Слайд 1Межведомственное взаимодействие специалистов при сопровождении замещающих семей Московской области
Председатель Совета
руководителей служб сопровождения замещающих семей Московской области, директор Областного центра сопровождения замещающих семей, к.пс.н. Меркуль И. А.
Слайд 2 Основные цели и задачи межведомственного взаимодействия по сопровождению замещающих семей
Первоочередной
задачей межведомственного взаимодействия является выявление семей, нуждающихся в социальном сопровождении, и оказание им правовой, психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи.
Порядок разработан в целях обеспечения согласованных действий субъектов сопровождения замещающих семей, реализации государственной семейной политики, направленной на создание оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье
Слайд 3Целевые группы
замещающие родители, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях;
Слайд 4УЧАСТНИКАМИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЮТСЯ
- органы исполнительной власти;
- муниципальные органы, осуществляющие
полномочия по опеке и попечительству;
- организации социальной защиты населения;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность ;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- центры психолого-медико-педагогической помощи;
- медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детям: центральные районные больницы, детские поликлиники;
- муниципальные учреждения, в состав которых входит отдел (специалисты) по делам молодежи;
Слайд 5УЧАСТНИКАМИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЮТСЯ
- муниципальные органы управления культуры, муниципальные учреждения культуры:
районные (городские), сельские библиотеки и культурно-досуговые учреждения;
- муниципальные учреждения, в состав которых входит отдел (специалисты) по физической культуре и спорту, детско-юношеские спортивные школы;
- подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел, подчинённых Управлению Министерства внутренних дел России по Московской области (ПДН ОВД);
- социально-ориентированные общественные организации.
Слайд 6Уровни межведомственного взаимодействия
- административный
- методический
- операциональный
Слайд 7Административный уровень
Министерство образования Московской области :
- координирует взаимодействие с органами государственной власти
и местного самоуправления, уполномоченными организациями операционального и методического уровней;
- осуществляет анализ ситуации, планирование и принятие стратегических решений
Слайд 8Административный уровень
Территориальные органы опеки и попечительства:
- осуществляют надзор за соблюдением опекунами
или попечителями, приемными родителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных;
- координируют сопровождение замещающих семей;
Слайд 9Методический уровень
ОЦСЗС МГОУ:
- обеспечивает научно-методическое и организационно-методическое сопровождение деятельности Служб сопровождения на
территории Московской области;
- разрабатывает программное обеспечение подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов Служб сопровождения и замещающих родителей;
Слайд 10Методический уровень
ОЦСЗС МГОУ:
- организует и осуществляет подготовку (переподготовку, повышение квалификации) специалистов Служб
сопровождения и замещающих родителей;
- оказывает специализированную помощь замещающим семьям и специалистам операционального уровня Служб сопровождения по проведению экспертизы сложных случаев (супервизию).
Слайд 11Операциональный уровень
Служба сопровождения:
- проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми и
замещающими родителями, воспитывающими ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ;
- осуществляет психолого-педагогическое консультирование замещающих родителей и их подопечных;
- осуществляет психологическую диагностику личностных особенностей детей и подростков и детско-родительских отношений;
- осуществляет коррекцию детско-родительских отношений, отклоняющегося поведения ребёнка, страхов, тревожности, агрессивности детей;
- организует деятельность мобильной службы на областном уровне (оказание замещающим семьям экстренной помощи в кризисной ситуации);
- организует досуг замещающих семей.
Слайд 12Операциональный уровень
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- осуществляют психолого-педагогическое
консультирование замещающих родителей и их подопечных;
- проводят психологическую диагностику личностных особенностей детей и подростков и детско-родительских отношений;
- осуществляют коррекцию детско-родительских отношений;
Слайд 13Операциональный уровень
Организации социальной защиты населения:
- обеспечивают социальную реабилитацию несовершеннолетних, воспитывающихся в
замещающих семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организуют совместную деятельность замещающих родителей и детей в клубах общения, социальных гостиных, социально-досуговых комнатах.
Слайд 14Операциональный уровень
Образовательные организации:
- диагностируют индивидуальные особенности ребёнка, обучающегося в организации, детско-родительские отношения
в замещающей семье;
- оказывают консультативную помощь детям и замещающим родителям в организации учебной деятельности;
- оказывают помощь в адаптации и социализации ребёнка в образовательной организации;
- реализуют воспитательные, коррекционно-развивающие программы;
- организуют досуговые мероприятия для ребёнка, воспитывающегося в замещающей семье;
- участвуют в разработке и реализации индивидуального плана сопровождения замещающей семьи.
Слайд 15Операциональный уровень
Профессиональные образовательные организации
- оказывают консультативную помощь детям и замещающим родителям
в организации учебной деятельности;
- оказывают помощь в адаптации и социализации ребёнка в профессиональной образовательной организации;
- организуют досуговые мероприятия (образовательные, культурные, спортивные и т.д.) для детей, оставшихся без попечения родителей;
- организуют деятельность специального волонтёрского отряда для оказания педагогической помощи и осуществления внеучебной занятости детей из замещающих семей.
Слайд 16Операциональный уровень
Медицинские организации:
- организуют и проводят ежегодную диспансеризацию в целях раннего (своевременного)
выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних;
- осуществляют медицинское сопровождение замещающих семей.
Слайд 17Операциональный уровень
Учреждения культуры:
- привлекают детей из замещающих семей к участию в клубах,
кружках, любительских объединениях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
- организуют досуг замещающих семей;
- содействуют в реализации индивидуального плана сопровождения замещающей семьи.
Слайд 18Операциональный уровень
Учреждения физической культуры и спорта:
- содействуют организации отдыха, досуга и занятости
детей из замещающих семей;
- направляют информацию в муниципальные органы опеки об оказываемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах;
- информируют о проведении спортивных и физкультурных мероприятиях, мероприятиях в сфере туризма;
- содействуют в реализации индивидуального плана сопровождения замещающей семьи.
Слайд 19Операциональный уровень
КДН и ЗП:
- координирует дальнейшее проведение индивидуально-профилактической работы;
- передает данные о несовершеннолетних в органы и учреждения системы профилактики.
Слайд 20Деятельность по межведомственному взаимодействию по сопровождению замещающих семей основывается на принципах
- законности,
демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- обеспечения ответственности должностных лиц и замещающих родителей за нарушение прав и законных интересов детей, воспитывающихся в замещающих семьях;
- профилактики кризисов становления и развития замещающей семьи;
Слайд 21Деятельность по межведомственному взаимодействию по сопровождению замещающих семей основывается на принципах
- непрерывного
профессионального роста специалистов Службы сопровождения;
- междисциплинарной работы команды специалистов, придерживающихся единой концепции;
- координации деятельности Службы сопровождения, четкое распределение функций и содержания деятельности.
Слайд 22Общие стратегии работы
с замещающей семьей
Предметом внимания должна быть семья
как целостная социальная единица
Вмешательство в дела семьи с самого начала требует комплексной оценки
Главное, на чем должны сфокусироваться специалисты – это безопасность ребенка.
Понятие «обеспечение безопасности ребенка» включает помощь ребенку на нескольких уровнях: обеспечение физической безопасности, обеспечение психологической защищенности, обеспечение уровня нормальной жизнедеятельности.
Вмешательство в семью должно четко обосновываться
Слайд 23ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
развитие ребенка в домашних условиях является наилучшим;
для
ребенка важно наличие отношений ребенок – родитель;
ребенку необходима стабильность отношений (любое перемещение является стрессом);
каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи;
у семьи должна быть возможность выбора необходимой ей помощи;
работа с семьей должна по возможности проводиться в домашних условиях. Сотрудники службы должны встречаться с членами семьи в их доме, и такие посещения должны быть частыми;
всегда искать в семье позитивные характеристики, основываясь на них, строить дальнейшую работу;
меры помощи должны быть ориентированы на кризисные ситуации в семье;
Слайд 24ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Использовать социальное окружение семьи в качестве источника
материальной и моральной помощи
Всегда необходимо предоставлять семье информацию и направить ходатайство в специализированные организации для облегчения доступа семьи к материальным ресурсам
Контролировать получение семьями помощи из соответствующего источника
Методический подход должен предусматривать обучение членов семьи различным навыкам, оказание помощи семье в получении необходимых для жизни ресурсов и семейное консультирование на основе понимания характера жизнедеятельности семьи как социальной единицы
Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено
Необходима периодическая оценка ситуации
Слайд 25КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
С СЕМЬЕЙ
миссия и убеждения организации, культура организации;
наличие «умственного»
потенциала службы;
наличие команды единомышленников, их умение работать в команде;
функционирование социальной сетки;
наличие законодательных актов ;
разработка/наличие критериев для оценки;
наличие практических умений контакта с семьей;
наличие ресурсов.
Слайд 26Последовательность работы с замещающей семьей
Выявление случая и проведение первичной оценки ребенка
и семьи
Проведение предварительной оценки ребенка и семьи
Утверждение плана по защите прав ребенка и назначения временного опекуна для ребенка, если это в его интересах
Осуществление опеки - предоставление помощи ребенку и семье в соответствии с договором о приемной семье и планом работы
Проведение текущей оценки ребенка и семьи
Составление плана и работа по достижению изменений в семье
Оценка динамики семьи
Заключительная оценка
Внесение изменений в план по защите прав ребенка
Устройство ребенка в семью
Слайд 27Планирование работы с семьей
План составляют для каждого ребенка, нуждающегося в государственной
защите, уполномоченной службой в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а так же общественных организаций, непосредственно работающих с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана.
Слайд 28ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Получение первичной информации, оценка срочности существующей угрозы, заключение о том,
принять ли случай в работу. (Первичное вмешательство)
Вовлечение семьи в сотрудничество
Достижение взаимного согласия с семьей (если цель – оставление в семье)
Составление проекта плана обеспечения безопасности ребенка и сохранения семьи
Выполнение плана
Слайд 29ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОМОЩИ СЕМЬЕ
Материальная – деньги, путевки и др.
Деятельность – услуги,
реабилитация, помощь специалистов, транспорт
Информационная – о наличии услуг, обучение
Эмоциональная, духовная – эмпатия, вера, философия
Социальная – работа с социальной сеткой
Слайд 30ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ – БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА