Понятие и сущность судебной власти. Модели правосудия в современном мире презентация

Содержание

Власть это способность и возможность оказывать определяющие воздействие на активность людей (их деятельность, поведение, общение) с помощью авторитета, права, насилия и других средств

Слайд 1Понятие и сущность судебной власти. Модели правосудия в современном мире
МОЛОКАЕВА ОКСАНА

ХАРАЕВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИМ. Н.В.ВИТРУКА ФГБОУ ВО «РГУП»

Слайд 2Власть
это способность и возможность оказывать определяющие воздействие на активность людей (их

деятельность, поведение, общение) с помощью авторитета, права, насилия и других средств


Слайд 3Признаки социальной власти:
навязывание воли одного субъекта другому с помощью принуждения, авторитета,

убеждения;
наличие властеотношения - отношения, возникающего между подчиняющим и подчиненным (властвующим и подвластным);
наличие "внешних" механизмов принуждения, обеспечивающих, гарантирующих навязывание (передачу) воли (армия, полиция, специальные вооруженные структуры и т.п.)

Слайд 4Признаки государственной власти:
а) реализуется посредством государства и материализуется с помощью таких

носителей, как государственные органы, их системы;
б) носит суверенный характер, т.е. обладает верховенством внутри страны, независимо от чьей-то воли (воли другого государства, правителя(ей) других государств, их союзов и т.д.);
в) осуществляется определенной группой лиц;
г) носит абсолютный характер, что означает ее универсальную способность вмешиваться и влиять на многие стороны жизни общества, индивидуального человека.

Слайд 5Аспекты судебной власти:
Социально-политический
Функциональный
Институциональный
Организационный
Аксиологический


Слайд 6Признаки судебной власти:
самостоятельный вид государственной власти в Российской Федерации;
выступает арбитром в

отношениях между другими видами государственной власти, между человеком и обществом с одной стороны, и государством с другой;
осуществляется специальными уполномоченными субъектами – судами;
создается на основе нормативных предписаний – Конституции РФ и законов;
является независимой и самостоятельной;
осуществляется в специальной форме - судопроизводства. Конституция РФ выделяет следующие виды судопроизводств – конституционное, уголовное, гражданское и административное;
носит профессиональный характер;
результатом осуществления являются юридически значимые акты;
носит правоприменительный характер.


Слайд 7Международные правовые стандарты судебной власти
Устав Организации Объединенных Наций (1945г.)
Всеобщая декларация прав

человека (1948г.)
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.)
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.)
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985г.)
Конвенция «Основные принципы независимости судебных органов» (1985г.)
Европейская хартия о статусе судей (1998г.)
Бангалорские принципы поведения судей (2002г.)
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.)
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984г.)
Конвенция о правах ребенка (1989г.)
Гаагские конвенции о законах и обычаях войны на суше; Женевские конвенции и Протоколы к ним относящиеся к сфере международного гуманитарного права
Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей для государств-участников СНГ (2011г.)

Слайд 8Федеральные конституционные законы и федеральные законы, непосредственно регулирующие материальные и процессуальные

основы организации и функционирования судебной власти.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон 5 февраля 2014г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» ;
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №30-ФЗ«О финансировании судов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»;
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 8 января 1998 г № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ»;
Федеральный закон от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.


Слайд 9Акты, регулирующие вопросы организации и функционирования судебной власти, принимаемые Президентом РФ,

Правительством РФ, а также самими судами и акты, принимаемые органами судейского сообщества

Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 23 декабря 2007 г. № 1741 «Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 257 «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве»;
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы».
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации принятый в пленарном заседании КС РФ от 24 января 2011 года;
Регламент Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 августа 2014 г. № 2;
Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд РФ,утв. Президиумом Верховного Суда РФ 5 ноября 2014 года;
Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации, утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.05.2015 № 32-П;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»;
Положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2015.;
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года;
Правила поведения работников аппарата суда, утверждены Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. №156.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. № 253 «Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции»;
Постановление Президиума Совета судей РФ от 1 февраля 2012 г. № 289 «О Регламенте представления и избрания кандидатур в состав Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи»;
Регламент Совета судей Российской Федерации от 19 декабря 2012г.;
Регламент Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, утв. V Всероссийским съездом судей 29 ноября 2000 г. и ряд др.


Слайд 10ПРИНЦИПЫ СУДОУСТРОЙСТВА
Нормативные
принцип конституционности в организации судебной системы (ч.3 ст.118 Конституции РФ)
принцип

запрета создания чрезвычайных судов (ч.3 ст.118 Конституции РФ)
принцип самостоятельности (ст.10 Конституции РФ)
принцип независимости судов (ст.1 ФКЗ О судебной системе)
принцип финансирование судов за счет государственного бюджета (ст.124 Конституции РФ)
принцип единства судебной системы (Закон о судебной системе)
принцип федерализма (ст.71-73 Конституции РФ)
принцип подсудности (ч. 1 ст.47 Конституции РФ)

Доктринально-эмпирические

принцип паритетности
принцип транспарентности
принцип специализации
принцип рациональной организации
принцип инстанционности
принцип экстерриториальности
принцип беспрепятственного и равного доступа к правосудию


Слайд 11Специализация судов по горизонтали
Внутренняя - один судебный орган рассматривает споры, возникающие

во всех сферах права, для чего внутри данного суда создаются самостоятельные структуры (составы, присутствия, коллегии, сенаты, скамьи, камеры) или единоличные судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел одного профиля.
Внешняя - учреждаются несколько взаимосвязанных групп судов (общей, административной, социальной, трудовой, налоговой, финансовой, семейной, ювенальной юрисдикции).
Смешанная - характерной особенностью является как выделение в рамках одного суда самостоятельных специализирующихся на рассмотрении дел одного профиля составов, так и наличие самостоятельных в юрисдикционном плане видов судов.



Слайд 12Модели судебных систем по вертикали
централизованная
структура судов является цельной. Так, например, в

ФРГ суды земель выступают в качестве элемента федеральной судебной системы, при этом действует объединенный Сенат федеральных высших судов, координирующий и направляющий деятельность системы, разрешающий возможные конфликты с юрисдикцией

децентрализованная

структура судов делится, например, на два уровня, выделяется судебная система Федерации и судебная система штатов (США).


Слайд 13Виды уголовных правонарушений в зарубежных странах
Франция
Преступление - караемое пожизненным лишением свободы,

лишением свободы на срок до 30,20 или 15 лет
Уголовный деликт - караемое лишением свободы на срок до 10 лет; штрафом, назначенным в твердой сумме или штрафоднях (дневных ставках, число которых определяет суд); неоплачиваемыми работами на общественно полезные цели; ограничением прав (водительских и т.п.); запретом носить оружие; конфискацией оружия и т.д.
Уголовные нарушения - караемые штрафом в размере до 1500 евро. Минимум такого штрафа равен 38 евро

Германия

Преступление – противоправное деяние, караемое лишением свободы на срок от одного года и более
Уголовный проступок – противоправное деяние, караемое лишением свободы на срок до одного года или штрафом


Слайд 14



Судебная коллегия по уголовным делам
Судебная коллегия по делам военнослужащих

Судебная

коллегия по гражданским делам


Судебная коллегия по административным делам


Апелляционная коллегия


Слайд 15В настоящее время действует 17 конституционных (уставных) судов субъектов РФ
в

Республике Адыгея,
в Республике Башкортостан,
в Республике Бурятия (в соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.11.2013 № 92-V с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года приостановлено действие Закона Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия»),
в Республике Дагестан,
в Республике Ингушетия,
в Кабардино-Балкарской Республике,
в Республике Карелия,
в Республике Коми,
в Республике Марий Эл,
в Республике Саха (Якутия),
в Республике Северная Осетия-Алания,
в Республике Татарстан,
в Республике Тыва,
в Чеченской Республике,
в Калининградской области,
в Свердловской области,
в городе федерального значения Санкт-Петербург.

Слайд 16Законы субъектов, в которых действуют конституционные (уставные) суды субъектов РФ
- Закон

Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. №11 «О Конституционном Суде Республике Адыгея» ;
- Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 г. №ВС-В/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан»;
- Закон Республики Бурятия от 25 октября 1994 г. №42-1 «О Конституционном Суде Республики Бурятия»;
- Закон Республики Дагестан от 2 февраля 2010 г. №8 «О Конституционном Суде Республики Дагестан»;
- Конституционный Закон Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 г. №ВС-В/7 «О Конституционном Суде Республики Ингушетия»;
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. №38-РЗ «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики»;
- Закон Калининградской области от 2 октября 2000 г. №247 «Об уставном суде Калининградской области»;
- Закон Республики Карелия от 7 июля 2004 г. №790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия»;
- Закон Республики Коми от 31 октября 1994 г. №7-РЗ «О Конституционном Суде Республики Коми»;
- Областной Закон Свердловской области от 6 мая 1997 г. №29-03 «Об уставном суде Свердловской области»;
- Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. №14-З «О Конституционном Суде Республики Марий Эл»;
- Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 г. №241-217 «Об уставном суде Санкт-Петербурга»;
- Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. №363-II «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия)»;
- Закон Республики Северная Осетия - Алания от 15 июня 2001 г. №17-ВЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания»;
- Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. №1708-XII «О Конституционном Суде Республики Татарстан»;
- Конституционный закон Республики Тыва от 4 января 2004 г. №1300 ВХ-1 «О Конституционном Суде Республики Тыва»;
- Конституционный закон Чеченской Республики от 24 мая 2006 г. №2-РКЗ «О Конституционном Суде Чеченской Республики».


Слайд 17




Судебная система Германии
Федеральный
конституционный суд
Земельные
конституционные суды
(конституционные суды
конституционные палаты
государственные суды)
Общая

коллегия верховных судов

Федеральная
судебная палата

Федеральный
трудовой суд

Федеральный
административный суд

Федеральный
социальный суд

Федеральный
Финансовый суд

верховные
суды земель

трудовые
суды земель

высшие
административные
суды земель

земельные
социальные суды

финансовые
суды

ландгерихт

Участковый
суд

трудовой суд

административный
суд

социальный
суд

суды общей юрисдикции

трудовые суды

административные суды

социальные суды

финансовые суды


Слайд 18Судебная система Франции
Структуры собственно судебной власти
Структуры административной
власти
Кассационный суд: палаты


Государственный совет

Криминальная

Гражданские дела

Уголовные дела

Коммерческая

Социальная

3
гражданские

Апелляционный суд: палаты

Исправительная

Социальная

Коммерческая

Гражданская

Отдел по разрешению споров

Исправительный
трибунал
(до 10 лет лишения
свободы)

Суд
присяжных

Суд
присяжных

Полицейский
Трибунал
(по штрафам)

Сопредельный судья
(по спорам до 4000 евро или проступкам 1-4 класса)

Суд малой
инстанции
(до 10000 евро)

Суд большой
инстанции
(от 10000 евро)

Административный
апелляционный суд

Административный
трибунал

Коммерческий
трибунал

Прюдомальный
совет
(по трудовым спорам)


Слайд 19Межгосударственные интеграционные модели правосудия с участием Российской Федерации
Международный уголовный суд
Европейский суд

по правам человека
Экономический суд СНГ
Суд Евразийского экономического сообщества

Слайд 20Постановление КС РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П
ни Конвенция

о защите прав человека и основных свобод как международный договор РФ, ни основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ, содержащие оценки национального законодательства либо касающиеся необходимости изменения его положений, не отменяют для российской правовой системы приоритет КРФ и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно КРФ.
Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм КРФ.

Слайд 21Новое полномочие КС РФ (изм. от 14.12.2015г. в ст.3 ФКЗ)
3.2) по

запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека

Слайд 22ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика