Слайд 1Тема 17
Основы конституционного права Республики Индия
Слайд 3Индия— суверенное, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления.
Слайд 4Парламент Индии (Сансад) состоит:
Президент Индии
Нижняя палата - Народная палата(Лок сабха)
Верхняя палата
– Совет штатов(Раджья сабха)
Слайд 6 Народная палата и Совет штатов
Слайд 8По форме государственно-территориального устройства Индия федерация, субъектами которой являются 28 штатов.
Последние представляют собой крупные государственно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Помимо штатов в состав Индии входят 7 союзных территорий
Слайд 9
Действующая Конституция Индии принята Учредительным собранием в 1950 г. Являясь самым
большим по объему Основным законом в мире, она представляет соединение конституционно-правовых традиций Великобритании с отдельными положениями конституций США, Ирландии, Канады, Австралии, СССР, Веймарской республики в Германии, Японии и некоторых других стран.
Слайд 10По форме правления Индия является республикой, использующей многие традиции английского парламентаризма.
Политический режим развивающаяся демократия.
4
Слайд 11Высший законодательный орган - Парламент, состоящий из Президента Республики и 2
палат: Раджья Сабха - Совет штатов (250 мест) и Лок Сабха Народная палата (545 мест).
5
Слайд 12Выборы в Совет штатов косвенные. 238 членов Совета избираются по системе
пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет с ротацией 1/3 каждые 2 года. Остальные 12 членов назначаются Президентом из числа лиц с большим практическим опытом и особыми заслугами в литературе, науке, искусстве и общественной деятельности.
Слайд 13В отличие от Народной палаты, Совет штатов не может быть распущен
досрочно. Его реальное значение в политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроекты, принятые Народной палатой (кроме финансовых), на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату.
Слайд 14Выборы в Народную палату проводятся по мажоритарной системе относительного большинства раз
в 5 лет, хотя не исключается возможность и внеочередных выборов. Народная палата осуществляет контроль над правительством, которое несет перед ней коллективную ответственность.
Слайд 15Глава государства - Президент, избираемый сроком на 5 лет коллегией выборщиков,
состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и избираемых депутатов легислатур штатов
Слайд 16Во внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В сфере внутренней безопасности
он вправе объявить чрезвычайное положение, ввести президентское правление в штатах и объявить чрезвычайное положение в области финансов. Указы Президента имеют силу закона (ч.2 ст.123 Конституции). Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии Парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.
10
Слайд 17Выборы Вице-президента проводятся по закону раз в 5 лет коллегией выборщиков,
состоящей из депутатов обеих палат индийского Парламента, путем тайного голосования. Вице-президент по должности является председателем Совета штатов, но при этом не состоит депутатом Парламента.
Слайд 18Система государственной власти в штатах во многом схожа с федеральной. Легислатуры
штатов также имеют двухпалатную структуру. Нижние палаты - законодательные собрания штатов - насчитывают от 60 до 500 депутатов, избираемых прямым голосованием на 5-летний срок, и наделены законодательными полномочиями в рамках компетенции штатов (отправление правосудия, местное самоуправление, содержание полиции, здравоохранение, весь комплекс аграрных отношений, образование, местные налоги и др.)
Слайд 19
Верхние палаты - законодательные советы штатов избираются сроком на 6 лет
из граждан старше 30 лет по системе "единственного передаваемого голоса"
Слайд 20Местное правительство формируется главным министром штата из членов победившей на выборах
в законодательное собрание политической партии. Управление штатами построено по тому же принципу, что и союзом.
Слайд 21Судебные и административные органы всех штатов и федерации составляют единую систему.
Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов любые указания по реализации федеральных законов.
Слайд 22Особенностью общественного уклада и правового статуса личности в Индии с древнейших
времен являлся кастовый строй, отдаленно напоминающий сословное деление в феодальной Европе.
Слайд 23Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья
(торговцы) и шудра (слуги и ремесленники)
Слайд 25Политологи прогнозируют раскол в отношениях между Индией и Россией
В последние годы
в российско-индийском партнерстве наблюдается восходящий тренд. Между российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Нарендрой Моди сложились теплые личные отношения, они регулярно встречаются, проводят телефонные переговоры и ищут пути дальнейшего развития двусторонней торговли. Хотя официальная интерпретация двусторонних отношений представляет их совершенно безоблачными, за кулисами происходят фундаментальные перемены.
Предыдущий год ознаменовал прорыв в двусторонних отношениях между Москвой и Нью-Дели. Им удалось добиться впечатляющего 22-процентного роста объема взаимной торговли и активизировать сотрудничество в целом ряде областей, от сельского хозяйства до энергетики и фармацевтического производства. Ранее крупнейшая российская нефтедобывающая компания «Роснефть» приобрела за 12,9 миллиардов долларов второй по величине нефтеперерабатывающий завод в Индии Essar Oil. Эта сделка стала одной из самых масштабных инвестиций в индийскую экономику. Индия была крупнейшей участницей Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2017 году, крупнейшего национального мероприятия в России, посвященного международному сотрудничеству, и даже создала там павильон под названием «Сделай в Индии», а Нарендра Моди сидел на пленарном заседании форума рядом с Путиным.
Обе страны стремятся укрепить связи в военной сфере. Кремль сохраняет свои конкурентные преимущества и остается крупнейшим поставщиком оружия на индийском рынке. Две страны подписали межправительственное соглашение о приобретении передовых российских систем противовоздушной обороны С-400 на сумму 4,5 миллиарда долларов. Москва и Нью-Дели также договорились об импорте легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т фирмы «Камов» и четырех ракетных фрегатов проекта 11356 (класс «Адмирал Григорович»).
Растущая взаимная торговля и новые оборонные контракты в сочетании с личной дружбой между Путиным и Моди способствуют созданию впечатления, что между странами развиваются стратегические двусторонние связи. Однако, сдвиги в геополитической динамике, вызванные ростом влияния Китая, международными санкциями против Кремля и непрекращающейся экономической стагнацией России, указывают на неизбежность серьезных перемен в российско-индийских отношениях в ближайшие годы.
Слайд 26Продолжение
Кремль сыграл ключевую роль в содействии вступлению Индии в Шанхайскую организацию
сотрудничества. Москва выступала за прием Индии в эту организацию, чтобы как-то уравновесить явное доминирование Китая. Аналогичным образом, усилия Москвы сыграли решающую роль в поддержании трехстороннего формата дискуссий Россия-Индия-Китай, в рамках которого страны согласовывают позиции и принимают на себя ответственность за судьбу евразийского континента. Кремль также воспринимает подобные встречи как жизненно важные шаги в продвижении собственной идеологической программы формирования многополярного мира и противостояния западному господству. Однако Индия придерживается гораздо более прагматичных взглядов.
Нью-Дели обладает большим потенциалом эффективного реагирования на структурные и геополитические сдвиги и исключительной способностью быстро учиться приспосабливаться к изменениям силовой динамики. Например, в 1971 году Индия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом, чтобы сбалансировать сближение между Китаем и Соединенными Штатами Америки. После окончания холодной войны Индия стремилась присоединиться к возглавленному Москвой евразийскому движению и согласилась вступить в институциональное сотрудничество с Китаем. Идея состояла в том, чтобы защитить собственные геополитические амбиции, а также противостоять исходящим от Вашингтона угрозам нейтрализовать ядерные планы Нью-Дели и возможному вмешательству США в региональный спор с Пакистаном из-за Джамму и Кашмира.
В настоящее время геополитические реалии в регионе в очередной раз меняются. Растущее влияние Китая и сохраняющиеся амбиции Индии означают, что раньше или позже две страны начнут все чаще сталкиваться между собой. Новая обстановка диктует необходимость пересмотра прежних форматов взаимодействия, а также диверсификации внешней политики. Учитывая слабость Москвы и ее растущую зависимость от Пекина, Индии придется найти другого сильного игрока, который поможет ей сохранить нынешние геополитические амбиции.
Пекин в настоящее время создает для Индии наибольшую геополитическую угрозу. Обе страны имеют спорную границу, что проявилось в недавнем противостоянии на плато Доклам, на которое претендуют как Китай, так и королевство Бутан. Китай и Индия также конкурируют за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Индийском океане. Поскольку нынешний ВВП Китая в четыре раза больше, а расходы на оборону в три раза больше, чем в Индии, нарушенный паритет подталкивает Нью-Дели к поиску других путей нейтрализации растущего влияния своего могущественного соседа.
Слайд 27Продолжение
В последние десятилетия китайско-индийские отношения постепенно ухудшались, и в то же
время американо-индийские отношения улучшались приблизительно в том же темпе. Белый дом поддерживает претензии Нью-Дели на постоянное место в Совете Безопасности Организации объединенных наций и на вступление страны в Группу ядерных поставщиков (ГЯП), против чего выступает Пекин. Соединенные Штаты также более заинтересованы в поддержке Индии в ее борьбе за региональное лидерство, поскольку Вашингтон стремится нейтрализовать китайские амбиции в Южной Азии и Индийском океане, а кроме того Америка может многое предложить Индии в сфере торговли и оборонных технологий. Последний фактор имеет особое значение в свете стремления Индии диверсифицировать свои военные поставки.
Американская поддержка Пакистана в прежние годы ставила под угрозу геополитические амбиции Индии и ее внешнюю политику. Поэтому, недавнее довольно неожиданное решение администрации Трампа о замораживании помощи Пакистану может привести к позитивным результатам для американо-индийских отношений. У Нью-Дели имеется длинный список обвинений Исламабада в поддержке международного терроризма, которые могут найти поддержку в Вашингтоне, учитывая собственную критику Америки в Адрес Пакистана за его неудовлетворительные усилия по борьбе с терроризмом.
Кремль все еще в состоянии помочь Нью-Дели с некоторыми передовыми технологиями и оказать Индии дипломатическую поддержку, но Индия, в конечном итоге, будет продолжать свое движение в направлении прозападной орбиты. Несмотря на увеличение объемов торговли, российский экспорт в Индию составляет всего лишь 2 процента от общего объема индийского импорта, и в экономическом смысле Москва мало что может предложить Нью-Дели, если иметь в виду долгосрочную перспективу. Растущая политическая и экономическая зависимость Кремля от Пекина в конечном итоге означает, что нынешний всплеск российско-индийских отношений неизбежно будет поставлен под угрозу в течение ближайших лет.
С точки зрения Индии, ожидаемый геополитический сдвиг приведет к необходимости существенной поддержки для проведения независимой внешней политики, которая была бы направлена на диверсификацию политических связей и в то же время удовлетворяла лозунгу «сделать Индию первой». Это подтверждается участием Индии в рабочем совещании так называемой «четверки» стран, наряду с Японией, Соединенными Штатами и Австралией, где обсуждалась необходимость противодействия растущему влиянию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как растущая держава, Индия нуждается в новых путях увеличения своего веса в международных отношениях. При этом маловероятно, что ее внешняя политика, исторически ориентированная на независимость, сделает исключение для Кремля.