Слайд 1Предмет и задачи философии права.
Философия права в системе философии и юриспруденции.
Типология философских концепций права.
Слайд 2Предмет философии права
Философия права - это одна из областей общетеоретических правовых
знаний, новая, наиболее высокая ступень осмысления права,
Философия права представляет собой науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии.
Философия права - научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей.
Слайд 3В.С. Нерсесянц: «Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и
понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества».
Итальянский философ права Н. Боббио: «справедливость является единственной проблемой философии права, составляющей ее предмет».
Слайд 4С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права,
по основному традиционно типическому её содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, «нормальный» строй общества»
Слайд 5С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях
(уровнях) – философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на основе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права
Слайд 6Предметом философии права является взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным
миром, т.е с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.
Слайд 7В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины.
Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.
Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является объективные свойства государства и права, закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.
Слайд 8Не надо противопоставлять философию права и юридическую науку
как и всякая частная
наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, - право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др
вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.
Слайд 9Подходы к пониманию дисциплинарного статуса философии права.
философия права как часть общей
философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики
философия права относится к практической философии, учению о должном.
Философия права как отрасль юридической науки.
Философия права является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве.
философия права как наука, разъясняющая в «последней инстанции» значение правовых принципов и смысл правовых норм.
Слайд 10И философия права и юриспруденция служат методологической основой для конкретных (частных)
юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права - общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.
Слайд 11философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует
наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
Слайд 12Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы
к этому вопросу представителей различных философских направлений
Слайд 13Наиболее ярким, выразительным примером осмысления права в контексте универсальной философской системы
является философия права Гегеля
Выделив философию права как фундаментальную часть своей философской системы, выделил идею обоснованности действительности, в обществе - обоснованности процессов, поведения и поступков.
Исследовал категории нравственности, морали, всему тому, что позволяет определять обоснованность процессов, действий, поступков, а в более широком плане - обоснованность всего сущего.
Слайд 14Гегель : "в праве человек должен найти свой разум . .
. и постигнуть мысли, лежащие в основе права" .
усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).
Слайд 15С. Франк считает что, философия права - раздел социальной философии, который
носит название социальной этики.
Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины.
В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии.
Слайд 16Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была
бы философия права.
Слайд 17Структура философии права
онтология права исследует проблемы природы права и его оснований,
бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе;
антропология права исследует антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;
гносеология права исследует особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблему истины в праве, а также правовую практику как критерий правовой истины;
аксиология права исследует ценность как определяющую характеристику человеческого бытия, способ бытия ценностей, основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. Вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении;
Слайд 18В структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором
рассматриваются:
философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция);
гражданского права (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность);
процессуального и уголовного права и др.
Слайд 19Философско-правовая рефлексия.
Рефлексия (от лат. reflexio - отражение) в современном гуманитарном знании
понимается как анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний.
Юриспруденция, по своему методу догматична, т.е. не занимается критической проверкой своих оснований.
Философия критична, она постоянно оценивает свои основания. Такая оценка и представляет собой философскую рефлексию.
Рефлексия является обязательным элементом философско-правового познания.
Рефлексия философии права как критического анализа своих оснований осуществляется в виде обсуждения или дискурса.
Рефлексия и дискурс - важнейшие особенностями метода философии права.
Слайд 20Типология философских концепций права
В зависимости от того, как философия права интерпретирует
правовую реальность, выделяют следующие философские концепции права:
Философско-правовой идеализм;
Философско-правовой материализм;
Философско-правовой рационализм;
Философско-правовой иррационализм;
Философско-правовой позитивизм ;
Философско-правовой либерализм
Слайд 21Философско-правовой идеализм -представители этой концепции считают, что правовая реальность есть порождение
Духа, инобытие Идеи, понятий и т. п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, В.С. Соловьёв).
Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т. п. (Ш. Монтескьё, Т. Гоббс, К. Маркс)
Слайд 22Философско-правовой рационализм – обосновывает положение о том, что знания являются основополагающей
составляющей правовой реальности и главным условием существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант)
Философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами: воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм)
Слайд 23Философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность как совокупность единичных фактов, «очищенных»
от морали, политики, психологии, а право – как совокупность норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).
Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители 18-20 вв.
Слайд 24Многообразие философско-правовых концепций обусловлено выделением естественного, позитивного и гуманистического права
Слайд 25Естественное право
В основе учения о естественном праве лежит идея о том,
что все существующие правовые нормы должны основываться на каких-то объективных началах, основаниях, не зависящих от воли человека (общества).
Образцом таких объективных начал считалась природа - право, не зависящее от человеческой воли и желаний, было названо природным, или "естественным".
Теория естественного права направлена на поиски особой реальности права, несводимой к реальности государственно-властных установлений и тесно связана с идеалистическим мировоззрением.
Слайд 26Естественное право не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью,
неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.
определяет исходные принципы, на основе которых принимаются (во всяком случае, должны приниматься) действующие правовые нормы и на основе которых происходит их оценка.
оценка осуществляется на основе иерархии ценностей, которую задает философия права.
Слайд 27Позитивное право
В. Бачинина: «Позитивное право: правовые нормы, которые оформлены как
система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период».
С. Алексеев: «Позитивное право - это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные императивно-властные решения».
В обоих случаях позитивное право рассматривается как искусственное создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.
Слайд 28Позитивное право представляет собой институциональное образование: оно существует в виде внешних
объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических документах.
Подобно всем феноменам цивилизации, оно, с одной стороны, несет с собой груз отрицательных потенций (возможность подчинения права произволу государственной воли, узкоклассовым, групповым, этническим интересам), а с другой - характеризуется определенными достоинствами.
Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как важный элемент общества в условиях цивилизации, представляет собой нормативно-ценностный регулятор.
Слайд 29Позитивное право, состоящее из нормативных средств и механизмов регулирования общественных отношений,
предназначено для того, чтобы ввести в жизнь людей начала единой упорядоченности, общепризнанности.
Позитивное право носит ценностный характер, вводя в жизнь нормативные начала, дает оценку жизненным явлениям и процессам и является основой для того, чтобы действовать «по праву» и признавать те или иные поступки людей в качестве таких, которые совершены «не по праву».
Важное свойство позитивного права - государственная обеспеченность, то есть высокая гарантированность действий права, возможность сделать реальным (при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей.
Указанные свойства позитивного права дают возможность в определенной мере исключить из общественной жизни произвол, гарантировать стабильность, социальный мир, исключить хаос в поведении людей, произвол в отношении личности.
Слайд 30Гуманистическое право
представляет собой регуляторы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь
на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.
Слайд 31естественное право сопрягается с материалистическим и натуралистическим философско-правовыми концепциями;
позитивное право
обосновывается преимущественно рационалистическими и позитивистскими теориями;
гуманистическое право неразрывно связано с философско-правовым персонализмом и либерализмом.