Слайд 1Проблемы реализации конституционного принципа разделения властей в РФ
Разделение власти — политико-правовая
теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком.
Принцип разделения властей является одним из основополагающих в организации деятельности и функционировании каждого демократического и правового государства. В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Слайд 2Основы принципа
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным)
органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль
Слайд 3
. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий
(предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Слайд 4
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены
и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Слайд 5Исполнительная власть
Существует спор, является ли президент представителем исполнительной власти или нет.
Это зависит от конкретной страны, во многих странах президент – глава исполнительной власти. В России он, скорее, стоит над всеми ветвями власти и контролирует их, но так как он действует в рамках закона и во исполнения закона, то можно его отнести к исполнительной власти.
Слайд 6Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве
Слайд 7Исполнительная власть
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.
Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.
Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
В Конституции РФ президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.
Слайд 8
Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он
связан с ней наиболее тесно.
Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер.
Президент перед выборами представляет свою программу. Он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства.
По представлению председателя правительства, определяет структуру федеральных органов исполнительной власти и назначает заместителей председателя правительства и федеральных министров.
Слайд 9
Президент рассматривается как глава государства, гарант всех конституционных институтов
. Это не
противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и закреплена их самостоятельность.
Слайд 10Исполнительная власть
У Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого
института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира..
Согласно другой точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию.
Президент формирует правительство и может принять решение о его отставке.
Слайд 11
Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики,
президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.
Слайд 12
В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную
власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."
По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Слайд 13Законодательная власть
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое
входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — выборы президента
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.
Слайд 14Судебная власть
«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.» гласит Конституция РФ.
Слайд 15Вывод
“Разделение властей”, как теория о соотношении властей в государстве, которая была
впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма.
Для правильного функционирования государства в нем должны существовать самостоятельные друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
Слайд 16
Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993
г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
Сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти.