Стратегическое управление регионом презентация

Содержание

Нормативно-правовая основа Развитие стратегического законодательства в РФ

Слайд 1Стратегическое управление регионом
Губина Ольга Владимировна

welcomeforyou@yandex.ru


Слайд 2Нормативно-правовая основа
Развитие стратегического законодательства в РФ


Слайд 3Нормативно-правовая основа
Развитие стратегического законодательства в РФ


Слайд 4Нормативно-правовая основа
Развитие стратегического законодательства в РФ


Слайд 5Нормативно-правовая основа
Развитие стратегического законодательства в РФ


Слайд 6«Незаконнорожденные» документы в 2008-2011 годах


Слайд 7Нормативно-правовая основа
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596
«О

долгосрочной государственной экономической политике»

2. Правительству Российской Федерации подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в ГД ФС РФ проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики


1 октября 2012 г. в Государственную Думу РФ внесен проект
федерального закона «О государственном стратегическом планировании»

исключены программы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ муниципалитетов
появился муниципальный уровень

28 июня 2014 г. принят 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»


Слайд 8172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Ключевые моменты:
заменяет Закон о государственном прогнозировании

и программах социально-экономического развития
Идея: создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы СП в области социально-экономического развития и национальной безопасности России
СП осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
расширение периода прогнозирования и планирования за рамки бюджетного цикла (3 года). Поэтому новый закон регулирует принятие и реализацию среднесрочных (на 3-6 лет) и долгосрочных (более 6 лет) решений



Слайд 9172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Ключевые моменты:
определены полномочия участников СП на

федеральном уровне: главы государства, Федерального Собрания РФ, Совета Безопасности РФ, Счетной палаты РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ, ФОИВ и пр.
определены полномочия участников СП на уровне субъекта РФ
определены полномочия участников СП на муниципальном уровне
определены иерархия и содержание документов СП:
А) в рамках целеполагания: ежегодное послание Президента РФ ФС РФ; стратегия СЭР РФ; стратегия национальной безопасности; стратегия научно-технологического развития РФ
Б) в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу: отраслевые документы стратегического планирования в РФ; стратегии пространственного развития; стратегии развития макрорегионов
В) в рамках прогнозирования: прогноз научно-технического развития РФ; стратегический прогноз РФ; прогноз СЭР РФ на долгосрочный период
Г) в рамках планирования и прогнозирования: ОНД Правительства РФ; Госпрограммы РФ; схемы территориального планирования РФ



Слайд 10172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Ключевые моменты:
предусмотрена обязательная государственная регистрация документов

СП в специальном реестре
проекты ряда документов проходят общественное обсуждение
создается федеральная информационная система СП
особое внимание уделено мониторингу и контролю реализации документов СП
установлены жесткие сроки подготовки документов СП:
- НПА, определяющие порядок разработки и корректировки документов СП – до 01.01.2016 г.
- Стратегический прогноз РФ – до 01.01.2017 г.
- Стратегия СЭР РФ – до 01.01.2018 г.



Слайд 11172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»


Слайд 12«Региональный» аспект областного закона «О стратегическом планировании в Архангельской области»


Слайд 13Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Участники стратегического планирования
(статья 4)


Слайд 14Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Полномочия Архангельского областного Собрания депутатов
(статья 5)


Слайд 15Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Полномочия Губернатора Архангельской области
(статья 6)


Слайд 16Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Полномочия Правительства Архангельской области
(статья 6)


Слайд 17Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Полномочия уполномоченного исполнительного органа
(статья 7)


Слайд 18Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Стратегия социально-экономического развития
Архангельской области (статья 13)

Стратегия содержит:

приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики
показатели достижения целей социально-экономического развития
сроки и этапы реализации стратегии
ожидаемые результаты реализации стратегии
оценку финансовых ресурсов
информацию о государственных программах, утверждаемых в целях реализации стратегии

Стратегия социально-экономического развития Архангельской области является основой для разработки государственных программ, схемы территориального планирования Архангельской области и плана мероприятий по реализации стратегии


Слайд 19Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

План мероприятий по реализации стратегии
(статья 17)

План мероприятий содержит:

этапы реализации стратегии (3 года и 3-6 лет)
цели и задачи социально-экономического развития Архангельской области, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии
показатели реализации стратегии и их значения, установленные для каждого этапа
комплексы мероприятий и перечень государственных программ Архангельской области, обеспечивающие достижение на каждом этапе реализации стратегии

План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Архангельской области разрабатывается на основе положений стратегии социально-экономического развития Архангельской области на период реализации стратегии


Слайд 20Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Мониторинг и контроль реализации документов
стратегического планирования (статья 21)

Документы с результатами мониторинга:
- ежегодный отчет Губернатора Архангельской области о результатах деятельности Правительства АО;
- сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ


Слайд 21«Муниципальный» аспект 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»


Слайд 22172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

в сфере стратегического планирования




определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления



Слайд 23172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Статья 9. Участники стратегического планирования

3. Участниками

стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.



Слайд 24172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Статья 11. Документы стратегического планирования МО

стратегия

социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.



Слайд 25172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Статья 11. Документы стратегического планирования

последовательность и

порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются:

на федеральном уровне Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации согласно их компетенции;

2) на уровне субъекта Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации;

3) на уровне муниципального образования органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.



Слайд 26172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»
Глава 12. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ДОКУМЕНТОВ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Результаты мониторинга:

3) на уровне муниципального образования: ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах своей деятельности либо о деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ.

5. Порядок осуществления мониторинга определяется :

3) на уровне муниципального образования муниципальными нормативными правовыми актами.



Слайд 27«Муниципальный» аспект областного закона «О стратегическом планировании в Архангельской области»


Слайд 28Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона

Настоящий закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Архангельской области (далее - стратегическое планирование), полномочия органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) в сфере стратегического планирования, а также порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.


Слайд 29Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере стратегического планирования

Правовое регулирование отношений в сфере стратегического планирования осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, настоящим законом и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными нормативными правовыми актами.


Слайд 30Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 4. Участники стратегического планирования

1. Участниками стратегического планирования на уровне Архангельской области являются:
1) Архангельское областное Собрание депутатов; 2) Губернатор Архангельской области; 3) Правительство Архангельской области; 4) исполнительные органы государственной власти Архангельской области; 5) контрольно-счетная палата Архангельской области; 6) Общественная палата Архангельской области; 7) органы местного самоуправления; 8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
2. Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования Архангельской области являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.


Слайд 31Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 6. Полномочия Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в сфере стратегического планирования
……

2. Правительство Архангельской области:
……
14) определяет формы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления при подготовке проектов документов стратегического планирования муниципальных образований Архангельской области;


Слайд 32Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 10. Порядок взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Архангельской области в сфере стратегического планирования

Органы местного самоуправления имеют право:
1) принимать участие в разработке стратегии социально-экономического развития Архангельской области и иных документов стратегического планирования Архангельской области;
2) принимать участие в заседаниях Правительства Архангельской области, посвященных рассмотрению проектов документов государственного стратегического планирования Архангельской области;
3) направлять в органы государственной власти Архангельской области рекомендации по корректировке проектов документов государственного стратегического планирования Архангельской области.


Слайд 33Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 13. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области
……

7. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области подлежит направлению в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области в целях обеспечения их участия в процессе стратегического планирования.


Слайд 34Областной закон от 29.06.2015 № 296-18-ОЗ
«О стратегическом планировании в Архангельской

области»

Муниципальный аспект

Статья 20. Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования Архангельской области

1. Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах Архангельской области, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах Архангельской области стратегия социально-экономического развития муниципального образования Архангельской области и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования Архангельской области.


Слайд 35Взаимодействие с региональным уровнем при разработке муниципальных документов стратегического планирования


Слайд 36Статистика документов перспективного планирования муниципальных районов и городских округов
Программы социально-экономического развития
8
Стратегии

развития

3

Комплексные инвестиционные планы моногородов

1 (Северодвинск)

Не имеют документов перспективного планирования –
14 муниципальных образований АО


Слайд 37Система документов перспективного планирования
Программы социально-экономического развития
Стратегии развития
Комплексные инвестиционные планы моногородов
Документы перспективного

планирования муниципального уровня





Единый подход


Слайд 381
2
3
4
5
Формы взаимодействия ОМСУ и исполнительных органов власти Архангельской области (постановление от

05.11.2013 № 512-пп)


Слайд 39Виды стратегического менеджмента


Слайд 404,9
11,7
Стратегическое управление – это управленческая деятельность, связанная с постановкой целей и

задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

стратегия – это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая региону наилучшим способом исполнить его миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ.

Понятийный аппарат


Слайд 41Объекты стратегического управления
1. Организации

2. Стратегические хозяйственные подразделения (СХП), или бизнес-единицы

3. Функциональные

зоны организации

4. Территории (регион, муниципальное образование)


Слайд 42Предмет стратегического управления
1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями территории.

2.

Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом территории, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует.

3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами.

Слайд 43Принципы стратегического управления
Перспективность

Приоритетность

Реализуемость

Поэтапность

Комплексность


Слайд 444,9
46,6
11,7
Перспективность

Приоритетность

Реализуемость

Поэтапность

Комплексность

Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу. Последствия принимаемых стратегических решений играют

определяющую роль на протяжении длительного времени

Принципы стратегического управления


Слайд 454,9
46,6
11,7
Перспективность

Приоритетность

Реализуемость

Поэтапность

Комплексность

Необходимо последовательно придерживаться выбранной стратегии, подчиняя свои тактические действия стратегическим приоритетам
Принципы

стратегического управления

Слайд 464,9
46,6
11,7
Перспективность

Приоритетность

Реализуемость

Поэтапность

Комплексность

При постановке долгосрочных целей и определении стратегии их достижения учитываются реальные

возможности организации.

Цели должны быть достижимыми, а задачи — напряженными, но выполнимыми

Принципы стратегического управления


Слайд 474,9
46,6
11,7
Перспективность

Приоритетность

Реализуемость

Поэтапность

Комплексность

Внедрение стратегии в жизнь происходит поэтапно: решение долгосрочных задач осуществляется через

реализацию среднесрочных и краткосрочных инициатив

Принципы стратегического управления


Слайд 484,9
46,6
11,7
Перспективность

Приоритетность

Реализуемость

Поэтапность

Комплексность

Всесторонний анализ и учет информации позволяют своевременно реагировать на изменения внешней

и внутренней среды

Принципы стратегического управления


Слайд 494,9
46,6
11,7
Цикл стратегического управления


Слайд 50166,4
4,9
46,6
качества видения
Стратегическое видение
Функция стратегического видения - четкое видение перспективы, при котором

могут показаться незначительными и сиюминутными некоторые управленческие проблемы

Вопросы видения:

Какое положение регион должен занять в экономике страны?

Какими будут основные направления развития экономики (аккумулирование ресурсов и усилий в перспективных отраслях деятельности)?

Какова структура будущей власти (направляет структурные изменения в руководящих органах)?

Амбициозность, лаконичность, уникальность, «машина времени», реалистично и идеалистично


Слайд 51166,4
Миссия
Формулирует взаимосвязь организации / территории и внешней среды
Формулировка миссии содержит описание

трех элементов:

1. Потребности клиента/населения - ЧТО необходимо удовлетворять.
2. Группы клиентов/населения - КТО будет объектом обслуживания.
3. Действия, технология и знания, то есть КАК регион/правительство создает и распространяет потребительскую ценность и удовлетворяет потребности своих клиентов/населения.

Слайд 524,9
46,6
11,7
Миссия
Стратегия развития Архангельской области - 2030
Обеспечение высокого уровня благосостояния населения и

стандартов качества жизни

Стратегическая цель
(она же миссия)


Слайд 53Видение и миссия
(шкала времени)
Видение






Конкретная дата,
Показатели,
Качества









Миссия


Слайд 54166,4
Стратегический анализ
Анализ стейкхолдеров

SNW-анализ
Модель конкурентных сил М.Портера
SWOT
PEST


Слайд 55166,4
4,9
46,6
Стратегический анализ
Стратегический анализ внешнего окружения
Стратегический анализ внутренней среды
Интересы
населения


Слайд 564,9
46,6
Стратегический анализ

Анализ внешней среды
Внешняя среда – это не только среда за

пределами исследуемой территории, но это еще и сфера, которая постоянно предоставляет новые возможности для развития территории

Слайд 57166,4
PEST-анализ

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic),

социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды

Слайд 58PEST-АНАЛИЗ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ АСПЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
выполняется по схеме «фактор

— объект исследования (МО, регион, РФ)»
результаты анализа оформляются в виде матрицы
касается изучения ТОЛЬКО МАКРОСРЕДЫ (внешняя среда)
рассматриваются наиболее существенные факторы

Слайд 59ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ:
политические (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика

политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на развитие;

экономические (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы развития;

социальные (S): в чем заключаются социальные, демографические, культурные, социально-трудовые особенности развития;

технологические (Т): в какой степени объект зависит от инноваций и применения современных технологий в промышленности, насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отраслях специализации объекта


Слайд 601 этап: определение весовых коэффициентов
а) групп факторов (в пределах «1»)
б) каждого

из выявленных факторов внешней среды (в пределах определенного им на этапе (а) весового коэффициента)

2 этап: определение вероятности изменения каждого из факторов в перспективном периоде, который охватывает стратегия

PEST-АНАЛИЗ ПРОВОДИТСЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЭКСПЕРТОВ


Слайд 61РЕЗУЛЬТАТЫ PEST-АНАЛИЗА
факторы группируются по силе влияния

факторы группируются по степени вероятности

изменения в рамках стратегического периода времени

Слайд 62PEST-анализ


Слайд 634,9
46,6
Стратегический анализ

Анализ внутренней среды
Внутренняя среда — это та часть общей среды,

которая находится в рамках территории. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на развитие региона

Слайд 64SNW-анализ (адаптация для территории)
Элементы внутренней среды для SNW анализа
Общая стратегия
Бизнес стратегии
Оргструктура
Финансы
Конкурентность продуктов, производимых

на территории
Информационные технологии
Лидерство
Уровень производства
Уровень маркетинга
Развитость инфраструктуры и коммуникаций


Бренд региона
Трудовые ресурсы
Отношения с органами федеральной и муниципальной власти
Инновации
Степень вертикальной интеграции
Корпоративная культура
Стратегические альянсы
Природные ресурсы
Наука и образование
Социальный состав населения

Слайд 65SNW-АНАЛИЗ
ЦЕЛЬ: выявить конкурентные позиции территории и определить стратегические направления его

развития

позволяет оценить сильные, нейтральные и слабые стороны исследуемого объекта

Каждый фактор получает оценку:
сильная сторона (Strength)
нейтральная сторона (Neutral)
слабая сторона (Weakness) территории

Слайд 67РЕЗУЛЬТАТЫ SNW-АНАЛИЗА
группы факторов, которые являются:

слабыми
нейтральными
сильными
сторонами исследуемой территории


Слайд 68СУЩНОСТЬ SWOT-АНАЛИЗА
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и

внешней среды объекта и разделении их на четыре категории

Слайд 69КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ SWOT-АНАЛИЗА
Определение перспективных целей и задач развития (фирмы, страны, региона,

муниципального образования пр.).
Иными словами, как органы власти могут учитывать положительные и отрицательные внутренние и внешние факторы при планировании социально-экономического развития региона, муниципального образования

Слайд 70ОБЪЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА
Фирмы, организации
Отрасли экономики
Города
Регионы
Муниципальные образования
Политические партии
Отдельные персоны
Т.Е. – ЛЮБОЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ


Слайд 71ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Внутренние по отношению к объекту
Внешние по отношению к объекту


Слайд 72СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ -
ключевые особенности социально-экономической системы (региона или муниципального

образования), которые предоставляют дополнительные возможности для развития

Например:
уникальные ресурсы (природные, финансовые, трудовые, человеческие и др. – раскрыть в чем конкретно состоит уникальность);
выгоды экономико-географического положения;
историко-культурные особенности и традиции;
развитие технологий и производства (инновационный и промышленный потенциал);
и пр.

Слайд 73СЛАБЫЕ СТОРОНЫ -
отсутствие чего-то важного и необходимого для дальнейшего

социально-экономического развития региона, либо такие особенности социально-экономической системы, которые отрицательно сказываются на его развитии

Например:
отрицательные черты экономико-географического положения;
недостаток финансирования (инвестиции, бюджетный дефицит);
отсутствие высококвалифицированных трудовых ресурсов;
миграционный отток населения;
естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью);
старение населения (высокая доля жителей пенсионного возраста);
слабое развитие производств, выпускающих инновационную продукцию;
преобладание добывающих производств над обрабатывающими в структуре экономики;
и пр.

Слайд 74ВОЗМОЖНОСТИ-
это благоприятные обстоятельства, которые могут быть использованы для получения преимущества

по сравнению с другими аналогичными объектами (регионами, муниципальными образованиями).

Например:
Резкий предполагаемый рост инвестиций в регион или муниципальное образование;
Открытие новых месторождений (в перспективе) или освоение новых участков леса и пр.;
Открытие новых предприятий по выпуску современных видов продукции;
Строительство новых объектов социальной инфраструктуры (учебные заведения, объекты здравоохранения, клубы и пр.);
Возможный рост рождаемости или миграционный прирост;
Строительство объектов инфраструктуры (дороги, ЛЭП);
и пр.


Слайд 75УГРОЗЫ (РИСКИ) -
события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на

региона или муниципальное образование.


Например:
противоположные возможностям, указанным на предыдущем слайде;
падение курса национальной валюты;
экономические санкции, повлекшие исчезновение иностранной продукции, используемой в качестве сырья для изготовления товара;
рост налоговой нагрузки;
изменения правового поля социально-экономического развития (сокращение субсидий, выплат, пособий);
и пр.


Слайд 76ГРУППЫ ФАКТОРОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
Экономико-географические
Природно-ресурсные
Социально-трудовые
Демографические
Экономические
Научно-технические (инновационные)
Экологические
Инфраструктурные
Национально-культурные
Международные
Политические
Правовые
И др.
Перечень групп факторов может варьировать. Наиболее

широкая по представительности группа – экономические факторы.
В ходе выполнения анализа необходимо раскрыть каждую группу факторов (найти особенности, присущие вашему муниципальному образованию). Примеры формулировок факторов приведены на слайдах по каждому блоку анализа (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы)






Слайд 77ГРАФИЧЕСКИЙ ИТОГ SWOT-АНАЛИЗА
Составить таблицу (слайд 6), либо сделать список факторов по

каждому блоку анализа (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) применительно к исследуемому Вами муниципальному образованию.


Слайд 82ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ SWOT-АНАЛИЗА
формулируются в ходе ответов на следующие вопросы:

Как органы

власти могут воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны территории? 
Какие слабые стороны региона или МО могут помешать органам власти в этом? 
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? 
Какие угрозы, усугубленные слабыми сторонами территории представляют наиболее серьезную опасность для ее развития?

Т.о. у вас будут сформированы 4 группы выводов. Причем, каждый вывод не должен являться простым перечислением факторов.
Текст вывода должен раскрывать взаимосвязи или противоречия между факторами, их влияние друг на друга, вектор влияния (положительный или отрицательный) и пр.


Слайд 83АНАЛИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Заинтересованная сторона – это любая группа или индивид, способные

влиять на достижение цели

Наибольшим влиянием обладают заинтересованные стороны, влияние которых узаконено и которые способны решить вопросы в кратчайшие сроки.

Слайд 85Анализ заинтересованных сторон
Схема заинтересованных сторон
Линиями обозначены основные отношения между заинтересованными лицами

Плюсами

и минусами отмечаются заинтересованные лица, которые поддерживают или выступают против реализации стратегии

Слайд 86166,4
Стратегия – взгляд в будущее?
Будущее
предопределено?


Слайд 87Стратегия – взгляд в будущее?
Будущее -
ВАРИАТИВНО!


Слайд 88Стратегия, основанная на сценариях: быстрые и кардинально изменяющиеся условия; неопределенное будущее,

предсказать которое невозможно, в том числе много факторов, не поддающихся контролю. Составление сценариев происходит до разработки перспективных планов

Революция в области точечных прогнозов
Руководители тратят время на размышления: «Какова вероятность, что важные события (X,Y, Z) произойдут?»

А им следует думать: Что если случится совокупность важных событий X…
Что если случится совокупность важных событий Y …
И какие важные события мы упустили?

Построение сценариев – гибкость стратегического планирования


Слайд 89Сценарии — это описание альтернативных условий, в которых можно воспроизвести сегодняшние

решения. Это не прогнозы. И не стратегии. Это скорее гипотезы из категории «что если», которые последовательно принуждают признавать новые и непредвиденные возможности или проблемы, стоящие перед организацией

Цель сценариев:
A: наглядное воспроизведение неожиданных результатов и сюрпризов
B: проверка существующих позиций и решений на прочность
C: разработка идей и инноваций

Построение сценариев – гибкость стратегического планирования


Слайд 90Построение сценариев – гибкость стратегического планирования


Слайд 91Техника сценарного планирования
Сценарии — это описание возможного развития событий в будущем;

они выявляют логику, стоящую за событиями, не поддающимися объяснению методами логического прогнозирования.

Шаг 1. «Увидеть решение»
Шаг 2. «Охота за информацией»
Шаг 3. Определение движущих сил
Шаг 4. Найти предопределенное
Шаг 5. Выявить критические неопределенности
Шаг 6. Написание сценариев
Шаг 7. Анализ возможных управленческих решений
Шаг 8. Выбор «сигнальных» показателей


Слайд 92Техника сценарного планирования
Шаг 1. «Увидеть решение»
Принятие судьбоносных решений (стратегический выбор)
Стоит ли

строить новый машиностроительный завод?
Должны ли мы поглотить другие бизнесы?
Должны ли мы вывести производство в Китай? И т.д.

Шаг 2. «Охота за информацией»
Для создания сценариев необходимо создать свою базу данных фактов — предпосылок, определяющих возможность выбора того или иного пути, при этом «картинка будущего» представляется не статичной, но динамичной, обладающей достаточно высокой степенью неопределенности.


Слайд 93Техника сценарного планирования
Шаг 3. Определение движущих сил (driving forces)
Необходимо выявить движущие

силы макросреды:
социальные силы; демографические силы; технологические силы; экономические силы; политические силы; изменения окружающей среды.

Шаг 4. Найти предопределенное
Предопределенные элементы — это развитие и логика, которая работает в нашем сценарии независимо от конкретной цепи событий, нечто стабильное, что не зависит от того, какой именно сценарий развития будет выбран


Слайд 94Техника сценарного планирования
Шаг 5. Выявить критические неопределенности
Следует оценивать движущие силы и

факторы влияния:
1) по степени их значимости для реализации решения, выявленного на шаге 1;
2) по степени неопределенности, связанной с данными факторами.
На данном шаге важно определить 2-3 фактора, которые являются наиболее значимыми и максимально неопределенными.

Шаг 6. Написание сценариев
Написание сценария состоит в демонстрации того, каким образом движущие силы изменят ситуацию, в которой будет работать организация с учетом предопределенностей и критических неопределенностей


Слайд 95Техника сценарного планирования
Шаг 7. Анализ возможных управленческих решений
Должна ли стратегия предприятия

учитывать сразу все возможные сценарии либо только один-два из них? Как стратегия должна быть изменена, чтобы минимизировать риск наступления события, сигнализирующего о необходимости смены сценария? Может ли быть оценена вероятность наступления того или иного сценария? Нужно ли разрабатывать стратегические планы под каждый из описанных сценариев?

Шаг 8. Выбор «сигнальных» показателей
Важно разработать несколько «сигнальных» показателей, которые продемонстрируют, что необходимо менять траекторию движения в случае необходимости.


Слайд 96Техника сценарного планирования
Критерии«хороших» сценариев
В контексте основной задачи
Достаточно просты
Интерактивно представлены
Не должны отбираться

по принципу «самый понравившийся» или «наиболее вероятный»
Сценариев не должно быть слишком много, они не должны быть «хорошими» или «плохими» (оптимально – 4 сценария)
Запоминающееся название
У каждого из сценариев должен быть свой ответственный
Необходимо протестировать сценарии на небольшой фокус-группе

Слайд 97Построение сценариев – гибкость стратегического планирования


Слайд 98Построение сценариев – гибкость стратегического планирования


Слайд 99Построение сценариев – гибкость стратегического планирования


Слайд 101Рост
качества жизни
Архангельская область сегодня
Рост инвестиционной привлекательности
Инерционные темпы роста инвестиционной привлекательности
Инерционный

путь развития

В случае реализации базовых внешних рисков (сокращение ГОЗ, падение цен на нефть, деградация ЛПК)

Инерционный путь развития

В случае стабильной ситуации в сырьевом секторе,
переход к «вахтовому методу» освоения, активный миграционный отток населения

Стратегический вектор

Ухудшение
качества жизни

Архангельская область
- образ будущего

Реализация стратегических ставок, переход к инновационным инвестициям, сокращение миграционного оттока квалифицированных кадров

Архангельская область

Поиск внутренних ресурсов для роста производства и улучшения качества жизни.


Слайд 102Виды целей


Слайд 103SMART-ЦЕЛИ


Слайд 105ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ


Слайд 106Дерево целей


Слайд 107Каскадирование целей
Под каскадированием понимается построение стратегических карт/целевых деревьев для структурных подразделений

Компании (в горизонтальном и вертикальном аспектах).
Результатом являются созданные стратегические карты для различных организационных подразделений и различных уровней организационной иерархии.
Каскадирование подразумевает процесс последовательной передачи целей и стратегических мероприятий в стратегическую карту нижестоящих структурно-организационных единиц (вертикальная интеграция целей).
Одновременно цели и стратегические мероприятия структурно-организационных единиц одного уровня иерархии могут быть лучше согласованы при использовании стратегических карт как средства коммуникации (горизонтальная интеграция целей).

Слайд 108СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ
«Лучше быть агентом изменений, чем их жертвой»
Тони Блэр, премьер –

министр
Великобритании (1997-2007)

Слайд 109Стратегические изменения
Выполнение стратегии ориентировано на решение трех задач:
Во-первых, это установление приоритетности

среди административных задач. Их относительная значимость должна соответствовать той стратегии, которую будет реализовывать организация.
Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами. Стратегии должна соответствовать структура, система мотивации, нормы и правила поведения, внутриорганизационная культура, квалификация работников.
В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.

Слайд 110Стратегические изменения
По своей «силе» изменения классифицируют следующим образом:
1) Перестройка организации предполагает фундаментальное

изменение организации. Затрагивает миссию и организационную культуру.
2) Радикальное преобразование. Организация не меняет отрасли, но при этом происходит, например, слияние с аналогичной организацией.
3) Умеренное преобразование. Когда организация выходит с новым продуктом на рынок.
4) Обычные изменения. Связаны, например, с поддержанием интереса к продукту.
5) Неизменяемое функционирование.

Слайд 111Инструменты реализации


Слайд 112Благодарю
за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика