Слайд 1
Тема 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ, ПОЛНОМОЧИЙ И СТРУÊТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Автор: А.П. Пилявский к.ф.н., доцент
Слайд 2Вопрос 1. Понятие и система органов ГМУ в Российской Федерации
Под термином
«орган государственного или муниципального управления» понимается организационно оформленная группа должностных лиц и государственных или муниципальных служа- щих, наделенная компетенцией и необходимыми средствами для осущест- вления управления определенным территориальным образованием, отрас- лью хозяйства, социально-культурной сферой и т.п1.
Слайд 3Специфические признаки, отличающие органы госу- дарственного и муниципального управления
регламентация конституционно-правового статуса
органа государ- ственного и муниципального управления;
наличие у него государственно-властных полномочий;
законодательные особенности учреждения;
порядок деятельности в присущих ему организационно-правовых формах;
наличие определенной компетенции, включающей в себя предметы ведения и полномочия в отношении этих предметов ведения в соответству- ющей сфере государственно-управленческой деятельности.
Слайд 4Основные функции властно-управленческой деятельности
регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения
людей;
организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых реше- ний;
охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безо- пасности граждан, защите их прав и свобод.
Слайд 5Виды органов государственного управления могут быть распре
:
по принципу разделения властей: законодательные,
исполнительные, судебные;
по принципу федерализма: федеральные, субъектов Федерации;
по территориальному масштабу: центральные, региональные (терри- ториальные), местные;
по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специ- ально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), осо- бой компетенции;
Слайд 6
по виду государственной деятельности: гражданские, военные, право- охранительные, специализированные;
по порядку образования:
легитимные (конституционные, учрежден- ные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);
по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;
по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;
по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, «силовые», экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, кон- сультационные, координационные;
по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно- управленческие, вспомогательные.