Слайд 1Лекция 1 Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности. Классификация предприятия.
1.1. Понятие
предприятия, цели и направления деятельности
1.2. Организационно-правовые формы предприятий
1.3 Правовые основы функционирования предприятий
1.4. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Слайд 2Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим
законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Слайд 3Предприятие обладает следующими признаками:
1) предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;
2) оно отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
3) предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
4) имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
5) должно иметь самостоятельный баланс, законченную систему учета, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
6) имеет расчетный и другие счета в банках;
7) должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Слайд 4Предприятия можно классифицировать по многим признакам :
- цель и характер деятельности,
-
используемые ресурсы,
- отраслевая принадлежность,
- местоположение,
- размер предприятия,
- форма собственности,
- организационно-правовая форма.
Слайд 5Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации имеют своей целью получение
прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.
Слайд 7В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:
- использующие в
основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Слайд 8Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия
Негативные последствия специализации и разделения
труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.
Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.
Слайд 9В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:
1) промышленные предприятия, которые
осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;
2) строительные предприятия;
3) торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;
4) банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;
5) транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;
6) страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;
7) предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.
Слайд 10Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:
Ориентация на материалы -
с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.
Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.
Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.
Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).
Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.
Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.
Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.
Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.
Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
Слайд 11Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости
от следующих факторов:
количество работников,
годовой оборот,
размер основного капитала,
количество рабочих мест,
затраты на оплату труда,
использование исходных материалов.
Слайд 12В России установлены критерии отнесения к малым предприятиям (федеральный закон №209-ФЗ
от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
а) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до 100 человек включительно – для малых предприятий, до 15 человек – для микропредприятий;
в) выручка от реализации товаров без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн. руб. – для микропредприятий, 400 млн. руб. – для МП.
Слайд 13По назначению готовой продукции предприятия делятся на:
производящие средства производств
производящие предметы потребления.
Слайд 14По признаку технологической общности различают предприятие:
с непрерывным процессом производства
с дискретным
Приостановка непрерывного производства невозможна по причинам производственно-технического характера (доменные и мартеновские печи, насосные станции) или вследствие необходимости беспрерывного обслуживания населения (телефонные станции, электростанции, транспорт).
Слайд 15По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на:
специализированные
диверсификационные
комбинированные.
Слайд 16По типам производственного процесса предприятия делятся на
предприятия с единичным типом производства
серийным
массовым
опытным.
Слайд 17По формам собственности различают на:
частные
государственные
смешанные
Слайд 18В соответствии и Гражданским кодексом РФ:
2 формы предпринимательства без образования юридического
лица
7 видов коммерческих организаций
7 видов некоммерческих организаций.
Слайд 19Рис.2 Организационно-правовые формы предпринимательства в России
Слайд 20Товарищества бывают 2-х видов: полные и коммандитные.
Предприятия, созданные в форме товариществ
имеют ряд преимуществ:
· возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки;
· каждый полный товарищ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими;
· полные товарищества наиболее привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества;
· дополнительным преимуществом товарищества на вере является то, что для увеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков.
Недостатки:
· между полными товарищами должны быть доверительные отношения;
· каждый член товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственность по обязательствам этой организации, т.е. в случае банкротства каждый член (кроме коммандитистов) отвечает не только вкладом, но и личным имуществом;
· товарищество не может быть создано одним участником.
Слайд 21Общество.
Преимущества общества с ограниченной ответственностью:
· возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие
сроки;
· может быть создано одним лицом;
· в деятельности могут участвовать как юридические, так и физические лица, причем как коммерческие, так и некоммерческие;
· члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.
Недостатки:
· уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством;
· общество не очень привлекательно для кредиторов, так как его члены несут ограниченную ответственность;
· число участников ООО не должно превышать пятидесяти.
Слайд 22Преимущества АО:
· гарантия от того, что при выходе его участников основной капитал
общества будет уменьшен;
· возможность сконцентрировать большой капитал;
· возможность быстрого отчуждения акций, что дает возможность почти мгновенного перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;
· ограниченная ответственность акционеров (в пределах своих акций) в случае банкротства общества.
К недостаткам можно отнести
отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, так как для реального контроля надо иметь не менее 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетентности в его использовании.
Слайд 23Производственный кооператив
это добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности,
основанное на личном трудовом участии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов
Слайд 24Преимущества кооператива:
· прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает заинтересованность членов кооператива
в добросовестном отношении к труду;
· законодательство не ограничивает число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц при вступлении в кооператив;
· равные права всех членов, т.к. каждый из них имеет только один голос.
Основные недостатки кооператива:
· число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничивает возможности по их созданию;
· каждый член несет ограниченную ответственность по долгам кооператива.
Слайд 25Различают два вида унитарных предприятий
1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают
более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);
2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия); во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.
Слайд 26
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий,
национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Слайд 27Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую
создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Слайд 28Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
-
потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Слайд 29В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов
Природные факторы
Демографические
факторы
Научно-технические факторы
Экономические факторы
Экологические факторы
Политические факторы
Международные факторы
Слайд 30Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:
- взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
-
ответственности перед конечным потребителем;
- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения этического кодекса предпринимательства.