Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности презентация

Содержание

1. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности 2. Законодательство о хозяйственных организациях 3. Общая характеристика порядка создания хозяйственных организаций 4. Прекращение деятельности хозяйственных организаций 5. Правовое положение структурных подразделений хозяйственных организаций

Слайд 1
Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности


Слайд 2 1. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности
2. Законодательство о хозяйственных организациях
3.

Общая характеристика порядка создания хозяйственных организаций
4. Прекращение деятельности хозяйственных организаций
5. Правовое положение структурных подразделений хозяйственных организаций
6. Правовое положение представительств иностранных организаций
7. Правовое положение граждан как субъектов хозяйственной деятельности
8.Республика Беларусь и административно- территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности.





Слайд 3Субъектами хозяйственной деятельности являются носители хозяйственных прав и обязанностей, которые участвуют

или могут участвовать в правоотношении и обладающие определенными признаками.

1.


Слайд 5Субъекты хозяйственных правоотношений:
1 Индивидуальные предприниматели
Субъектами индивидуальной деятельности являются:
Физические лица, не ограниченные

в правах, в порядке, определенном законодательством, в том силе иностранные лица и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Дееспособные, а также частично дееспособные (эмансипированные и др.).
Группы граждан(партнеров) –коллективы предприятий.



Слайд 72 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
– Организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении

и оперативном управлении обособленное имущество и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам и от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, и выступают в качестве истца и ответчика в суде (ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь ).


Слайд 8- особый субъект, так как государство само устанавливает порядок создания, реорганизации

и прекращения деятельности субъектов хозяйственной деятельности.

3 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

4 АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ


Слайд 9В Республике Беларусь порядок государственной регистрации и деятельности субъектов хозяйствования регулируется:
1.

Гражданским кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изм. и доп. от 31.12.2014 г.)
2. Законами:
- Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (с изм. и доп. от 12.07.2013 г.)
- Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» (с изм. и доп. от 23.07.2015г.)

2.


Слайд 103. Декретами Президента Республики Беларусь :
- Декрет Президента Республики Беларусь №

11 от 16 марта 1999г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» ( с изм. и доп. от 26 августа 2008 г.)
4. Указами Президента Республики Беларусь:
- Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010г.  № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» ( с изм. и доп. от 6 октября 2015 г.)
5. другими законодательными актами.

Слайд 12Надо отметить, что распорядительный порядок существовал в основном в СССР для образования государственных

юридических лиц и не требовал их государственной регистрации. Сегодня он практически изжил себя.
Разрешительный порядок сегодня имеет место для определенных видов юридических лиц, в частности кредитных, страховых организаций и т.п.
Самым распространенным порядком образования юридических лиц является нормативно-явочный. В данном случае присутствуют соответствующие нормативные правовые акты, соответствующая документация и желание учредителей.
Последний способ (явочный) применяется в основном во Франции, Швейцарии, США.

Слайд 13Все субъекты хозяйствования в Республики Беларусь независимо от формы собственности подлежат

государственной регистрации.

Для государственной регистрации юридических лиц необходимо:
заявление учредителей о регистрации;
учредительные документы (договор, устав или то и другое);
учредительный договор или протокол собрания;
документ об уплате регистрационной пошлины;
документ об уплате уставного капитала, пая и т.п.


Слайд 14
Регистрирующий орган является, как правило, органом местного управления по месту регистрации

и нахождения юридического лица.
Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Учредительные документы зависят от организационно-правового вида лиц:

1. Учредительный договор
 – это консенсуальный  гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Заключается только в письменной форме, как правило, нотариально заверенной.

Учредительный договор является учредительным документом для хозяйственных товариществ.


Слайд 152. Устав
– локальный нормативный акт юридического лица, определяющий его статус и

регулирующий отношения между юридическим лицом и его участниками в процессе его деятельности.
Он утверждается внешним органом юридического лица (собранием) и вступает в силу с момента регистрации юридического лица.


Слайд 16Учредительный договор и устав для
ОДО,
ООО,
ассоциаций (союзов).
Устав для

всех остальных организаций.

Для осуществления отдельных видов деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны получить специальное разрешение – лицензию.
Лицензирование охватывает различные виды деятельности: банковскую, биржевую, страховую, медицинскую, строительную, транспортную и т.д.


Слайд 18При реорганизации
как правило, все права и обязанности юридического лица переходят к иным

организациям (субъектам права), т.е. происходит универсальное правопреемство.
Следует заметить, что в случае отсутствия у новых юридических лиц специальных лицензий, некоторые права могут в виде исключения не перейти к ним.


Слайд 19По общему правилу
реорганизация проводится добровольно по решению высшего органа управления юридическим

лицом.
В отдельных случаях допускается принудительная реорганизация, в частности в связи с антимонопольной политикой (запрещение слияния, присоединения, преобразования организаций, либо требование принудительного разделения) или с целью экономического укрепления организации, т.е. предотвратить банкротство одной из них.

При реорганизации

необходимо предварительно уведомить кредиторов, так как реорганизация затрагивает их интересы.
Кредиторы могут требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещение убытков.


Слайд 20Заканчивается реорганизация в момент государственной регистрации вновь созданных лиц или в

момент исключения присоединенного лица из государственного регистра.

Оформляется реорганизация юридических лиц передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование), либо разделительным балансом(разделение, выделение).


Слайд 21 При ликвидации 

происходит прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.
Ликвидация может проводиться добровольно по решению компетентного органа юридического лица в случаях достижения целей своего создания, истечения сроков деятельности, признания лица несостоятельным и др.; а также в принудительном порядке по решению суда по иску компетентного госоргана из-за осуществления деятельности без лицензии, запрещенной законом, грубого нарушения законодательства и др.


Слайд 22Ликвидация юридического лица происходит в следующем порядке:
      1 Орган, который принял решение

о ликвидации сообщает регистрирующему органу о своем решении для помещения соответствующей информации в регистре; определяет срок и порядок ликвидации; назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которому с данного момента приходят полномочия органа управления организацией.
  2Ликвидационная комиссия (ликвидатор):
публикует в СМИ сообщение о ликвидации организации, в котором указывает порядок и сроки принятия претензий (требований) от кредиторов в течение не менее двух месяцев (п.1 ст.59 ГК), выявляет и письменно уведомляет всех кредиторов;
взыскивает дебиторскую задолженность;
оценивает кредиторскую задолженность и принимает решение об удовлетворении или отклонении требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс (актив-пассив);
удовлетворяет законные требования в установленном законодательством порядке.


Слайд 23В ст.60 Гражданского Кодекса Республики Беларусь указана очередность удовлетворения требований. Всего

очередей 5:

Слайд 24После погашения указанной задолженности 1составляется окончательный ликвидационный баланс;
2 распределение оставшегося имущества

между участниками организации, если иное не следует из закона или учредительных документов.
3 Все ликвидационные документы передаются государственному регистрирующему органу, который вносит соответствующую запись в государственный регистр.
С этого момента юридическое лицо утрачивает свою правоспособность и считается прекращенным.

Очередность должна быть соблюдена и удовлетворение последующей очереди не допускается без полного удовлетворения требований предшествующей очереди.

!


Слайд 25Юридическое лицо имеет право создавать структурные подразделения - филиалы и представительства

в соответствии со ст.51 Гражданского Кодекса Республики Беларусь .

5.


Слайд 26Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения,

осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.


Слайд 27Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Они наделяются имуществом создавшим их

юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Имущество представительства и филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего их юридического лица (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).


Слайд 28Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании

его доверенности.

Представительства и филиалы
должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

Правовое положение представительств и филиалов (отделений) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организационных структур общественных организаций (объединений) и республиканских государственно-общественных объединений определяется с учетом особенностей, установленных законодательством.


Слайд 296.
Представительством иностранной организации
является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь,

осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции.

Не допускается создание представительств иностранных организаций, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также деятельность которых может причинить ущерб правам и законным интересам граждан.

!


Слайд 30Представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь с момента

получения разрешения на его открытие в установленном законодательством порядке.

Законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций.

Представительство иностранной организации имеет наименование, содержащее указание на иностранную организацию, его создавшую.


Слайд 31Граждане Республики Беларусь
Граждане Республики Беларусь имеют равные права для осуществления того

или иного вида деятельности.
Равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов гарантированно ст. 22 Конституции Республики Беларусь.
Вместе с тем во многих нормативно-правовых актах содержаться требования, несоблюдение которых лишает граждан заниматься той или иной хозяйственной деятельностью.

7.

вправе осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.


Слайд 32Хозяйственную деятельность имеют право осуществлять ДЕЕСПОСОБНЫЕ граждане, т.к. эта дееспособность связана

с заключением сделок и предполагает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Дееспособность граждан , т.е. способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности в полном объеме возникает с 18 лет.
соответственно с 18 лет гражданин может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя.

Слайд 33Не допускается к занятию предпринимательской деятельностью должностные лица и специалисты, работающие

в органах государственной власти и управления. Это содержится и в других законодательных актах:
- в Законе «Об основах службы в государственном аппарате»;
- ст. 111 Конституции (запрещает предпринимательскую деятельность судьям).

Следует отметить, что статус граждан-предпринимателей без образования юридического лица в настоящее время приближен к статусу юридического лица. ? Так, эти граждане имеют право открывать расчетные счета, имеют печать с указанием ФИО, заключают договора.
В основе их деятельности находится собственность граждан.


Слайд 34от своего имени

на свой риск

под свою имущественную ответственность
Данная деятельность осуществляется

гражданами:

Слайд 35Республика Беларусь и ее АТЕ являются особыми субъектами хозяйствования, так как

государство само устанавливает порядок создания, регистрации, прекращения деятельности субъектов хозяйствования, определяет объем и содержание их правоспособности.

Учредив субъект, государство снимает с себя ответственность по его обязательствам, однако может в порядке исключения принять на себя ответственность по обязательствам государственных организаций или установить, что государственные организации несут ответственность по обязательствам государства.

В соответствии с п. 5 ст. 115 Гражданского Кодекса Республики Беларусь следует, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

8.


Слайд 36Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика