Слайд 1
семинар:
«ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ РАДИОСТАНЦИИ»
Часть 1. Закон о рекламе.
Надзорные органы.
Юридическая документация
2015
Слайд 2Содержание: основные блоки
Закон о Рекламе
Надзорные органы
Юридическая документация
Слайд 4Что такое ЗОР: из истории вопроса
4 июня 1995 г. Государственной Думой
России был принят первый Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу 18 июля того же года.
- он определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы.
- в законе впервые были даны определения понятия рекламы, основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, потребителя рекламы и т.д.
Со времени принятия первого Закона о рекламе прошло более 10 лет. За это время рекламная индустрия России шагнула далеко вперед, окрепла, пережила серьезный кризис в 1998 г. Проявились недостатки первого Закона, которые надо было исправить, а также необходимо было привести Закон в соответствие тем условиям, в которых сегодня работают рекламисты. Все эти причины повлияли на то, что 13 марта 2006 г. Президент РФ подписал второй Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе», действующий в основной редакции по настоящий момент.
Слайд 5Что такое ЗОР сегодня…
Федеральный закон "О рекламе" изложен в
новой редакции, позволяющей последовательно раскрыть общие требования, предъявляемые к рекламе, определить особенности способов распространения рекламы, выделить требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров, аспекты саморегулирования рекламы, а также государственного контроля соблюдения рекламного законодательства.
Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Слайд 6Основные «персоны» закона
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
Слайд 7Реклама на радио – это…
Радиореклама (радио реклама, реклама на радио) — общий
термин для обозначения любой рекламы, транслирующейся на радиостанциях. Радиорекламу можно считать одним из видов звуковой рекламы.
Основные преимущества рекламы на радио:
большая аудитория, приятное ненавязчивое медиа, фоновое медиа, недорогая реклама, высокая направленность на ЦА.
это мощное средство для мотивации потребителя к действию. Радио достигает людей в момент близкий к совершению покупки.
целевое СМИ, воздействующее на нужную аудиторию.
доступно всегда и везде — дома, в офисе, на улице, в машине.
срочное, быстрое и гибкое медиа. Можно легко внести изменения.
Слайд 8Кто несет ответственность по закону:
Ответственность РАДИО -
Ответственность ПАРТНЕРА/КЛИЕНТА/СПОНСОРА -
Общая
ответственность Радио + Клиент -
Ответственность: условные обозначения
Слайд 9Реклама в блоках
Прерывание рекламой (реклама в блоках):
не более 20% вещания в
течение суток (4,8 часа);
обязательное сообщение (отбивка) «реклама»
количество прерываний - столько раз, сколько 15-ти минутных периодов включает в себя радиопередача.
Слайд 10Спонсорская реклама на радио
Спонсор - лицо, предоставившее средства для создания радиопередачи
(деньги, товары и т.д.).
Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Фактически спонсорство – дополнительная возможность выпустить рекламу в эфир.
Слайд 11Спонсорская реклама на радио
Спонсорская реклама (реклама вне блоков):
не более 30 секунд
в пределах радиопередачи (в самом начале и/или в конце передачи);
не требует отбивки «реклама», но обязательно упоминание спонсора;
спонсор упоминается так (если стоит в «открывашке», то в «закрывашке» повторять не нужно):
- для юр.лица – организационно-правовая форма ООО/ОАО/ЗАО/ЖСК «…» и т.п.;
- для индивид.предпринимателя – ИП Иванов А.А. с инициалами)
Примеры спонсорской рекламы
Спонсор новостей (г. Красноярск)
Спонсор прогноза погоды (г. Владивосток)
Спонсор программы (г. Казань)
Слайд 12Реклама стимулирующих мероприятий (ст. 9):
понятие, основные требования
Стимулирующее мероприятие – это конкурс,
игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара (а равно пользование услугой).
Требования закона: указание в ролике:
1) «Подробности об организаторе акции, правилах её проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения по телефону 222-22-22 или на сайте viberiradio.ru»
2) Сроки – «с _______ по ______ 2014 года (подробно!)
Требования ФАС (комментарий закона + разъяснения):
Следует указывать не только сам источник
информации, но и сообщать о том, какого рода
сведения может получить потребитель рекламы,
обратившись к данному источнику информации,
то есть вышеуказанная фраза целиком обязательна.
!!! Указание в рекламе о скидке на
товар не является стимулирующим
мероприятием
Слайд 13Реклама стимулирующих мероприятий (ст. 9):
ответственность, пример
ФАКТ:
внимания ФАС к специфике рекламораспространителя
нет, за нарушение штрафуют всех (и ТВ, и радио, и печатные СМИ)
Те же требования при рекламе игр и пари
(сроки проведения + источник информации об организаторе).
ПРИМЕР: результат строгого соблюдения закона – пример рекламного ролика, в котором из 47 сек., только 15 сек. составил основной текст.
«Рональдо: «Я люблю футбол. Вы тоже? Тогда это для Вас! Купите шампунь Clear vita ABE Men и получите захватывающее футбольное видео, футбольный мяч, и-и-и.. выиграйте столик в любом спортбаре на финал чемпионата мира! Clear vita ABE. Перхоти нет. Больше красивых голов!
Информация об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве призов (выигрышей) по результатам ее проведения, сроках, месте и порядке их получения на www.cleareffect.ru или по телефону отзывчивой линии 8 800 200 1 200. Звонок по России бесплатный. Количество призов ограничено. Регистрация кодов с 10 мая по 29 июня 2010 года включительно. Розыгрыш призов 17, 24, 31 мая 2010, 7, 14, 21, 29 июня 2010 года. Срок проведения акции с 10 мая по 31 июля 2010 года включительно»
Аудиопримеры:
КАСКО в подарок
(г. Красноярск)
АВТО в подарок
(г. Н. Новгород)
Слайд 14Реклама стимулирующих мероприятий (ст. 9):
лотерея - определение
Что такое «лотерея» в новом
понимании законодательства?
Лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно
присутствие лотерейной комбинации,
нанесенной (внесенной) на стадии
изготовления (создания) соответствующего
документа и (или) участником лотереи.
Слайд 15Реклама стимулирующих мероприятий (ст. 9):
лотерея
ЗОР и ФЗ «О лотереях» не содержит
определение
«стимулирующая лотерея»
!!!Теперь не надо требовать от клиента и предоставлять нам самим выписки из реестра лотерей.
То, что раньше называлось «стимулирующая лотерея» включается в понятие «стимулирующее мероприятие».
При рекламе лотереи в ролике должно быть:
Сроки проведения
Полная дописка о подробностях (*подробности об организаторе акции, правилах её проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения по телефону 222-22-22 или на сайте viberiradio.ru)
Юридическое подтверждение, что это лотерея: запрашиваем договор с органом исполнительной власти на проведение лотереи
Слайд 16Реклама стимулирующих мероприятий (ст. 9):
порядок работы с роликами
Если ролик содержит условия
о проведении акции с розыгрышем (для отнесения акции к стимулирующему мероприятию либо к лотереям), то:
Запрашиваем условия акции.
Разбираемся, как формируется призовой фонд:
Если за собственный счет организатора акции, то это «стимулирующее мероприятие».
Соблюдаем правила по указанию сроков и полной дописке об акции. Также запрашиваем с партнера подписание гарантийного письма, что они точно не проводят лотереи в новом понимании ФЗ «О лотереях». Никаких дополнительных документов не требуем!
Если за счет средств от проведения от мероприятия акции (напр., распространяются лотерейные билеты), значит это лотерея. Просто так лотерею по своему желанию провести нельзя, надо выиграть конкурс у органа исполнительной власти. Запрашиваем у клиента гос. контракт с этим органом. Если контракта нет, то ролик выпускать нельзя.
Слайд 17Реклама определенных товаров и услуг: дистанционная продажа (ст.8) - определение
Дистанционная продажа
– все случаи продажи товара, при которых исключается непосредственное ознакомление покупателя с товаром при заключении договора (интернет-магазины, телемагазины, продажи по телефону, продажи по каталогам)
Слайд 18Реклама определенных товаров и услуг: дистанционная продажа (ст.8) – ролики
Обязательные пункты
для озвучивания в роликах при дистанционной продаже:
наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть:
- для юр.лиц: ООО «…», город, улица, дом, № комнаты, ОГРН.
- для ИП: ИП Иванов А.А., ОГРНИП.
Допустимо ускорить прочтение информации,
но такая ускоренная информация должна
восприниматься слушателем.
Интернет-магазин запчастей
(г. Саратов)
Слайд 19Реклама определенных товаров и услуг: дистанционная продажа – виды товаров
Реклама отдельных
разрешенных видов товаров:
При рекламе дистанционной продажи билетов (авиа, ж/д, на концерты и т.д.) требования ст. 8 соблюдать не нужно!
При рекламе доставки еды (суши, пицца, обеды и т.п.) обязательно соблюдаем требования в части ст.8 соблюдать обязательно (указания ОГРН, юр. адреса и юр. наименования компании).
ЗАПРЕЩЕНА дистанционная продажа следующих товаров
(*Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55):
лекарственных препаратов;
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
оружия и патронов к нему;
БАД (п. 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)»);
экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
РОЛИК С ТАКОЙ РЕКЛАМОЙ РАЗМЕЩАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Слайд 20Реклама определенных товаров и услуг: алкогольной продукции (ст.21)
С 1 января 2015
года вступили в силу новые правила размещения рекламы на радио алкогольной продукции:
Разрешено рекламировать вино и игристое вино (шампанское), произведенные в РФ из выращенного на территории РФ винограда.
Реклама допустима только с 23 часов до 7 часов по местному времени.
Рекламировать пиво по-прежнему запрещено!
Реклама должна обязательно содержать оговорку «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» не менее 3 секунд
У клиента обязательно запрашиваем лицензию на осуществление производства, хранения, поставок и розничной продажи винодельческой продукции.
В последствии надо будет запрашивать выписку из реестра виноградных насаждений, чтоб понять, что вино сделано из выращенного на территории РФ винограда. Порядок ведения реестра виноградных насаждений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Слайд 21Реклама определенных товаров и услуг: медицинских услуг/товаров/лекарств (ст.24)
Требования закона – в
ролике должно быть предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Не менее трех секунд (ускорять нельзя!!!).
На радио разрешена реклама только лекарств, которые отпускаются без рецепта врача (для этого запросить инструкцию, в которой это обозначено) и реклама мед.изделий, для применения которых не нужна спец.подготовка (возможно самостоятельное использование – для этого запросить инструкцию).
Запрашиваем документы: регистрационное удостоверение, сертификат.
В ролике должно прозвучать наименование товара, как в указанных документах (пример: мед.изделие вибромассажер «Альфа-3»).
Если такого вида спонсор у нашего проекта, то:
В ТВ-ролике предупреждение стоит не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем 5% площади кадра;
В макетах, наружной рекламе и пр. – не менее чем 5% от площади рекламной поверхности.
Реклама лекарственного препарата (г. Калуга)
Слайд 22Реклама определенных товаров и услуг: салоны красоты/санатории/клиники (ст.24)
Реклама медицинских услуг на
радио разрешена!
Реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации на радио запрещена.
При рекламе медицинских услуг, медицинских учреждений надо обязательно указывать предупреждение не менее 3 секунд.
Обязательно надо запрашивать лицензию на осуществление медицинской деятельности.
При рекламе медицинских услуг сверяемся с
Номенклатурой медицинских услуг
(классы «А» и «B»).
Слайд 23Реклама определенных товаров и услуг: салоны красоты/санатории/клиники (ст.24)
В РОЛИКАХ МОЖНО:
Использовать слова
«лечение», «профилактика», «реабилитация», «диагностика» только в случае, если они входят по Номенклатуре мед. услуг в название конкретной услуги.
Например,
нельзя: «Приходите, в нашей клинике мы проведем диагностику заболеваний», но
можно: «Приходите, мы проведем вам ультразвуковую диагностику заболеваний позвоночника».
- Упоминать названия методов диагностики, если они – составная часть названия медицинских центров (например, название клиники «МРТ-диагностика», «УЗИ клиника» и т.д.);
Упоминать названия заболеваний, на которых специализируются медицинские центры («артриты», «артрозы» и др.);
Указывать медицинскую услугу не прямым термином из Номенклатуры, но чтоб было понятно, о какой именно услуге идет речь.
Например, можно говорить просто «солярий», т.к. под этом подразумевается конкретная мед. услуга «ультрафиолетовое облучение кожи».
Использовать фразу «все виды анализов»;
Перечислять какие отделения существуют в медицинском центре (например, «МРТ-отделение»);
Указывать виды медицинской деятельности, осуществляемой учреждением («гинекология», «урология», «хирургия»).
Слайд 24Реклама определенных товаров и услуг: БАД (ст.25)
В ролике должно звучать:
полное название
БАД как в документах (чтобы обязательно звучало, что это БАД);
обязательное 3-х секундное предупреждение «Не является лекарственным средством».
Для того, чтоб данное предупреждение составляло
не менее трех секунд, рекомендованы
следующие варианты указания этого в роликах:
«Биологически активная добавка. Не является
лекарственным средством»;
«БАД «Название БАДа». Не является лекарственным
средством».
У партнера запросить документы, из которых
должно следовать, что это БАД:
- сертификат;
- декларация о соответствии.
Слайд 25Реклама определенных товаров и услуг: оружие (ст.26)
Можно рекламировать ТОЛЬКО следующее гражданское
оружие (конкретные виды определяются законом «Об оружии»), в том числе это относится и к оружейным магазинам:
- оружие самообороны,
- спортивное,
- охотничье,
- сигнальное оружие.
Размещаем рекламу с 22:00 до 7:00 часов
местного времени.
Слайд 26Реклама определенных товаров и услуг: строительство (ст.28)
РЕКЛАМА СТРОИТЕЛЬСТВА
УЖЕ ПОСТРОЕННОЕ ЖИЛЬЕ (городское/загородное),
то это должно следовать из ролика (пример: «дом сдан», «строительство завершено»), и требуем у клиента акт ввода в эксплуатацию.
СТРОЯЩЕЕСЯ (ЕЩЕ НЕ ПОСТРОЕННОЕ жилье) - реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья допускается только в двух формах:
ДОЛЕВКА
связана с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве
КООПЕРАТИВ (реклама жилищных и жилищно-строительных кооперативов, реклама, связанная с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений).
Слайд 27Реклама определенных товаров и услуг: строительство (ст.28)
Реклама строительной компании
(г. Кемерово)
Слайд 28Реклама определенных товаров и услуг: финансовые услуги (ст.28)
Реклама банковских, страховых и
иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги:
для юридического лица – наименование;
для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество.
Не должна :
содержать гарантии или обещания в будущем
эффективности деятельности (доходности
вложений);
умалчивать об иных условиях оказания
соответствующих услуг
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа).
сбережения
Слайд 29Реклама определенных товаров и услуг: финансовые услуги (ст.28)
Если компания новая или
небольшая, то обязательно смотрим в уставе компании, чтоб в разделе «Основные виды деятельности» было прописано (могут быть разные формулировки), что компания может оказывать финансовые услуги, предоставлять займы, кредиты и т.п.
Этот перечень компаний строго ограничен. Поэтому без подтверждения от клиента, что они являются либо микрофинансовой компанией либо кооперативом либо ломбардом, ролик выпускать нельзя!
Реклама кредита
(г. Кемерово)
Реклама вклада
(г. Кемерово)
Слайд 30Социальная реклама (ст.10)
Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, направленной
на изменение моделей
общественного поведения
и привлечения внимания
к проблемам социума.
Общие положения:
1. договор на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы;
2. не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах (кроме списка разрешенного*);
3. в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды (кроме списка разрешенного*)
*упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи
Социальная реклама
(г. Ростов)
Слайд 31Социальная реклама: сбор денежных средств через эфир радиостанции
Через эфир наших радиостанций
мы можем помогать в сборе денежных средств на какие-либо благотворительные цели, но не можем сами собирать их от имени «Выбери Радио». Размещать такие ролики возможно по договору социальной рекламы (проверив благонадежность рекламируемого субъекта).
Теоретически, договор (хоть платный, хоть бесплатный/социальная реклама) может быть и с организацией, и с физическим лицом. Но с физическим лицом больше рисков прорекламировать какого-нибудь мошенника. Поэтому в данном случае рекомендовано иметь взаимоотношения с благотворительными организациями (их благонадежность можно проверить, так как они должны быть зарегистрированы как «благотворительные организации» в Минюсте с получением соответствующего свидетельства, деятельность этих организаций контролируется, отчетность находится в открытом доступе).
Перечень документов, которые необходимо запросить у организации, приходящей к нам с просьбой размещения роликов в эфире на безвозмездной основе:
- свидетельство о регистрации в качестве благотворительной организации, устав, свидетельства ОГРН/ИНН, выписку, посмотреть отзывы/давность работы/отзывы о руководителе. Также если, например, средства собираются на помощь больному ребенку, можно запросить документы (диагнозы/план лечения) на ребенка.
Слайд 32Использование в рекламе звуков клаксонов, сирен и т.д. (ст.5 ч.4 п.3)
Реклама
не должна:
иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
содержать в роликах звуки визга тормозов, сирены, звуки удара, столкновения – т.е. такие, которые могут привести к резкой реакции водителя.
!!!Можно использовать звуки клаксона и другие подобные дорожные шумы, которые не воспринимаются на слух резко негативно и не могут повлечь создание опасной ситуации на дороге.
Слайд 33Использование в рекламе иностранных слов (ст.5 ч.5 и 11)
В соответствии с
Законом не допускается:
использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
иностранные слова и выражения, которые могут использоваться при производстве, размещении и распространении рекламы без соблюдения требований законодательства РФ о государственном языке РФ.
В случае использования иностранного языка в наименовании организаций всех форм собственности и в рекламе, тексты на иностранном языке должны быть идентично предоставлены и на русском языке. Однако требования не распространяются на фирменные наименования и товарные знаки (возможно использование без перевода на русский язык), если эти средства индивидуализации зарегистрированы соответствующим образом (как ТЗ/ТМ) и их использование не введет потребителя в заблуждение.
Слайд 34Ответственность за нарушение закона (ст.14.3)
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о
рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Слайд 35Надзорные органы
в сфере использования музыкальных произведений
Слайд 36Законное использование музыкальных произведений (фонограмм)
РАО и ВОИС — единственные в России организации, получившие государственную
аккредитацию на право осуществлять сбор и распределение вознаграждения в пользу авторов, исполнителей и изготовителей музыкальных произведений.
Слайд 37РАО и авторские права
Российское Авторское Общество (РАО) — некоммерческая общественная организация, созданная
авторами для реализации и охраны авторских прав* в сфере интеллектуальной деятельности. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории РФ и представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 миллионов зарубежных правообладателей.
Основные функции РАО: сбор, распределение и
выплата авторского вознаграждения за
различные способы использования произведений.
*А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы, музыки или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Слайд 38РАО: требования к трансляции музыкальных произведений на радио
Радиостанции в
своем эфире используют:
музыкальные и иные произведения авторов,
музыкальное сопровождение различных программ,
музыка, используемая в рекламе и оформлении радиоканалов (заставки и музыкальные позывные).
Любая радиостанция должна получить разрешение у РАО и выплачивать авторское вознаграждение.
Ставки авторского вознаграждения зависят от:
объема используемых музыкальных и иных произведений,
численности населения территории вещания.
Ставки и все необходимые документы для работы размещены на официальном сайте РАО
http://www.rao.ru/index.php/polzovatelyam/radiokompaniyam
Слайд 39РАО: требования к трансляции музыкальных произведений в публичных местах
Трансляция музыкальных произведений
в публичных местах невозможна без:
соответствующего разрешения от РАО (ответственно за это публичное место);
заключенного лицензионного договора/договора о выплате авторского вознаграждения.
К публичным местам относятся:
Заведения общественного питания/ночные клубы;
Организации концертов/филармонии, театры/кинотеатры/выставки/ музеи;
Пассажирский транспорт;
Интернет-сайты/кабельное и спутниковое ТВ/ТВ;
Предприятия сферы услуг/социальной сферы/спортивно-оздоровительной сферы и т.п.
Все ставки, документы и полезные ссылки для всех отраслей на официальном сайте РАО http://www.rao.ru/index.php/polzovatelyam
Слайд 40ВОИС и смежные права
Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) осуществляет:
сбор вознаграждения с
пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
распределение и выплату вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
представление интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами*.
* Смежные права — это исключительные права исполнителей и изготовителей фонограмм (звукозаписывающих компаний) на созданные ими музыкальные записи.
Слайд 41ВОИС: требования к трансляции музыкальных произведений (фонограмм)
Пользователей, обязанных действующим законодательством производить
выплату вознаграждения обладателям смежных прав, можно разделить на следующие категории:
предприятия общественного питания, рестораны, клубы, культурно-развлекательные центры (комплексы), а также другие досуговые организации, предприятия и средства пассажирского транспорта, санатории, дома отдыха и пансионаты, предприятия торговли и бытового обслуживания, гостиницы, парки, сады и иные общественные места, где осуществляется публичное исполнение;
телерадиовещательные компании, осуществляющие передачу фонограмм в эфир;
организации кабельного вещания, осуществляющие сообщение фонограмм для всеобщего сведения с помощью кабеля, провода, оптического волокна.
Со ставками можно ознакомится на официальном сайте ВОИС http://rosvois.ru/index.php?id=25&L=0
Слайд 42ПРИМЕР: наша станция звучит в публичном месте
Песня певицы Валерии «Часики» звучит
в эфире Радио Дача, которая транслируется на городском катке в городе N, где проходят массовые катания (вход платный). Это привлекает посетителей, в результате чего растет прибыль катка и увеличивается количество слушателей радиостанции. И каток, и Радио Дача за использование этой фонограммы по закону обязаны платить вознаграждение авторам песни через Российское Авторское Общество, а также певице Валерии и изготовителю фонограммы ЗАО «Нокс Мьюзик» (обладателям смежных прав) через ВОИС.
НО:
Каток платит по собственным договорам и обязательствам перед РАО и ВОИС;
Радио Дача платит по собственным договорам и обязательствам перед РАО (в рамках ежемесячной отчетности) и ВОИС (в рамках ежеквартальных отчетов)
Слайд 43Работа с роликами
Ролики для постановки в эфир принимаются по акту приемки
посредством электронной почты или на переносном устройстве
В случае, если к нам приходит клиент или промопартнер, у которого в ролике использована известная музыка/текст/слова,
мы просим его оформить
АКТ СДАЧИ-ПРИЕМКИ и ПАСПОРТ АУДИОРОЛИКА
Слайд 44Ответственность за нарушение авторских и смежных прав
Использование музыкальных фонограмм без выплаты
соответствующего вознаграждения нарушает права правообладателей, что влечет за собой гражданскую, административную (ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 1301 ГК РФ) и уголовную ответственность (ст. 146 УК РФ) пользователей.
Слайд 46Свидетельство о регистрации СМИ
Все СМИ должны быть зарегистрированы и основным документом,
подтверждающим это, является свидетельство о регистрации СМИ. Данный документ позволяет выпускать в свет указанное средство массовой информации, дает ему статус официального, а, следовательно, обеспечивает все права предусмотренные законодательством для средств массовой информации и их сотрудников.
Свидетельство регистрации СМИ выдается либо территориальным, либо центральным управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в зависимости от того, какое средство массовой информации проходит регистрацию.
Слайд 47Лицензия на вещание
Лицензия на вещание дает ее держателю право,
используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции СМИ, зарегистрированных в соответствии с ФЗ «О СМИ». Получение лицензии на вещание невозможно без наличия свидетельства о регистрации СМИ.
В лицензии указываются:
1) сведения о лицензировании отдельных видов деятельности;
2) наименование распространяемого радиоканала;
3) программная направленность радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
4) территория распространения радиоканала;
5) объем вещания (в часах);
6) дата начала вещания;
7) срок действия лицензии радиовещание или отметка о продлении срока ее действия;
8) сведения о среде вещания радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания)
9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона).
Слайд 48Лицензия на вещание. Контроль
Контроль за соблюдением соответствия указанных данных
в лицензии действительности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Роскомнадзор – орган, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Слайд 49Номера лицензий и свидетельств в РК
На макетах в печатных изданиях, видеороликах
на ТВ, баннерах и новостях на сайтах в сети Интернет, щитах наружной рекламы мы не обязаны ставить номера вещательных лицензий и свидетельств о регистрации СМИ.
Ставим по запросу подрядчиков, которые нас размещают.
Слайд 50Сетевой договор: основные положения
Сетевой договор – это документ, определяющий характер взаимоотношений
между федеральным СМИ и региональным, позволяющий вести трансляцию сетевого СМИ на определенной территории и содержащий в себе следующие пункты:
1. Обязательства сторон по трансляции федеральной радиопрограммы (бесперебойное качество сигнала, предоставление информационных и музыкальных материалов, соблюдение формата и требования по использованию ТЗ и т.п.);
2. Договоренности по соблюдению единства
программной концепции в локальных врезках
(развлекательные программы, новости и т.п.);
3. Договоренности по размещению рекламных
блоков (национальная и региональная реклама);
4. Соблюдение всех законов РФ, применимых
к деятельности СМИ;
5. Размер платы за использование СМИ.
партнеры
Слайд 51Сетевой договор: обязательства сторон по использованию товарного знака
Сетевой партнер передает региональному
права на использование ТЗ радиостанции на конкретной территории при условии полного соответствия единому графическому решению (строгое соблюдение бренд-бука), на использование в фирменной документации, рекламных целях и т.д.
При использовании ТЗ радиостанции разрешено дополнять его названием города и частотой вещания;
В случае иных действий и форм использования ТЗ радиостанции (не предусмотренных бренд-буком) региональный партнер обязуется их согласовать с региональной дирекцией сетевого партнера либо с УК ВР;
Слайд 52Сетевой договор: обязательства сторон по использованию товарного знака
Бренд-менеджер несет прямую ответственность
за все материалы:
правильное использование ТЗ и всю фирменную продукцию, которая выходит за пределы компании.