Слайд 1ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СУДАМ
Слайд 2Вопрос 1
Понятие и значение подведомственности дел. Отличие подведомственности от подсудности.
Слайд 3ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ – ЭТО
разграничение компетенции
по разрешению споров и рассмотрению дел между
Конституционным Судом Республики Беларусь, судами общей юрисдикции, международными арбитра-жными (третейскими) судами, третейскими судами, иными постоянными арбитражными органами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями (абз. 7 ст. 1 ХПК).
Учение о подведомственности в советской юридической науке :
проф. Ю.К. Осипов (монография «Подведомственность юридических дел», 1973).
Советский подход:
судебная и административная юрисдикции равноправны
Какова подведомственность дела? – Дело подведомственно суду.
(необходимо указать юрисдикционный орган).
Слайд 4ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Конституционный суд
Система судов
общей юрисдикции
Судебная система Республики Беларусь
Несудебные
юрисдикционные
органы, организации и должностные лица
Международные
арбитражные (третейские) суды
Органы по разрешению трудовых споров
(КТС)
Иные органы, организации и должностные лица
Третейские суды
Нотариат
Административные юрисдикционные органы
Медиаторы
Слайд 5СУДЕБНАЯ
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ:
судебная и несудебная юрисдикция не являются равноправными;
судебная подведомственность –
универсальна и абсолютна;
судебная подведомственность – максимально широка;
судебная подведомственность не требует подтверждения ни в каком акте законодательства
нормы актов законодательства, ограничивающие право на судебную защиту, указывающие на окончательность актов несудебных юрисдикционных органов не подлежат применению
как противоречащие ст. 60 Конституции.
Все дела подведомственны суду!
Статья 60 Конституции:
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Слайд 6НОРМЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ:
разграничивают компетенцию между Конституционным судом и судами общей юрисдикции;
определяют
случаи, когда необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора;
разграничивают виды судопроизводства в рамках гражданского или хозяйственного процесса.
Нормы о подведомственности не отвечают на вопрос «можно ли обратиться в суд?»
Слайд 7В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СУДЫ:
рассматривают дела «напрямую»;
проверяют в пределах компетенции законность и
обоснованность актов несудебных юрисдикционных органов - в порядке производства по делам о проверке законности актов (действий) государственных и иных органов и должностных лиц – гл. 25 ХПК и по жалобам на нотариальные действия – ст. 266 ХПК;
рассматривают ходатайства об отмене решений международных арбитражных и третейских судов – ст. 251-256 ХПК;
решают вопрос о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение международного арбитражного и третейского суда, медиативного соглашения – ст. 257 – 262-3 ХПК.
Слайд 8ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ
Конституционный суд
Система судов общей юрисдикции
Судебная система Республики
Беларусь
Иные несудебные юрисдикционные
органы, организации и должностные лица
Общие суды
Экономические суды
Судебная коллегия по экономическим делам
Экономические суды
областей и г. Минска
Слайд 9ПОДСУДНОСТЬ - ЭТО
относимость дела,
подведомственного суду общей юрисдикции,
к ведению экономического
суда
первой инстанции (абз. 8 ст. 1 ХПК)
Какова подсудность дела? – Дело подсудно экономическому суду Минской области .
(необходимо указать конкретный экономический суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции)
Слайд 10Вопрос 2
Виды норм о подведомственности дел
Слайд 11ВИДЫ НОРМ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
Единичная
(исключительная )
Множественная
Определенное дело подлежит рассмотрению
в определенном юрисдикционном органе и только в нем, без альтернатив и условий – Статья 47 ХПК
Одни и те же дела в одних случаях могут подлежать рассмотрению в одном юрисдикционном органе, в других случаях – в других органах
Договорная
Альтернативная
Условная
Слайд 12ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Статья 47. Специальная подведомственность
Суд, рассматривающий экономические дела, рассматривает дела:
об экономической
несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей;
по спорам, связанным с применением условий учредительства юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, и (или) участия в них;
о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане.
Слайд 13ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Абз. 3, 4 ст. 47 ХПК
НЕОБХОДИМО ТОЛКОВАТЬ ОГРАНИЧИТЕЛЬНО:
споры о
создании, реорганизации, ликвидации и т.д.
некоммерческих организаций отнесены к компетенции общих судов.
П. 4.1 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. № 4/3 «О разграничении подведомственности дел
между общими и хозяйственными судами»
(далее – Постановление 4/3)
Документ утратил силу!
Слайд 14ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Абз. 5 ст. 47 ХПК
«КОРПОРАТИВНЫЕ» СПОРЫ:
Не относятся к корпоративным:
споры
трудового характера ;
споры гражданско-правового характера, когда отношения возникли в не связи с учредительством/участием в ком. организации.
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 31.10.2011 №20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников).
Вертикальные
(спор между коммерческой организацией и ее учредителем (участником)
Горизонтальные
(между учредителем
и участниками)
Слайд 15ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Абз. 6 ст. 47 ХПК
Экономические суды рассматривают споры:
(1) о
защите деловой репутации (2) в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Субъектный состав не имеет значения.
Слайд 16МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Слайд 17Вопрос 3
Общая характеристика правил подведомственности дел экономическим судам
Слайд 18Гл. 5 ХПК «Компетенция суда, рассматривающего экономические дела»
До судебной реформы 2013
г. в период существования отдельной систему хозяйственных судов подведомственность разграничивала компетенцию между общими и хозяйственными судами.
В настоящее время такое разграничение осуществляется на основе правил подсудности.
Можно говорить о том, что
нормы подведомственности в ст.ст. 39-47 ХПК,
являются одновременно и правилами подведомственности,
и правилами подсудности между общими и экономическими судами.
Слайд 19ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
1. Соблюдение правил подведомственности контролируется судом по собственной инициативе (ex
officio) на всех стадиях процесса.
В зависимости от того, на какой стадии суд обнаруживает несоблюдение правил подведомственности, наступают последствия:
на стадии возбуждения производства по делу - отказ в принятии искового заявления (абз. 2 ч. 1 ст 164 ХПК):
на стадии судебного разбирательства (дело было ошибочно принято к производству) – прекращение производства по делу (абз. 2 ст. 149 ХПК);
в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанции (нижестоящий суд ошибочно разрешил дело по существу и вынес решение) – отмена имеющихся судебных постановлений и прекращение производства по делу (ст. 279, ст. 296, ст. 315 ХПК).
Слайд 20ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
2. Неизменность подведомственности в ходе рассмотрения дела.
Соблюдение правил подведомственности
необходимо на момент начала процесса (возбуждения производства по делу). Если они соблюдены – дело должно быть рассмотрено независимо от последующих изменений подведомственности дела.
Заявление, принятое судом… к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу (часть 3 ст. 39 ХПК).
Аналогичная норма – часть первая ст. 38 ГПК.
Слайд 21ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
3. Приоритет компетенции общего суда
Ч. 2 ст. 38 ГПК:
если
объединены несколько требований, одно из которых рассматривается в суде общей юрисдикции, а другое – в другом органе – дело рассматривается в суде общей юрисдикции.
Слайд 22ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
4. Запрет споров о подведомственности.
Вступившее в законную силу судебное
постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом.
Отказывая в принятии заявления или прекращая дело в связи с неподведомственностью, суд должен указать, какому органу подведомственно дело.
Слайд 23Вопрос 4
Разграничение компетенции между экономическими и общими судами
Слайд 24ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
Если в законодательном акте императивно указано
на подсудность общему или экономическому
суду,
дело рассматривается там, где указано,
независимо от каких бы то ни было критериев
(ст. 47 ХПК, ст. 251 ХПК, ст. 45 ГПК).
Если такого указания нет,
необходимо использовать критерии:
1. Объективный (объектный, предметный).
2. Субъективный (субъектный).
Должны быть в совокупности
Выводятся из содержания ст. 39, 41 ХПК, п. 1 ч. 1 ст. 37 ГПК
Слайд 26ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ
Характеризует характер дела.
Ч. 1 ст. 39 ХПК говорит, что
суду, рассматривающему экономические дела, подведомственны:
дела по хозяйственным (экономическим) спорам,
дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности,
иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.
Слайд 27ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ
Статья 41. Подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений
Суд, рассматривающий
экономические дела, если иное не установлено законодательными актами, разрешает возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, – организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.
Слайд 28ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ
Дело должно быть:
хозяйственным;
экономическим;
предпринимательским.
Если по спору выступают 2 коммерческие организации,
то
почти всегда дело подведомственно экономическому лицу.
Для некоммерческих организаций подведомственность зависит от того, осуществляет ли организация хозяйственную деятельность или нет.
Для ИП подведомственность зависит от того, связано ли дело с предпринимательской деятельностью или с бытовыми, потребительскими, жилищными отношениями и т.д.
Для целей подведомственности и подсудности
эти три понятия являются аналогичными
Слайд 29СУБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ
Дело, подведомственное экономическому суду,
должно возникнуть между определенными субъектами,
круг которых
в основном вытекает из ч. 2 и 4 ст. 39 ХПК:
юридическим лицами (коммерческими и некоммерческими);
индивидуальными предпринимателями (зарегистрированными);
В случаях, предусмотренных законодательными актами:
государство, административно-территориальными единицами;
организации, не являющиеся юридическим лицами;
должностные лица (когда обладают самостоятельной правоспособностью);
граждане, не являющиеся предпринимателями;
иностранные и международные организации, иностранные граждане.
Слайд 30СУБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ
Дела, по которым граждане - не предприниматели могут быть сторонами
в экономическом суде:
ст.47 ХПК;
иски к «бывшим» предпринимателей, вытекающие из бывшей предпринимательской деятельности (п. 7.2 Постановления 4/3);
иски к гражданам, вытекающие из их субсидиарной ответственности по долгам юридических лиц (п. 7.2 постановления 4/3);
иски граждан к ликвидируемым юридическим лицами, если их требования не признаны ликвидационной комиссией или ликвидатором
(п. 7.4 постановления 4/3);
дела с участием граждан, связанные с регистрацией, прекращением деятельности СМИ (п. 7.5, 7.6, 7.7 постановления 4/3).
Слайд 31СУБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ
В дополнение к общим правилам, необходимо учитывать:
В законодательстве закреплен приоритет
компетенции общего суда. Если в рамках одного дела соединяются два требования, одно из которых подведомственно общему, а другое экономическому суду, такое дело в силу ст. 38 ГПК подлежит рассмотрению в общем суде.
Подведомственность и подсудность определяются субъектным составом сторон. Третьи лица на подведомственность дела не влияют.
Заявление, принятое экономическим судом с соблюдением правил подведомственности и подсудности, должно быть рассмотрено по существу, даже если в дальнейшем подведомственность и подсудность дела изменилась (ч. 3 ст. 39, ч. 1 ст. 53 ХПК).
Слайд 32Вопрос 5
Правила подведомственности дел экономическому суду по видам производства
Слайд 33ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Статья 41. Подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений
Суд, рассматривающий
экономические дела, если иное не установлено законодательными актами, разрешает возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, – организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.
К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры:
вытекающие из правоотношений, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров;
вытекающие из обязательств вследствие неосновательного обогащения;
касающиеся недействительности сделок;
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
о защите права собственности и других вещных прав;
о возмещении убытков, вреда.
Законодательными актами к подведомственности суда, рассматривающего экономические дела, могут быть отнесены и иные дела.
Слайд 34ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Ст. 41, ст. 39 ХПК
Критерии подведомственности:
наличие спора о праве;
субъективный критерий;
объективный
критерий.
Ч. 2 ст. 41 ХПК содержит
примерный перечень исковых дел дел!
Слайд 35ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Критерии подведомственности:
требование соответствует критериям ст. 220 ХПК;
субъективный критерий;
объективный критерий;
В
силу ч. 3 ст. 220 ХПК не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования, взыскание по которым в соответствии с законодательными актами осуществляется путем совершения нотариусом исполнительной надписи
(вступает в силу с 26 февраля 2016 года).
Слайд 36ПРОИЗВОДСТВО ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ («ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО)
Критерии подведомственности :
Общие критерии:
объективный критерий - факт в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности
субъективный критерий (заявитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).
Специальные критерии (ст. 232 ХПК):
факт порождает юридические последствия;
установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве;
законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления данной категории фактов;
заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, устанавливающие юридический факт.
Слайд 37ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Критерии подведомственности:
спор о законности
административного акта;
дело входит в перечень, установленный законодательными актами (ст. 42 ХПК + иные акты);
субъективный критерий;
объективный критерий.
!!! Дела о применении административных взысканий и дела по жалобам на применение административных взысканий – это административный процесс !!!
Слайд 38ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Круг дел, указанный в ст. 42
ХПК, не исчерпывающий.
Наиболее распространенные категории дел
(абз. 2, 3 ст. 42 + глава 25):
о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа;
об обжаловании действий (бездействия) государственного органа.
Формулировки резолютивной части заявления:
В отношении акта: «прошу признать недействительным».
В отношении действия: «прошу признать неправомерным или незаконным».
Слайд 39ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Акт или действие должны
носить распорядительный характер, т.е. влечь правовые последствия. Если оспариваемый «акт» не влечем правовых последствий – абз. 2 ч. 1 ст. 164, абз. 2 ст. 149 ХПК.
2. Оспариванию подлежат только ненормативные или индивидуальные акты. Проверка законности нормативных актов – компетенция Конституционного Суда
3. В суде могут быть оспорены властные акты не только государственных органов, но и иных лиц (в основном, лиц, которым государство делегировало публичные функции).
4. Рассмотрение дел о признании акта недействительным возможно и в исковом производстве: разграничение проводится по характеру спора.
Слайд 40ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Существуют дела, которые внешне относятся
к компетенции экономического суда, но в силу тех или иных положений законодательных актов отнесены к компетенции общих судов или вообще исключены из судебной подведоственности:
дела, связанные с обжалованием действий патентного органа – НЦИС, Национального центра интеллектуальной собственности (ст. 45 ГПК);
Дела, связанный с обжалованием решений антимонопольного органа (Министерства экономики) по признанию тех или иных действий недобросовестной конкуренцией в связи с использованием товарных знаков;
обжалование административных взысканий – действуют правила ПИКоАП.
Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда от 28 сентября 2010 г. № 39 "О некоторых вопросах применения ХПК Республики Беларусь при рассмотрении дел о проверке законности ненормативных правовых актов органов местного управления и самоуправления, действий (бездействия) их должностных лиц"
Слайд 42ВИДЫ ПОДСУДНОСТИ
Система судов общей юрисдикции
Общие суды
Экономические суды
Судебная коллегия по экономическим делам
Верховного
Суда
Экономические суды
областей и г. Минска
Территориальная
Родовая
Между общими и экономическими судами
Слайд 43РОДОВАЯ (ПРЕДМЕТНАЯ) ПОДСУДНОСТЬ
Означает разграничение компетенции в рассмотрении дел по первой инстанции
между Верховным Судом и экономическими судами областей (г. Минска).
Правила родовой подсудности закреплены в ст. 48 ХПК :
а) по общему правилу дела рассматриваются по первой инстанции областными экономическими судами, экономическим судом г. Минска;
б) Верховный суд (Судебная коллегия по экономическим делам) рассматривает по первой инстанции дела, прямо указанные в законодательных актах (ч. 2 ст. 48 ХПК):
Слайд 44ВЕРХОВНЫЙ СУД РАССМАТРИВАЕТ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Ч. 2 ст. 48 ХПК:
дела
об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, Совета Республики, Палаты представителей, Правительства, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов;
споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, а также между административно-территориальными единицами;
дела, связанные с государственными секретами;
иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Верховного Суда Республики Беларусь.
Слайд 45ВЕРХОВНЫЙ СУД РАССМАТРИВАЕТ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Ч. 2 ст. 48 ХПК:
Верховный
Суд имеет право (1) дополнительно определять подсудность дел, (2) принимать к своему производству и рассматривать любое дело.
П. 3 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 24.12.2010 №12 «О подсудности дел Высшему Хозяйственному Суду…» содержит примерный перечень критериев, которыми должен руководствоваться Верховный Суд, принимая решение о принятии к своему производству:
1) дело связано с важными государственными потребностями;
2) наличие коллизий правовых норм;
3) наличие противоречий в практике применения законодательства по аналогичным делам.
На практике Верховный Суд использует дополнительные критерии:
4) необходимость «разгрузки» других судов;
5) большой общественный резонанс дела.
Слайд 46ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ
Правовое регулирование: ст. ст. 49-52 ХПК.
Виды:
общая
альтернативная
исключительная
по связи дел
договорная
Слайд 47ОБЩАЯ ПОДСУДНОСТЬ
Общая территориальная подсудность (ч. 1 ст. 49 ХПК): иск предъявляется
в суд по месту нахождения/месту жительства ответчика.
Слайд 48АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПОДСУДНОСТЬ
Подсудность по выбору истца.
Правовое регулирование: ст. 50, ч. 2
ст. 49 ХПК
1) применяется по выбору истца;
2) истец не обязан обосновывать выбор того или иного варианта подсудности;
3) право выбора исчерпывается в момент предъявления иска и возбуждения дела;
4) неопределенным является вопрос о том, могут ли ей пользоваться процессуальные истцы (прокуроры, государственные органы);
5) закрепляется формулировкой «иск может быть предъявлен также в суд…» - т.е. норма устанавливает правила подсудности, дополнительные (альтернативные) правилам общей подсудности.
Законодатель устанавливает правила альтернативной подсудности:
когда использование общих правил подсудности по каким-то причинам невозможно
(ч.1 ст. 50 ХПК: ответчики находятся на территории разных областей);
«защита слабой стороны»: как процессуальную льготу для истца, который находится в заведомо ущемленном положении (ч. 3 ст. 50 ХПК: иск из причинения вреда имуществу);
когда в районе деятельности определенного суда обеспечивается концентрация доказательственного материала (ч. 5 ст. 50 ХПК: суд по месту исполнения договора).
Слайд 49ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ
Правовое регулирование: ст. 51 ХПК
Дела подсудны строго определенному и
указанному в законе суду.
Законодатель устанавливает правила исключительной подсудности:
это суд, в районе деятельности которого концентрируется доказательственный материал (например, спора недвижимом имуществе подсудны суду по месту нахождения имущества, т.к. там находится кадастровое агентство, нотариальная контора, возможен осмотр на месте);
в целях «защиты слабой стороны»: процессуальная льгота для истца, который находится а заведомо ущемленном положении (ч.4 ст. 51 ХПК – заявления к государственным органам, вытекающие из административных правоотношений, рассматриваются в суде по месту нахождения заявителя);
Слайд 50ПОДСУДНОСТЬ ПО СВЯЗИ ДЕЛ
Правовое регулирование: ч. 3 ст. 49 ХПК
Встречный иск,
независимо от его подсудности, подается в экономический суд, рассматривающий первоначальный иск.
Это самый «сильный» вид подсудности, он превалирует даже над правилами родовой подсудности!!!
Слайд 51ДОГОВОРНАЯ ПОДСУДНОСТЬ
Правовое регулирование: ст. 52 ХПК
Подсудность определяется договором между сторонами (пророгационным
соглашением).
Пророгационное соглашение подчиняется правилам ГК о форме сделок, должно быть оформлено письменно:
а) отдельный договор;
б) пророгационная оговорка (одно из условий материально-правового договора).
Примерные формулировки пророгационной оговорки:
Все споры, вытекающие из настоящего договора или связанные с ним, подлежат рассмотрению в экономическом суде Минской области.
Все споры, вытекающие из настоящего договора или связанные с ним, подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения Поставщика.
Все споры, вытекающие из настоящего договора или связанные с ним, подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения истца/ответчика.
Слайд 52ДОГОВОРНАЯ ПОДСУДНОСТЬ
Ограничения на использование договорной подсудности:
1) не может менять правила родовой
подсудности;
2) не может менять правила исключительной подсудности.
?? Можно ли выбирать «третий» суд, в районе деятельности которого
не находится ни одна из сторон, ни их обособленные подразделения??
Применяется постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда от 4 марта 2005 № 6 «Об урегулировании нагрузки между хозяйственными судами областей и г. Минска».
Цель: разгрузка экономического суда г. Минска.
При наличии пророгационного соглашения о компетенции экономического суда г. Минска истец направляет искового заявление в экономический суд г. Минска, но последний, не возбуждая дело, направляет исковые материалы в Верховный Суд. Судья Верховного Суда выносит определение, в котором устанавливает, какой экономический суд будет рассматривать дело, и исковое заявление направляется в этот суд («передать искового заявление ООО «Альфа» к ООО «Бета» о взыскании 100.000.000 рублей на рассмотрение экономического суда Гродненской области»).
Слайд 53СООТНОШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОДСУДНОСТИ
Подсудность по связи дел
Общая
Исключительная
Договорная
Альтернативная
Слайд 54ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ О ПОДСУДНОСТИ
Правила подсудности применяются судами ex-officio (по
своей инициативе).
Соблюдение правила о подсудности проверяется на момент предъявления иска и возбуждения дела. Если иск предъявлен с соблюдением правил подсудности, то дело рассматривается по существу, даже если в дальнейшем подсудность дела изменилась (ч. 1 ст. 53 ХПК).
Последствия несоблюдения правил о подсудности:
если суд обнаруживает их на стадии возбуждения дела – исковое заявление возвращается (абз. 3 ч. 1 ст. 163 ХПК);
если дело возбуждено и в ходе рассмотрения выявлено, что оно принято к производству с нарушением правил подсудности – суд передает дело на рассмотрение суда, которого дело подсудно, включая общий суд (абз. 2 ч. 2 ст. 53 ХПК);
вынесение решения с нарушением правил подсудности не является бесспорным основанием для отмены решения, но может повлечь отмену, если проверочная инстанция установит, что это привело или могло привести к неправильному решению дела (ст. 280, 297 ХПК).
Слайд 55СПОРЫ О ПОДСУДНОСТИ
Ч. 6 ст. 53 ХПК:
Дело, направленное из одного суда
в другой в порядке, предусмотренном настоящей статьей, подлежит безусловному принятию к производству судом, в который оно направлено.
Споры о подсудности
между судами не допускаются.