Судебная система защиты в Российской Федерации презентация

Содержание

Общие положения относительно деятельности судебной власти 1. Правосудие (правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций,

Слайд 1Тема 8. Судебная система защиты в Российской Федерации


Слайд 2Общие положения относительно деятельности судебной власти
1. Правосудие (правоприменительная деятельность суда по

рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций, общества и государства) в Российской Федерации осуществляется только судом (ч.1 ст.118 Конституции РФ).

2. Судебная власть осуществляется посредством: а) конституционного судопроизводства, б) гражданского судопроизводства, в) административного судопроизводства, г) уголовного судопроизводства (ч.2 ст.118 Конституции РФ).

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч.3 ст.118 Конституции РФ).

4. В отправлении правосудия вправе участвовать и граждане Российской Федерации (ч.3 ст.32 Конституции РФ).

Слайд 3Правовая основа
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996г.

№1-ФКЗ (с изменениями, внесенными: Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 247, 20.12.2001); Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 года N 3-ФКЗ (Российская газета, N 132, 09.07.2003); Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года N 3-ФКЗ (Российская газета, N 73, 09.04.2005); Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 года N 5-ФКЗ (Российская газета, N 211, 11.11.2009); Федеральным конституционным законом от 27 декабря 2009 года N 9-ФКЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009); Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011); Федеральным конституционным законом от 8 июня 2012 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.06.2012); Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года); Федеральным конституционным законом от 3 февраля 2014 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2014); Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.02.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 4-ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1.

Слайд 4Принципы правосудия
- осуществление правосудия только судом; постановления, распоряжения, требования и другие

обращения судов имеют общеобязательную силу;
- право на пользование квалифицированной юридической помощью;
- национальный язык судопроизводства;
- недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;
- гласность судопроизводства;
- состязательность и равноправие сторон;
- независимость судей и подчинение их только закону;
- коллегиальность и единоличное разрешение дел в судах;
- предоставление обвиняемому право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей;
- законность;
- неприкосновенность судей;
- несменяемость судей;
- презумпция невиновности.
Решения судов в нашей стране не являются источниками права - они касаются только определенного дела и прав конкретных граждан.


Слайд 6Зарубежный опыт
В некоторых западных государствах данная система дополнена:

а) органами административной

юстиции (Великобритания, ФРГ, Франция, США, Япония, Канада) - рассматривают споры между гражданами и органами государственной власти и управления;

б) органами трудовой юстиции (трудовые суды созданы в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии. Японии, Израиле и др.) - рассматривают трудовые споры.

Слайд 7Конституционный Суд Российской Федерации

Правовая основа. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N

1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ, от 25.12.2012 N 5-ФКЗ, от 05.04.2013 N 1-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 04.06.2014 N 9-ФКЗ).

Конституционный Суд РФ принимает особые решения: он оценивает конституционность применяемых законов, а выводы, сделанные при рассмотрении жалобы гражданина, распространяются на всех.

Конституционный Суд Российской Федерации в силу своего правового положения, целей и задач, предмета деятельности, места в системе государственных органов играет важнейшую и уникальную роль в разрешении различного рода правовых проблем. В нашей стране Суд осуществляет конституционный судебный контроль или конституционное правосудие, цель которого - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории нашей страны.






Слайд 8ПОЛНОМОЧИЯ И РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Полномочия, порядок образования и деятельности КС

РФ установлены на основании ч. 3 ст. 128 Конституции РФ Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно ст. 1 этого Закона Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Важно, что КС РФ имеет право по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверять конституционность закона, примененного в конкретном деле.

Поводом к рассмотрению дела в Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона № 1-ФКЗ, а основанием - неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ нормативный правовой акт.

По итогам рассмотрения обращений, слушания дел КС РФ принимает решения, которые по своему содержанию и характеру подразделяются на постановления и определения.


Слайд 9продолжение
Постановления выносятся по существу вопросов, касающихся:
соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов,

договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов России, а также не вступивших в силу международных договоров, участником которых выступает наша страна;

2) разрешения споров о компетенции между различными органами государственной власти (как федеральными, так и региональными);

3) проверки конституционности закона по жалобам граждан и по запросам судов;

4) толкования Конституции РФ.



Слайд 10Постановление Конституционного Суда Российской Федерации 14 июля 2015 года по делу

о применимости решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) на территории РФ

Согласно данному Постановлению КС решения ЕСПЧ в России должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ.
Таким образом, Конституционный суд постановил, что Россия может не исполнять решения Европейского суда по правам человека, если при этом нарушаются основополагающие конституционные нормы РФ. В феврале 1996 года Россия подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также ряд протоколов к ней. Ратифицировав эти соглашения, наша страна признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и обязалась исполнять его решения. Соответствующие положения впоследствии были внесены в ряд законов и кодексов, что сделало постановления ЕСПЧ основанием для пересмотра ранее вынесенных судебных решений.
Дело было рассмотрено Конституционным судом РФ по запросу депутатов Госдумы, которые попросили выяснить соответствие Конституции РФ ряда положений закона о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, а также ряда норм Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и пр.


Слайд 11Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Согласно документу, КС РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в том числе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если они противоречат российской Конституции.

Подписанным законом предусматривается, что Конституционный суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека «по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора».
Компетенцией для таких обращений, в частности, наделяются президент и правительство России.
14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться на территории страны только в том случае, если они не противоречат российской Конституции.
Если же Европейский суд даст трактовку, противоречащую основному закону РФ, Россия будет вынуждена отказаться от буквального исполнения этого решения.

Законопроект о приоритете российского права над решениями ЕСПЧ был принят Госдумой 4 декабря и 9 декабря одобрен Советом Федерации, подписан Президентом 14.12.2015г.

(Российская газета от 16.12.2015)


Слайд 12Отделить международное право от правовой системы России
Глава СК предложил отделить международное

право от правовой системы России
23.07.2015 «Газета.Ru»
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагает исключить из Конституции положения о том, что нормы международного права являются частью правовой системы России.
Об этом Бастрыкин сообщил в интервью «Российской газете». По его словам, для этого потребуется инициировать вопрос о принятии закона о конституционном собрании, «которого до сих пор нет». «Основной закон, как и другие законодательные акты, нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий, как это происходит во всех странах».

По его мнению, необходимо также обязать КС проверять на предмет конституционности готовящиеся к подписанию и ратификации и применяемые на территории России договоры и нормы международного права, а также толкования, которые были даны им при разрешении дела международным судебным органом.

Ранее Конституционный суд постановил, что ратификация Европейской конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина не отменяет приоритета российского национального законодательства и Россия может не исполнять решения ЕСПЧ, если при этом нарушаются основополагающие российские конституционные нормы.

Слайд 13Определения КС
Определения КС выносятся по существу вопросов, касающихся отказа в принятии

какого-либо обращения к рассмотрению.

Такое определение основывается на том, что:
а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Суду, либо
б) поданная заявителем жалоба не отвечает установленным требованиям.


Слайд 14Пример: Отмена смертной казни
Рекомендована Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1977

года и от 15 декабря 1980 года, а также вторым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 года.

16 мая 1996 г. Президент Б. Ельцин издал Указ №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».// СЗРФ.1996. №21. Ст. 2468. Она не была отменена, на неё был введен мораторий. Мораторий на смертную казнь в России действовал пока в России не были повсеместно сформированы суды присяжных. А это произошло к 1 января 2010 года. После состоявшихся 11 октября 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне - а именно органы МСУ помогают при отборе присяжных заседателей - стало понятно, что уже с 1 января Россия вновь столкнется с необходимостью принимать решение по смертной казни. Появился запрос Верховного суда.

КС рассмотрел запрос в короткие сроки и принял Определение.

Слайд 15продолжение
Определение Конституционного Cуда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N

1344-О-Р город Санкт-Петербург "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях« // Российская газета. Федеральный выпуск №5050 от 27. 11.2009г.
Конституционный суд этим определением фактически превратил мораторий на смертную казнь в "необратимый процесс". В Определении КС отмечено, что:
"Тот факт, что протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь".
Так же истолковывается часть 2 статьи 20, указывая, что в России действуют «гарантии права на жизнь, комплексный мораторий на смертную казнь. В результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни (более 13 лет) сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя РФ, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания.
А суды присяжных - не повод для применения смертной казни. Мораторий продлен и будет действовать до тех пор, пока Россия не откажется от своих обязательств по Конвенции или не пересмотрит вторую главу своей Конституции через Конституционное Собрание».

Слайд 16Постановления и Определения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории нашей

страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
(ст. 6 Закона № 1-ФКЗ).


Слайд 17Заключения Конституционного Суда
Особым видом решения КС являются Заключения, которые принимаются по

существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч.7 ст.125 Конституции РФ).
Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конституционный Суд Советом Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.
Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

Слайд 18Когда решения КС РФ вступают в силу?

На основании ст. 79 Закона

№ 1-ФКЗ решение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Решение Суда,
а) вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании КС РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения,
б) принятое в установленном порядке без проведения слушания, - со дня его опубликования.

КС РФ не проводит слушание, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Суда, сохраняющим силу.

Слайд 19Формы исполнения решений КС
В соответствии с ФКЗ от 15.12.2001 г., «О

внесении изменений и дополнений в ФКЗ О КС РФ» таковыми являются:

Восполнение законодателем возникших пробелов в процессе путём внесения необходимых изменений и дополнений в нормативные акты.

При этом законодатель свободен в заполнении правового пробела, возникшего в связи решением КС, он может отступить от правовых позиций, выраженных в решении КС (ст. 79 ФКЗ о КС).

Слайд 20Обязанность государственных органов и должностных лиц по проведению законов и иных

нормативных актов в соответствии с Конституцией РФ и в связи с решением КС РФ

Данные положения конкретизируются в ст. 80 «Обязанность государственных органов и должностных лиц по проведению законов и иных нормативных актов в соответствии с Конституцией РФ и в связи с решением КС РФ» ФКЗ о КС:
Обязанность Правительства РФ не позднее 3 месяцев после опубликования решения КС внести в ГД РФ проект нового ФЗ, либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнение в закон, признанный неконституционным в отдельной его части, указанные законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.

Президент, Правительство РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2 месяцев после опубликования решения КС отменяют свой нормативный акт, принимают новый, либо вносят изменения и (или) дополнения в признанный частично неконституционным акт.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 6 месяцев отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, либо вносит изменения и (или) дополнения в закон, признанный неконституционным в отдельной части, а соответствующий законопроект не позднее 2 месяцев после опубликования решения КС должно внести в законодательный (представительный) орган высшее должностное лицо субъекта РФ.

- Федеральный орган государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанный полностью или частично неконституционным договор, не позднее 2 месяцев вносят в него изменения и (или) дополнения или прекращает действие договора.


Слайд 21Верховный суд
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской

Федерации»

Инстанция
высший судебный орган Российской Федерации
Юрисдикция
Россия
Дата основания
4 января 1923 года
Языки делопроизводства
Русский
Состав
судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ
Управомочен по
Конституции РФ, глава 7 «Судебная власть и прокуратура»; Федеральному конституционному закону от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»
Членов
170


Слайд 22Высший судебный орган Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный

орган Российской Федерации.

Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, когда Суд был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом РФ, утвердившим 5 февраля 2014 года Закон о поправках к Конституции.

Согласно этому Закону произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником - Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не принадлежит к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург.

Слайд 23Состав Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации: состоит из

ста семидесяти судей.
2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

Слайд 24Продолжение (коллегии)
3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве

судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Слайд 25продолжение
Кроме того, действуют:

а) Аппарат Верховного Суда Российской Федерации и

б) Научно-консультативный совет

Верховного Суда России.

Также существуют:

а) Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации — ведомство для обеспечения деятельности нижестоящих судов общей юрисдикции, подчиняющееся Председателю Верховного Суда России и Совету судей России.

б) Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации



Слайд 26Понятие судов общей юрисдикции
Правовая основа. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N

1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (07 февраля 2011 г.) (в ред. Федеральных конституционных законов от 01.06.2011 N 3-ФКЗ, от 08.06.2012 N 1-ФКЗ, от 10.07.2012 N 2-ФКЗ, от 01.12.2012 N 3-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 21.07.2014 N 13-ФКЗ)

Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.



Слайд 27продолжение
Система судов общей юрисдикции. (Статья 1. Федерального конституционного закона от 07.02.2011

N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.


Слайд 28продолжение
Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции. (Статья 2. Федерального конституционного

закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»)

1. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.


Слайд 29Пленум Верховного Суда Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года

N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"
  
Статья 5. Пленум Верховного Суда Российской Федерации 1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона (далее также - заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), и судей Верховного Суда Российской Федерации. 2. В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица. 3. Пленум Верховного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; 2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; 3) обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации; 4) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации неоднократно;

Слайд 30продолжение
5) утверждает составы Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской

Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее - судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации) и переводы судей из одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в другую судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации; 6) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации; 7) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации; 8) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; 9) утверждает по представлению председателя соответствующего суда персональный состав президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам

Слайд 31продолжение
10) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отчеты

заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации; 11) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем; 12) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) коллегии (коллегий) судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"); 13) утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. 4. Пленум Верховного Суда Российской Федерации правомочен при наличии не менее двух третей его состава. 5. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 6. Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации. 


Слайд 32Президиум Верховного Суда Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года

N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"
 
Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации 1. В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации. 2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации входят в состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации по должности. 3. Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации. 4. Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации. 5. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Слайд 33продолжение
Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации 1. Президиум Верховного Суда

Российской Федерации: 1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; 2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации; 4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; 5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание; 6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации; 7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Слайд 34Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии

Верховного Суда Российской Федерации

Статья 8. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 1. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и десяти членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации сроком на пять лет в порядке, установленном Регламентом Верховного Суда Российской Федерации. 2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации; 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. 3. Деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.


Слайд 35Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по административным делам Верховного

Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

Статья 9. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации 1. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей этих коллегий. 2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 3. В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 4. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. 5. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.


Слайд 36продолжение
Статья 10. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации Судебные коллегии Верховного

Суда Российской Федерации: 1) рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;
2) рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;
3) обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
4) обобщают судебную практику;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.


Слайд 37Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии

Верховного Суда Российской Федерации

Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 1. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела: 1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; 2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей; 3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.


Слайд 38продолжение
2. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе заместителя

Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.
3. Деятельность Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
4. Организация деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
 

Слайд 39 Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014

года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" 
Статья 17. Аппарат Верховного Суда Российской Федерации 1. В целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации формируется аппарат Верховного Суда Российской Федерации.
2. Численность работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации утверждается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
3. Общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации осуществляет Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
4. Структура аппарата Верховного Суда Российской Федерации, задачи, функции и порядок деятельности его структурных подразделений определяются положением об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Слайд 40Научно-консультативный совет Верховного Суда России
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года

N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"
 
Статья 19. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации 1. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. 2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются Положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Слайд 41Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации 
Правовая основа. Федеральный закон от

8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 223; 2004, N 49, ст. 4842; 2008, N 52, ст. 6229; 2009, N 26, ст. 3124; N 45, ст. 5264; 2011, N 30, ст. 4588; 2012, N 53, ст. 7590; 2014, N 11, ст. 1094; 2015,ФЗ от 8.03. 2015 №44 // РГ от 13.03.2015.).
Система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Согласно статье 2 Федерального закона Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные Согласно статье 7 Федерального закона структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и перечень его подразделений согласованы постановлением Совета судей Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 340 (с изменениями от 9 апреля 2015 г.) и утверждены решением коллегии Судебного департамента от 16 декабря 2014 г. № 9/3-ксд (с изменениями от 15 апреля 2015 г.).

Слайд 42Центральный аппарат Судебного департамента
- Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов

- Главное финансово-экономическое управление - Управление по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов - Управление государственной службы и кадрового обеспечения - Контрольно-ревизионное управление - Управление делами - Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений - Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества - Управление социальной защиты судей и государственных служащих - Административно-хозяйственное управление - Управление информатизации - Управление по вопросам противодействия коррупции - Отдел учебных и образовательных учреждений - Отдел международно-правового сотрудничества - Юридический отдел - Первый отдел

Слайд 43Назначение судебного департамента
1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является

федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. (В редакции федеральных законов от 12.03.2014 г. N 29-ФЗ; от 08.03.2015 г. N 44-ФЗ).

Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

Слайд 44продолжение
2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов понимаются мероприятия кадрового, финансового,

материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей понимаются:
1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Слайд 45Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации  
Положение об органах судейского

сообщества в Верховном Суде Российской Федерации 

Принято общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации
21 октября 2014 г.
 
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации (далее - Верховный Суд) формируются и действуют в соответствии с Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № З0-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», иными федеральными законами и настоящим положением.
1.2. Органами судейского сообщества в Верховном Суде (далее - органы судейского сообщества) являются общее собрание судей Верховного Суда (далее - общее собрание судей) и Совет судей Верховного Суда (далее - Совет судей), предназначенные для выражения интересов судей Верховного Суда как носителей судебной власти.
1.3. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, во взаимодействии с руководством Верховного Суда, при неукоснительном соблюдении принципов гласности, независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
 
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
2.1. Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
- защита прав и законных интересов судей Верховного Суда, связанных с обеспечением их независимости, поддержанием уровня квалификации, материальной и социальной защитой судей и членов их семей;
- утверждение авторитета Верховного Суда и судебной власти, обеспечение выполнения судьями Верховного Суда требований, предъявляемых к ним кодексом судейской этики.
 


Слайд 46ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СУДЕЙ
3. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СУДЕЙ (Положение об органах судейского сообщества

в Верховном Суде Российской Федерации): 
3.1. Общее собрание судей является высшим органом судейского сообщества в Верховном Суде.
3.2. Общее собрание судей считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда. В работе общего собрания судей могут принимать участие судьи Верховного Суда, пребывающие в отставке. Решения принимаются большинством голосов судей, участвующих в работе общего собрания.
3.3. Общее собрание судей:
- избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства;
- принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде;
- утверждает акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в Верховном Суде, и вносит в них изменения;
- избирает судей Верховного Суда в Совет судей.
3.4. Для решения отдельных задач, связанных с выполнением функций общего собрания судей, при необходимости могут создаваться рабочие органы - комиссии (редакционная, счётная и т.д.). Цели, порядок, период работы и персональный состав таких комиссий рассматриваются и утверждаются на заседании общего собрания судей.,
3.5. Председатель общего собрания судей избирается открытым голосованием на каждом собрании большинством голосов.
 

Слайд 47СОВЕТ СУДЕЙ
4. СОВЕТ СУДЕЙ (Положение об органах судейского сообщества в Верховном

Суде Российской Федерации): 
4.1. Совет судей является выборным органом судейского сообщества, подотчётным общему собранию судей.
4.2. Совет судей избирается сроком на три года общим собранием судей открытым голосованием из числа выдвинутых в коллегиях (составах) судей, в том числе почётных судей Верховного Суда, с их согласия.
Совет судей избирается в количестве десяти судей Верховного Суда по следующим нормам представительства:
от Судебной коллегии по уголовным делам - три судьи;
от Судебных коллегий по административным, гражданским делам, Судебной коллегии по экономическим спорам - по два судьи;
от Судебной коллегии по делам военнослужащих - одного судьи.
Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов. По истечении указанного срока полномочия Совета судей сохраняются до проведения очередного общего собрания судей.
4.3. Совет судей может осуществлять свои полномочия, если в его состав избрано не менее семи членов Совета.
4.4. Члены Совета судей осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности, обязаны участвовать в заседаниях и отчитываться о выполнении возложенных на них Советом судей поручений.
4.5. Полномочия члена Совета судей могут быть досрочно прекращены решением Совета судей по его инициативе или в связи с невозможностью осуществления полномочий члена Совета судей либо решением общего собрания судей по мотивированному представлению Совета судей.
4.6. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Совета судей осуществляется соответствующими управлениями Верховного Суда.
Информацию для обеспечения деятельности Совета судей в соответствующее управление Верховного Суда представляет Председатель Совета судей.


Слайд 48продолжение
4.7. Обеспечение делопроизводства, подготовка заседаний Совета судей, ведение протоколов и осуществление

иных полномочий секретаря Совета судей возлагаются решением Председателя Верховного Суда или его первого заместителя на одного из работников аппарата Верховного Суда по представлению Председателя Совета судей.
4.8. Совет судей:
- участвует в принятии решений организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности;
- вносит предложения о награждении судей и присвоении им почётных званий и квалификационных классов;
- не реже одного раза в год созывает общее собрание судей и отчитывается о своей деятельности;
- осуществляет иные полномочия по вопросам, связанным с деятельностью Совета судей.
4.9. Совет судей вправе создавать временные комиссии для проработки предложений по отдельным вопросам, связанным с решением возложенных на Совет судей задач.
4.10. Повестку дня заседания формирует председатель Совета судей, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета судей.
4.11. Заседание Совета судей считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины его членов.
Решения принимаются простым большинством голосов членов Совета судей, участвующих в заседании.
Постановление Совета судей подписывается его председателем.
4.12. В работе Совета судей могут принимать участие и вносить предложения руководители Верховного Суда и его структурных подразделений.
 

Слайд 49Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества

Федеральный закон

от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями от: 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 25 декабря 2008 г., 17, 24 июля, 9, 28 ноября 2009 г., 8 декабря 2010 г., 3 декабря 2011 г., 2 октября 2012 г., 4 марта, 2 июля 2013 г., 12 марта 2014 г., 6 апреля, 8 июня 2015 г.) Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации.
Судейское сообщество в Российской Федерации (далее - судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Слайд 50продолжение
Статья 3. Органы судейского сообщества
1. Органы судейского сообщества формируются и действуют

в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

2. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
- Всероссийский съезд судей;
- конференции судей субъектов Российской Федерации;
- Совет судей Российской Федерации;
- советы судей субъектов Российской Федерации;
- общие собрания судей судов;
- Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
- квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
- Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
- экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Слайд 51Участие граждан РФ в отправлении правосудия


Слайд 52Участие в отправлении правосудия в качестве судьи федеральных судов
Судьи федеральных судов

назначаются в порядке, определяемом Конституцией и законом; мировые судьи, а также судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи РФ
В соответствии со ст. 129 Конституции России «судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации». На основании ст. 120 Конституции РФ «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Судьи несменяемы» (ст. 121 Конституции РФ). «Судьи неприкосновенны» (ст. 122 Конституции РФ).
К судьям вышестоящих и иных судов могут быть предъявлены дополнительные (помимо перечисленных) требования:
- Судьёй суда субъекта может быть гражданин РФ, достигший 30 лет
- Судьёй Верховного Суда РФ может быть гражданин РФ:
а) достигший 35 лет;
б) имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.



Слайд 53Участие в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей
В соответствии с ч.5

ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на участие в отправлении правосудия.
В рамках проведенной судебной реформы :

а) упразднён институт народных заседателей: в гражданском судопроизводстве - с 1 февраля 2003 г., в уголовном - с 1 января 2004 г.
- Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N137-ФЗ Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» признан утратившим силу с 1 февраля 2003 г. в части, касающейся гражданского судопроизводства // Российская газета, 2002, 20 ноября;
- Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N177-ФЗ Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» признан утратившим силу с 1 января 2004 г. в части, касающейся уголовного судопроизводства // Российская газета, 2001, 22 декабря.

б) введён суд с участием присяжных заседателей. См.Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"// Российская газета, 2004, 25 августа.



Слайд 54Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей
Статья 1. Рассмотрение уголовных дел

с участием присяжных заседателей
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.
2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Слайд 55Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица
1)

не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.


Слайд 56Участие в отправлении правосудия в качестве арбитражных заседателей
Федеральный закон от 30

мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2288. ФЗ определяет:
1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.
3. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.
4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.


Слайд 57Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не

погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; 
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; 
4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.


Слайд 58Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям:
Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25

лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть".


Слайд 59Принцип гласности судопроизводства в действующем законодательстве
Принцип гласности означает то, что любые

лица, не участвующие в производстве по делу (в том числе журналисты), достигшие 16 лет, имеют право присутствовать при разбирательстве дел в суде. Для реализации этого принципа необходимо наличие двух предпосылок.

Во-первых, доступность здания суда. Это является предпосылкой для реализации гражданами права на присутствие в зале судебного заседания (возможно, я бы не затронула этот вопрос, но результаты исследования вызывают серьезные опасения: на момент проведения исследования (в здания судов невозможно бывает попасть без предъявления повестки и паспорта). В процессуальных кодексах этот вопрос не затрагивается. Однако, если говорить о профессиональной деятельности журналистов, то в Законе о СМИ предусмотрено, что журналист имеет право: … посещать государственный органы (какими безусловно являются суды)…(п.2 ч.1 ст. 47).

Во-вторых, доступность зала судебного заседания.


Слайд 60Принцип открытости судебного заседания
Принцип открытости судебного заседания является одним из важнейших

принципов судопроизводства. Он действует как в уголовном, так в гражданском и арбитражном процессах. Данный принцип играет двоякую роль.

С одной стороны, при его реализации, осуществляется контроль за деятельностью суда со стороны общества, что дисциплинирует судей, повышает чувство ответственности при разрешении дел.

С другой стороны, обеспечивается обратная связь: присутствующие на судебном заседании знакомятся с деятельностью суда. Открытость судебного заседания обеспечивает связь между судом и обществом. Это позволяет осуществлять воспитательную функцию правосудия.


Слайд 61Слушание дел в закрытом судебном заседании
В статье 123 Конституции РФ определяется,

что в случаях предусмотренных федеральным законом допускается слушание дел в закрытом судебном заседании.

И такие случаи предусмотрены в процессуальных кодексах (УПК, ГПК, АПК). Причем, перечень случаев, закрепленных в данных законах, является исчерпывающим.


Слайд 62Перечень случаев, закрепленных в ст. 18 УПК (в уголовном процессе) :


- когда это необходимо для охраны государственной тайны;
- по делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет;
- по делам о половых преступлениях;
- в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.


Слайд 63Перечень случаев, закрепленных в ст. 9 ГПК (в гражданском процессе):
-

когда это необходимо для охраны государственной тайны;

- в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц;

- для обеспечения тайны усыновления.

Слайд 64Перечень случаев, закрепленных в ст. 9 АПК (в арбитражном процессе):
-

когда это необходимо для охраны государственной тайны;
- когда это необходимо для охраны коммерческой тайны (данный пункт наиболее часто является основанием для назначения закрытого заседания в арбитражном процессе, исходя из специфики дел, рассматриваемых в данном суде);
- для охраны другой охраняемой законом тайны (врачебной, нотариальной и т.д.).

Слайд 6516 февраля 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин принял участие

в семинаре-совещании председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных военных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, апелляционных арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам

Слайд 66
Участники совещания подвели итоги работы судов общей юрисдикции, арбитражных судов и

Суда по интеллектуальным правам в 2015 году и определили задачи на 2016 год
 
Президент Российской Федерации Владимир Путин, обращаясь к представителям судебной власти затронул актуальные вопросы развития судебной системы Российской Федерации, в том числе касающиеся укрепления законности, улучшения делового климата, защиты прав граждан и анализа хода реформы судоустройства.

Слайд 67
С докладом перед представителями судейского сообщества выступил  председатель Государственного антинаркотического комитета,

директор ФСКН России Виктор Иванов. Он отметил, что интегральным результатом соответствующих судебных решений в сфере незаконного оборота наркотиков за 2015 год является ликвидация более четырех тысяч преступных наркогруппировок, что позволило изъять из оптового оборота 11700 партий различных наркотиков суммарным весом более 27 тонн.
 
Директор ФСКН России подчеркнул, что мобилизация и повышение эффективности борьбы с организованной наркопреступностью тормозятся тем, что усилия правоохранительных органов тратятся на десятки тысяч уголовных дел, связанных с привлечением к ответственности самих же наркопотребителей за хранение мизерных доз наркотиков без цели сбыта для личного потребления.
 
В связи с этим 17 июня 2015 года на заседании Президиума Государственного Совета было принято решение пересмотреть законодательные подходы по привлечению ординарных наркопотребителей к ответственности за хранение наркотиков для личного потребления, исходя из их реальной степени общественной опасности.
 
Виктор Иванов акцентировал внимание на том, что инициативы ФСКН России по корректировке уголовного закона, предусматривающего ответственность за хранение наркотиков, существенно расширят возможности суда по направлению наркопотребителей на освобождение от наркозависимости. По его словам, предложения ФСКН России полностью укладываются в русло инициатив председателя Верховного Суда Российской Федерации, поддержанных Президентом России, о гуманизации уголовного законодательства.
 
При этом подготовленные ФСКН России десять законопроектов о распространении права суда направлять на программы освобождения от наркозависимости не только правонарушителей, признанных больными наркоманией, но и всех наркопотребителей – приведет к существенному оздоровлению общества, возвращению десятков тысяч людей к созидательной жизни.
 
Председатель Государственного антинаркотического комитета также выразил уверенность, что такой подход российского правосудия и российской правовой системы к решению проблемы наркопреступности, проблемы наркомании в целом, будет во многом интересен для обсуждения не только в рамках совместной научно-практической конференции, но и в ходе Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по мировой проблеме наркотиков, которая состоится в апреле этого года.
 
 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика