Слайд 1Технологии противодействия коррупции в системе ГМУ
Лекция № 1 «Методология современного исследования
коррупция»
Слайд 2Коррупция как социально-экономический фактор странового риска
оказывает влияние как на финансово-экономическое, так
и на социально-политическое положение государства;
необходимость учета коррупционных взаимосвязей в макроэкономических моделях как залог получения адекватных оценок этих моделей;
коррупция и прямые иностранные инвестиции.
Слайд 3Оценки потерь от коррупции
увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15% (исследования
Гарвардского университета);
в сфере государственных заказов и закупок потери составляют ок. 30% всех бюджетных затрат по этим статьям (российские исследования);
криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы) тратят до 50% прибыли на подкуп должностных лиц ( российские правоохранительные органы);
общие потери от коррупции в России составляют не менее 20 млрд. долларов в год, а по некоторым данным 70 млрд. долларов в год;
вывоз капитала, в большинстве случаев осуществляемый коррупционным путем (20-25 млрд. долларов в год);
выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10 % от суммы сделки.
Слайд 4Методология исследования коррупции
коррупция представляет собой сложный социальный феномен => в настоящее
время в Европе и США для анализа коррупции используется междисциплинарный подход, основу которого составляет новая институциональная экономическая теория;
не существует единого общепринятого определения коррупции
Слайд 5Экономический подход к анализу преступности (коррупции)
экономический империализм => экономическая теория преступного
поведения;
правонарушитель - homo oeconomicus (человек экономический) - стремится максимизировать свою выгоду при ограниченных ресурсах, т.е. сознательно планирует свою деятельность, выбирая из различных вариантов своего поведения тот, при котором отношение выгод к затратам будет максимальным;
на основе принципа оптимизации не только можно объяснить поведение преступников, но и предложить наиболее эффективные пути сдерживания преступности
Слайд 6Определение коррупции
Всемирный банк - наиболее распространенное определение:
злоупотребление властными полномочиями в
личных интересах
Совет Европы:
взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в общественном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его статуса как общественного лица или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение любых неправомерных преимуществ для себя или другого лица
Слайд 7Два основных типа коррупции
трансактивная («коррупция как сделка»): взаимное соглашение между донором
и реципиентом с целью получения выгод обеими сторонами ;
экстортивная (коррупция как вымогательство): основана на стремлении избежать некоторых форм ущерба, причиняемого либо донору, либо близким ему людям .
Слайд 8Виды коррупции
оборонительная
инвестиционная
непотическая
аутогенная
поддерживающая
институциональная
политическая (+административная = коррупция
в государственном секторе)
Слайд 9Определение коррупции с экономической точки зрения:
Экономическая теория рассматривает коррупцию как разновидность
экономического поведения в условиях риска, обусловленного совершением преступления и возможным наказанием за него
проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но имеющим доступ к ним
Слайд 10Влияние коррупции на экономическое развитие страны
Негативное: неэффективное распределение производственных ресурсов
Позитивное: минимизация
трансакционных издержек, возможность избежать чрезмерного регулирования и построить систему адекватного вознаграждения труда недостаточно оплачиваемых госслужащих
Слайд 11Измерение коррупции
скрытая природа коррупции;
отсутствие объективной статистики;
отсутствие заинтересованности правительств в сборе
подобных статистических данных.
Слайд 12Требования к индикатору коррупции:
надежность
валидность
адекватность
точность
Слайд 13Виды измерения коррупции
объективное (надежные, точные и относительно адекватные показатели, но низкой
степени валидности);
субъективное: включает два типа показателей. 1.Показатели, основанные на измерении восприятия коррупции (валидны, надежны, но они могут быть неадекватны и часто неточны).
2.Показатели, которые конструируются на основе данных о непосредственном опыте респондентов в коррупционных сделках (валидность и точность таких показателей в значительной степени зависит от того, как будет поставлен вопрос, на который отвечают респонденты, а надежность и адекватность – от того, как проводится опрос ).
Слайд 14Организации, которые проводят исследование и измерение коррупции
Freedom House
http://www.freedomhouse.org/
Transparency International
http://www.transparency.org.ru
Heritage Foundation
http://www.heritage.org/
PriceWaterHouseCoopers
http://www.pwc.com/
World Bank
http://www.worldbank.org/
Фонд
«ИНДЕМ»
http://www.indem.ru
Слайд 15Выборочные данные индекса восприятия коррупции за 2006 г.
Слайд 17Россия в 2014 году
Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало
3 декабря 2014 года юбилейный, двадцатый Индекс восприятия коррупции.
Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно).
В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.
Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК).
Слайд 18ИВК - 2015
представлены 168 стран
Россия заняла 119 место (29 баллов), оказавшись
в одном ряду с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне. В прошлом году наша страна получила 27 баллов и заняла 136 место
Первые три места в ИВК-2015 заняли Дания (91 балл), Финляндия (90 баллов) и Швеция (89 баллов), а последние три — Афганистан (11 баллов), Северная Корея и Сомали (8 баллов)
Слайд 19Комментарий вице-президента Transparency International Елены Панфиловой
«Предсказуемое изменение места России в «Индексе
восприятия коррупции» вызвано объективной реальностью сжимания коррупционной «кормовой базы» в силу текущей экономической ситуации, а также введением в правовое поле целого ряда весьма обременительных для публичных должностных лиц ограничений в части декларирования имущества и доходов, а также владения зарубежной собственностью.
Мы несколько лет находились чуть ниже, чем должны бы были, в силу очевидной стагнации действенных мер по реализации антикоррупционной политики. Сейчас Россия приблизилась к группе стран, на которые мы объективно больше похожи. При этом необходимо понимать, что для любой страны (а тем более для нашей) находиться в последней трети рейтинга – в любом случае национальный позор»
Слайд 20Основные причины
1. Коррупционные дела против высших должностных лиц либо возбуждаются не
системно, либо не возбуждаются вообще. Отдельные громкие случаи лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.
2. Слабость правовых норм, регулирующих ответственность за недекларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям в подавляющем большинстве случаев отделываться минимальным наказанием, увольнением за утрату доверия.
3. Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.
4. Крупные национальные проекты, в том числе репутационные и инфраструктурные, по-прежнему реализуются непрозрачно. Зачастую исполнители назначаются по неизвестным обществу принципам, а не выбираются в ходе открытого публичного конкурса.
5. Международное антикоррупционное сотрудничество стагнирует. Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры даже не пытаются скрываться; по-прежнему лишь слегка прикрыта офшорами собственность действующих должностных лиц.
Слайд 21Шаги с точки зрения TI
1. Ввести персональную ответственность руководителей исполнительных органов
власти и регионов Российской Федерации за невыполнение или формальное выполнение мероприятий Национального плана по противодействию коррупции;
2. Внедрить в правовую систему эффективные механизмы реальной ответственности за незаконное обогащение, то есть за наличие у должностного лица активов и собственности, происхождение которых такое должностное лицо не может разумным образом обосновать;
3. Обеспечить действенную реализацию контроля за движением средств публичных должностных лиц и членов их семей в расширенной формулировке согласно требованиям FATF;
4. Обеспечить независимость судов от исполнительной власти и неизбирательность правосудия, а также публичность данных о деятельности правоохранительных органах;
5. Обеспечить действенный внутренний и общественный контроль за соблюдением требований законодательства по декларированию и предотвращению конфликта интересов с введением жёсткой правовой ответственности за ситуации злоупотребления ситуациями конфликта интересов со стороны публичных должностных лиц;
6. Обеспечить российским общественным организациям и гражданским активистам возможность свободно получать и анализировать информацию, связанную с деятельностью по гражданскому антикоррупционному контролю;
7. Обеспечить реализацию механизмов международного антикоррупционного сотрудничества и перестать рассматривать международную деятельность по противодействию коррупции и преследованию публичных должностных лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений, как угрозу суверенитету Российской Федерации.
Слайд 22«География» индекса восприятия коррупции
Слайд 23Вопросы барометра в России (2007 г.)
1. Как Вы считаете, в течение
следующий 3-х лет уровень коррупции в нашей стране изменится?
2. Как бы Вы оценили действия нынешнего правительства, направленные на борьбу с коррупцией?
3. Насколько, по Вашему мнению, подвержены коррупции следующие области жизни нашей страны? [список из 14 областей]
4. Обращались ли Вы или кто-то из членов Вашей семьи в следующие инстанции за последние 12 месяцев? Просили ли у Вас или у кого-либо из Вашей семьи там взятку? Пришлось ли платить? [Список из 10 инстанций]
Слайд 24Кто платит взятки (% заплативших в случае контакте с…)
Слайд 25Кому чаще платят (% плативших взятки…)
Слайд 26% ответивших, что данные области жизни в России сильно коррумпированы
Слайд 28Ожидания граждан как изменится уровень коррупции в течение 3-х лет (2007
г.)
Слайд 29Граждане скептически относятся к антикоррупционным усилиям власти (2007)
Слайд 31Динамика
*Индекс борьбы с коррупцией показывает, насколько успешно, по мнению россиян, руководство страны
борется с коррупцией. Индекс строится на основе вопроса «Руководство страны постоянно говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Видны ли Вам результаты этой борьбы – скажем, за последний год, или нет?», измеряется в пунктах, вычисляется как разность положительных и отрицательных ответов и может колебаться в пределах от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем более заметна эффективность борьбы.
Слайд 32Оценка распространения коррупции в России (2015)
Слайд 33Динамика оценки распространения коррупции
**Индекс коррупции показывает, насколько высокой кажется россиянам коррупция. Индекс
строится на основе вопроса «Как бы оценили степень распространения коррупции в …», измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 0 до 100. Ответу «очень высокая» присвоен коэффициент 1, ответу «высокая» коэффициент 0,75, ответу «средняя» 0,5, ответу «низкая» коэффициент 0,25, ответу «считаю, что коррупции нет» коэффициент 0. Чем выше значение индекса, тем больше уровень коррупции.
Слайд 34Выводы барометра о России
1. В России взятки платят все: и наибеднейшие,
и обеспеченные граждане.
2. Чаще всего граждане платят при контакте с правоохранительными органами и сферой образования.
3. Наиболее коррумпированными граждане считают правоохранительные органы, суды, высшую законодательную и исполнительную власть, системы образования и здравоохранения, бизнес.
4. Граждане не верят в возможность снижения уровня коррупции в стране в ближайшие 3 года.
5. Граждане не считают действия власти по противодействию коррупции эффективными.
Слайд 35Исследование коррупции фонда «ИНДЕМ»
вероятность наказания за коррупционные правонарушения равна для чиновника
0,0013%;
количество взяток уменьшилось, а их сумма серьезно возросла;
на улаживание текущих вопросов с чиновниками уходит минимум 10% времени, а совокупность требований невыполнима;
различные виды коррупционных изъятий у малого бизнеса;
значительный рост коррупции в последние годы;
региональная дифференциация коррупции.
Слайд 362015 г.
В 2015 г. индекс борьбы с коррупцией* впервые за десять
лет перешел из области отрицательных в область положительны значений. Таким образом эффективность работы властей в этом направлении в 2015 г. россияне в целом оценивают существенно выше, чем в предыдущие годы.
Определенные результаты деятельности властей сегодня отмечают около половины наших сограждан – 48% (с 30% в 2005 г.).
Коррумпированность институтов федеральной и муниципальной власти, по оценкам россиян, за полгода существенно снизилась. Так, если в марте с.г. о том, что власть на местах является сферой, наиболее пораженной коррупцией, говорили 34%, то в октябре – 17%. Та же тенденция наблюдается в отношении оценки коррумпированности федеральных властей: доля респондентов, давших аналогичный ответ относительно данного института, снизилась вдвое: с 17% до 9%. Первую строчку в этом «анитрейтинге», согласно данным последнего опроса, заняло ГИБДД (с марта по октябрь с.г. рост с 25% до 32%). В ТОП-3 также вошли полиция (21%) и сфера медицины (21%).
Слайд 38Сравнение числа осужденных за взятки в СССР и в современной России
Число
осужденных за взятки в СССР (округленно)
Число осужденных за взятки в России
Слайд 39В 2000 г. Полномочный представитель президента в Приволжском округе сказал в
одном из интервью:
«Постоянная и неожиданная смена правил игры – это способ контроля над бизнесом»
Непредсказуемость и изменчивость политики властей в отношении бизнеса побуждает его прибегать к краткосрочным стратегиям поведения.
Типичное проявление – выход в «Тень».
Слайд 40Развитие коррупции в постсоветской России
к советской системе патронажа и привилегий добавляется
денежная коррупция;
приватизация крупных предприятий на основе дружественных или родственных связей чиновников;
приватизация крупнейших предприятий энергетического сектора по особым указам, дающим право доступа к миллиардным активам;
слабость судебной власти;
хищение бюджетных средств в личных целях.
Слайд 41Ограничение возможностей предотвращения коррупции в России
высокий уровень бюрократизации страны;
Значительная доля теневого
сектора экономики (30-35% от официальной величины ВВП);
взаимосвязь и единство политических и экономических элит;
низкое качество правоохранительных органов .
Слайд 42Коррупционные взаимосвязи
между различными субъектами
Слайд 43Теория принципала-агента:
коррупция - особый тип межсубъектных
взаимоотношений, определяемых
гипотетическим оппортунизмом некоторых
индивидов
Слайд 44«Уравнение» коррупции Р.Клитгаарда
Коррупция = монополия + свобода действий – подотчетность
Слайд 45Методы снижения коррупции с точки зрения экономической теории
«воспитание верности» принципалу с
помощью политики заработной платы;
использование угрозы суровых санкций, влекущих серьезные последствия разоблачения и наказания;
мониторинг агентской активности с помощью аудиторской политики с целью увеличения вероятности разоблачения и наказания за коррупционную активность.
Слайд 46Пример Сингапура:
значительное повышение заработной платы госслужащих (до уровня, не меньшего, чем
зарплата менеджеров среднего и высшего звена в крупных успешных компаниях);
суровое уголовное преследование коррупционеров;
создание специального агентства по мониторингу коррупционной активности («горячая» линия для тех, кто столкнулся с проявлением коррупции).
Слайд 47Китай: «четыре запрета»
брать мзду за исполнение своих должностных обязанностей;
вмешиваться в
ход строительных проектов или земельных сделок;
брать деньги или ценности от партий и организаций, вовлеченных в принятие исполнительных решений;
использовать свое положение для оказания услуг родственникам и знакомым.
Слайд 48Коррупция в Китае
общая сумма финансовых злоупотреблений чиновников в прошлом году составила
67,1 миллиарда юаней или 8,1 миллиарда долларов
в 2004 году уголовные возбуждены против почти 34 тысяч чиновников, попавшихся на взяточничестве, превышении служебных полномочий и других правонарушениях.
Слайд 49Оптимальный уровень коррупции
Издержки коррупции
Издержки сокращения коррупции
Слайд 50Элементы антикоррупционной политики с точки зрения экономической теории
правила, которые усиливают конкуренцию
между бюрократами и обеспечивают общественное неприятие коррупции
методы, направленные на повышение адекватности в удовлетворении общественного спроса со стороны тех, кто принимает решения (т.е. политиков) и на усиление конкуренции между фирмами, ориентированными на общественные контракты
шаги, поддерживающие конкуренцию между административными подразделениями государственной власти
Слайд 51 Экономические принципы формирования антикоррупционной политики
абсолютная победа над коррупцией невозможна
нет
оснований полагать, что какая-то страна обречена на масштабную и хроническую коррупцию
ограничение коррупционной активности должно носить долгосрочный, продуманный и системный характер
коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями
антикоррупционная политика должна охватывать высший уровень политического руководства страны и проводиться при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества
общественные потери коррупции больше затрат на реализацию антикоррупционной программы, поэтому любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько раз превышающую вложения
Слайд 52Задачи антикоррупционной политики
организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;
сужение поля
условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;
уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке;
увеличения вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;
влияние на мотивы коррупционного поведения;
создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.