Слайд 1Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых
предприятий
Слайд 2Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции – сильнейший и самый масштабный
в мире правовой инструмент по борьбе с коррупцией, касается и мер в отношении частного сектора.
В настоящее время 167 государств, являющихся участниками Конвенции, обязались принимать меры по предупреждению коррупции в частном секторе, ужесточать стандарты бухгалтерского учета и аудита и, в надлежащих случаях, применять санкции за несоблюдение таких мер.
Слайд 3
Программа базируется в первую очередь на Конвенции Организации Объединенных Наций против
коррупции (КООНПК) (2005 год), а также такие документы:
- Антикоррупционный кодекс поведения для бизнеса Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) (2007 год);
- Правила борьбы с коррупцией Международной торговой палаты (МТП) (2011 год);
- Руководство по добросовестной практике в сфере внутреннего контроля, соблюдения этических норм и законодательства Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (2010 год);
- Принципы противодействия взяточничеству Инициативы Всемирного экономического форума «Партнерство против коррупции» (PACI) (2005 год);
- Принципы противодействия взяточничеству в бизнесе центра «Трансперенси интернэшнл» (ТИ) (2009 год);
- Руководство по соблюдению принципов добросовестности
Группы Всемирного банка (2010 год).
Слайд 4Области, непосредственно относящиеся к частному сектору
усиление стандартов бухгалтерского учета и аудита
в частном секторе;
установление эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер;
публичные закупки (статья 9);
отмывание денежных средств (статья 14);
криминализацию коррупционных правонарушений (статьи 15–19, 21–25);
ответственность юридических лиц (статья 26);
защита свидетелей, экспертов и потерпевших (статья 32);
защита лиц, сообщающих информацию (статья 33);
последствия коррупционных деяний (статья 34);
сотрудничество с правоохранительными органами (статья 37);
сотрудничество между национальными органами и частным сек- тором (статья 39);
банковская тайна (статья 40).
Слайд 5
Оценка коррупционных рисков является основой для принятия и осуществления антикоррупционной программы!
размер
предпринимательской деятельности
структура предпринимательской деятельности
география ведения деятельности
модель предпринимательской деятельности
внутренние операции компаний, таких как закупки, продажи и маркетинг.
Слайд 6До проведения оценки рисков компаниям рекомендуется определить:
должностные роли и обязанности
производственные
процессы
порядок контроля за всей этой деятельностью.
Слайд 7Производственные процессы
время проведения оценки рисков;
частота проведения оценки рисков;
источники выявления
рисков;
сбор данных;
процедуры оценки рисков (например, количественное описание рисков);
лица, участвующие в оценке рисков (например, штатные сотрудники, деловые партнеры, сторонние заинтересованные лица);
выявление, сбор и обобщение информации;
представление внутренней и внешней отчетности о результатах оценки.
Слайд 8Сферы деятельности компаний, подверженные коррупционным рискам
правовые риски, относящиеся к правовым санкциям
в связи с коррупцией (например, уголовные штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение);
коммерческие и производственные риски, относящиеся к отрицательному воздействию на повседневную деятельность, такую как закупки, производство, продажи, аренда, инвестиции (например, отстранение от участия в публичных торгах, неблагоприятные финансовые условия);
репутационные риски, относящиеся к репутации компании и ее сотрудников в среде коллег и партнеров, членов семей, друзей и широкой общественности. Негативная репутация часто влечет за собой дополнительные последствия, зачастую выражающиеся в коммерческих санкциях (например, снижение объема продаж или привлекательности для инвесторов).
Слайд 9Риск коррупции может быть обусловлен:
моделью, в соответствии с которой компания ведет
свою деятельность (поддержку деловых партнеров, таких как торговые агенты или субподрядчики) - пониженный уровень контроля;
текучестью кадров;
зависимостью от обязательного лицензирования;
комплексными договорами или ориентацией на краткосрочное финансирование;
организационной структурой компании (децентрализованная структура);
организационной культурой, которая определяется превалирующими социальными нормами и выражается в неофициальных правилах поведения (высокая степень конкуренции, низкий уровень доверия и добросовестности)
Слайд 10Внутренние и внешние ресурсы для выявления коррупционных рисков
законодательные требования и иные
нормативные документы (компаниям рекомендуется ознакомиться в полном объеме с внутренним законодательством и мерами регулирования стран, в которых они ведут деятельность);
консультации с сотрудниками компании и, в надлежащих случаях, со сторонними заинтересованными лицами, такими как профессиональные союзы и деловые партнеры;
изучение собственной внутренней статистики, а также использование опыта у аналогичных компаний и деловых партнеров в своей среде;
привлечение внешних консультантов. Благодаря опыту работы с рядом различных компаний внешние консультанты способны выявить риски, которые остались бы незамеченными при проведении внутренней оценки;
руководства по добросовестной практике в сфере оценки рисков.
Слайд 11Оценка коррупционных рисков
Воздействие события – это оценка всех негативных правовых,
коммерческих, производственных и репутационных последствий для компании. Оно включает прямые материальные и нематериальные последствия (предусмотренные законом штрафы, отстранение от рынка и/или негативное давление), а также косвенные затраты, такие как оплата услуг юридической поддержки или время, потраченное в связи с данным делом.
Вероятность события – это возможность того, что связанный с коррупцией риск действительно возникнет в обозримом будущем (например, в течение последующих 12–24 месяцев). Высокий уровень рисков означает, что прямые и косвенные последствия коррупции весьма вероятны.
Слайд 12Меры по снижению отрицательных последствий разрабатываются индивидуально для каждой компании
повышение степени
контроля со стороны руководства (например, принцип двойного контроля для утверждения решений) при привлечении внешних агентов;
проведение специального обучения менеджеров по перевозкам, сталкивающихся с вымогательством со стороны публичных должностных лиц на таможне;
более широкое участие руководителей среднего звена (например, выступления на мероприятиях компании);
автоматизация внутреннего контроля для анализа потоков платежей по долгосрочным комплексным договорам;
более тщательная комплексная проверка ключевых поставщиков или крупных инвестиций;
участие в коллективных инициативах (например, отраслевых группах).