Вопросы классу:
1. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.
2. Зачем нужна семья?
3. Какие виды семей вы знаете?
4. Что такое брак?
5. Какие виды браков вы знаете?
Слайд 2Семья и брак
Урок обществознания в 10 классе
Слайд 3СЕМЬЯ
Социальный институт
Малая социальная группа
Семья – это социальная общность, члены которой
связаны брачными узами, родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.
Семья - это:
Удовлетворение важных потребностей
Способ сохранения и передачи культурных ценностей
Обеспечивает воспроизводство рода
Слайд 4
Семья – это союз людей, объединенных:
поддержкой
любовью
заботой друг о друге
ответственностью
взаимовыручкой
Слайд 5Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
кровно
- родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
парная демократическая, патриархальная или традиционная
Слайд 6Функции семьи
это деятельность семьи, имеющая определенные социальные последствия.
Слайд 7Репродуктивная
функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.
Слайд 8Воспитательная
новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли,
получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей
Слайд 9Хозяйственно-экономическая
ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;
организация семейного потребления
проблема распределения
домашнего труда;
поддержка и опека над престарелым и инвалидами.
Слайд 10Эмоционально-психологическая
семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
создает чувство безопасности и
психологического комфорта,
обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса
Слайд 11Рекреационная
включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию
проведения свободного времени.
Слайд 12Социально-статусная
семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной
структуры общества
Слайд 13ЗАЩИТНАЯ
включает физическую, экономическую и психологическую защиту членов семьи
Слайд 14 Виды семей
По количеству детей:
малодетные (1—2 ребенка),
среднедетные (3—4 ребенка)
многодетные семьи (5 и более детей).
Слайд 15Виды семей: по составу
Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с
одной женщиной:
Нуклеарные (супруги с детьми)
Расширенные (супруги, дети, родственники)
Репродуктивные (родители и несовершеннолетние дети)
Ориентационные (родители; взрослые дети отделились и имеют свои семьи
Слайд 16Виды семей: по составу
Полигамное супружество — брак одного супруга с несколькими
лицами противоположного пола:
полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами
полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами
Слайд 17Виды семей:
по родословной линии
В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и
социального положения ведется по отцу,
в матрилинеальных семьях — наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по матери;
Слайд 18Виды семей: по главенству
В патриархальных семьях главой является отец,
в матриархальных
семьях — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
Слайд 19Виды семей: по статусу
в гомогенных семьях супруги являются выходцами из
одной социальной страты,
в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
в гамогамных семьях национальность, профессия, возраст, образование членов семьи схожи
в гетерогамных семьях национальность, профессия, возраст, образование членов семьи различны
Слайд 20Виды семей: по распределению домашних обязанностей
Партнерские (эгалитарные): равное распределение обязанностей,
совместное управление семьей
Эксплуататорские: женщина участвует в общественном труде, домашние обязанности тоже на женщине
Традиционные: четкое распределение мужских и женских обязанностей, зависимость женщины от мужчины
Слайд 21Виды семей: по типу воспитания
Авторитарные: основаны на авторитете главы семьи
и безоговорочном выполнении его требований
Либеральные: интересы личности превыше всего, не зависят от традиций
Демократические: сотрудничество детей и родителей
Слайд 22 Полные и неполные семьи
Семьи, где по каким-либо причинам отсутствует один
из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
Слайд 23Причины увеличения неполных семей
изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
распространение
добрачных связей,
изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
утрата семьей своей производственной функции;
неподготовленность молодежи к браку;
завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
алкоголизм и наркомания.
Слайд 24Задания для закрепления:
Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо
детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.
Слайд 25Проблемы современной семьи
Задание классу:
Современные ученые говорят о кризисе семейных
отношений.
Как вы думаете в чем причины?
Слайд 26Кризис семьи проявляется:
в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных и внебрачных
детей;
во взаимном отчуждении членов семьи;
в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей.
Слайд 27БРАК – это
добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи
Слайд 28Виды брака
ГРАЖДАНСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКТИЧЕСКИЙ
ЦЕРКОВНЫЙ
Слайд 30Стили воспитания
Диктат в семье характеризуется:
стремлением старших максимально подчинить своему влиянию
младших.
Инициатива детей всячески пресекается.
Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Слайд 31Стили воспитания
Опека в семье — это система отношений,
при которых:
родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,
ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе
Слайд 32Стили воспитания
Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:
признании
возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию
Слайд 33Стили воспитания
Сотрудничество характеризуется:
стремлением старших установить теплые отношения
с младшими,
привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;
в младших ценится как послушание, так и независимость.
Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
Слайд 34Вопросы для закрепления:
Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи
похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.