Слайд 1Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Выполнила: студентка
БкУ-402 Железнякова Т.Д.
Слайд 2Определение категории земель
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли, целевое назначение которых – использование в сельскохозяйственном производстве. Это земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т.е. земли, которые в настоящее время уже используются в сельском хозяйстве, и земли, предназначенные для этих целей.
Слайд 3Основные собственники
Земли сельскохозяйственного назначения должны находиться за чертой поселений. В случае,
если земли, используемые для ведения сельскохозяйственного производства, находятся в пределах территории поселения, то на них распространяется правовой режим земель поселений. Это – зоны сельскохозяйственного использования (ст. 85 ЗК РФ). Не относятся к землям сельскохозяйственного назначения и нелесные земли лесного фонда, используемые для сельскохозяйственного производства (ст. 101 ЗК РФ).
Слайд 4Правовой режим
Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества,
регулируется главным образом Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Содержание и особенности правового режима этих земель определены той целью, для которой они используются. Существует две основные правовые формы ведения садоводства и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллективной формы осуществления такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические некоммерческие партнерства. В то же время законодательство допускает возможность вести садоводство или огородничество в индивидуальном порядке.
Слайд 5Особенности права собственности на земли
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд : при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим ЗК РФ и другими федеральными законами.
Слайд 6• право собственности на легально произведенные посевы и насаждения, на получаемую
от них продукцию;
• право разработки общераспространенных полезных ископаемых и торфа – с распространением права собственности на все добытое (в объеме прав, указанных в ст. 18–19 Закона РФ "О недрах");
• право откачки воды с последующим возникновением права собственности на полученную воду (в порядке, установленном ст. 85, 138 Водного кодекса РФ);
• право пользования лесными угодьями (древесиной) и пользования побочными продуктами леса в соответствии с утвержденными правилами ведения лесного хозяйства (ст. 134 Лесного кодекса РФ);
• право возведения в установленном порядке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений (с соблюдением строительных норм и правил – СНиП);
• право проводить в установленном порядке оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы, с соблюдением природоохранных требований законодательства (ст. 24–32 Закона РФ "О мелиорации земель").
Слайд 7Ограничения и обременения
К ограничениям (обременениям) Закон от 21 июля 1997 г.
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" относит наличие установленных законом или уполномоченными органами условий, запрещений, обременяющих право собственности либо иные вещные права на конкретный объект недвижимого имущества (наличие ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Наряду с этим на многие земли могут быть наложены специальные ограничения, вызванные их местоположением или иными обстоятельствами.
Наряду с этим на многие земли могут быть наложены специальные ограничения, вызванные их местоположением или иными обстоятельствами.
Слайд 8Судебное дело
Сделка по продаже земельного участка, совершенная без соблюдения требований пункта
2 статьи 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», влечет нарушение преимущественного права субъекта Российской Федерации на покупку участка из земель сельскохозяйственного назначения и является ничтожной.
Производственный сельскохозяйственный кооператив (далее – СПК) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) о расторжении договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с принятием комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области решения о приобретении земельного участка – предмета спорного договора, в собственность.
При разрешении спора суд установил, что СПК в соответствии с заключенным договором купли-продажи передал ООО по акту земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. ООО в установленном законом порядке не зарегистрировало переход права собственности на земельный участок. При этом СПК в письменной форме не известил администрацию Кемеровской области о намерении продать земельный участок.
Оценив установленные обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что договор купли-продажи является недействительным по статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку заключен без соблюдения требований статьи 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 1 статьи 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на покупку такого участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного закона продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Пункт 4 данной статьи предусматривает, что сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
В материалах дела отсутствовали доказательства, подтверждающие, что СПК уведомил исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок. При таких обстоятельствах договор купли-продажи земельного участка является ничтожной сделкой, то есть такой договор отсутствует.
Суд кассационной инстанции согласился с обоснованностью выводов суда о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным в силу ничтожности.