Слайд 1Санкт-Петербургская юридическая академия
Лекция по теме № 4:
«Техника опубликования и систематизации нормативных
актов»
Кафедра теории и истории государства и права
Санкт-Петербург
2016 г.
Слайд 2Учебные вопросы:
1.Значение, сроки, источники опубликования. Способы вступления нормативно-правовых актов в силу.
2.Понятие,
причины и правила систематизации юридических документов.
Слайд 3Вопрос 1. Значение, сроки, источники опубликования. Способы вступления нормативно-правовых актов в
силу.
Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ). В основе этого правила лежит презумпция, в соответствии с которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов, должна освобождать от обязанности их выполнения. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
Слайд 4Под официальным опубликованием понимается помещение полного текста закона (или иного нормативно-правового
акта) в юридических изданиях – специально признаваемых законодательством в средствах массовой информации.
Законы публикуются в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации должны быть официально опубликованы в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.
Слайд 5Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на
русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.
Вступление в действие нормативных правовых актов определяется различными вариантами:
во-первых, нормативный акт вступает в действие после определенного срока со дня его официального опубликования.
во-вторых, нормативный акт вступает в действие с указанной в нем конкретной календарной даты (например, УК РФ был принят 13.06.1996 г., а вступил в действие с 1.01.1997 г.).
Слайд 6в-третьих, нормативный акт вступает в действие со дня официального опубликования;
в-четвертых, нормативный
акт вступает в действие при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий.
Постоянная систематизация нормативных актов, для проведения которой имеется ряд объективных и субъективных причин.
К объективным причинам относятся:
двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов Федерации;
нестабильность в государстве, следствием чего является постоянное изменение законодательства;
многочисленность правотворческих субъектов, что существенно повышает возможность появления коллизий между нормативными актами, ими издаваемыми;
Слайд 7пробельность, содержащаяся в нормативных актах и необходимость ее устранения;
накопление большого количества
нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве;
формирование новых отраслей законодательства;
обеспечение удобства пользования нормативными актами.
Субъективные причины следующие:
противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость, содержащаяся внутри одного нормативного акта;
декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться;
несовершенство нормативных актов, а потому низкая их эффективность;
засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями;
перекосы в соотношении законов и подзаконных актов.
Слайд 8
2 вопрос. Систематизация нормативно-правовых актов
Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность,
направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов, путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, приведение действующих актов в единую согласованную систему.
Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения и т.д.
Слайд 9Субъекты систематизации можно разделить на две группы:
частные лица (граждане, организации), которые
проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе (неофициальная систематизация).
компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (официальная систематизация) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например, Государственная дума, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, Конституционный суд и др.
Слайд 10
Общие правила проведения работы по систематизации нормативно-правовых актов следующие:
составление плана систематизации;
подготовка
списка нормативных актов, которые необходимо систематизировать;
сбор необходимых нормативных актов;
изъятие устаревших актов;
внесение в акты изменений и дополнений;
анализ нормативных актов;
их ревизия;
выбор критериев систематизации;
размещение материала по рубрикам.
Слайд 11Существуют три основных вида систематизации нормативных актов: кодификация, консолидация, инкорпорация и
один вспомогательный – учет. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.
Слайд 12Среди кодификационных актов выделяют следующие:
а) основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные
положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
б) кодекс – комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
в) устав, положение – комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, и другими правотворческими органами (Президентом, Правительством).
Слайд 13.
Основные правила кодификации:
Своевременность проведения
Полнота кодификации
Единая направленность
Кодификация технически осуществляется в несколько
этапов. Основные из них:
Определение необходимости проведения кодификации.
Определение подлежащей кодификации системы норм права.
Слайд 14Консолидация – это такой вид систематизации, при котором происходит объединение нескольких
близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт.
Консолидация очень близко стоит к кодификации и поэтому имеет, прежде всего, правотворческий характер, хотя в результате ее проведения достигается большой эффект и по систематизации определенного правового массива.
Слайд 15К основным правилам консолидации относятся следующие:
консолидации подлежат не только нормативные акты,
но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики);
в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права;
Кашанина Т.В. Юридическая техника – М. 2008 – С. 326 – 327.
Слайд 16консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни, т.е. там,
где жизнь требует незамедлительного совершенствования норм права, их уточнения, изменения, отмены (сфера образования, информационных технологий и т.п.);
нормативные акты, ставшие объектом консолидации, как минимум должны регулировать вопросы, носящие смежный характер. Жесткое требование об их однородности, как при кодификации, здесь не выдвигается;
консолидированный акт в отличие от кодифицированного новые правовые предписания не устанавливает;
Слайд 17правовые предписания, перешедшие из объединяемых актов, размещаются в определенной последовательности. Схема
их расположения является прерогативой создателей консолидированного акта;
для придания консолидируемому акту необходимого качественного уровня при его создании необходимо использовать все правила правотворческой техники;
консолидированный акт приобретает собственные реквизиты, соответственно прежние акты утрачивают не только свои реквизиты, но и юридическую силу;
консолидация в основном носит официальный характер, а значит, акты консолидации в основном обязательны для адресатов;
Слайд 18Инкорпорация – это объединение нормативных актов по определенным критериям без какого-либо
изменения их содержания или формы в единые сборники или иные издания.
По субъектам различают три вида инкорпорации:
официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации;
официозная – сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа, но им не утверждаются, а значит тексты, помещенные в них не приобретают официального характера;
неофициальная – проводится различными ведомствами, научными учреждениями, частными лицами и т.д. по собственному усмотрению.
Слайд 19Вспомогательным видом систематизации нормативных актов является их учет. Учет нормативных актов
заключается в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Существуют две разновидности учета нормативных актов: официальный, который ведут юридические службы государственных органов и неофициальный, ведущийся организациями и частными лицами.
Критериями учета являются:
вид правового акта (нормативные, интерпретационные и т.д.);
орган, издавший правовой акт;
время издания акта;
юридическая сила акта;
его отраслевая принадлежность;
предмет регулирования (ценные бумаги, пенсии и т.п.).