Слайд 1Местное самоуправление в зарубежных странах
Работу подготовили Докутович М., Левина Е.,Касаткин И.,
Кистанова Т., Константинова А.
Слайд 2Англосаксонская система
США, Великобритания, Канада, Австралия и др.
органы МС имеют право предпринимать
только те действия, которые прямо предписаны им законом;
характеризуется избранием жителями соответствующих административно-территориальных единиц совета (правления) и ряда должностных лиц (шерифа, атторнея, казначея и др.) для решения местных дел;
отсутствие представителей центральной власти на местах, контролирующих деятельность местных выборных органов.
в компетенцию органов МС входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и т.д.
Слайд 3США
Местное управление в США характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от
центрального правительства и даже от штатов, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти.
Слайд 4Административно-территориальные единицы
Графства
Города
Бороу
Вилиджи
Тауны
Тауншипы
Специальные и школьные округа
Муниципалитеты
Слайд 5Системы органов власти в муниципалитетах
Совет-мэр (слабый и сильный)
Комиссионная система (наименее
популярная)
Совет-менеджер (управляющий)
Слайд 6Системы органов власти в Графствах
(Графства служат для управления негородской территорией)
Совет графства
( избирают в каждом Графстве)
Совет-менеджер (менеджера назначает Совет Графства)
Слайд 7Специальные и школьные округа
Специальные округа:
Выполняют строго отведенные им функции.
Относительное автономны
в административном и финансовом плане
Границы не обязательно совпадают с границами АДТ единиц.
Школьные округа:
Избираемые населением Советы
Слайд 8Компетенция органов местного самоуправления:
Организация школьного обучения (департаменты просвещения)
Функции в области здравоохранения
Компетенция
в области социального обеспечения
Поддержание порядка, Обеспечение противопожарной охраны, руководство юстицией и тд.
Слайд 9Местные финансы
Налоги на собственность
Общий налог с продаж
Подоходные налоги
Налоги на прибыль корпораций
Слайд 10Романо-германская система
Франция, Германия, Италия, Польша, Болгария, Турция и др.
Главное отличие данной
системы от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Система сочетает в себе черты выборного местного самоуправления и назначаемого государственного управления на местах. В низовых звеньях действуют только выборные советы и избранные мэры, а в более высоких звеньях административно-территориальной системы — либо как выборные органы местного самоуправления, так и назначаемый из центра чиновник государственной администрации, либо только чиновник.
Назначаемый представитель президента, правительства или министерства внутренних дел осуществляют на местах государственную власть и в то же время контролирует законность принимаемых актов органа местного самоуправления.
Слайд 11Франция
основная единица местного самоуправления - коммуна, население которой избирает муниципальный совет
сроком на 6 лет;
в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
решения совета приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
муниципальный совет избирает мэра, который является председателем коммуны;
мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения;
государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют гос. должностные лица, являющиеся представителями центрального правительства Франции;
контролю подлежит исключительно законность решений.
Слайд 12Федеративная Республика Германия
Основной закон ФРГермания гарантирует существование местного самоуправления и основные
права органов местной власти
В праве земель деятельность органов местного управления регулируется Конституциями, Положениями о местном управлении и отдельными законами.
Немецкое право, в рамках старой традиции рассмотрения самоуправления как части государственного управления, указывает, что местные органы власти лишь участвуют, на своем уровне, в реализации общих функций публичного управления.
Слайд 13Местные органы самоуправления
Высший уровень — земли и вольные города (города-государства)
Средний уровень — районы
и города-районы
Низший уровень — общины и города
Слайд 14Особенностью германской системы является наличие четырех типов исполнительных органов:
1.
Южно-Германский совет. Бургомистр – глава администрации и председатель общинного совета, избирается населением.
2. Неправильный магистрат. Два коллегиальных органа: представительный (собрание депутатов) и исполнительно-распорядительный (магистрат).
3. Бургомистр – глава исполнительно-распорядительного органа. Избирается советом и председательствует на его заседаниях.
4. Северо-Германский совет. Глава местной администрации – директор, избранный населением общины, выполняет свои функции под контролем совета и комитета по управлению.
Слайд 15
1. Обер-бургомистр совет – аналог модели «Сильный мэр-совет».
2.
Совет магистрат – бургомистр на 6 лет, а представительный орган – на 4 года. В коллегии магистрата работают советники, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах.
3. Совет – общинный директор – комитет по управлению осуществляет контроль за деятельность общинного директора. Он функционирует как коллегиальный орган.
4. Собрание жителей общины – бургомистр. Собрание жителей выполняет функции представительного органа, а исполнительно-распорядительные функции возложены на бургомистра, избираемого населением.
Слайд 16Иберийская система
Бразилия, Аргентина, Мексика, Португалия, Колумбия, Никарагуа, Испания
своеобразное переплетение элементов государственного
управления и местного самоуправления;
в рамках этой системы осуществления управленческой деятельности на местах население соответствующей административно-территориальной единицы избирает ее совет и главное должностное лицо;
это лицо в то же время утверждается центральными органами государственной власти в качестве ее представителя на местах.
Так алькад, мэр, префект одновременно выступает и как исполнительный орган местного самоуправления, и как орган государственного управления в данной административно-территориальной единице, обладающий правом контроля за деятельностью представительного органа местного самоуправления-совета.
Слайд 17Бразилия
Местное самоуправление представлено – муниципиями.
Им предоставляется право самостоятельного управления во всем,
что касается их интересов. Например, согласно ст. 144 Конституции штата Сан-Паулу 1989 г. муниципии обладают "политической, административной и финансовой автономией и имеют право самоорганизации в соответствии с органическим законом на основе принципов, установленных федеральной и настоящей Конституциями".
Статус муниципии детально регулируется ее органическим законом, голосуемым дважды с интервалом по меньшей мере в 10 дней и одобряемым 2/3 членов муниципального совета, который этот закон промульгирует в соответствии с принципами, установленными федеральной Конституцией и конституцией соответствующего штата.
Слайд 18
В компетенцию муниципии входят такие полномочия, как законодательствование по вопросам, представляющим
местный интерес, дополнение законодательства федерального и штатов, когда в этом имеется необходимость, установление и сбор налогов в пределах своей компетенции, образование, организация и упразднение округов в соответствии с законом штата, организация и управление непосредственно или с применением режима концессии или разрешения публичными службами местного значения, включая общественный транспорт, имеющий существенное значение, реализация в техническом и финансовом сотрудничестве с Союзом и штатом дошкольного воспитания и основного обучения, обеспечение служб здравоохранения для населения и др.
Слайд 19
В муниципии избирается ее законодательный орган - муниципальная палата, состоящая из
советников.
Центральной фигурой в муниципальном управлении является префект — глава местной администрации. Префект, вице-префект и муниципальные советники избираются на четыре года путем прямых выборов одновременно по всей стране.
Федеральный округ, на территории которого находится столица страны — город Бразилиа, имеет несколько иной статус; его деление на муниципии запрещено; федеральный округ делится на округа и управляется на основе органического закона, принимаемого его Законодательной палатой голосованием в два тура с интервалом не менее 10 дней и одобряемого 2/3 ее членов; она же этот закон промульгирует.
Слайд 20«Социалистическая» система
КНР, КНДР, Вьетнам, Куба
система отличается от других прежде всего тем,
что она, в сущности, отрицает местное самоуправление;
управление местными делами возлагает на органы государственной власти на местах, хотя они также могут избираться местным населением;
она имела место в СССР и большинстве других «социалистических» стран, в ряде развивающихся стран, а сегодня она продолжает действовать, например в КНР, КНДР, Вьетнаме и на Кубе.
На Кубе местные ассамблеи рассматриваются в качестве органов государственной власти на местах, осуществляющих в пределах своего ведения государственные функции на соответствующей территории.
Слайд 21Китай
Единицы АТР:
Провинция
Уезд
Волость
Одинаковыми с провинциями правами обладают автономные районы
и города центрального подчинения.
Слайд 22Органы местной власти
Система местных органов власти в Китае строится в соответствии
со структурой административно-территориального деления. Органами управления на местном уровне являются собрания народных представителей (СНП), а их исполнительными органами – местные народные правительства.
Местные собрания народных представителей являются органами государственной власти на местах и рассматриваются как составная часть единой системы представительных учреждений, возглавляемых Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП).
Депутаты местных СНП находятся под контролем избравших их собраний нижестоящей ступени либо избирателей, которые правомочны отзывать избранных ими депутатов.
Слайд 23Органы местного самоуправления
Низовыми звеньями местного самоуправления являются комитеты городского населения и
комитеты сельского населения, создаваемые по месту жительства. С помощью этих комитетов население осуществляет «самоуправление, самовоспитание и самообслуживание». Создание общественного самоуправления рассматривается в Китае как важный элемент реформы политической системы.
Слайд 24Органы местного самоуправления национальных автономий
Органами самоуправления в районах национальной автономии выступают
собрания народных представителей (СНП) и народные правительства автономных районов, автономных округов и автономных уездов.
Собрания народных представителей районов национальной автономии имеют право в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями этносов данной местности принимать положения об автономии и отдельно действующие положения.
Слайд 25Органы самоуправления в районах национальной автономии занимаются делами образования, науки, культуры,
здравоохранения, физической культуры и спорта, собирают и охраняют национальные памятники культуры, добиваются развития национальной культуры и способствуют ее расцвету.
В целом же главной особенностью национальной автономии в КНР является то, что она не обладает чертами национальной государственности и выступает лишь как административная автономия в унитарном государстве. Вместе с тем национальная автономия рассматривается в КНР не только как основная форма решения национального вопроса, но и как важнейший элемент политической системы страны.