Лесное законодательство презентация

Содержание

Обеспеченность России природными ресурсами (от мировых запасов). 21% леса (Iместо в мире по площади лесов, II место в мире по запасам лесов); 25% природного газа; 20% ископаемого угля; 20 % пресной

Слайд 1Лесное законодательство
Краткий курс лекций
Гурьева Л.А. – к.ю.н., доцент
кафедры гуманитарных
и

социальных дисциплин
(2017-2018 уч.год, заочная форма обучения)

Слайд 2Обеспеченность России природными ресурсами (от мировых запасов).
21% леса (Iместо в мире

по площади лесов, II место в мире по запасам лесов);
25% природного газа;
20% ископаемого угля;
20 % пресной воды;
50% торфа.

Слайд 3 Показатели обеспеченности природными ресурсами


Слайд 4Страны лидеры с наибольшими размерами лесных площадей
Россия – 20%;
Бразилия – 12%;
США

– 8%;
Канада – 8%;
Китай – 5%.

Слайд 5
Государственная лесная политика на современном этапе: основные положения.


Слайд 6I. Государственная лесная политика
это система мероприятий по рациональному использованию,

охране и защите, воспроизводству лесов, проводимых политическими институтами государства для сохранения лесов как экосистемы и природного ресурса, закрепленных в нормативных правовых актах.

Слайд 7Значение лесов
Россия является крупнейшей лесной державой мира, на ее долю приходится

четверть мирового лесного покрова.
Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты.
Леса занимают почти половину территории Российской Федерации, являются возобновляемым природным ресурсом и отличаются значительным природным разнообразием.
Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития страны:
- выполняют многочисленные средообразующие функции;
- обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды; - повышение благосостояния граждан;
- обладают особой культурной и эстетической ценностью.

Слайд 8Общая информация о лесах Российской Федерации (на 01.01.2014г.)
Леса занимают 1 183,5 млн.

га территории страны.
Леса располагаются на землях лесного фонда (96,8%) и землях иных категорий.
Лесистость территории РФ 46,5%.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса (23,4%), эксплуатационные леса (50,5%) и резервные леса (22,9%).
Запас спелых и перестойных насаждений на землях лесного фонда по состоянию на 1 января 2013 года составляют 44,1 млрд. куб.м.
Запасы древесины по основным группам лесообразующих пород: хвойные – 58,8 млрд.куб.м.;
твердолиственные – 2 млрд.куб.м.;
мягколиственные – 17,6 млрд.куб.м.




Слайд 9

Земельные ресурсы Российской Федерации Land resources of the Russian Federation


Слайд 10Республика Коми – лесопромышленный регион Российской Федерации.
Запасы леса в РК: 30%

запасов древесины Северо-Западной части страны или 3,5% площади всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России;
Расчётная лесосека РК – 33,5 млн.кбм (используется на 16,5%)

Промышленное использование лесов в РК:
- Производство фанеры и бумаги – II место в РФ;
- Производство картона – III место в РФ;
- Производство древесины и ДСП – VI место в РФ;
- Производство пиломатериалов – IX место в РФ.


Слайд 11Нормативные правовые акты
1.Основы государственной политики в области использования, охраны,

защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р).
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 318
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы»
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 12.03.2014)



Слайд 12Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов

в Российской Федерации на период до 2030 года

определяет принципы, цели и задачи государства в области использования, сохранения и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации.
базируется на Конституции РФ, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и федеральных конституционных законах.
корректируются государственные программы в области лесного хозяйство и лесной промышленности в части уточнения приоритетных отраслевых направлений.
Целевые показатели решения задач государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, количественные значения, характеризующие их достижение, сроки достижения указанных целевых показателей и исполнители, ответственные за их реализацию на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, определяются в государственных программах Российской Федерации и региональных программах развития лесного сектора экономики.


Слайд 13Цели государственной лесной политики
сохранение и приумножение лесов;
максимальное удовлетворение потребностей граждан

РФ в качественных продуктах и полезных свойствах леса;
создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики.
Для реализации государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо достичь следующих целей:
а) в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
б) в экологической сфере - благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;
в) в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.

Слайд 14Проблемы сохранения и использования лесов
Требуют изменения существующие подходы к лесоуправлению


в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф.
Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.
Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.
Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.

Слайд 15Основные параметры лесной политики:
вопросы собственности на леса;
сохранение лесов и их биологического

разнообразия;
лесовосстановление и поддержание продуктивности лесов;
охрана и защита лесов от пожаров, вредителей, болезней и промышленного загрязнения;
сохранение особо ценных участков лесов и рекреационного использования лесов;
рациональное использование лесов;
система управления лесным фондом.

Слайд 16 Принципы лесной политики.
1. Устойчивое управление лесным хозяйством.
Предсказуемость решений

гос.власти – налоги, правовое регулирование.
2. Устойчивое лесопользование.
Соблюдение соотношения между приростом и объёмом поступающим в рубку насаждений.
3. Региональность лесополитических решений при единой лесной политике для всей страны. Развитие федеративных отношений в системе управления лесным фондом.
1-й уровень – федеральный; 2-й уровень – субъектов РФ.
4. Учёт региональных особенностей при формировании лесной политики.
экологических (наличие особо охраняемых территорий, заповедников, общего экологического состояния территории);
экономических (наличие производственных мощностей в лесопромышленном секторе, финансовое состояние лесного хозяйства);
социальных (социальная инфраструктура, плотность населения).
5. Учёт интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей на территории их традиционного проживания.

Слайд 17Основные этапы реализации государственной лесной политики постсоветского периода.
I этап. Основы

лесного законодательства РФ, 1993.
Государство сохранило за собой только управление лесами, фактически уйдя с лесного рынка. Создался частный сектор экономики в области лесозаготовок и деревопереработки.
II этап. Лесной кодекс РФ, 1997.
Государство сохранило за собой права собственности на леса, взяло на себя бремя затрат на их охрану, защиту и воспроизводство, организацию рационального использования лесов и оставило за собой управление лесами.
III этап. Внесение изменений в Лесной кодекс РФ, 2004-2005гг.
Не меняется концепция закона, лишь вносятся коррективы в действующее законодательство.

Слайд 18Факторы, повлиявшие на формирование новой лесной политики в России.
низкая эффективность лесопользования.


Так, расчётная лесосека России составляет 21% всего ресурса, т.е. надо рубить 550 млн. куб.м., а вырубается не более 170 млн.куб.м. в год. Всё остальное не востребовано экономикой, лесной комплекс не способен эффективно использовать лесной ресурс.

Инвестиции в лесной комплекс недостаточны.
Инвестиции не превышают 1млрд. американских долларов, потенциал же оценивается не менее чем в 2-3 млрд.долларов США.

Лесной комплекс носит сырьевой характер в силу большого износа оборудования, отсутствия достаточных мощностей лесопереработки.

Государство фактически утратило возможность в полной мере осуществлять контроль за состоянием и использованием лесов.
Государство не создало системы контроля за незаконными вырубками леса. Ежегодный ущерб только от зафиксированных случаев вырубки составляет более 5 млрд. рублей

Существовавшая правовая база сохранила разрыв финансового потока между рубкой леса и его восстановлением, не представляя тем самым ориентира на долгосрочный бизнес.

Излишняя централизация в управлении лесными ресурсами тормозила внедрению эффективных рыночных моделей, не давала возможности достаточно оперативно принимать решения, с учётом местной специфики.

В.В.Путин «О перспективах развития ЛПК РФ» 6 апреля 2006 года, г.Сыктывкар

Слайд 19Процессы, влияющие на проведение государственной лесной политики:
Экономическая реформа.
- Политика

должна быть рыночно ориентирована. Необходимо создание конкурентоспособной рыночной среды, обеспечивающей высокую доходность лесопользования.
Административная реформа.
- Государство ограничивает свое вмешательство в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
- Изменилась структура органов исполнительной власти.
Реформа федеративных отношений.
- Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, в соответствии со ст.72 Конституции РФ.

Слайд 20Условия развития лесного хозяйства в рыночной экономике смешанного типа.

Леса принадлежат государству;
Лесопользование

и переработка древесины есть предмет частной предпринимательской деятельности.

Слайд 21Состав лесного комплекса по видам
экономической деятельности РФ


Слайд 22

IV этап. Принятие Лесного кодекса РФ,2006г.

Децентрализация в управлении лесным фондом;
Либерализация лесопользования;
Ослабление административных и усиление договорных методов регулирования в сфере лесопользования.
Объединение прав на лесопользование и ответственности за лесное хозяйство у одного хозяйствующего субъекта (арендатора, подрядчика при ведении лесохозяйственных работ).
Поддержка более крупного и консолидированного бизнеса в ущерб более мелкому и единоличному бизнесу.


Слайд 23Основные шаги по формированию внутренней лесной политики
Принятие Лесного кодекса РФ

в 2006г.
Разработка Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года (Минпромторг РФ в 2008г.) Основные направления развития лесопромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года (заслушаны на Правительстве РК 23 октября 2008г).
Цель – глубокая переработка древесины в России.
С 2007г. Приоритетные инвестиционные проекты. Создание благоприятного инвестиционного климата.
Проведение эффективной таможенно-тарифной политики.
Поэтапное повышение таможенных пошлин на круглый лес.
(ель, сосна 25% при стоимости 15 евро за куб.м)
Создание и поддержание крупных, вертикально- интегрированных лесопромышленных структур.
Развитие частно-государственного партнерства в лесном секторе.



Слайд 24
Создание или модернизация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры
Суммарный объем капитальных вложений

- не менее 300 млн рублей


Инвестиционные проекты в области освоения лесов



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


Слайд 25Использование лесов РФ
Расчётная лесосека (допустимый объём изъятия древесины) - 696

млн.куб.м
в т.ч. на арендованных лесных участках – 265,7 млн.куб.м
Заготовлено всего древесины – 193,3 млн.куб.м
в т.ч. на арендованных лесных участках – 146,8 млн.куб.м



Слайд 26Приоритетные инвестиционные проекты Российской Федерации
Утверждённых инвестиционных проектов 121
Стоимость составила
380 млрд.рублей.


Закреплено за инвесторами
80 млн.куб.м. древесины

2016г.

Слайд 27Лесопромышленный комплекс Республики Коми: цифры и факты
В РК 621 предприятие (лесозаготовка-333;

обработка древесины-278; производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них-10) и 479 частных предпринимателей; Микропредприятия
В лесном секторе занято около 14,5 тыс.чел. (это 3,9% от общей численности занятых в экономике республики, в РФ 7,4%)

Слайд 28В Коми Республике реализуются приоритетные инвестиционные проекты
ООО «СевЛесПил» (в 2013г. инвестиции

более 200 млн.руб) -переработка древесных отходов в брикеты, строительство мини электростанции;
ООО «Сыктывкарский фанерный завод» - модернизация отдельных производственных участков (266 млн. руб. в 2013г.);
Норвежская компания «Норвуд СМ» - модернизация лесопильного производства;
ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» - производство деревянных домов из массивных панелей, изготовление стандартных изделий и конструкций для деревянного домостроения;
ООО «Азимут» (Троицко-Печорск)- лесопильный цех и брикетное производство – 406,4 млн.руб;
ООО «ПечораЭнергоРесурс» - лесопильный цех и цех по производству древесных топливных гранул, цех по производству хвойных эфирных масел в промышленных объёмах (2014г.-10 тонн) – 1 253,5 млн.руб;
ООО «Лузалес» - лесопильный цех, цех по производству строганного погонажа (п. Киддзявидзь, Прилузского района) – 400 млн.руб;
ООО «Лесозавод №1» - завод по переработке леса и производству деталей деревянного домостроения(п. Казлук, Усть-Вымского района)-1 043,7млн.руб

Слайд 29Направления дальнейшего развития лесопромышленного комплекса РК
Создание мощностей по переработке низкосортной древесины,

а именно – целлюлозно-бумажных и плитных производств;
Создание лесопромышленных предприятий по безотходной переработке древесины, в том числе древесного биотоплива и развитию местного рынка его сбыта;
Приближение перерабатывающих предприятий к районам лесозаготовки, чтобы снизить затраты на транспортировку сырья;
Решение проблемы рационального, неистощительного лесопользования.

Слайд 30Итоги проведения IV этапа лесной политики.
Снизился более чем в два раза

экспорт необработанных лесоматериалов (2006г – 51 млн. куб.м; 2010г. – 21 млн. куб.м);
Нет роста объёма лесозаготовок в России (18 лет остаётся на стабильно низком уровне – 25% от расчётной лесосеки);

Слайд 31V этап. Вступление России во Всемирную торговую организацию.
1995г – начало

переговоров о присоединении России к глобальной капиталистической системе;
2011г.-высший руководящий орган ВТО одобрил пакет документов по вступлению РФ в ВТО;
23 августа 2012г. Россия стала
156-м членом ВТО

Слайд 32Обязательства России – как члена ВТО:
Единовременный взнос 175-200 тыс. швейцарских франков;
По

данным МВФ, доля РФ в мировой торговле за 2010г составила 1,8% - ориентировочно размер годового взноса в ВТО 3 530 тыс. швейц. франков.

Слайд 33

Снижение экспортных пошлин
на древесное сырьё


Слайд 34

Квоты на экспорт древесного сырья

Слайд 35Экспорт древесины
Квотами могут воспользоваться добросовестные арендаторы (сайт Минпромторга – 3350 предприятий)
Древесина,

вывозимая сверх квот, будет иметь повышенные таможенные ставки. Вне квот действуют практически запредельные ставки экспорта пошлин в размере 80%, но не менее 55,2 евро за куб.м. древесины.
Установленные квоты примерно соответствуют объёму экспорта древесины из России в 2010 году.

Слайд 36Как отразится вступление России в ВТО на российском ЛПК
1. Россия

открывает свои границы для необработанной древесины.
Цены на древесное сырьё скорее всего вырастут;
2. Принципы ВТО будут стимулировать конкуренцию и инновации;
3. Нормативная правая база станет более стабильной.
Еврорегламент (03.03.2013г.)
Лесное законодательство ЕС.



Слайд 37Вступление России в ВТО и лесной сектор
Лесной сектор российской

экономики вступил в новую фазу перестройки, теперь уже в рамках интернациональной лесной политики.

Слайд 38Какие меры могут повысить эффективность лесного хозяйства
Переход к интенсивной модели ведения

лесного хозяйства с сохранением элементов экстенсивной модели
Обеспечение реализации 415-ФЗ о государственном регулировании оборота древесины – решение проблемы декриминализации отрасли.
С 1 июля 2015 года введены типовые договоры аренды лесных участков (Взыскание с арендаторов платежей)
Эффективная организация системы предупреждения и тушения пожаров.

Слайд 39Приоритетные направления развития лесного сектора
Интенсификация лесопользования и воспроизводства лесов;
Развитие лесной транспортной

инфраструктуры;
Создание производств по переработке низкокачественной древесины;
Импортозамещение в части лесных машин, деревообрабатывающего оборудования и лесобумажной продукции;
Расширение внутреннего рынка лесобумажной продукции


Слайд 40Первоочередные задачи перехода на интенсивную модель
Разработка нормативной базы интенсификации лесопользования
Отбор пилотных

регионов для создания проектов по интенсификации лесопользования
Внедрение современных технологий выращивания посадочного материала и создания лесных насаждений
Создание системы мониторинга воспроизводства лесов.

Слайд 41Задачи государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
повышение эффективности

управления лесным сектором экономики;
интенсификация использования и воспроизводства лесов;
развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса;
повышение конкурентоспособности российской лесной промышленности, в том числе увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки российского производства и увеличение ее экспорта;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства и лесной промышленности;
формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.

Слайд 42II. Характеристика лесного законодательства


Слайд 43 Лесное законодательство
- это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения

в области использования, охраны, защиты и восстановления лесов.

Слайд 44Лесное законодательство РФ (предмет совместного ведения).
Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации, 1993г.
Федеральные законы:

- Лесной кодекс РФ, 2006г.;
- Законы по вопросам природопользования;
- Отраслевые кодексы.
Подзаконные акты федеральных органов государственной власти.
Законодательство субъектов РФ
Законы субъектов РФ (Закон РК «О регулировании лесных отношений на территории РК» от 27.12.2006 №136-РЗ);
Подзаконные акты органов государственной власти субъектов РФ.



Слайд 45Лесной кодекс РФ, 2006г. (юридическая характеристика)
Принят ЛК РФ 4 декабря 2006 года,

вступил в силу 1 января 2007 года;
ЛК РФ – рамочный закон. Статьи кодекса в большинстве своем отсылочного и бланкетного характера. Для реализации норм ЛК РФ необходимо принятие около 70 подзаконных актов федерального уровня. Отсылка к 22 федеральным законам;
ЛК РФ необходимо рассматривать в совокупности с ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» №201-ФЗ;
Действовал Лесной кодекс РФ, 1997г. (ст.42 о разрешительном характере лесопользования) до 01.01.2009г.

Слайд 46Структура Лесного кодекса РФ.
1. Общие положения.
Принципы, субъекты и объекты

лесных правоотношений, целевое назначение лесов, право лесопользования, основные структуры управления, группы лесов.
2. Использование лесов.
Виды лесопользования; Правила пользования; Условия предоставления лесных участков (договоры, аукционы, плата за использование).
3. Охрана и защита лесов (общие правила и виды работ).
4. Воспроизводство лесов и лесоразведение.
5. Лесоустройство (о проведении работ по лесоустройству).
6. Управление в области лесных отношений.
Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления;
Организация управления (лесной план, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов, лесная декларация);
Государственный лесной контроль и надзор.
7. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Слайд 47В Лесном кодексе РФ (2006г) получили правовое закрепление новые положения
Лес –

это природный ресурс или экосистема (ст.5);
Лесной участок – земельный участок, на котором проведены лесоустроительные работы и проведен кадастровый учет (ст.7) Проектирование до 2012г;
Определены группы лесов: защитные, резервные, эксплуатационные (ст.10);
Определены условия лесопользования: сервитут, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование , договор аренды, купли-продажи лесных насаждений(ст.9).
16 видов лесопользования (ст.25).

Слайд 48Основные положения, закрепленные в Лесном кодексе РФ, 2006г.
Децентрализация в управлении

лесным фондом;
Либерализация лесопользования;
Ослабление административных и усиление договорных методов регулирования в сфере лесопользования.
Объединение прав на лесопользование и ответственности за лесное хозяйство у одного хозяйствующего субъекта (арендатора, подрядчика при ведении лесохозяйственных работ).
Поддержка более крупного и консолидированного бизнеса в ущерб более мелкому и единоличному бизнесу.


Слайд 49С 01.01.2007 г. в Лесной кодекс РФ вносятся изменения:
13.01.2008
По учету ЛУ

как объектов недвижимости
По проектированию ЛУ (ч.3 ст.69)
Вводится кадастровый паспорт (ст.79)
Кадастровый учет на основании ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,2007г. (ст.92)

Слайд 50Изменения в Лесном кодексе:
22.07.2008
- К недревесным ресурсам отнесены новогодние ели (ч.2

ст.32), исключение – заготовка для собственных нужд (ч.1 ст.33);
- Предоставление арендатору участка для одной или нескольких целей (ч.2 ст.25)
- Об условиях аукциона (начальной цены арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ст.79-80
- Должностные лица, осуществляющие госнадзор и контроль – гослесинспектора и лесничие (ст. 96)


Слайд 51Изменения в Лесном кодексе:
25.12.2008
- Определяющие полномочия органов государственной власти, устанавливающие

нормы по реализации основных положений ЛК РФ
- Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (п.4 ч.1ст.84)




Слайд 52Изменения в Лесном кодексе:
14.03.2009
Основной договор аренды, договор купли-продажи лесных насаждений

(для собственных нужд граждан и исключительные случаи), ст.29
Переданы субъектам РФ полномочия (ст.83) по осуществлению мер пожарной безопасности, созданию и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и восстановления лесов
Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст.105)

Слайд 53 Закон РК «О регулировании лесных отношений на территории РК» от 27

декабря 2006г. (в ред.от 27.06.2011) №136-РЗ в статье 4(1) устанавливаются следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

1) для индивидуального жилищного строительства и хозяйственных построек - до 150 куб.м древесины один раз в двадцать лет из расчета на одного застройщика;
2) для капитального ремонта жилого дома, части жилого дома и хозяйственных построек - до 20 куб.м древесины один раз в семь лет;
3) для текущего ремонта жилого дома, части жилого дома и хозяйственных построек - до 5 куб.м древесины один раз в три года;
4) для отопления жилого дома, части жилого дома, иных жилых помещений, имеющих печное отопление, - до 25 куб.м древесины один раз в год;
5) для отопления хозяйственных построек и бань - до 5 куб.м древесины один раз в год.


Слайд 54исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на

основании договора купли-продажи лесных насаждений на неарендованных лесных участках относит:

1) заготовка древесины при проведении санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий;
2) заготовка древесины при проведении рубок ухода за лесами;
3) заготовка древесины для обеспечения потребностей дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
4) заготовка древесины для реализации федеральных и региональных целевых программ;
5) заготовка древесины для нужд учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Республики Коми.


Слайд 55Изменения в Лесном кодексе: (с 01.01.2010г)
от 17.07.2009г.
П.6 ч.1 ст.83

полномочия субъекта РФ госпожнадзор в лесах;
Ст.96 гос.надзор и контроль:
- Могут госучреждения;
- Служебное оружие;
Органы, осуществляющие госпожнадзор.

Слайд 56Изменения в Лесном кодексе
от 27.12.2009г.
Осуществление видов деятельности
в сфере охотничьего хозяйства

(ст.36)
Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений. Срок от 20 до 49 лет.
Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков.
Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.





Слайд 57Изменения в Лесном кодексе
от 22.07.2010г.
ч.3 ст.95

Государственная кадастровая оценка лесных участков проводится в
соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Слайд 58Изменения в Лесном кодексе
От 29.12.2010г. №442-ФЗ
Детально раскрывается понятие «охрана лесов от

пожаров» и всех его составляющих: тушение лесных пожаров, пожарная безопасность в лесах, предупреждение пожаров в лесах, мониторинг, планы тушения лесных пожаров.
Устанавливаются особенности осуществления мероприятий по ликвидации в лесах чрезвычайных ситуаций.
Субъектам РФ предоставляется возможность передавать осуществление работ по тушению лесных пожаров специализированным учреждениям (вне №94-ФЗ)


Слайд 59Изменения в Лесном кодексе
от 29.12.2010г.
Гл.3 Охрана и защита

лесов
(доп. статьи об охране лесов от пожаров);

Статья 39.1. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

Статья 45. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

Статья 68.1. Проектирование лесничеств, лесопарков;

Статья 68.2. Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов;

Статья 69.1. Таксация лесов;

Статья 96 Государственный лесной контроль и надзор





Слайд 60Изменения в Лесном кодексе
От 29.12.2010г. №442-ФЗ
4. Наделение должностных лиц, осуществляющих государственный

лесной контроль и надзор, дополнительными полномочиями:
- проводить патрулирование лесов;
- осуществлять проверку разрешительных документов;
- ограничивать доступ граждан и транспортных средств на лесные участки в период действия соответствующих запретов;



Слайд 61Изменения в Лесном кодексе
От 29.12.2010г. №442-ФЗ
5. Три новых статьи по вопросам

проведения мероприятий по лесоустройству;
6. Новые положения по лесовосстановлению и лесоразведению;
7. Устанавливается режим использования каждой категории защитных лесов;
8. Устанавливается правовой режим использования городских лесов, которые предложено приравнять к лесопарковым зонам.
9. Определение полномочий в установлении правовых норм за федеральными органами исполнительной власти и усиления контроля за исполнением переданных полномочий в регионы.



Слайд 62Изменения в Лесном кодексе
в 2011 году.

Порядок осуществления государственного

пожарного надзора в лесах;

Гл.12 Федеральный государственный лесной надзор и муниципальный лесной контроль (лесная охрана);
Расширены полномочия должностных лиц (государственных лесных инспекторов и лесничих);
Об объектах лесной инфраструктуры.


Слайд 63Изменения в Лесном кодексе
в 2012 году.

Информация о проведении

и результатах аукциона на специальном сайте в сети «Интернет»
Единственный участник аукциона не позднее, чем через 20 дней (было 10) обязан заключить договор.
Возможна подача лесных деклараций через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг



Слайд 64Утверждены
Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов

в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р).

Слайд 65Изменения в Лесном кодексе в 2013г.
Федеральный закон от 21.12.2013

N 360-ФЗ"О внесении изменений в статьи 79 и 80 Лесного кодекса Российской Федерации"
Уточнен порядок извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка
1. Сайт torgi.gov.ru
2. Извещение об аукционе не менее чем за тридцать дней
3. Информация о результатах аукциона в в течение трех дней со дня подписания протокола

Слайд 66Изменения в Лесном кодексе в 2013г.
Федеральный закон от 28.12.2013

N 415-ФЗ
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях«
(вступил в силу с 1 февраля 2014 года, за исключением отдельных положений).
Закон направлен на создание механизма учета древесины, полученной при использовании лесов, и сделок с ней
Устанавливается порядок:
учета и маркировки древесины;
транспортировки древесины и учета сделок с ней;
функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;
порядок изъятия незаконно заготовленной древесины и орудий незаконной заготовки древесины.

Слайд 67Изменения в Лесном кодексе в 2013г.
Федеральный закон от 28.12.2013

N 415-ФЗ
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Установлена административная ответственность за:
непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной;
нарушение порядка учета древесины;
нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины;
транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.
Установлено, что лесная декларация подается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью с использованием в том числе сети Интернет.

Слайд 68Приоритетными направлениями развития лесного законодательства являются:
повышение правового статуса лесов, как особого

объекта недвижимого имущества, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают;
-функционирование лесной службы;
-совершенствование системы государственного управления лесами и лесным хозяйством;
- определение форм собственности на городские леса;
- уточнение порядка отнесения лесов к защитным и соответствующим категориям защитных лесов;
- переход на экономические методы и рыночные механизмы использования лесов и воспроизводства лесных ресурсов;
- совершенствование системы платежей за использование лесов, в том числе введение процедуры возмещения потерь при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий;
- повышение правового статуса и расширение функций лесоустройства, как основы кадастрового учета лесов, ведения лесного реестра, лесного планирования и лесоуправления;
- создание условий для эффективной борьбы с нелегальными рубками и другими лесонарушениями на основе системы учета и контроля заготовленной, приобретенной и переработанной древесины;
- совершенствование порядка осуществления государственного надзора в лесах;
- переход к стратегии управления лесными пожарами на основе лесопожарного районирования лесов;
- совершенствование порядка ведения хозяйственной деятельности в лесах.

Слайд 69Изменения в 2015 - 2016 гг.
415-ФЗ с 01.01.15 обязательный учёт древесины;

с 01.07.15 – декларирование сделок с древесиной. ЕГАИС.
Введение типового договора аренды лесного участка с 01.07.15.
С 01.01.15 индексация коэффициентов к ставке платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади
Возможность малому и среднему бизнесу заготавливать древесину по договору купли-продажи (ст.29.1 ЛК РФ)
Решается:
Помимо аукционов будут проводиться и конкурсы
Добросовестным арендаторам продлить договор аренды
Сокращение сроков проведения мероприятий по защите леса.



Слайд 70 III. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства

лесов

Слайд 71Государственное управление:
Управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во

всех ветвях власти (в широком смысле слова);

Исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе (в узком смысле слова)

Слайд 72Субъекты государственного управления
Государственные органы,
должностные лица, наделенные
государственно-властными полномочиями.
Исполнительно –

распорядительная деятельность.

Сбор и обработка информации;
Прогнозирование;
Планирование;

Организация;
Координация;
Контроль, надзор
и учет.

Функции

Объекты государственного управления
Предприятия, организации,
граждане, которые
не имеют властных полномочий.


Слайд 73Государственные функции в системе управления:
разработка государственной политики, принятие нормативных

правовых актов;
осуществление государственного надзора и контроля;
управление государственным имуществом и предоставление услуг населению.

Слайд 74Трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти


Слайд 75Правительство РФ
Министерство природных
ресурсов и экологии РФ
Федеральное агентство
лесного хозяйства
Федеральная

служба по надзору
в сфере природопользования


территориальный
орган ФАЛХ
по федеральному
округу

территориальный
орган ФАЛХ
по субъекту РФ

Территориальные
органы


Уполномоченный орган
исполнительной власти
субъекта Федерации
(МП,ПР,ЭиТ РК)

Лесничества, лесопарки


Институциональная
организация
государственного
управления лесами

Нац.парки,
заповедники


Слайд 76Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
федеральный орган исполнительной власти
осуществляет функции

по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях)
оказывает государственные услуги
управляет государственным имуществом в области лесных отношений.


Слайд 77 Рослесхоз Подведомственные организации.


Слайд 78Лесной кодекс (2006г) предусматривает передачу следующих федеральных полномочий в области лесных

отношений субъектам (ст.83):

1) разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда права пользования лесных участков;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах,
7) установление перечня 7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.


Слайд 79 Децентрализация в управлении лесным фондом:
значительная часть административных полномочий передана на

региональный уровень;
сохраняется федеральная собственность на земли лесного фонда;
централизованное финансирование (субвенции);
абсолютное господство федерального центра в разработке законов и правил.

Слайд 80Комитет лесов Республики Коми Управление лесами МП,ПР,ЭиТ РК
орган исполнительной власти Республики Коми


начал свою деятельность с 01.01.2007 года.
осуществляет государственное регулирование в области лесных отношений и координирует деятельность в этой области иных органов исполнительной власти РК
функции определены в соответствии с делегируемыми федеральными полномочиями в области лесных отношений.
в управлении находится около 98% всего лесного фонда Республики Коми. Общая площадь земель лесного фонда – более 38 млн. га (93% территории республики).

Слайд 81Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК
осуществляет

функции и полномочия учредителя в отношении:
Государственное автономного учреждения РК (ГАУ РК)«Коми лесопожарный центр»
Государственных учреждений (ГУ) лесничеств (32)




Слайд 82 Либерализация лесопользования
Уменьшение участия государства в ведении лесного хозяйства;
Постепенный уход государства от

выполнения в лесу хозяйственной деятельности:
- Преобразование лесхозов в лесничества (лесопарки);
- Лесничества (лесопарки) – основные территориальные единицы управления;
- Лесничества (лесопарки) –государственные учреждения в ведении субъекта РФ;
- Хозяйственные функции переданы субъектам предпринимательства.


Слайд 83Участие государства в ведении лесного хозяйства


Слайд 84

В уставе ГУ РК «лесничество» закрепляется:

ГУ РК «лесничество» является правопреемником ГУ РК «лесхоз» в части исполнения управленческих функций.
Учреждение является некоммерческой организацией.
Учреждение находится в ведении МП,ПР,ЭиТ РК
Имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Коми, закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Лесничества берут на себя функции управления лесами и организации всех видов лесохозяйственных работ.


Слайд 85Взаимодействие с субъектами рынка.


Слайд 86Государственное лесное планирование – инструмент проведения лесной политики
Федеральный уровень – государственная

инвентаризация лесов (ст.90) Завершить к 2017-2018гг;
Региональный уровень (субъект РФ) – лесной план субъекта РФ (ст.86);
Уровень лесничество, лесопарка - лесохозяйственные регламенты (ст.87);
Уровень лесного участка, переданного в лесопользование - проект освоения лесов (ст.88).

Слайд 87Понятие и сущность государственного лесного надзора и контроля.
Контроль и надзор является

способом обеспечения законности в сфере государственного управления.
Законность – это строгое и неукоснительное соблюдение законов
Надзор осуществляют органами прокуратуры (прокурорский надзор) и специально уполномоченными органами исполнительной власти (административный надзор)
Ст.96 ЛК РФ закрепляет контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной власти в области лесных насаждений:
- федеральный государственный лесной надзор осуществляется, в том числе, и посредством проведения мероприятий по контролю в лесах.
- федеральный государственный пожарный надзор в лесах является составной частью лесного надзора.

Слайд 88Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)
Административный надзор за объектами лесных отношений

– патрулирование с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений;
Административный надзор за субъектами лесных отношений – плановые и внеплановые проверки лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
Пожарный надзор.


Слайд 89Государственный лесной контроль и надзор осуществляют
Федеральная служба по ветеринарному и

фитосанитарному надзору ( в соответствии с ч.2,ст.83 ЛК РФ),
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения).
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ)

Слайд 90 Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на

территории Республики Коми(приказ Комитета лесов РК от 21.02.2012 №146):

1. Должностные лица Комитета лесов Республики Коми:
1) руководитель - главный государственный лесной инспектор Республики Коми;
2) заместители руководителя - заместители главного государственного лесного инспектора Республики Коми;
3) начальники отделов, заместители начальников отделов, специалисты старшей и младшей групп должностей отделов, на которых возложены функции федерального государственного надзора, организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - государственные лесные инспекторы Республики Коми.
2. Должностные лица государственных учреждений Республики Коми, находящихся в ведении Комитета лесов Республики Коми:
1) главный лесничий (главный государственный инспектор по охране леса) - руководитель лесничества;
2) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) - заместитель главного лесничего - руководителя лесничества;
3) лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) - руководитель участкового лесничества;
4) государственный инспектор по охране леса - заместитель лесничего - руководителя участкового лесничества;
5) государственный инспектор по охране леса;
6) инженер-лесопатолог;
7) инженер по лесовосстановлению;
8) инженер по лесопользованию;
9) инженер по охране и защите леса;
10) мастер леса (участковый государственный инспектор по охране леса).
Указанные в настоящем пункте должностные лица являются государственными лесными инспекторами Республики Коми.


Слайд 91Полномочия государственного лесного инспектора, лесничего. (федеральный государственный лесной надзор за объектами лесных

отношений)

предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;
осуществлять патрулирование лесов (200 тыс.га на 1 госинспектора в РК)
проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;
ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;



Слайд 92Полномочия государственного лесного инспектора, лесничего. (федеральный государственный лесной надзор за субъектами лесных

отношений)

Осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства
Составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления
Уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;
Предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;
Предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
Осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
Привлекать в установленном порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;
Осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.


Слайд 93Федеральный государственный пожарный надзор.
6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
7 составлять

по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты
8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;




Слайд 94Порядок осуществления контроля и надзора определяет
Федеральный закон от26.12.2008г. №294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Порядок организации и проведения проверок;
Порядок взаимодействия проверяющих органов и их должностных лиц при организации и проведении проверок;
Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок, меры по защите их прав и законных интересов.

Слайд 95Организация и проведение плановых проверок


Слайд 96Надзорное производство
Правовая основа
Федеральный закон
«О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ



Слайд 97Мероприятия по контролю(надзору)
Плановые (не чаще 1 раза в 3 года)
Внеплановые (при

наличии определенных поводов)

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Продолжительность проверки – не может превышать 20 рабочих дней


Слайд 98Первичные документы для привлечения к юридической ответственности за нарушение лесного законодательства
Протокол

об административном правонарушении – для привлечения к административной ответственности;
Протокол о лесонарушении (нарушение лесного законодательства) – для привлечения к гражданско-правовой внедоговорной ответственности с целью возмещения вреда (ущерба) по установленным таксам;
Акт освидетельствования места рубок (составляется в случае включения в условия договора договорных неустоек и процедуры освидетельствования мест рубок) – для привлечения к гражданско-правовой договорной ответственности с целью взыскания неустоек за нарушение лесохозяйственных требований;
Протокол о лесонарушении (нарушение лесного законодательства) – для подачи в органы внутренних дел или иным органам дознания с целью привлечения к уголовной ответственности


Слайд 99Срок давности привлечения к юридической ответственности


Слайд 100ЛК РФ ст.96
Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный лесной контроль и

надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Слайд 101Децентрализация в управлении государственными лесами


Слайд 102
IV. Договорные отношения
на право лесопользования


Слайд 103
Реализация прав государственной собственности на леса в Российской Федерации


Частный
лесной
бизнес

Федеральная
собственность
на земли
лесного
фонда

Субъектам РФ
делегированы
полномочия
по управлению
землями
лесного
фонда


Слайд 104Право лесопользования.
аренда лесного участка (ст.72-74 ЛК РФ, Приказ Рослесхоза от 26

июля 2011 г. N 319);
охотхозяйственное соглашение. Срок от 20 до 49 лет (ст.36 ЛК РФ);
безвозмездное пользование без изъятия лесного ресурса, сроком свыше одного года (ст.47 ЛК РФ);
постоянное (бессрочное) пользование не составляется договор (ст.40 ЛК РФ);
сервитут (право ограниченного пользования чужими лесными участками) ст.11 ЛК РФ;
договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона для удовлетворения нужд населения (гл.7 ЛК РФ);


Слайд 105Хозяйственное управление лесным фондом.
договор
государство
Частный
лесной
бизнес
Предмет договора
Лесной участок
Вид лесопользования

Уполномоченный
орган
государственной
власти


Юридические
лица

Физические
лица


Слайд 106Лесной участок – объект недвижимости.

Земельный участок;
На участке проведено проектирование

(местоположение, границы, площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение, вид разрешительного использования);
Проведен государственный кадастровый учет лесного участка.

Слайд 107 Виды использования лесов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор

недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10-1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водных объектов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;

Слайд 108Ответственность лесопользователя
Подготовить проект освоения лесов
Выполнять условия договора
Осуществлять рубки ухода и санитарные

рубки
Проводить противопожарные мероприятия
Проводить лесовосстановление на арендованном участке;
Ежегодно подавать лесную декларацию
Отчёты о изъятом лесном ресурсе;
Вести учет и маркировку древесины;
Транспортировка древесины и учет сделок с ней;



Слайд 109По данным Рослесхоза арендные отношения имеют следующую характеристику:
число заключённых договоров

аренды лесных участков – 35600 договоров, в том числе:
Рекреационная деятельность – 28%
Выполнение работ по геологическому изучению недр – 26%
Заготовка древесины – 19%
Ведение сельского хозяйства – 5%
Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства – 2%

Слайд 110По данным Рослесхоза арендные отношения имеют следующую характеристику:
распределение заключённых

договоров по площади:
заготовка древесины 80%,
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства 15%.
Из общей площади лесного фонда – 1181, 9 млн. га. взято в аренду 220 млн. га. Это 18,6% лесов РФ.


Слайд 111Аренда лесных участков


Слайд 112Заготовка древесины (330 куб.м в год)
Арендаторами – 212 млн.куб.м (64%);
По приоритетным

инвестиционным проектам на условиях аренды лесных участков – 70 млн.куб.м (21%);
По договорам купли-продажи – 48 млн.куб.м (15%).

Интенсивная передача лесных участков в аренду для заготовки древесины после принятия Лесного кодекса РФ привела к тому, что в большинстве субъектах РФ все экономически доступные древостои вовлечены в лесопользование. Свободных лесосырьевых ресурсов для развития новых современных производств по глубокой переработке древесины практически нет.

Слайд 113Арендная плата (2010г)
Средняя ставка арендной платы за 1 куб.м древесины, отпускаемой

на корню составила – 52 рубля;
По приоритетным инвестиционным проектам – 17 рублей;
По договорам купли-продажи – 61руб.
Ставка платы за единицу площади арендуемого лесного участка для осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства 3 копейки за га.
Лесной доход составил 15,4 млрд. руб, а бюджетные затраты на ведение лесного хозяйства – 18,2 млрд. руб.

Слайд 114Как определяется начальный размер арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины

Лесной аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (ред. от 09.06.2014) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.


Слайд 115 Пример Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные

породы) Железнодорожный лесотаксовый район Республики Коми (4) (Сыктывкар, Корткеросский,Койгородский, Прилузский, Сыктывдинский,Сысольский, Удорский, Усть-Вымский)




Слайд 116Республика Коми
Ставки платы за единицу объема живицы 107 рублей за тонну

При осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - 0,03 рубля за гектар в год для всей территории Российской Федерации.
При осуществлении научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности - 1 рубль за гектар в год для всей территории Российской Федерации.
При осуществлении рекреационной деятельности (РК) 3440 рублей за гектар в год (применяются коэффициенты)
при создании лесных плантаций и их эксплуатации 32,97 руб. за гектар в год
при выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений 10,7 руб.за га в год


Слайд 117Республика Коми Ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов (рубль за

единицу измерения)


Пни (пневый осмол) 1,71 за 1 куб. м
Кора деревьев и кустарников 107 за 1 т
Луб 42,8 за 1 т
Береста 53,5 за 1 т
Пихтовая лапа 7,49 за 1 т
Сосновая лапа 7,49 за 1 т
Еловая лапа 7,49 за 1 т
Хворост, веточный корм 11,64 за 1 куб. м

Ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников
высотой:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 N 1080)
до 1 м 17,12 за 1 штуку
1,1 - 2 м 25,68 за 1 штуку
2,1 - 3 м 34,24 за 1 штуку
3,1 - 4 м 42,8 за 1 штуку
свыше 4,1 м 85,6 за 1 штуку
Мох, лесная подстилка, камыш, тростник 0,54 за 1 кг


Слайд 118Республика Коми Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной

собственности, при ведении сельского хозяйства (в рублях за единицу измерения)


Сенокошение:
на заливных сенокосах 107 за 1 гектар
на суходольных сенокосах 107 за 1 гектар
на заболоченных сенокосах 107 за 1 гектар

Выпас сельскохозяйственных животных 53,5 за 1 га

Пчеловодство 5,35 за 1 пчелосемью

Выращивание сельскохозяйственных культур
10,7 за 1 гектар

Северное оленеводство 0,03 за 1 гектар


Слайд 119Порядок оформления договора аренды
Аукцион по продаже права на заключение
договора аренды

лесного участка

Подписание договора аренды
(в течении 10 рабочих дней со дня подписания
протокола аукциона)

Государственная регистрация договора аренды
(Федеральная регистрационная служба)




Слайд 120Особенности договора аренды лесного участка
Объединение прав на лесопользование и ответственности за

лесное хозяйство у одного хозяйствующего субъекта. Арендатор осуществляет охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендованном лесном участке;
Срок договора аренды – от 10 до 49 лет;
Расторжение договора:
- с согласия сторон;
- судебным порядком.
Заявительный характер лесопользования (лесная декларация).

Слайд 121Арендатор вправе (после проведения кадастрового учета лесных участков):
сдавать арендованные участок лесного фонда,

лесной участок в субаренду;
передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);
отдавать арендные права в залог;
вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Слайд 122Договор купли-продажи лесных насаждений заключается:

заготовки древесины для обеспечения государственных или

муниципальных нужд;
заготовки гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников;
Заготовка гражданами древесины для собственных нужд;
Исключительные случаи.


Слайд 123Закон РК «О регулировании лесных отношений на территории РК» от 27

декабря 2006г. (в ред.от 27.06.2011) №136-РЗ в статье 4(1) устанавливаются следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

1) для индивидуального жилищного строительства и хозяйственных построек - до 150 куб.м древесины один раз в двадцать лет из расчета на одного застройщика;
2) для капитального ремонта жилого дома, части жилого дома и хозяйственных построек - до 20 куб.м древесины один раз в семь лет;
3) для текущего ремонта жилого дома, части жилого дома и хозяйственных построек - до 5 куб.м древесины один раз в три года;
4) для отопления жилого дома, части жилого дома, иных жилых помещений, имеющих печное отопление, - до 25 куб.м древесины один раз в год;
5) для отопления хозяйственных построек и бань - до 5 куб.м древесины один раз в год.


Слайд 124


Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства


Слайд 125V. Юридическая ответственность
– это мера государственного принуждения, возлагаемая

на правонарушителя, в результате чего лицо обязано претерпеть лишения и неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера.
Юридическая ответственность наступает только за совершенные правонарушения, т.е. виновного, противоправного, общественно-опасного деяния.

Слайд 126Состав правонарушения:
Субъект правонарушения – дееспособное или вменяемое лицо или организация, совершившие

данное деяние. Субъект должен обладать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.
Объект правонарушения – это общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами права. Так, в лесном законодательстве это лесные участки, право пользования.
Объективная сторона правонарушения включает противоправность и общественную опасность поведения субъекта.
Субъективная сторона правонарушения – это психическое отношение лица к содеянному и его последствия.

Слайд 127Ответственность за нарушение лесного законодательства (гл.13)
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства,

несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Незаконно заготовленная древесина, транспортные средства и другие орудия незаконной заготовки древесины подлежат безвозмездному изъятию, конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Безвозмездно изъятая, конфискованная древесина подлежит хранению, реализации либо в случае утраты качества или иных потребительских свойств утилизации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.


Слайд 128Лесонарушение
– это противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред

лесам, ущерб лесному хозяйству или нарушающие установленный порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Слайд 129Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.
Уголовная ответственность (УК РФ):
Экологические

преступления:
- ст.260 незаконная порубка деревьев и кустарников;
- ст.261 уничтожение или повреждение лесов;
- ст.262 нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
Административная ответственность ( КоАП РФ):
- гл.7 административные правонарушения в области охраны собственности;
- гл.8 административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 №273:
- возмещение вреда (ущерб и упущенная выгода), причиненного лесам.


Слайд 130Незаконные рубки
Рубки без заключения договора аренды
Вырубка сверх расчетной лесосеки.
Рубки,

осуществляемые при строительстве не лесохозяйственных объектов без получения необходимых разрешений.
Незаконные рубки, осуществляемые местным населением для собственных нужд.


Слайд 131Организационные проблемы:
Отсутствует серьезный государственный надзор;
Несовершенство системы контроля за заготовкой древесины;
недоработки, как

со стороны лесных служб регионов, так  и правоохранительных органов.

Слайд 132Отсутствие серьезного государственного контроля и надзора


Слайд 133Концепция Национального плана борьбы с незаконным оборотом древесины
государственная инвентаризация и

мониторинг лесопользования,
совершенствование лесного контроля и надзора,  
создание системы контроля и учета  движения древесины,
развитие межведомственного взаимодействия,  
совершенствование законодательства и правоприменительной практики,
национальная система добровольной сертификации,
международное сотрудничество,
социально-экономическое развитие лесоперерабатывающей сферы: надо создать условия для развития добровольного предпринимательства, насытить рынок легальным лесом. 


Слайд 134




Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика