Требования по защите информационных систем, устанавливаемые законодательством РФ презентация

Содержание

По своей природе и целям подавляющее число процессов в сфере ГМУ являются информационными и составляют замкнутый цикл. К этим процессам относятся: - получение управляющими субъектами информации; - переработка и анализ полученной

Слайд 1
Требования по защите информационных систем, устанавливаемые законодательством РФ. Информационные процессы в

сфере государственного и муниципального управления.

Слайд 2
По своей природе и целям подавляющее число процессов в сфере ГМУ

являются информационными и составляют замкнутый цикл. К этим процессам относятся:
- получение управляющими субъектами информации;
- переработка и анализ полученной информации;
- принятие управленческих решений;
- доведение их до исполнителей;
- контроль исполнения;
- получение информации о результатах управления.

Слайд 3
Применительно к сфере ГМУ информационные процессы можно определить как процессы получения,

использования или преобразования информации в ходе выполнения органом ГМУ или его должностным лицом нормативно закрепленной за ним функции или задачи.
Типовыми информационными процессами в сфере ГМУ
являются:
ведение документооборота;
накопление информации;
анализ информации;
прогноз и планирование;
принятие управленческих решений;
информирование населения.



Слайд 4
Государственное (муниципальное) управление - это процесс выполнения комплекса мероприятий, ориентированных на

достижение государственных (муниципальных) целей, которые описываются на языке, отображающем желаемые состояния государства, отраслей, регионов и муниципальных образований.

Слайд 5С тематической и функциональной точки зрения информация бывает организационно-распорядительной, нормативно-правовой, планово-финансовой,

социально-экономической, индикативной и т. д. По уровню агрегирования - первичной, структурированной, статистической, аналитической и др.
По правовому режиму доступа информация может быть открытой и ограниченного доступа.
Документированная информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Конфиденциальная информация - это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации.
В действующей нормативно-правовой базе РФ существует более 30 видов тайн (видов конфиденциальной информации). Должны обрабатываться и храниться на территории России (с 1 сентября 2015 года Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных)



Слайд 6
Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют ресурсы, включающие

документированную информацию, отнесенную законом к категории ограниченного доступа.



Слайд 7Состояние и перспективы информатизации сферы ГМУ
Согласно Закону «Об информации, информатизации и

защите информации», информация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
К сожалению, информатизация сферы ГМУ в России происходит в целом весьма хаотично и со значительным отставанием от требований времени. Так, например, по результатам исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, уровень эффективности использования информации в системе управления городом характеризуется следующими данными:
* только 10-15 % информации используется для обоснования и принятия решений;
* соотношение между входной и выходной информацией в различных системах управления составляет от 4:1 до 40:1;
* объем дублирующей информации в системах управления достигает 30 % от ее общего объема.


Слайд 8
Такому положению дел способствовало отсутствие системной государственной политики в информационной сфере.

Тем не менее определенные положительные сдвиги в этом направлении начинают происходить. Так, в начале 2002 г. правительством РФ утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия» на период 2002-2010 гг. Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных технологий, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей. По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.


Слайд 9Для достижения целей программы в сфере ГМУ планируется
На первом этапе:
проведение

полномасштабного аудита всех информационных активов и ресурсов федеральных органов государственной власти, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ;
сформировать систему межведомственной координации деятельности органов государственной власти всех уровней в целях развития и массового распространения информационных технологий, разработаны критерии эффективности бюджетных расходов этой области и создан механизм, обеспечивающий их достижение;
создание предпосылок для законодательного обеспечения прав граждан на доступ к открытой информации государственных органов власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий;
Начало реализации первых пилотных проектов по переходу к электронному документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям для органов государственной власти и местного самоуправления.


Слайд 10На втором этапе:
будут реализованы организационные мероприятия по расширению и развитию

проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;
будут разработаны и приняты изменения и дополнения к действующим нормативным актам, уравнивающие в правах электронную и бумажную форму представления информации в государственные органы и органы местного самоуправления (в частности, в налоговые и статистические органы, органы регистрации имущественных и других прав и т. п.);
будет в основном сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для органов государственной власти и местного самоуправления;
будут разработаны меры, регламентирующие права граждан и обязанности государственных и муниципальных учреждений по принятию к рассмотрению заявок, жалоб и других запросов граждан в электронной форме;
предполагается расширение сферы обязательного для государственных органов применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и общества, позволяющее гражданам реализовать свои конституционные права на получение информации по нормотворческой деятельности, бюджетному процессу, проведению закупок для государственных нужд, процесса управления государственной собственностью и т. д.;
будут развиваться системы внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота, включая развитие локальных информационных сетей и интранет, в том числе с использованием открытых международных стандартов;
будет осуществлена разработка и начата реализация мер по оцифровке и ускоренному переводу в открытый доступ всей не запрещенной к открытому распространению, имеющейся у государственных органов информации;


Слайд 11
будут разработаны и введены в действие необходимые поправки в процессуальное законодательство,

позволяющие осуществлять ряд процессуальных действий с использованием информационных технологий;
будет сформирована основная конфигурация «электронного правительства».


Слайд 12
На третьем этапе по результатам предыдущих этапов:
будет обеспечено комплексное внедрение

стандартизированных систем документооборота;
будет реализовываться концепция представительства органов власти в сети Интернет.

Таким образом, при условии выполнения программы компьютерные технологии к концу первого десятилетия XXI в. станут основой повседневной деятельности органов ГМУ, а компьютерные системы - ее главными инструментами.


Слайд 13Современная постановка задачи защиты информации
Система защиты информации должна быть представлена как

нечто целое. Целостность системы будет выражаться в наличии единой цели ее функционирования, информационных связей между элементами системы, иерархичности построения подсистемы управления системой защиты информации.
Система защиты информации должна обеспечивать безопасность информации, средств информации, защиту интересов участников информационных отношений и невозможность несанкционированного доступа злоумышленника к защищаемой информации.
Система защиты информации в целом, применяемые методы и средства защиты должны быть по возможности прозрачными для законного пользователя, не создавать ему больших дополнительных неудобств, связанных с процедурами доступа к информации.
Система защиты информации должна обеспечивать оценку угроз внешних дестабилизирующих факторов и защиту от них.


Слайд 14Государственная система правового обеспечения защиты информации в Российской Федерации
Основные положения правового

обеспечения защиты информации приведены в Доктрине информационной безопасности РФ, а также в других законодательных актах.


Слайд 15
Согласно законодательству обязательными признаками информации с ограниченным доступом должны быть:
Информация имеет

действительную или потенциальную ценность для ее обладателя в силу неизвестности ее третьим лицам. Такими лицами могут быть государство, юридические или и физические лица.
К информации нет свободного доступа на законном основании. Возможность сохранения ее неизвестной для третьих лиц установлена законом.
Обладатель информации принимает меры по ее защите.

Слайд 16
При этом к государственной тайне относятся сведения, удовлетворяющие следующим признакам:
Сведения в

строго установленных сферах деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности) и ни в каких других;
Сведения, не известные широкому, точнее – неопределенному неконтролируемому кругу лиц, и, представляющие ценность именно в силу такой неизвестности;
Сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Следует подчеркнуть, что распространение этих сведений наносит ущерб не отдельных физических или юридических лиц, а государства в целом. При этом величина ущерба такова, что влияет на безопасность государства;
Сведения, относительно которых предпринимаются специальные меры защиты, направленные на предотвращение их неконтролируемого распространения.

Слайд 17
Федеральный Закон РФ «Об информации, информационных
технологиях и защите информации» (ст.

9) указывает, что режим
защиты информации устанавливается:
в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне – уполномоченными органами на основании Закона РФ «О государственной тайне»;
в отношении конфиденциальной информации – обладателем информационных ресурсов или уполномоченным им лицом на основании Федерального Закона и (или) по решению суда;
в отношении персональных данных – Федеральным Законом.
Организации, оперирующие информацией с ограниченным доступом от имени государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту данной информации.




Слайд 18
Основным органом, координирующим действия государственных структур по вопросам защиты информации, является

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, созданная Указом Президента РФ № 1108 от 8.11.1995 г. Она действует в рамках Государственной системы защиты информации от утечки по техническим каналам, положение о которой введено в действие постановлением Правительства РФ от 15.09.1993 г. №912-51. В этом постановлении определены структура, задачи и функции, а также организация работ по защите информации применительно к сведениям, составляющим государственную тайну. Основной задачей Государственной системы защиты информации является проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности страны.
Общая организация и координация работ в стране по защите информации, обрабатываемой техническими средствами, осуществляется Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

Слайд 19Структура нормативной базы по вопросам информационной безопасности включает:
Конституцию РФ;


федеральные законы и законы РФ;
кодексы РФ (уголовный, гражданский, об административных правонарушениях);
постановления правительства РФ;
ведомственные нормативные акты, ГОСТы, руководящие документы.

Среди федеральных законов:
• «О государственной тайне»;
• «О безопасности»;
• «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• «Об информации, информатизации и защите информации»;
• «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
• «О техническом регулировании»;
• «Об участии в международном информационном обмене»;
• «О связи»;
• «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ»;
• «О коммерческой тайне»;
• «Об электронной цифровой подписи».


Слайд 20Государственная система обеспечения информационной безопасности создается для решения следующих проблем, требующих

законодательной поддержки:

защита персональных данных;
борьба с компьютерной преступностью, в первую очередь в финансовой сфере;
защита коммерческой тайны и обеспечение благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
защита государственных секретов;
создание системы взаимных финансовых расчетов в электронной форме с элементами цифровой подписи;
обеспечение безопасности АСУ потенциально опасных производств;
страхование информации и информационных систем;
сертификация и лицензирование в области безопасности, контроль безопасности информационных систем;
организация взаимодействия в сфере защиты данных со странами-членами СНГ и другими государствами.


Слайд 21При всем многообразии видов организаций, направлений и масштабов их деятельности, численности

участников основными объектами обеспечения информационной безопасности, как правило, являются:
информация в форме сведений (сведения об участниках организации, о состоянии рынка и ее активов; репутация организации и доброе имя участников организации и т.п.);
информация в форме сообщений (документы, закрепляющие права собственности организации на материальные и нематери­альные активы; документация бухгалтерского учета, налоговые декларации, договоры на выполнение работ и оказание услуг, документация на выпускаемые изделия и т.п.);
информационная инфраструктура (автоматизированные сис­темы обработки информации и технологического управления; тех­ническое и программное обеспечение информационных и коммуникационных систем и сетей связи, используемых в организации, и т.п.);
правовой статус организации как субъекта информационной сферы (права на объекты интеллектуальной собственности, на выполнение работ и оказание услуг, на доступ к открытой информации государственных органов, на коммерческую тайн} и т.п., а также обязанности по представлению в уполномоченные государственные органы сведений о результатах экономической деятельности, по соблюдению режима персональных данных, по представлению заинтересованным лицам документов в случае направления заявки на участие в конкурсах и аукционах и т.п.).

Слайд 22Наиболее опасные угрозы безопасности этих объектов проявляются в следующих формах:
мошенничество, связанное с

завладением чужим имуществом или приобретением права на него путем обмана или злоупотребления доверием, основанных на неправомерном доступе к информационно-коммуникационным системам, конфиденциальной информации, на подделке или искажении электронных документов в информационных и коммуникационных системах, сетях;
клевета, основанная на распространении заведомо ложной информации, порочащей честь и достоинство руководителей организации;
нарушение авторских и смежных прав, связанных с объектами интеллектуальной собственности;
шантаж, связанный с угрозой распространения персональных данных, иной информации, охраняемой законом в режиме тайны;
противоправное раскрытие информации ограниченного до­ступа третьим лицам;
уничтожение или повреждение информационных ресурсов, информационно-коммуникационных систем и сетей связи посредством использования и распространения вредоносных программ, нарушения правил эксплуатации ЭВМ и их сетей;
причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу информационно-коммуникационных систем и сетей связи путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика