Слайд 1РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Слайд 2«Научный спор о терминах»
(к вопросу о наименовании дисциплины)
«Правовая (юридическая) компаративистика»
(фр.
«Droit Compare», англ. «Comparative Law», нeм. «Rechtsvergleichung» и т.д.)
Значительные смысловые различия не только в разных языках, но и в одном и том же языке:
англ. «Comporative Law – Law Comparison – Comporative Jurisprudence»,
нем. «Rechtsvergleichung – vergleichende Rechtlehre – vergleichende Rechtswissenschaft»,
рус. «сравнительное правоведение – сравнительная юриспруденция - сравнительное право – правовое сравнение – сравнение права» и т.д.
Слайд 3«Научный спор о терминах»
(к вопросу о наименовании дисциплины)
«Сравнительное право»
«Сравнительное законодательство»
«Сравнительное правоведение»
(«сравнительная юриспруденция»)
Слайд 4Природа сравнительного правоведения
общеправовой метод научного познания
научное направление юриспруденции с самостоятельным предметом
исследования
учебная дисциплина
Слайд 5Предмет правовой компаративистики
типичные, устойчивые, всеобщие закономерности возникновения, функционирования и развития правовых
элементов и явлений, существующих в различных правовых системах.
Слайд 6Объекты сравнительного правоведения (объекты сравнения)
общие: правовая семья, иностранная правовая система,
отрасль права, институт, норма, иностранная юридическая практика, правовая доктрина и право сообществ;
специальные: все множество конкретно определенных иностранных норм, правовых институтов, правовых систем и т.д.
Слайд 7Функции сравнительного правоведения
Познавательно-аналитическая функция («функция расширения познания»)
Прикладные функции:
средство совершенствования национального законодательства;
средство
толкования иностранного законодательства;
средство унификации законодательства
Теоретико-методологическая функция («поставщик эмпирического материала»)
Слайд 8Понятие и цели сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение — отрасль (раздел) правоведения (юридической
науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
Целью сравнительного правоведения является изучение законов и правовых систем различных государств с целью выявления новых закономерностей в развитии права и использования этих закономерностей для стимулирования общего развития правовой теории и юридического строительства.
Цели можно свести к нескольким основным:
Слайд 9
познавательная (глубокое и масштабное изучение правовых явлений в различных государствах);
информационная (получение
точных сведений о качественных
моментах зарубежного права и их использование в отечественной
юридической практике);
аналитическая (обнаружение истоков правовых явлений в зарубежных системах права и выявление тенденций их развития);
интегративная (четкая ориентация в разработке способов гармонизации и сближения правовых систем);
критическая (конструктивный анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права);
пропагандистская (информирование о значимости правовой системы страны).
Слайд 10 а). Познавательная цель .
Сравнительное правоведение всегда ориентировано на глубокое и масштабное изучение правовых явлений. Их анализ и оценка применительно к внутригосударственному развитию будут более полными и объективными, когда изучаются общие и специфические причины правовых явлений, временные и стабильные правовые ситуации в зарубежных государствах и их влияние; факторы, ведущие к изменению иностранных законодательств, к принятию и изменению правовых актов; условия, способствующие или сдерживающие реализацию права.
Исследование и сопоставление уровня правосознания и правовой культуры в своей стране и в иностранных государствах позволяет лучше понять механизм правового поведения граждан в данный период и в перспективе, когда будут действовать новые законы. Равным образом это касается сравнения правообеспечивающих механизмов — как определены в законодательстве правотворче-ские и правоприменительные полномочия государственных органов, насколько последовательно они реализуют свои полномочия, какова
эффективность деятельности суда, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, адвокатуры и т. д. Ведь без них нормы почти не действуют и понять пределы взаимного правового влияния без использования "чужого" правового опыта невозможно.
Познавательная цель сравнительного правоведения достижима не без преодоления противоречий и трудностей, ошибок. Сказывается и сложность, и подвижность изучаемой и сопоставляемой "правовой материи", и нехватка достоверной информации, и уровень квалификации людей и учреждений, проводящих сравнительно-правовое изучение. А ведь это именно исследование, которое следует проводить объективно и без каких-либо предвзятых подходов и субъективистских оценок, тогда оно будет постоянно и плодотворно "питать" правотворческую мысль и практику.
Слайд 11
б). Информационная цель .
Данная цель тесно связана с первой целью . Мы выделяем информационную цель как средство достижения познавательной цели сравнительного правоведения и как его самостоятельную цель . Действуя для достижения и этой цели , сравнительное правоведение постоянно получает материалы о развитии и функционировании зарубежных правовых систем, государственных институтов, об их взаимосвязях между собой, нужны сведения о правовых ситуациях и тенденциях правового развития в региональном и мировом масштабах. Важна и информация о восприятии, оценке, реагировании на изменения, происходящие в национальной правовой системе. Какое-либо изолированное правовое развитие ныне просто недопустимо.
Информационная цель сравнительного правоведения достигается путем применения целого ряда средств: прежде всего это подготовка справочных материалов о развитии иностранного законодательства, информационных обзоров зарубежного законодательства. Их готовят по страноведческому признаку, по отдельным отраслям, подотраслям законодательства, правовым институтам. Нередко сочетается отраслевой и страноведческий признаки, и тогда информация предстает более систематизированной и удобной для восприятия студентами, аспирантами, юристами, специалистами, учеными, законодателями, работниками государственных органов.
В качестве примера приведем примерный перечень обзорных информации и реферативных информации, подготовленных Институтом законодательства и сравнительного правоведения за последние годы: Профессиональное обучение рабочих и служащих (1993 г.);
Слайд 12
- Уголовно-исполнительное законодательство (США, Англия, Германия, Франция) (
1993 г.); Охрана памятников истории и культуры (Великобритания, Италия, США, ФРГ, Франция) (1993г.);
- Международная унификация коллизионных норм семейного права (1993 г.); Организация и деятельность счетных палат (1993 г.); Страховая медицина (Австрия, Великобритания, Франция, ФРГ, Швеция, Швейцария) (1993 г.);
- Правовое регулирование занятости в государствах Восточной Европы (1993 г.); Правительство в зарубежных государствах (1993 г.); Несостоятельность и банкротство (1994 г.);
- Рассмотрение споров, связанных с предпринимательской деятельностью (1994 г.); Налоговые преступления и проступки (1995 г.); Торговое представительство (1995 г.)..
Слайд 13В 1994 г. были подготовлены следующие реферативные информации:
О хозяйственной деятельности
иностранцев и защите иностранных инвестиций
О коллективном договоре в бюджетной сфере
Об обращении краткосрочных государственных ценных бумаг
О банках и других финансовых органах
Новый закон о найме помещений
Изменение законодательства о банкротстве.
Слайд 14
Как видно, названные виды информации имеют специализированный
характер и рассчитаны на решение тех задач сравнительного правоведения , которые связаны с сопоставлением собственно законодательных систем. Для более конкретных задач используются краткие сведения о зарубежных актах, об их месте в правовой системе, структуре и содержании, и даже об отдельных нормах и группах. Важно знать, каковы юридические режимы разных видов деятельности. И то и другое весьма важно.
Например, в связи с расширением правового поля деятельности предпринимателей, иностранных инвесторов, банков подобная информация дает им точные знания того, какие есть нормы и как "встретят" их на территории иностранного государства, где они собираются действовать.
Есть и более обширные справочные материалы, подготовленные в виде обзоров, справок, статей в научных и иных журналах. Это своего рода рефераты, аннотации правовых актов. Содержащиеся в них данные дают ту или иную картину иностранного законодательства. Но в любом случае собственно информационная цель сравнительного правоведения является наиболее простой и доступной для реализации, ибо она как бы выражает наблюдение за правовой сферой и далеко не всегда содержит какой-либо анализ и оценки. Это скорее всего обобщенные и даже иллюстративные правовые сведения.
Слайд 15
в).Аналитическая цель сравнительного правоведения является целью более высокого порядка. Ставя
ее перед собой, компаративисты стремятся обнаружить корни, истоки правовых явлений в зарубежных правовых системах и тенденции их развития. Собственно говоря, именно в процессе достижения этой цели и происходит сравнение. Объектом его является прежде всего своя национальная правовая система и иностранная правовая система. В этом случае критерии сопоставления как бы заданы функционально, т. е. стремлением обнаружить общее и специфическое и возможностью использования зарубежного правового опыта для решения конкретных правовых задач . Проверить, верно ли определяется место правового акта в общей системе, его форма и связи, получить подтверждение правильности собственных правовых решений.
При аналитическом сравнении двух и более правовых систем зарубежных государств критерии некоторым образом могут изменяться. Бывает полезно для получения доказательств общеправовой тенденции, устойчивости форм и методов правового регулирования провести сопоставление возможного (даже в будущем) соотношения своей национальной системы с иностранными правовыми системами.
Слайд 16 Вряд ли можно сомневаться в том, насколько
трудно реализовать аналитическую цель сравнительного правоведения . Ее осуществление находится как бы в процессе достижения познавательной цели с использованием результатов реализации информационной цели . Игнорирование или слабый учет данной зависимости между целями приводит к подмене аналитической цели информационной и к подготовке описательных материалов, обзоров, разработок, статей в журналах, разделов и глав в книгах без признаков какого-либо анализа и оценки. А это ведет, в свою очередь, к неверному использованию правовой информации, когда разработчики проектов законов, эксперты, депутаты оперируют ею в готовом виде и механически копируют отдельные правовые решения. "Переносят" виды актов и норм в ткань национального правового массива или отдельного закона.
Поэтому следует помнить о главном — именно аналитическая цель правового сравнения является наиболее трудной и наиболее важной, поскольку ориентирует не на внешние, "визуальные" сопоставления юридических форм, а на содержательные правовые решения Названные три цели сравнительного правоведения объединяются в одну группу по своей объективной направленности и своего рода однородности юридической технологии их достижения. В другую группу входят цели строго функциональной направленности, поскольку они ориентированы на строго определенные цели . Эти цели как бы "заданы", поставлены в зависимость от политической установки субъекта сравнения, от его социальной ориентации. Таковы интегративные, критические и пропагандистские цели .
Слайд 17
г).Интегративная цель сравнительного правоведения предопределена курсом государства или государств,
межгосударственных объединений на гармонизацию и сближение национальных законодательств. Такая цель дает четкую ориентацию в разработке способов гармонизации и сближения в их практическом применении, а также в серии последовательных действий государств в направлении к данной цели.
В этих случаях критериями сравнения и оценки национальных законодательств служат признание общих интересов государств в согласованном правовом регулировании, поиск и определение объектов такого регулирования, выявление различий в национальных законодательствах и возможных средств их преодоления. Обеспечивается благоприятный политический и социально-психологический климат для переговоров, обсуждений, достижения договоренностей. Облегчается поиск согласованных решений. Создаются необходимые правовые условия — обмен правовой информацией и доступ к банкам данных, формируются системы сопоставляемых классификаторов законодательства, словников и понятий. Облегчается и стимулируется согласованная научная разработка общих концепций законодательства, когда книги, статьи, конференции и семинары являются вкладом в теоретический потенциал.
Слайд 18 д). Противоположной является критическая цель сравнительного
правоведения , обусловленная объективными и субъективными факторами. "Критическое сравнение" было преобладающей целью в сопоставлении правовых систем капитализма и социализма. В 20—30-х гг. в политических документах и трудах советских юристов преобладали откровенно критические оценки не только законодательства буржуазных стран в целом, но и отдельных законов — о труде, выборах и т. п. Хотя справедливости ради следует отметить и научные труды, в которых признавалась полезность не только приемов зарубежной юридической техники, но и отдельных правовых конструкций из области гражданского права. В 50—80-е гг. противопоставление этих двух правовых систем то обостряется, то смягчается, но по-прежнему остается своеобразной точкой отсчета в сравнительно-правовых исследованиях.
Другая ось критической оценки пронизывает многочисленные оценки иностранных законодательств. Недовольство одной страны политикой другой страны порождает критику в адрес конституционного, торгового, таможенного, банковского, финансового, эмиграционного законодательства. Она может выражаться как в общих политических оценках, так и в негативной оценке положений от дельных законов, ущемляющих интересы приграничных государств либо содержащих отступления от международных документов. Такая критическая направленность более подвижна и зависит от динамики общественной ситуации внутри того или иного государства и в мировом сообществе.
е). Своеобразным "ответом" на вышеназванную цель служит пропагандистская цель сравнительного правоведения . Каждое государство заинтересовано в защите своей правовой системы и пропаганде ее достоинств. Органы государства, научные учреждения, средства массовой информации стремятся для достижения этой цели к некоторому преувеличению значимости отдельных сторон национальной правовой системы. Без внимания оставляют положительные аспекты других правовых систем, все сопоставления — "в свою пользу". Понимая обусловленность подобной цели и порождаемых ею критериев сравнительно-правового анализа, отметим ее очевидную односторонность, как и в предыдущем случае.
Слайд 19задачи сравнительного правоведения
Несмотря на кажущуюся простоту правовых сравнений, аналогий и анализов,
остается по-прежнему трудной задача освоения методологии сравнительного правоведения . Практика правового сопоставления и быстротекущие задачи "сравнительного законоведения" нередко толкают к упрощению, когда ищут законодательные аналоги, "примеряют" их и неудачно используют, когда дело сводится либо к информации, к получению сведений об актах, либо к их чисто текстовому анализу и трансформации.
Нередко остаются в стороне требования системного анализа, когда не учитываются экономические, социальные и политические факторы правотворчества и правоприменения при сопоставлении правовых систем, отраслей законодательства, отдельных законов и иных актов. Вообще ошибки в сравнительном правоведении встречаются довольно часто, и причинами их являются прежде всего неверные методологические подходы.
Обобщая научно-познавательный опыт и аналитическую практику, можно выделить пять наиболее часто встречающихся ошибок в проведении сравнительно-правового анализа.
Слайд 20Во-первых, допускается неправильный выбор объектов правового анализа и критериев их сравнения.
(Например, при подготовке в нашей стране законов о местном самоуправлении сопоставление зарубежных норм и проектов российских актов шло на уровне то отдельных институтов, то отдельных норм, причем без их связи между собой и без выделения функциональных, территориальных и историко-куль-турных критериев.)
Во-вторых, нередко не учитываются объективные условия и факторы, которые порождают те или иные институты в зарубежном праве и у нас. (Например, закон о товарных биржах был подготовлен и принят поспешно, хотя в нашей экономике отсутствовали те институты инфраструктуры, которые в зарубежной экономике обеспечивают их деятельность. В результате биржи у нас почти исчезли через три года.)
Слайд 21 В-третьих, нередко происходит прямое заимствование научных правовых
концепций, которые не всегда адекватно могут быть отражены в российском законодательстве. Это касается поспешного введения суда присяжных, механической реализации принципа разделения властей на всех уровнях федеративного государства вплоть до местного самоуправления.
В-четвертых, допускается неверное использование юридических конструкций, понятий и терминов.
В-пятых, встречается немало случаев прямого копирования правовых институтов и норм без оценки возможностей их "трансплантации и вживления" в российскую правовую систему. Таковым является институт траста, распространенный в английском праве и с трудом включаемый в систему отечественного гражданского права. А "перенос" готовых норм часто вообще носит характер юридической эпидемии.
Слайд 22 Поэтому столь важны методологически строгие и четкие подходы
к сравнительно-правовым исследованиям, анализам и сопоставлениям. Ученые-юристы давно занимаются методологическими вопросами и очень полезно ознакомиться хотя бы в общих чертах с главными методологическими приемами.
Известный венгерский юрист Имре Сабо считал, что в сравнительном праве применимы все правила и все методы мышления, но сравнительный метод является доминирующим. И это позволило ему проводить "внутреннее" и "внешнее" сравнение правовых систем, сравнение их по отраслевому признаку, сравнение правовых институтов.
Признавая полезность сравнительно-правового метода, проф. С. Л. Зивс считал его одним из конкретных способов применения диалектико-материалистического метода в исследовании вопросов государства и права.
Интересными оказались более содержательные методологические разработки. Отметим в данной связи, что болгарский юрист Живко Сталев считал важным нахождение критерия, с помощью которого можно обнаружить те относящиеся к разным правовым системам институты, нормы, которые сравнимы между собой настолько, что их сравнение оправданно. Отправным пунктом здесь является использование тех же понятий и терминов, которыми пользуются в другой правовой системе, и это дает эффект при сравнении однородных систем.
Слайд 23 Ограниченность такого критерия приводит к выводу о
большей полезности такого критерия, как "решаемая проблема", "функциональное сравнение" правовых явлений. Отправной точкой зрения является решение сходных задач действительности, сравнение по общественным потребностям, которые удовлетворяются с помощью права, институтов и норм3. Как видно, тут шире поле для правовых сравнений.
И немецкие юристы К. Цвайгерт и X. Кетц являются сторонниками "функционального критерия" в сравнительном правоведении. Различные правовые системы сравнимы лишь в той мере, в какой они решают данную проблему, удовлетворяя потребность в адекватном правовом регулировании. Только функциональная однозначность, только выполнение правовыми институтами разных стран одной и той же задачи, по их мнению, делает возможным и целесообразным какое-либо правовое сравнение. Тогда понятно, почему можно поддержать и следующий вывод: "Сравнение решений тех или иных вопросов в различных правовых системах без комментариев еще не является сравнительным правом. Оно начинается лишь после этого" Конечно, функционализм в сравнительном анализе не требует строгой связанности с традиционными национально-правовыми концепциями. И в этом его слабая сторона. Положительный же смысл заключается в ориентации на то, чтобы найти аналоги решения собственных правовых проблем в тех или иных областях иностранного права
Слайд 24 Особо подчеркнем смысл такого метода, как
государственно-правовая идентификация. Она означает осознанное принятие и даже отождествление гражданина как со своей системой права, законодательства, так и с близкими ему политическими системами по политическим, религиозным и нравственным воззрениям. Нередко граждане латиноамериканских стран лучше и понятнее воспринимают какие-либо акты, нормы то национального, то американского, то испанского права.
Граждане ряда европейских стран с трудом оценивают "европейское" право и даже отторгают его. Балтийские страны в начале 90-х гг. дали пример идентификации своей правовой культуры с принципами и нормами своих конституций и законов 20—30-х гг., а не союзных.
Таким образом обобщая научные разработки, можно без преувеличения считать развитие методологии сравнительного правоведения важнейшей теоретической задачей .
Слайд 26
Цель - изучать и сопоставлять различные правовые массивы и системы между собой
и с нормами международного права, выявлять сходство и различия, определять тенденции общеправового развития.
Сравнительное правоведение является теорией или научной дисциплиной в ряду отраслей юридической науки.
Слайд 27Сравнительное правоведение предназначено для сопоставления разновидностей права:
национального
международного
надгосударственного
научно-исследовательские центры,
институты, фонды, издательства, журналы
Слайд 281924 г. – основание Международной Академии сравнительного права.
1869 г. – создание французского
общества сравнительного законодательства.
1900 г. – состоялся I Международный конгресс сравнительного права.
Дата основания: 13 сентября 1924 г., Гаага
МАСП включает в свой состав: виднейших ученых-юристов многих стран
Цель Академии :
сравнительное изучение правовых систем.
Слайд 29
методология,
источники права и история
гражданское право
и процесс
коммерческое право
и право
интеллектуальной
собственности
публичное
и уголовное право
международное право
Первый конгресс состоялся в Гааге в 1932 г. и включал пять секций:
Слайд 30Понятие методологии
В философии методология (греч. «methodos» — путь к чему-либо, прослеживание,
исследование) понимается как:
учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека (методология – самостоятельная наука);
совокупность приемов исследования в какой-либо науке или в области знаний (методология – элемент любой науки).
Слайд 31Методологическая природа правовой компаративистики
С одной стороны, сравнительное правоведение разрабатывает методологическую базу
для правильного исследования иностранных правовых элементов, т.е. определяет, ЧТО и КАК нужно изучать в зарубежном праве и в практике его применения, как заимствовать в иную среду правовые элементы и т.д. (метод исследования – способ получения научных фактов).
С другой стороны, изучение и заимствование иностранных правовых элементов направлено на совершенствование национального права и национальной юридической практики (прикладной метод - способ получения практического результата).
Слайд 32Направления развития методологии сравнительного правоведения
обоснование и развитие собственных методологических основ;
привлечение новых
методов и подходов, разработанных в рамках других юридических наук;
«юридизация» (В.С. Нерсесянц) новых методов, сформированных неюридическими науками (социология, культурология, лингвистика и пр.).
Слайд 33Требования к современной методологической структуре сравнительного правоведения
во-первых, отказ от методологического монизма,
базирующегося на «европоцентризме», господствовавшем долгое время в теоретико-исторических исследованиях общественных (в т.ч. государственно-правовых) явлений и использование принципа плюрализма при выборе методологических подходов и приемов;
во-вторых, отказ от идеологизации нашего научного познания в целях объективного, беспристрастного отношения ко всем без исключения правовым системам и смещение акцента в пользу общецивилизационных ценностей;
в-третьих, необходимость признания неотдифференцированных и дифференцированных правовых систем как равноценных составляющих правовой панорамы мира;
в-четвертых, комплексное использование концептуальных подходов, методологических принципов и методов в сравнительном правоведении.
Слайд 34Основные методологические принципы сравнительно-правовых исследований
принцип объективности;
принцип функционализма;
принцип сравнимости;
принцип
всестороннего учета исторических, национальных, экономических, социально-политических условий и др.
Слайд 35Сравнительно-правовой метод
Является основным методом в системе методологии сравнительно-правовых исследований, выступающий
как совокупность способов и приемов выявления, на основе сравнительного изучения общих и специфических закономерностей, возникновения, развития, функционирования различных правовых систем.
Сравнительно-правовой метод — это сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия. В зависимости от объектов, этот метод применяется избирательно при обязательном условии их сопоставимости
Слайд 36Виды сравнения (способы применения сравнительно-правового метода)
внутреннее (внутритиповое) и внешнее (межтиповое) сравнение;
синхронное
и диахронное сравнение;
сопоставление и противопоставление (контрастное);
сравнение на микроуровне и макроуровне;
функциональное сравнение;
нормативное сравнение;
проблемное сравнение;
текстуальное сравнение;
концептуальное сравнение;
бинарное сравнение.
Слайд 37Другие методы сравнительно-правовых исследований
системно-функциональный;
конкретно-исторический;
конкретно-социологический;
формально-логический;
метод правового моделирования.
Слайд 38Существует несколько уровней познания правовой системы общества.
1. Субъектно-сущностный – указывает на
роль субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы.
2. Интеллектуально-психологический – формирует правопонимание отдельного человека.
3. Нормативно-регулятивный – указывает на принципы регулирования общественных отношений, а также на основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.
Слайд 394. Организационно-деятельностный – охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы
реализации права, виды правового поведения людей, а также правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
5. Социально-результативный – определяет качество освоения человеком правовой действительности, а также соответствие интересам индивидов и общества различных правовых режимов регулирования.
Слайд 40Типология правовых систем и ее критерии. Первичным элементом подобной классификации является
национальная правовая система, под которой понимается конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в пределах юрисдикционной территории государства.
Слайд 41
Каждая национальная правовая система уникальна и обладает особенностями, присущими только ей.
Тем не менее, все существующие системы можно свести к нескольким большим группам, называемым в компаративистике правовыми семьями. Они представляют собой совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического развития, структуры, источников ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Слайд 42Сами же критерии типологии различны и среди исследователей этой проблематики единства
во взглядах нет. Например, Р. Давид классифицирует правовые системы в зависимости от идеологии и юридической техники. В результате им признаются следующие семьи:
романо-германская;
англосаксонская (семья общего права);
социалистическая;
религиозно-традиционная.
Слайд 43 Так, К. Цвайгерт и Х. Кётц вводят следующие критерии: происхождение и
эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфика правовых институтов, природа источников права, идеология.
Исходя из такой классификации, исследователи выделили следующие семьи (круги):
романский круг (Франция);
германский круг (Германия, Австрия);
англо-американское право;
скандинавский правовой круг;
социалистическое право;
мусульманское право;
индусское право.
Слайд 44Проф. А.Х. Саидов предложил собственную типологию. Она основана на особенностях исторического
генезиса той или иной правовой семьи, роли системы, источников права и особенностях структура правовой системы. В результате классификация выглядит следующим образом:
романо-германская семья;
скандинавская правовая семья;
латиноамериканская правовая семья;
семья общего права;
мусульманское право;
индусское право;
семья обычного права (страна Африки);
дальневосточная правовая семья (Китай, Япония).
Слайд 45Унифицированная (обобщенная) типология состоит из следующих семей:
романо-германская;
семья общего права;
российская правовая
система;
мусульманское право;
индусское право;
китайское право;
право Японии;
обычное право Африки.