Слайд 1СИСТЕМА ПРАВА
Часть 2. Система законодательства, международное и национальное право, наднациональное право.
Правовая система.
Соловьев Павел Витальевич
p.solovjov@psu.by
Слайд 23. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система законодательства
совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются
внутренние содержательные и структурные характеристики права.
Слайд 33. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны
и взаимообусловлены
они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права.
Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.
Но нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.
Слайд 53. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Единый правовой классификатор Республики Беларусь представляет собой систематизированный свод
кодов и наименований классификационных делений законодательства по предмету правового регулирования.
Единый правовой классификатор Республики Беларусь утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424).
Слайд 63. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Единый правовой классификатор Республики Беларусь
НАПРИМЕР
01
Конституционное законодательство
01.01.00
Основы конституционного строя. Конституция
Республики Беларусь
01.02.00
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
01.03.00
Государственные символы. Официальные геральдические символы. Геральдическая служба
01.04.00
Государственные языки
01.05
Территория Республики Беларусь
01.05.01.00
Государственная пограничная политика. Государственная граница
01.05.02.00
Административно-территориальное устройство. Столица Республики Беларусь
01.06
Население
01.06.01.00
Гражданство
01.06.02.00
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
01.06.03.00
Миграция
01.06.04.00
Национальные и другие общности
01.07.00
Избирательная система. Референдум (народное голосование). Избирательный кодекс Республики Беларусь
01.08
Меры поощрения за заслуги перед Республикой Беларусь
01.08.01.00
Государственные награды
01.08.02.00
Государственные премии. Почетные грамоты. Почетные государственные знамена
01.09.00
Государственные праздники. Праздничные дни. Памятные даты. Юбилейные даты. Увековечение памяти
http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P39900001
Слайд 74. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Слайд 84. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Имплементация норм международного права в национальное
Прямое действие
норм международного права в национальной правовой системе
Слайд 94. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
В связи с развитием международных связей Республики
Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право.
В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.
В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20)
и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 19) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.
Слайд 104. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Международное публичное право
— особая система права,
регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
Слайд 114. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Субъектами международного права являются:
государства — основные субъекты
(первичные)
международные межправительственные организации (вторичные)
также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:
государствоподобные образования
неправительственные организации
нации и народы, борющиеся за независимость
физические лица
Источниками международного права являются:
международный обычай
международный договор
общие принципы права
судебные решения
Система международного права
Система международного права — взаимосвязанная совокупность отраслей и институтов международного права, которые состоят из действующих договорных и обычно-правовых норм и общепризнанных принципов международного права.
Слайд 124. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Отрасли международного права
Дипломатическое право и консульское право
Международное
воздушное право
Международное гуманитарное право
Международное космическое право
Международное морское право
институт исключительной экономической зоны
институт континентального шельфа
институт территориального моря
Международное уголовное право
Международное право охраны окружающей среды
Право международной безопасности
Право международных договоров
Право международных организаций
Слайд 134.1. НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Наднациональное право
– это система международных правовых норм, регулирование
которых осуществляют наднациональные субъекты, то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств.
Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств.
Самый яркий пример наднационального права в наше время – это система Права Европейского союза.
Слайд 144.1. НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Республика Беларусь в системе наднационального права ЕАЭС
Евразийский экономический союз
(ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, созданная в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
В состав ЕАЭС входят Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
Органы ЕАЭС:
Высший Евразийский экономический совет;
Евразийский межправительственный совет;
Евразийская экономическая комиссия;
Суд Евразийского экономического союза.
Слайд 154.1. НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО
Правовой основой функционирования ЕАЭС (учредительным договором) является Договор о
Евразийском экономическом союзе 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС), которым учреждено право Союза и наднациональные органы, например Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ЕАЭС. Пунктом 13 Положения о ЕЭК (Приложение №1 к Договору о ЕАЭС) установлено право ЕЭК на принятие решений, имеющих нормативно-правовой характер и обязательных для государств-членов. Решения Комиссии подлежат непосредственному применению к общественным отношениям с участием граждан и национальных юридических лиц. Нормотворчество ЕЭК в настоящее время приобретает все большее значение.
Это означает, что помимо национальных правовых норм в белорусском правопорядке уже действуют нормы, принимаемые не национальными органами, а наднациональными структурами. Такие нормы подлежат реализации гражданами, юридическими лицами, государственными органами, применению национальными судами при разрешении споров.
Наднациональное нормотворчество вступает в конкуренцию с национальным.
Слайд 165. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА –
совокупность источников права и юрисдикционных органов
конкретного государства, а также ряд других компонентов - правовая культура, правовая идеология, правовая наука, и иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов).
Слайд 175. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ≠ СИСТЕМА ПРАВА
Слайд 195.1 ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников
права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Слайд 20Map of the Legal systems of the world
Слайд 215.1 ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Романо-германская правовая семья (система континентального права) сложилась в Европе
в XII–XVI вв. на основе римского права. Основным источником права в странах данной правовой семьи является нормативный правовой акт.
На вершине иерархической пирамиды нормативных правовых актов находится конституция страны. Значительную роль играют и подзаконные нормативные правовые акты.
Ярко выражено деление права на частное и публичное. Для данной системы характерно широкое использование абстрактных юридических понятий и обобщений.
Слайд 225.1 ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Англосаксонская правовая семья (система «общего права») сложилась в Англии,
США и в странах, входивших прежде в состав Британской империи. Исторически сложилось так, что в данной правовой семье основным источником права служило не абстрактное правило, а решение по конкретному делу – юридический прецедент.
Однако наряду с этим используется и статутное право, т. е. писаное право парламентского происхождения.
Для данной системы характерно отсутствие кодексов европейского типа. Следовательно, не существует четкого деления на отрасли права, а также деления права на частное и публичное.
Слайд 235.1 ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
Семья религиозно-традиционного права включает в себя мусульманское право, индусское
право и обычное право Африки.
Она отличается широким применением норм религиозного характера и обычаев, возникших много веков назад.
Отмечается дуализм источников права: основным источником продолжают оставаться своды религиозных норм или обычное традиционное право, но примерно с середины XIX в. возрастает роль государственных нормативных правовых актов и судебной практики.
Слайд 246. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА БЕЛАРУСИ
Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях
правовой культуры континентальной Европы.
Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты.
Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.