Субъекты предпринимательского права. (Лекция 5) презентация

Содержание

1. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права. Субъекты предпринимательского права - это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти

Слайд 1Лекция 5 Общие положения о субъектах предпринимательского права
1. Понятие и признаки субъектов

предпринимательского права.
2. Классификация субъектов предпринимательского права.
3.Создание субъектов предпринимательской деятельности.
4.Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права.

Слайд 2 1. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.
Субъекты предпринимательского права - это

лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности

Слайд 3Признаки субъектов предпринимательского права:


Слайд 42. Классификация субъектов предпринимательского права
1. Характер выполняемых функций. По этому критерию

выделяются субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации).
2. Форма собственности, на базе которой действуют субъекты предпринимательского права. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
3. По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели - физические лица и организации - юридические лица.
4. По количеству субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности и непосредственно присваивающих полученную прибыль, выделяются отдельные предприниматели (индивидуальные предприниматели, организации - юридические лица) и группы предпринимателей.
5. Правовой статус хозяйствующих субъектов может быть определен только ГК РФ (товарищества) или ГК РФ и другими законами (например, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью").
6. В зависимости от количества работающих в коммерческих организациях (средняя численность работающих в отчетном периоде не превышает в соответствующей сфере экономики 30-100 человек) эти организации, при некоторых дополнительных условиях, относятся в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ« к малым предприятиям


Слайд 57. Виды деятельности могут предопределять положение хозяйствующего субъекта в качестве налогоплательщика
8.

Можно выделить также критерии, которые имеют значение для классификации хозяйствующих субъектов, действующих в качестве юридических лиц.
8.1. По цели деятельности они могут быть коммерческими и некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).
8.2. По содержанию правоспособности различаются организации с общей, специальной, исключительной, ограниченной самими учредителями в учредительных документах правоспособностью.
8.3. По соотношению прав на имущество учредителей (участников) организации и самой организации различаются организации:
- на имущество которых их учредители имеют право собственности. К ним относятся государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения;
- организации - собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
- юридические лица, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав - ни вещных, ни обязательственных. К ним, в частности, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды.


Слайд 68.4. Различаются они также по организационно-правовой форме. Коммерческие организации могут создаваться

в виде хозяйственных товариществ (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества - открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Перечень является закрытым.
Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и других (перечень не является закрытым).
8.5. В зависимости от источника финансирования выделим организации, действующие на основе самофинансирования (существуют за счет собственных, заемных средств) и находящиеся на смешанном финансировании.
8.6. По месту, занимаемому на рынке товаров и услуг, выделяются субъекты, работающие в условиях естественной монополии, и обычные (временные) монополисты.
8.7. По степени зависимости одной организации от другой различаются основные и дочерние и основные и зависимые хозяйственные общества (ст. 105, 106 ГК РФ).
8.8. В зависимости от структуры управления организации различаются организации простые (есть только руководитель и персонал, отсутствуют внутренние структурные подразделения организации) и сложные
8.9. По наличию в уставном капитале организации доли государства, муниципальных образований выделяются организации с такой долей, превышающей 25%. На эти организации не распространяются меры государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренные ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
8.10. По наличию в уставном капитале иностранных инвестиций - существуют организации с определенной долей иностранных инвесторов, организации, уставный капитал которых полностью сформирован за счет средств иностранных инвесторов, и хозяйственные общества и товарищества без иностранного участия.
9. В целях защиты общих имущественных интересов, а также для координации предпринимательской деятельности коммерческие организации могут создавать объединения (ассоциации и союзы).

Слайд 7 3.Создание субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность

осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус индивидуальный предприниматель.

Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Слайд 8Первыми шагами при создании коммерческой организации являются определение состава ее учредителей,

проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов.
При создании организации учредители должны решить вопрос об организационно-правовой форме, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством.
На начальном этапе создания коммерческой организации необходимы выработка и утверждение учредительных документов. В зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческой организации ее учредительными документами являются устав (унитарные предприятия, кооперативы, акционерные общества), либо учредительный договор и устав (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (товарищества).
Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно присутствовать в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также предусматривается в иных случаях, установленных законодательством.
Назначение фирменного наименования состоит в идентификации коммерческой организации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте.
Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ).
В хозяйственных обществах формируется уставный капитал. Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации.
Порядок формирования уставного капитала определен нормами ГК РФ применительно к каждому виду организаций.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой (ранее - Министерством РФ по налогам и сборам).
Как уже говорилось, регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.


Слайд 9Одним из требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности, является наличие печати.


При идентификации юридического лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Кроме того, коммерческие организации включаются в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО)
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 83, 84, 85 НК РФ.
Также открывается Счет в банке по представлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера коммерческой организации.
Создаваемая организация и индивидуальный предприниматель ставятся на учет в государственных социальных фондах: Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования.


Слайд 10 4.Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права.
В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение

деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты - юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств. Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.


Слайд 11Способы реорганизации юридического лица


Слайд 12Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности

без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. К возможным причинам добровольной ликвидации, перечисленным в ст. 61 ГК РФ, можно добавить и нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Слайд 13Список используемых источников:
Нормативные правовые акты и другие официальные документы
1. Об акционерных

обществах. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ //СЗ РФ.1996. N 1. Ст. 1.
2. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 N 7-ФЗ //СЗ РФ.1996. № 3. Ст. 145,
3. Об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 08 февраля 1998 N 14-ФЗ //СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2001 № 129-ФЗ //СЗ РФ 2001. № 33. Ст. 3431.
5. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Федеральный закон от 14 ноября 2002 N 161-ФЗ //СЗ РФ. 2002. N 48.
6. О кредитной кооперации. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ //СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2007 N 209-ФЗ //СЗ РФ. 2007.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае. Закон ПК № 278-КЗ от 01 июля 2008 г.//Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2008. N 80.
9. О саморегулируемых организациях. Федеральный закон от 01 декабря 2007 N 315-ФЗ //СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
10. Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. Постановление Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 //СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4543.
11. О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений. Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 //СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 537.
12. О разъяснении отдельных положений законодательства о хозяйственных обществах. Информация Минэкономразвития РФ от 06.11.2009 //Документ опубликован не был.


Слайд 14Судебная практика:

1. О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального

закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 135 //Вестник ВАС РФ. 2010. № 5.

2. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90 //Вестник ВАС РФ. 2010.

Научная и учебная литература:
1. Джигкаева Ф.З. Понятие и субъекты предпринимательской деятельности в РФ. //Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3.
2. Добровольский В.И. Корпоративное право для практикующих юристов. М.: Волтерс Клувер, 2011.
3. Добровольский В.И. Понятие "корпорация" в современном российском праве. //Современное право. 2013. № 11.
4. Дюжева М.Б. Деятельность подразделений предпринимательских структур: подходы к оценке. //Налоги и финансовое право. 2012. № 6.
5. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. Краткий учебный курс М.: Норма, 2011.
6. Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса. //Предпринимательское право. 2011. № 4.
7. Ломидзе Э.Ю. О статусе юридических лиц в концепции совершенствования гражданского законодательства. //Северо-Кавказский юридический вестник. 2013.
8. Осипенко О.В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. М.: Статут, 2010.
9. Цепов Г. В. Акционерные общества. Теория и практика. М.: Проспект, 2011. № 4. С. 71 – 75.
10. Шиткина И.С. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний. М.: Волтерс Клувер, 2012.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика