Слайд 1
ЛЕКЦИЯ 5.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Санкт-Петербург
2016
Слайд 2Понятие управленческого решения и государственного решения
Особенности управленческих решений
управленческое решение есть некоторый
процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур;
управленческое решение есть выбор альтернатив или действия;
управленческое решение предполагает наличие власти и организационной иерархии;
управленческое решение предполагает наличие информационного аспекта.
Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.(Смирнов Э.А.)
Слайд 3Понятие управленческого решения и государственного решения
Основные признаки государственного решения
направленность на решение
проблем государственного уровня;
оформление в виде нормативно-правовых актов, программно-правовых документов (программ, концепций, сценариев, планов) и организационно-распорядительных решений (поручений, штатных расписаний и структур, инструкций и т.п.);
государственно-управленческие решения являются элементами государственно-управленческих отношений;
формирование на их основе государственно-управленческих воздействий;
исполнения всеми лицами, предприятиями, организациями, учреждениями и органами власти;
обеспеченность, в первую очередь, необходимыми государственными ресурсами.
Государственное решение -это особые решения, принимаемые иерархизированной системой институтов государственной власти в процессе публичного управления.
Государственное решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества.
Слайд 4Основные функции государственных решений в системе государственного управления
управление процессами, происходящими внутри
системы ГУ;
управление процессами взаимодействия государства с внешней средой;
непосредственное управление государства.
Слайд 5Требования, предъявляемые к государственным решениям
быть реальным;
содержать механизм реализации;
быть устойчивыми по эффективности
к возможным ошибкам в определении исходных данных;
своевременным;
быть реализуемым;
быть гибким;
предусматривать возможность верификации и контроля исполнителя.
Слайд 6Классификация государственных решений
Основные виды государственных решений
Слайд 7Классификация государственных решений
Основные виды государственных решений
Слайд 8Формы государственных решений
Слайд 9Основные этапы принятия государственных решений и их специфика
Слайд 10Основные этапы принятия государственных решений и их специфика
Слайд 11Уровни принятия государственных решений
Наличие разнообразных уровней принятия государственных решений обуславливается следующими
факторами:
Государство решает комплекс разнородных задач: от обще социальных до частных.
Разнообразие участвующих в процессе принятия решений акторов, обладающих качественно различными основаниями участия в процессе выработки обще коллективных целей.
Функциональная и территориальная диффузия государственного аппарата, предполагающая совершенно определенный формат действий базовых институтов власти и управления.
Слайд 12Уровни принятия государственных решений
Слайд 13Принятие решений в условиях неопределенности и риска
Критерий недостаточного основания Лапласа
вероятности развития
событий близки по значению;
две или более сторон разрешают одну и ту же проблему, но преследуют различные цели, их интересы противоположны
минимизация риска менее важна чем, максимизация среднего результата.
Оценки вероятностей принимаются равными, выбирается решение с максимальным средним результатом.
Слайд 14Принятие решений в условиях неопределенности и риска
Критерий максимина Вальда
нет оценок вероятностей
развития событий;
решение принимается один раз;
необходимо исключить риск.
Выбираются решения с минимальными результатами и риском. Из данной группы выбирается решение с максимальным результатом.
Слайд 15Принятие решений в условиях неопределенности и риска
Критерий минимакса Сэвиджа:
нет оценок вероятностей
развития событий;
необходимо максимизировать результат.
Выбираются решения с максимальными результатами и риском. Из данной группы выбирается решение с минимальным риском.
Слайд 16Принятие решений в условиях неопределенности и риска
Критерий «сожаления» Гурвица:
оценки вероятностей развития
событий отсутствуют или недостоверны;
необходимо считаться с появлением каждого варианта развития событий;
реализуется только малое количество решений;
допускается некоторый риск.
Выбирается решение, минимизирующее размер возможных потерь, т.е. размер «сожаления».
Слайд 17Законотворческий процесс как принятие решения
Слайд 18Схема законотворческого процесса
Слайд 19Особенности законотворческого процесса
Строгий регламент;
Несколько этапов рассмотрения;
Коллективная работа на каждом этапе;
Сложная схема
прохождения процесса.