Слайд 11. Понятие и основные принципы правового государства.
2. Характеристика современного российского государства.
Правовое государство: основная концепция и основные характеристики
Слайд 2Родоначальником теории правового государства считается английский философ Джон Локк, изложивший свою
концепцию в «Двух трактатах
о правлении» (1690).
Он рассматривал человека в
качестве единственного
источника власти, а государство
- как результат договора
свободных людей, образующих
гражданское общество.
Члены гражданского общества
обладают естественными
правами на жизнь, свободу
и собственность.
1. Понятие и основные принципы правового государства
Слайд 3
В конституционном государстве...
может быть всего одна верховная
власть, а именно
законодательная,
которой все остальные подчиняются.
Все же и законодательная власть
представляет собой лишь
доверенную власть, которая должна
действовать ради определенных
целей и поэтому по-прежнему
остается у народа верховная
власть устранять или заменять
законодательный орган, когда
народ видит, что законодательная
власть действует вопреки
оказанному ей доверию.
«Два трактата о правлении» Д. Локк
Слайд 4Становление капитализма в XVII-XVIII вв. в Европе способствовало появлению и развитию
идеи об ограничении правовых норм относительно самого государства, чтобы не только обычные граждане, но и государственные мужи действовали исключительно в рамках закона.
В этом и заключается основная идея концепции правового государства - ограничение власти законом.
Что может удержать государственную власть от легализации произвола и самоуправства ?
Либеральная политическая мысль XVII-XVIII вв. нашла множество таких ограничителей. Но основных по большому счету три: права человека, конституция и разделение властей.
Слайд 5
Первое ограничение власти заключается в обеспечении естественных, неотчуждаемых прав человека (на
жизнь, свободу, собственность и т.д.).
Это в первую очередь возможность каждого индивида реализовать данные ему природой (а не государством!) возможности распорядиться своими жизнью и свободой по собственному усмотрению (не нарушая, понятно, аналогичных прав других людей).
Слайд 7Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти
буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Второй ограничитель – конституция, где прописываются права и свободы личности.
Понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.
Слайд 12
Одной из особенностей конституции как основного закона демократического общества является необходимость
ее всенародного одобрения. Это есть «общественный договор» между властью и народом, в котором народ ставит определенные рамки самостоятельному
законотворчеству государства,
так как ни один закон или
постановление властей
не должны противоречить
нормам, записанным в
конституции.
Слайд 13
Понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В
Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Слайд 14
Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой)
можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и
Франции 1791 г.
Слайд 15
Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:
учреждаются основные
принципы устройства общества и государства;
устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;
закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Слайд 16
Третьим серьезным ограничителем властного абсолютизма государства стал принцип разделения властей. Его
смысл - в разъединении государственного монолита на три части (ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную), которые обладают самостоятельностью, независимостью и, главное, взаимно контролируют друг друга, не допуская превышения полномочий какой-либо из властей.
Все эти идеи формировались на протяжении трех с лишним столетий {Дж. Локк, И.Кант, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсон и др.), хотя сам термин «правовое государство» появился только в конце XIX в.
Сегодня это общепризнанная цивилизованным миром концепция, положения которой считаются современным эталоном правового состояния общества и государства.
Слайд 17Правовое государство предполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при
которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.
Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.
1. Верховенство правового закона – предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны – соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона – Конституции.
2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского обществу наряду с признанием неотчуждаемости личных прав и свобод.
Слайд 18(Продолжение)
3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной
степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона.
Принцип проводится в жизнь
посредством независимых
органов суда, прокуратуры,
арбитража, налоговых служб,
счетной палаты,
правозащитных организаций,
СМИ.
Слайд 194. Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвязаны и вытекают из его
принципов.
1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан – они имманентно присущи людям.
Слайд 203. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или
органа.
4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.
5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.
6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.
Слайд 21Основными характеристиками правового государства признаются следующие:
категорическое соблюдение основных прав человека (зафиксированных
в принятой ООН «Всеобщей Декларации прав человека» 1948 г. и других международных документах);
всеобщность права и верховенство закона;
верховенство в
системе права
конституции,
закрепляющей и
гарантирующей
соблюдение прав
человека;
Слайд 22Основные характеристики правового государства:
4) соблюдение прав человека;
5) разделение властей;
6) самостоятельность и
независимость
судебной власти;
7) наличие эффективных форм
контроля и надзора за соблюдением
законов;
8) взаимные ответственность и
доверие государства и индивида;
9) соответствие национального
законодательства принципам и
нормам международного права и др.
Слайд 23Пути достижения правового государства:
Совершенствование существующего законодательства путем модификации, кодификации, систематизации.
Работа по
совершенствованию законодательства не может осуществляться одномоментно. Меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование действующего законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы рыночного гражданского общества.