Принятие и исполнение государственных решений. (лекция 2) презентация

Содержание

Методологические подходы к принятию государственных решений Нормативный Дескриптивный

Слайд 1Лекция 2
Принятие и исполнение
государственных решений


Слайд 2Методологические подходы к принятию государственных решений
Нормативный
Дескриптивный


Слайд 4Нормативный подход
Сторонники нормативного подхода исходят из того, что человек обладает высокими

адаптивными возможностями к внешней среде, поэтому способен объективно отражать ситуацию, то есть рационально выделять и диагностировать проблемы, рассчитывать альтернативы, предвидеть результаты и объективно их оценить.

Для анализа переменных человек использует различные формально-логические методы. При этом человек обладает необходимой информацией и инструментарием.




Слайд 5Сторонники нормативного подхода исходят из того, что человек
обладает высокими адаптивными

возможностями к внешней среде

способен объективно отражать ситуацию, то есть рационально выделять и диагностировать проблемы, рассчитывать альтернативы, предвидеть результаты и объективно их оценить

использует различные формально-логические методы, т.е. обладает необходимой информацией и инструментарием


Слайд 6Принятие решения с точки зрения нормативного подхода - это
рациональная технология,

последовательность процедур
(это идет от Аристотеля).

Рациональность обуславливает оптимизацию целевых функций и приводит объект в целевое состояние.


Слайд 7К наиболее показательным теориям на методологической нормативной базе можно отнести модели:
всеобщей

рациональности (К.Эрроу и Э.Даунс);
рационального выбора (Э.Остром, К. Арроу);
ограниченной рациональности (Г.Саймон);
сетевую теорию (Д.Ноук, П.Ричардсон, Х.Хекло)
концепцию динамического цикла (Дж.Андерсон, Б.Дженинкс)
организационного институционализма (Дж.Марч, Дж.Олсен).


Слайд 8Специалисты в области административного права, сводят весь процесс принятия решений к

регламентированной деятельности государственных учреждений, действующих в рамках своих полномочий.
Принятие решений в государстве проходит исключительно на административном уровне, на основе объективной информации.
При таком подходе Л.Гуяик и Л.Урвик в 1937г. предложили систему POSDCORB:
planning (планирование)
organizing (организация)
staffing (набор персонала)
directing (направление)
coordinating (корректирование)
reporting (отчетность)
budjeting (бюджетирование)

То есть, государственное управление является сферой технической рациональности и исключает из процесса принятия решений активность гражданских структур.


Слайд 9Модель всестороннее рационального принятия решений
Фундаментом этой модели является экономическая мотивация, стремление

человека к выгоде, предопределяющее все его действия.

Решения принимаются в рамках представлений человека о возможных затратах и выгодах, которые имеют тенденции к увеличению при наличии персональной заинтересованности в достижении цели.
Строгая рациональность предполагает знание альтернатив и последствий, а решение представляется суммой рациональных выборов индивидуумов, то есть коллективное решение.
Применительно к государству это означает, принятие решения предполагает формирование единой иерархической организации управления, активное участие чиновников в управлении, административное управление финансами.


Слайд 10Теория рационального выбора
Люди не имеют четкого представления о способе решения, проблемы

и руководствуются своими убеждениями. Именно убеждения устанавливают связь действий и результатов.
Рациональность побуждает людей принимать решения, исходя из ожидания полезности своих действий. Именно с этой точки зрения люди воспринимают и формулируют цели.
Сторонники этого подхода предпочитают абстрагироваться от нормативных трактовок управленческих процессов. Они акцентируют внимание на различных технологиях целеполагания и формах рентоориентированного поведения политиков и бюрократов.
Получается, что чиновникам и политикам невозможно скомпоновать единый перечень интересов, превратив их в общественные так, чтобы были соблюдены принципы демократии. Поэтому существенную важность приобретают те из институтов госуправления, которые регулируют конкуренцию и осуществляют политический выбор решения проблемы. Однако выбор делается в угоду авторитарным группам и высшему правителю. Переходя из бизнеса во власть, люди сохраняют установки на свои частные цели.

Слайд 11Маккормик и Крейн прямо утверждают, что политики и чиновники занимаются государственным

регулированием с целью собственной выгоды, в виде увеличения налогов (рост бюджета – рост зарплат) или взяток и откатов.
Бюрократы постоянно ищут пути получения ренты(за счет лицензирования, регистрационных и разрешительных процедур). В рамках этой теории процесс получения чиновниками прибыли и её защиты с помощью правительства получили название «политической ренты».
Принципы этого подхода приводят к встраиванию в государственные решения частных и групповых интересов, что приводит к «перекосу» целей, «провалам» государственных решений, неспособности к самоисправлению.


Слайд 12Теория «бдительной обработки информации» (Дженис и Манн)
Теория основана на признании

универсального характера стандартов целеполагания, отражающих ограниченные возможности человека. Отсюда наличие дефектов в решениях.
Авторы предполагают, что при определенном порядке действий и конструировании внешних обстоятельств увеличивается вероятность принятия «хороших» решений.


Слайд 13Теория ограниченного рационализма Г.Саймона
Саймон Г. был логическим позитивистом и отрицательно относился

к идее суперрациональности.
Рациональность целеполагания может быть только ограниченной, а решающий выбор принадлежит социальной и организационной среде, которая накладывает ограничения и определяет тип поведения индивида.
Различная интерпретация различными людьми (в зависимости от опыта, интуиции, конкретных обстоятельств и т.д.) , является ограничением человеческой рациональности.
Существуют следующие ограничения:
когнитивные (недостаток внимания к обстоятельствам, определяющим проблемную ситуацию, ограничения по объему и качеству информации);
политические (разнонаправленность целей, конфликт интересов);
организационные (неправильное распределение полномочий, приоритеты тактических целей над стратегическими и т.д.)


Слайд 15К традиционным ограничениям (стоимость информации, дефицит времени, недоступные технологии и т.д.).

Саймон добавляет ограниченность человеческих возможностей.

Саймоном выделяются два принципиальных момента, позволяющих человеку компенсировать присущие ему ограничения:
«утилита» (ожидание полезности от принятого решения)
«сатисфакция» (набор минимальных критериев, которыми он руководствуется при постановке любой цели).


Сочетание утилиты и сатисфакции ведет к тому, что человек принимает первое решение, которое удовлетворяет тому и другому требованию. Он может рассматривать и другие варианты, если есть время. Но в любом случае он стремится к удовлетворительному, а не к оптимальному решению. То есть его деятельностью руководит в первую очередь прошлый опыт, соотнесенный с конкретной ситуацией.


Слайд 16ТЕХНОЛОГИЯ разработки и принятия управленческих решений (по Саймону):
разведывательная стадия;
проектная стадия;
стадия выбора.

Наличие

упрощенных управленческих алгоритмов позволяет преодолеть неопределенность при принятии решений.


Слайд 17Саймон считал:
Внутри организации, индивид должен утратить свою автономность, воспринимая позицию высшего

руководства легитимной.
Организация должна помогать людям понять как надо действовать в той или иной ситуации, распределяя роли и функции.
Организация должна помогать индивидам правильно расставлять приоритеты, определять ресурсы. Это может быть выражено в формировании подцелей, в конкретных требованиях к кадрам и т.д.
Высшие менеджеры должны общаться с людьми, не надеясь, что они выберут правильное решение, должны ориентировать работников на определенные стандарты, сужая тем самым круг возможных альтернатив.


Слайд 18Накладывая ограничения на мотивацию человека, организация подталкивает его к применению стандартных

способов взаимодействия и поведения, которые в конечном счете помогают решить общие проблемы организации.
В этом случае индивидуальная сатисфакция будет стремиться к сближению с коллективной оптимизацией решений.
Саймон подчеркивал, что «мы знаем, что ограниченно рациональны, живем в условиях неопределенности, и тем не менее, мы продолжаем существовать, предполагая при этом, что мы можем рационально и сознательно использовать ряд средств для достижения конкретного результата».


Слайд 19Саймон сохраняет рациональность, но предполагает рациональность краткосрочную, для которой не требуется

полной информации, а нужна адекватная и достаточная информация, которую можно получить в процессе исследования.
Она позволяет делать краткосрочные разумные выводы и корректировать их по мере развития ситуации. При этом решения являются изменяемыми, а не окончательными. Такая методика позволяет принимать вполне подходящие решения, хотя присутствует потеря скрытых возможностей.


Слайд 20Практика нередко показывает неприменимость саймоновского подхода, поскольку – особенно в представительных

органах власти – вырабатываемые цели чрезмерно размыты и не способны создать поддерживающую их рациональную коалицию ЛПР.
Практика государственного управления показывает, что зачастую в целевые показатели государственных органов включается масса далеко не рациональных интересов.
Если говорить в общем, то люди не являются рациональными акторами, которыми их видит наука.


Слайд 22Поведенческий (дескриптивный) подход к принятию решений
Базовые основания поведенческого подхода:
человек слишком

самонадеян,
не в состоянии установить объективные причины целеполагания,
не может предпринимать рациональные действия,
не может проектировать будущее.

Поведенческий подход оценивает принятие государственного решения как процесс, в центре которого стоит человек с его интересами, традициями, персональным опытом и состоянием сознания. Принимая решение, он руководствуется не только разумом, но и эмоциями, использует свою интуицию, заблуждения, стереотипы.
Исполняя государственную деятельность, люди используют бытовые стимулы и мотивы поведения.


Слайд 23Отсюда следует, что целеполагание нельзя описать количественными методами
Научные школы, развивающие дескриптивный

подход:
бихевиоралистская (поведенческая)модель Лассуэлл и Лернера,
инкременталистская (пошаговая) теория Линдболма и Дрора,
концепция групповой репрезентации Даля и Шмиттера.


Слайд 24Бихевиоралисты на первый план выдвигают психологические факторы принятия решений, делая упор

на движущей роли социокультурных составляющих, внутренних мотивах человека, его неформальных связях, латентных механизмах целеполагания и других аналогичных параметрах этого процесса.
Г. Лассуэл в 1-ой половине прошлого века описал механизмы влияния ценностных установок на различных уровнях политической системы и превращения частных интересов в общественные цели.


Слайд 27Инкременталистская модель
Главные идеи Ч.Линдблома:
Совмещение различных позиций акторов и достижение компромисса

– условие успешного целеполагания.
В условиях неопределенности ЛПР вместо рациональных подходов применяет тактику разрозненных (инкрементальных) действий таких, чтобы последовательно улучшать ситуацию.
ЛПР ориентировано не на оптимальное, а на удовлетворительное решение, которое подходит для реализации ближайших задач. А поскольку реальность всегда разнообразнее замыслов ЛПР, то жизнь вносит поправки в даже принятые и реализованные решения.

Слайд 28Инкременталисты не отождествляют результаты реализации решений и их последствия.
Такой подход демонстрирует,

что в разработке государственных целей доминирует субъективность, незначительна роль формальных процедур и отсюда- неустранимый хаос в системе государственного управления, препятствующий выработке устойчивых тенденций в принятии решений.
Реальность показывает, что рационально- нормативные подходы, в большей степени воплощают мечту планировщика, а не практика – управленца. Рациональный подход чаще продуцирует формы утопического мышления, малоприменимые в практической деятельности государственных органов.


Слайд 29По мнению инкременталистов -
Рационализм не может стать универсальной основой принятия государственных

решений из- за политической природы данного процесса, постоянного сопровождения экспертных действий переговорами, личными контактами людей, имеющих полномочия и людей, не имеющих полномочий, но способных повлиять на изменение целевых установок государственных органов.
Этот подход применим для решения хорошо структурированных задач, когда есть достаточный объем информации и предельно минимизировано поле морально- политического выбора ЛПР.


Слайд 30У инкрементального подхода есть опасные для государственного управления черты. Его критикуют

за консерватизм, недопущение им существенных сдвигов в организации государства и общества.
Инкрементальные методики дорогостоящи, поскольку задачи общесоциального характера приходится решать путем частичных улучшений. Этот подход применим для решения творческих, слабоструктурированных проблем.
Преобладание в принятии государственных решений инкрементального подхода дает основания увидеть сложное сочетание в нем формальных и неформальных компонентов, когда неожиданно возникают новые акторы и зависимости.


Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика