Слайд 1Санкт-Петербургский государственный педиатрический
медицинский университет
кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения
и медицины катастроф
старший
преподаватель
И. А. МАГДИЧ
Методическая разработка практического занятия
по мобилизационной подготовке
Тема №20
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Слайд 2МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
Это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной
подготовке экономики Российской Федерации, … подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, … к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
(ФЗ от 26.02.1997г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»)
МОБИЛИЗАЦИЯ
Это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, … переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, … на организацию и состав военного времени.
(Федеральный закон от 26.02.1997г. № 31-ФЗ)
Слайд 3Основные принципы
мобилизационной подготовки и мобилизации
централизованное руководство;
заблаговременность, плановость
и контроль;
комплексность и взаимосогласованность.
Виды нормативно-правовых актов
В Конституции РФ определяется следующая иерархия нормативных правовых актов:
- Конституция РФ.
- Федеральный конституционный закон.
- Федеральный закон.
- Указ Президента РФ.
- Постановление Правительства РФ.
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и др.
Слайд 4Правовые основы
мобилизационной подготовки и мобилизации
- Конституция Российской Федерации,
-
международные договоры РФ,
- Гражданский кодекс РФ,
- Федеральный закон "Об обороне",
- Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе",
- Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ",
иные нормативные правовые акты РФ в данной области.
Слайд 5
Требования Конституции РФ к безопасности и обороне РФ (Ст. 87)
Президент РФ
является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
2. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Слайд 6Цель введения военного положения в РФ
Это создание условий для отражения агрессии
или предотвращения агрессии против РФ.
Агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ.
(ФКЗ от 30.01.2002г. «О военном положении» № 1-ФЗК)
Актами агрессии признаются:
- вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ;
- бомбардировка территории РФ или применение любого оружия против РФ;
Слайд 7
- блокада портов или берегов РФ;
нападение вооруженных сил иностранного государства
(группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
- действия иностранного государства (группы государств) позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против РФ;
- засылка иностранным государством вооруженных банд, наемников и т.п., которые осуществляют применения Вооруженной силы против РФ;
- актами агрессии могут быть признаны и другие действия несовместимым с Уставом ООН.
Слайд 8
Чрезвычайное положение
(ФКЗ от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении» №3-ФКЗ)
Это - особый правовой
режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных организаций (объединений), вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях.
Целью введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Эти обстоятельства следующие:
- попытки насильственного изменения конституционного строя, попытка захвата власти, террористические акты и т.п.;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других работ.
Слайд 9Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации
(ФЗ от 26.02.1997г. № 31-ФЗ «О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации»)
- нормативное правовое регулирование;
- научное и методическое обеспечение;
- соответствующая подготовка органов власти всех уровней;
- подготовка к переводу органов власти на работу в условиях военного времени;
- подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск к мобилизации;
- проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск;
- разработка мобилизационных планов экономики РФ, муниципальных образований, ВС РФ и других войск;
подготовка экономики РФ, муниципальных образований, организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
перевод экономики РФ, муниципальных образований, организаций на работу в условиях военного времени;
Слайд 10- оценка состояния мобилизационной готовности РФ;
- создание, развитие и сохранение моб.
мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, ВС РФ, других войск и нужд населения в военное время;
- подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в ВС РФ или использования их в интересах, экономики РФ;
подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в ВС РФ;
- создание, накопление, сохранение запасов материальных ценностей мобилизационного и гос. резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
- подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его мед. обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами;
Слайд 11
создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение, военную технику, важнейшую
гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
- создание запасных пунктов управления для органов власти;
- подготовка СМИ к работе в военное время;
- организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
- подготовка граждан по военно-учетным специальностям;
- бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, работающих в органах власти разных уровней;
- проведение учений и тренировок по мобилизационным планам;
- повышение квалификации работников моб. органов;
- международное сотрудничество в области моб. подготовки.
Слайд 12Мобилизационная подготовка и мобилизация:
права, обязанности и ответственность
Основные полномочия федеральных
органов
исполнительной власти
- организация и обеспечение моб. подготовки и мобилизации;
- руководство мобилизационной подготовкой организаций;
- создании мобилизационных органов;
- проведении мероприятий по мобилизационным планам;
- заключение контрактов о выполнении моб. заданий;
- перевод организаций на работу в условиях военного времени.
- организуют воинский учет и бронирование в организациях которые находятся в сфере их ведения;
- организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.
Слайд 13
Организации независимо от форм собственности обязаны:
- проводить мероприятия по обеспечению мобилизационной
готовности;
- создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих их функции;
- разрабатывать мобилизационные планы;
- проводить мероприятия по переводу работы в условиях военного времени;
- оказывать содействие военным комиссариатам в их моб. работе;
- обеспечение оповещения сотрудников о направлении на сборные пункты;
- обеспечение поставку техники на сборные пункты или в воинские части;
- предоставлять здания, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации;
- создавать военно-учетные подразделения в организациях.
Слайд 14
Граждане РФ обязаны:
- являться по вызову в военкоматы;
- выполнять требования, моб.
предписаний и повесток;
предоставлять в целях обороны страны здания, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.
Иные нормативно-правовые акты:
Указы Президента РФ:
- № 24 от 10.01.2000г. «О концепции национальной безопасности РФ»,
- № 706 от 21.04.2000г. «Об утверждении Военной доктрины РФ»,
- № 1175 от 2.10.1998г. «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» и др.
Постановления Правительства РФ:
- № 605от 26.06.1993г. «Об утверждении Положения о порядке проведения военных сборов граждан РФ, пребывающиx в запасе»,
- № 1541 от 25.12.1998г. «Об утверждении Положения о воинском учете»,
Слайд 15
Ведомственные документы Минздрава РФ
- Приказ МЗ РФ от 20.08.2001г. № 341
«О целевом усовершенствовании мобилизационных работников, медицинского персонала специальных формирований медицинской службы гражданской обороны»;
- Приказ МЗ РФ от 9.06.2003г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих u рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»;
Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Минздрава РФ
(г. Москва, 1999г.) и др.