут более полными  и  объективными, когда изучаются общие  и  специфические причины правовых явлений, временные  и  стабильные правовые ситуации в зарубежных государствах  и  их влияние; факторы, ведущие к изменению иностранных законодательств, к принятию  и  изменению правовых актов; условия, способствующие или сдерживающие реализацию права.
Исследование  и  сопоставление уровня правосознания  и  правовой культуры в своей стране  и  в иностранных государствах позволяет лучше понять механизм правового поведения граждан в данный период  и  в перспективе, когда будут действовать новые законы. Равным образом это касается сравнения правообеспечивающих механизмов — как определены в законодательстве правотворче-ские  и  правоприменительные полномочия государственных органов, насколько последовательно они реализуют свои полномочия, какова

эффективность деятельности суда, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, адвокатуры  и  т. д. Ведь без них нормы почти не действуют  и  понять пределы взаимного правового влияния без использования "чужого" правового опыта невозможно.
Познавательная  цель   сравнительного   правоведения  достижима не без преодоления противоречий  и  трудностей, ошибок. Сказывается  и  сложность,  и  подвижность изучаемой  и  сопоставляемой "правовой материи",  и  нехватка достоверной информации,  и  уровень квалификации людей  и  учреждений, проводящих сравнительно-правовое изучение. А ведь это именно исследование, которое следует проводить объективно  и  без каких-либо предвзятых подходов  и  субъективистских оценок, тогда оно будет постоянно  и  плодотворно "питать" правотворческую мысль  и  практику.


     


Слайд 11
б). Информационная  цель .

Данная  цель   тесно связана с первой  целью . Мы выделяем информационную  цель  как средство достижения познавательной  цели   сравнительного   правоведения   и  как его самостоятельную  цель . Действуя для достижения  и  этой  цели ,  сравнительное   правоведение  постоянно получает материалы о развитии  и  функционировании зарубежных правовых систем, государственных институтов, об их взаимосвязях между собой, нужны сведения о правовых ситуациях  и  тенденциях правового развития в региональном  и  мировом масштабах. Важна  и  информация о восприятии, оценке, реагировании на изменения, происходящие в национальной правовой системе. Какое-либо изолированное правовое развитие ныне просто недопустимо.
  Информационная  цель   сравнительного   правоведения  достигается путем применения целого ряда средств: прежде всего это подготовка справочных материалов о развитии иностранного законодательства, информационных обзоров зарубежного законодательства. Их готовят по страноведческому признаку, по отдельным отраслям, подотраслям законодательства, правовым институтам. Нередко сочетается отраслевой  и  страноведческий признаки,  и  тогда информация предстает более систематизированной  и  удобной для восприятия студентами, аспирантами, юристами, специалистами, учеными, законодателями, работниками государственных органов.
В качестве примера приведем примерный перечень обзорных информации  и  реферативных информации, подготовленных Институтом законодательства  и   сравнительного   правоведения  за последние годы: Профессиональное обучение рабочих  и  служащих (1993 г.);

Слайд 12




- Уголовно-исполнительное законодательство (США, Англия, Германия, Франция) (

1993 г.); Охрана памятников истории  и  культуры (Великобритания, Италия, США, ФРГ, Франция) (1993г.);

- Международная унификация коллизионных норм семейного права (1993 г.); Организация  и  деятельность счетных палат (1993 г.); Страховая медицина (Австрия, Великобритания, Франция, ФРГ, Швеция, Швейцария) (1993 г.);

- Правовое регулирование занятости в государствах Восточной Европы (1993 г.); Правительство в зарубежных государствах (1993 г.); Несостоятельность  и  банкротство (1994 г.);

- Рассмотрение споров, связанных с предпринимательской деятельностью (1994 г.); Налоговые преступления  и  проступки (1995 г.); Торговое представительство (1995 г.)..


Слайд 13В 1994 г. были подготовлены следующие реферативные информации:

О хозяйственной деятельности

иностранцев  и  защите иностранных инвестиций
О коллективном договоре в бюджетной сфере
Об обращении краткосрочных государственных ценных бумаг
О банках  и  других финансовых органах
Новый закон о найме помещений
Изменение законодательства о банкротстве.

Слайд 14
Как видно, названные виды информации имеют специализированный

характер  и  рассчитаны на решение тех  задач   сравнительного   правоведения , которые связаны с сопоставлением собственно законодательных систем. Для более конкретных  задач  используются краткие сведения о зарубежных актах, об их месте в правовой системе, структуре  и  содержании, и даже об отдельных нормах и группах. Важно знать, каковы юридические режимы разных видов деятельности.  И  то  и  другое весьма важно.
Например, в связи с расширением правового поля деятельности предпринимателей, иностранных инвесторов, банков подобная информация дает им точные знания того, какие есть нормы  и  как "встретят" их на территории иностранного государства, где они собираются действовать.
  Есть  и  более обширные справочные материалы, подготовленные в виде обзоров, справок, статей в научных  и  иных журналах. Это своего рода рефераты, аннотации правовых актов. Содержащиеся в них данные дают ту или иную картину иностранного законодательства. Но в любом случае собственно информационная  цель   сравнительного   правоведения  является наиболее простой  и  доступной для реализации, ибо она как бы выражает наблюдение за правовой сферой  и  далеко не всегда содержит какой-либо анализ  и  оценки. Это скорее всего обобщенные  и  даже иллюстративные правовые сведения.

Слайд 15

в).Аналитическая  цель   сравнительного   правоведения  является  целью  более высокого порядка. Ставя

ее перед собой, компаративисты стремятся обнаружить корни, истоки правовых явлений в зарубежных правовых системах  и  тенденции их развития. Собственно говоря, именно в процессе достижения этой цели и происходит сравнение. Объектом его является прежде всего своя национальная правовая система  и  иностранная правовая система. В этом случае критерии сопоставления как бы заданы функционально, т. е. стремлением обнаружить общее  и  специфическое  и  возможностью использования зарубежного правового опыта для решения конкретных правовых  задач . Проверить, верно ли определяется место правового акта в общей системе, его форма  и  связи, получить подтверждение правильности собственных правовых решений.
При аналитическом сравнении двух  и  более правовых систем зарубежных государств критерии некоторым образом могут изменяться. Бывает полезно для получения доказательств общеправовой тенденции, устойчивости форм  и  методов правового регулирования провести сопоставление возможного (даже в будущем) соотношения своей национальной системы с иностранными правовыми системами.

Слайд 16 Вряд ли можно сомневаться в том, насколько

трудно реализовать аналитическую  цель   сравнительного   правоведения . Ее осуществление находится как бы в процессе достижения познавательной  цели  с использованием результатов реализации информационной  цели . Игнорирование или слабый учет данной зависимости между  целями  приводит к подмене аналитической  цели  информационной  и  к подготовке описательных материалов, обзоров, разработок, статей в журналах, разделов  и  глав в книгах без признаков какого-либо анализа  и  оценки. А это ведет, в свою очередь, к неверному использованию правовой информации, когда разработчики проектов законов, эксперты, депутаты оперируют ею в готовом виде  и  механически копируют отдельные правовые решения. "Переносят" виды актов  и  норм в ткань национального правового массива или отдельного закона.
 

Поэтому следует помнить о главном — именно аналитическая  цель  правового сравнения является наиболее трудной  и  наиболее важной, поскольку ориентирует не на внешние, "визуальные" сопоставления юридических форм, а на содержательные правовые решения Названные три  цели   сравнительного   правоведения  объединяются в одну группу по своей объективной направленности  и  своего рода однородности юридической технологии их достижения. В другую группу входят  цели  строго функциональной направленности, поскольку они ориентированы на строго определенные  цели . Эти  цели  как бы "заданы", поставлены в зависимость от политической установки субъекта сравнения, от его социальной ориентации. Таковы интегративные, критические  и  пропагандистские  цели .


Слайд 17
г).Интегративная  цель   сравнительного   правоведения  предопределена курсом государства или государств,

межгосударственных объединений на гармонизацию  и  сближение национальных законодательств. Такая  цель  дает четкую ориентацию в разработке способов гармонизации и сближения в их практическом применении, а также в серии последовательных действий государств в направлении к данной цели.
В этих случаях критериями сравнения  и  оценки национальных законодательств служат признание общих интересов государств в согласованном правовом регулировании, поиск  и  определение объектов такого регулирования, выявление различий в национальных законодательствах  и  возможных средств их преодоления. Обеспечивается благоприятный политический  и  социально-психологический климат для переговоров, обсуждений, достижения договоренностей. Облегчается поиск согласованных решений. Создаются необходимые правовые условия — обмен правовой информацией  и  доступ к банкам данных, формируются системы сопоставляемых классификаторов законодательства, словников  и  понятий. Облегчается  и  стимулируется согласованная научная разработка общих концепций законодательства, когда книги, статьи, конференции  и  семинары являются вкладом в теоретический потенциал.

Слайд 18 д). Противоположной является критическая  цель   сравнительного 

 правоведения , обусловленная объективными  и  субъективными факторами. "Критическое сравнение" было преобладающей  целью  в сопоставлении правовых систем капитализма и социализма. В 20—30-х гг. в политических документах и трудах советских юристов преобладали откровенно критические оценки не только законодательства буржуазных стран в целом, но и отдельных законов — о труде, выборах и т. п. Хотя справедливости ради следует отметить и научные труды, в которых признавалась полезность не только приемов зарубежной юридической техники, но и отдельных правовых конструкций из области гражданского права. В 50—80-е гг. противопоставление этих двух правовых систем то обостряется, то смягчается, но по-прежнему остается своеобразной точкой отсчета в сравнительно-правовых исследованиях.
Другая ось критической оценки пронизывает многочисленные оценки иностранных законодательств. Недовольство одной страны политикой другой страны порождает критику в адрес конституционного, торгового, таможенного, банковского, финансового, эмиграционного законодательства. Она может выражаться как в общих политических оценках, так  и  в негативной оценке положений от дельных законов, ущемляющих интересы приграничных государств либо содержащих отступления от международных документов. Такая критическая направленность более подвижна  и  зависит от динамики общественной ситуации внутри того или иного государства  и  в мировом сообществе.

е). Своеобразным "ответом" на вышеназванную  цель  служит пропагандистская  цель   сравнительного   правоведения . Каждое государство заинтересовано в защите своей правовой системы  и  пропаганде ее достоинств. Органы государства, научные учреждения, средства массовой информации стремятся для достижения этой  цели  к некоторому преувеличению значимости отдельных сторон национальной правовой системы. Без внимания оставляют положительные аспекты других правовых систем, все сопоставления — "в свою пользу". Понимая обусловленность подобной цели и порождаемых ею критериев сравнительно-правового анализа, отметим ее очевидную односторонность, как и в предыдущем случае.


Слайд 19задачи сравнительного правоведения
Несмотря на кажущуюся простоту правовых сравнений, аналогий и анализов,

остается по-прежнему трудной   задача  освоения методологии  сравнительного   правоведения . Практика правового сопоставления и быстротекущие задачи "сравнительного законоведения" нередко толкают к упрощению, когда ищут законодательные аналоги, "примеряют" их и неудачно используют, когда дело сводится либо к информации, к получению сведений об актах, либо к их чисто текстовому анализу и трансформации.
Нередко остаются в стороне требования системного анализа, когда не учитываются экономические, социальные и политические факторы правотворчества и правоприменения при сопоставлении правовых систем, отраслей законодательства, отдельных законов и иных актов. Вообще ошибки в  сравнительном   правоведении  встречаются довольно часто, и причинами их являются прежде всего неверные методологические подходы.


Обобщая научно-познавательный опыт и аналитическую практику, можно выделить пять наиболее часто встречающихся ошибок в проведении сравнительно-правового анализа.


Слайд 20Во-первых, допускается неправильный выбор объектов правового анализа и критериев их сравнения.

(Например, при подготовке в нашей стране законов о местном самоуправлении сопоставление зарубежных норм и проектов российских актов шло на уровне то отдельных институтов, то отдельных норм, причем без их связи между собой и без выделения функциональных, территориальных и историко-куль-турных критериев.) Во-вторых, нередко не учитываются объективные условия и факторы, которые порождают те или иные институты в зарубежном праве и у нас. (Например, закон о товарных биржах был подготовлен и принят поспешно, хотя в нашей экономике отсутствовали те институты инфраструктуры, которые в зарубежной экономике обеспечивают их деятельность. В результате биржи у нас почти исчезли через три года.)



Слайд 21 В-третьих, нередко происходит прямое заимствование научных правовых

концепций, которые не всегда адекватно могут быть отражены в российском законодательстве. Это касается поспешного введения суда присяжных, механической реализации принципа разделения властей на всех уровнях федеративного государства вплоть до местного самоуправления. В-четвертых, допускается неверное использование юридических конструкций, понятий и терминов.  В-пятых, встречается немало случаев прямого копирования правовых институтов и норм без оценки возможностей их "трансплантации и вживления" в российскую правовую систему. Таковым является институт траста, распространенный в английском праве и с трудом включаемый в систему отечественного гражданского права. А "перенос" готовых норм часто вообще носит характер юридической эпидемии.



Слайд 22 Поэтому столь важны методологически строгие и четкие подходы

к сравнительно-правовым исследованиям, анализам и сопоставлениям. Ученые-юристы давно занимаются методологическими вопросами и очень полезно ознакомиться хотя бы в общих чертах с главными методологическими приемами.
Известный венгерский юрист Имре Сабо считал, что в сравнительном праве применимы все правила и все методы мышления, но сравнительный метод является доминирующим. И это позволило ему проводить "внутреннее" и "внешнее" сравнение правовых систем, сравнение их по отраслевому признаку, сравнение правовых институтов.
Признавая полезность сравнительно-правового метода, проф. С. Л. Зивс считал его одним из конкретных способов применения диалектико-материалистического метода в исследовании вопросов государства и права.
Интересными оказались более содержательные методологические разработки. Отметим в данной связи, что болгарский юрист Живко Сталев считал важным нахождение критерия, с помощью которого можно обнаружить те относящиеся к разным правовым системам институты, нормы, которые сравнимы между собой настолько, что их сравнение оправданно. Отправным пунктом здесь является использование тех же понятий и терминов, которыми пользуются в другой правовой системе, и это дает эффект при сравнении однородных систем.

Слайд 23 Ограниченность такого критерия приводит к выводу о

большей полезности такого критерия, как "решаемая проблема", "функциональное сравнение" правовых явлений. Отправной точкой зрения является решение сходных задач действительности, сравнение по общественным потребностям, которые удовлетворяются с помощью права, институтов и норм3. Как видно, тут шире поле для правовых сравнений.
И немецкие юристы К. Цвайгерт и X. Кетц являются сторонниками "функционального критерия" в сравнительном правоведении. Различные правовые системы сравнимы лишь в той мере, в какой они решают данную проблему, удовлетворяя потребность в адекватном правовом регулировании. Только функциональная однозначность, только выполнение правовыми институтами разных стран одной и той же задачи, по их мнению, делает возможным и целесообразным какое-либо правовое сравнение. Тогда понятно, почему можно поддержать и следующий вывод: "Сравнение решений тех или иных вопросов в различных правовых системах без комментариев еще не является сравнительным правом. Оно начинается лишь после этого" Конечно, функционализм в сравнительном анализе не требует строгой связанности с традиционными национально-правовыми концепциями. И в этом его слабая сторона. Положительный же смысл заключается в ориентации на то, чтобы найти аналоги решения собственных правовых проблем в тех или иных областях иностранного права


Слайд 24 Особо подчеркнем смысл такого метода, как

государственно-правовая идентификация. Она означает осознанное принятие и даже отождествление гражданина как со своей системой права, законодательства, так и с близкими ему политическими системами по политическим, религиозным и нравственным воззрениям. Нередко граждане латиноамериканских стран лучше и понятнее воспринимают какие-либо акты, нормы то национального, то американского, то испанского права.
Граждане ряда европейских стран с трудом оценивают "европейское" право и даже отторгают его. Балтийские страны в начале 90-х гг. дали пример идентификации своей правовой культуры с принципами и нормами своих конституций и законов 20—30-х гг., а не союзных.

Таким образом обобщая научные разработки, можно без преувеличения считать развитие методологии  сравнительного   правоведения  важнейшей теоретической  задачей .

Слайд 26







Цель - изучать и сопоставлять различные правовые массивы и системы между собой

и с нормами международного права, выявлять сходство и различия, определять тенденции общеправового развития.

Сравнительное правоведение является теорией или научной дисциплиной в ряду отраслей юридической науки.


Слайд 27Сравнительное правоведение предназначено для сопоставления разновидностей права:
национального
международного
надгосударственного

научно-исследовательские центры,

институты, фонды, издательства, журналы



Слайд 281924 г. – основание Международной Академии сравнительного права.
1869 г. – создание французского

общества сравнительного законодательства.

1900 г. – состоялся I Международный конгресс сравнительного права.

Дата основания: 13 сентября 1924 г., Гаага

МАСП включает в свой состав: виднейших ученых-юристов многих стран 

Цель Академии :
сравнительное изучение правовых систем.


Слайд 29
методология,
источники права и история

гражданское право
и процесс
коммерческое право
и право

интеллектуальной
собственности

публичное
и уголовное право

международное право




Первый конгресс состоялся в Гааге в 1932 г. и включал пять секций:



Слайд 30Понятие методологии
В философии методология (греч. «methodos» — путь к чему-либо, прослеживание,

исследование) понимается как:

учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека (методология – самостоятельная наука);
совокупность приемов исследования в какой-либо науке или в области знаний (методология – элемент любой науки).


Слайд 31Методологическая природа правовой компаративистики

С одной стороны, сравнительное правоведение разрабатывает методологическую базу

для правильного исследования иностранных правовых элементов, т.е. определяет, ЧТО и КАК нужно изучать в зарубежном праве и в практике его применения, как заимствовать в иную среду правовые элементы и т.д. (метод исследования – способ получения научных фактов).

С другой стороны, изучение и заимствование иностранных правовых элементов направлено на совершенствование национального права и национальной юридической практики (прикладной метод - способ получения практического результата).

Слайд 32Направления развития методологии сравнительного правоведения
обоснование и развитие собственных методологических основ;
привлечение новых

методов и подходов, разработанных в рамках других юридических наук;
«юридизация» (В.С. Нерсесянц) новых методов, сформированных неюридическими науками (социология, культурология, лингвистика и пр.).

Слайд 33Требования к современной методологической структуре сравнительного правоведения

во-первых, отказ от методологического монизма,

базирующегося на «европоцентризме», господствовавшем долгое время в теоретико-исторических исследованиях общественных (в т.ч. государственно-правовых) явлений и использование принципа плюрализма при выборе методологических подходов и приемов;

во-вторых, отказ от идеологизации нашего научного познания в целях объективного, беспристрастного отношения ко всем без исключения правовым системам и смещение акцента в пользу общецивилизационных ценностей;

в-третьих, необходимость признания неотдифференцированных и дифференцированных правовых систем как равноценных составляющих правовой панорамы мира;

в-четвертых, комплексное использование концептуальных подходов, методологических принципов и методов в сравнительном правоведении.


Слайд 34Основные методологические принципы сравнительно-правовых исследований

принцип объективности;
принцип функционализма;
принцип сравнимости;
принцип

всестороннего учета исторических, национальных, экономических, социально-политических условий и др.

Слайд 35Сравнительно-правовой метод
Является основным методом в системе методологии сравнительно-правовых исследований, выступающий

как совокупность способов и приемов выявления, на основе сравнительного изучения общих и специфических закономерностей, возникновения, развития, функционирования различных правовых систем.
Сравнительно-правовой метод — это сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия. В зависимости от объектов, этот метод применяется избирательно при обязательном условии их сопоставимости

Слайд 36Виды сравнения (способы применения сравнительно-правового метода)
внутреннее (внутритиповое) и внешнее (межтиповое) сравнение;
синхронное

и диахронное сравнение;
сопоставление и противопоставление (контрастное);
сравнение на микроуровне и макроуровне;
функциональное сравнение;
нормативное сравнение;
проблемное сравнение;
текстуальное сравнение;
концептуальное сравнение;
бинарное сравнение.



Слайд 37Другие методы сравнительно-правовых исследований
системно-функциональный;
конкретно-исторический;
конкретно-социологический;
формально-логический;
метод правового моделирования.


Слайд 38Существует несколько уровней познания правовой системы общества.
1. Субъектно-сущностный – указывает на

роль субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы.
2. Интеллектуально-психологический – формирует правопонимание отдельного человека.
3. Нормативно-регулятивный – указывает на принципы регулирования общественных отношений, а также на основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.



Слайд 394. Организационно-деятельностный – охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы

реализации права, виды правового поведения людей, а также правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
5. Социально-результативный – определяет качество освоения человеком правовой действительности, а также соответствие интересам индивидов и общества различных правовых режимов регулирования.

Слайд 40Типология правовых систем и ее критерии. Первичным элементом подобной классификации является

национальная правовая система, под которой понимается конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в пределах юрисдикционной территории государства.

Слайд 41


Каждая национальная правовая система уникальна и обладает особенностями, присущими только ей.

Тем не менее, все существующие системы можно свести к нескольким большим группам, называемым в компаративистике правовыми семьями. Они представляют собой совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического развития, структуры, источников ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Слайд 42Сами же критерии типологии различны и среди исследователей этой проблематики единства

во взглядах нет. Например, Р. Давид классифицирует правовые системы в зависимости от идеологии и юридической техники. В результате им признаются следующие семьи:
романо-германская;
англосаксонская (семья общего права);
социалистическая;
религиозно-традиционная.

Слайд 43 Так, К. Цвайгерт и Х. Кётц вводят следующие критерии: происхождение и

эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфика правовых институтов, природа источников права, идеология.
Исходя из такой классификации, исследователи выделили следующие семьи (круги):
романский круг (Франция);
германский круг (Германия, Австрия);
англо-американское право;
скандинавский правовой круг;
социалистическое право;
мусульманское право;
индусское право.



Слайд 44Проф. А.Х. Саидов предложил собственную типологию. Она основана на особенностях исторического

генезиса той или иной правовой семьи, роли системы, источников права и особенностях структура правовой системы. В результате классификация выглядит следующим образом:
романо-германская семья;
скандинавская правовая семья;
латиноамериканская правовая семья;
семья общего права;
мусульманское право;
индусское право;
семья обычного права (страна Африки);
дальневосточная правовая семья (Китай, Япония).



Слайд 45Унифицированная (обобщенная) типология состоит из следующих семей:
романо-германская;
семья общего права;
российская правовая

система;
мусульманское право;
индусское право;
китайское право;
право Японии;
обычное право Африки.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика