Слайд 1Концептуальные и программные положения ГОСНИТИ и других организаций и специалистов, определяющие
направление развития ТС в АПК на современном этапе
Слайд 280-е – 90-е гг. ХХ в.
В период 1980 по 1990-е годы
на основе разработанной ГОСНИТИ стратегии по состоянию техническим диагностированием был охвачен практически весь парк С.Х. машин (около 95%).
Продвижение стратегии по состоянию обеспечило повышение коэффициента готовности техники до 0,94…0,98, снижение эксплуатационных издержек на 30 % и простоев по техническим неисправностям в 1,5…2 раза.
Слайд 31990-2005 гг.
Период вхождения России в новую эпоху исторических преобразований.
Итоги:
Капитализм порушил многое,
в том числе и в сфере технического сервиса АПК.
Отметилась явно выраженная тенденция снижения технической оснащенности с.х-ва, выраженная в старении и сокращении МТП.
Прогнозировалось снижение доли ремонтно-технических работ, выполняемых силами инженерных служб с.х. предприятий до 60-65 %.
Спрос на сервисные услуги резко уменьшился из-за ограниченности у сельских товаропроизводителей финансовых средств как на пополнение основных и оборотных фондов, так и на оплату самих услуг.
Возросли потери и недобор с.х. продукции из-за простоя машин по техническим причинам.
Коммерциализация предприятий ТС.
Слайд 424 мая 1999 года
N 100-ФЗ «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса»
Агропромышленный комплекс
(АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством.
Инженерно - техническая система агропромышленного комплекса (ИТС АПК) - сфера деятельности по созданию, производству, использованию и обслуживанию технических средств производства для агропромышленного комплекса.
Субъекты ИТС АПК - юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию, производству, использованию и обслуживанию технических средств производства;
Машиностроение для АПК - отрасль экономики, связанная с созданием и производством технических средств производства.
Слайд 524 мая 1999 года
N 100-ФЗ «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса»
Настоящий Федеральный
закон устанавливает:
правовые основы создания, производства, использования и обслуживания технических средств производства для АПК, осуществления контроля за их качеством, научного и информационного обеспечения ИТС АПК.
правовое регулирование отношений в ИТС АПК.
основы управления ИТС АПК.
полномочия органов государственной власти, осуществляющих регулирование в ИТС АПК.
взаимодействие субъектов ИТС АПК.
государственное статистическое наблюдение за уровнем технической оснащенности агропромышленного комплекса и мониторинг технических средств производства.
государственное регулирование деятельности в ИТС АПК.
международное сотрудничество Российской Федерации в ИТС АПК.
Слайд 62004-2005 гг.
ГОСНИТИ: «Стратегия по машинно-технологическому обеспечению производства с.х. продукции на период
2005-2010 годы»
Целью концепции технического сервиса в АПК на период до 2010 года является определение основных направлений формирования эффективного развития инженерно-технической отрасли сельского хозяйства, включающей:
оперативное и качественное выполнение комплекса работ и услуг по производству и поставке сельскохозяйственной техники, запасных частей, топливно-смазочных материалов (ТСМ) и других необходимых материалов,
обеспечению эффективного использования машин,
проведению их ремонта и обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды,
выполнению по заявкам сельхозтоваропроизводителей наиболее трудоемких механизированных работ в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции.
Слайд 7Принципы
развития и формирования технической и экономической политики ТС:
приоритет производителя сельскохозяйственной
продукции и возможность выбора технических средств в виде техники, оборудования, материалов, различных работ и услуг;
государственное регулирование и паритет цен на технику, запасные части, ТСМ, удобрения и другие материалы, а также на ремонт, обслуживание и другие услуги и собственную продукцию АПК;
обеспечение высокого качества и оперативное выполнение сервисными предприятиями работ по поставке сельскохозяйственной техники, другой продукции, своевременное устранение отказов при поставках и продаже ненадежной техники и др.;
ответственность заводов-изготовителей, предприятий снабжения, различных посредников за обеспечение работоспособности проданной техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, обеспечение машин необходимой НТД, запасными частями и инструментом;
внедрение новых ресурсосберегающих технологий и оборудования в отрасли технического сервиса, увеличение объемов работ по модернизации и ремонту сельскохозяйственной техники, способствующее сохранению и стабилизации парка машин в АПК;
обеспечение ресурсосбережения и повышения производительности труда в сфере инженерно-технического обеспечения АПК.
Слайд 8Система производственно-технического обеспечения АПК России
Слайд 9Итоги периода 2005-2010 гг.:
Затраты на поддержание машин в работоспособном состоянии в
2008 г. превысили 60 млрд. руб.
Стоимость запчастей в этих затратах достигает почти 70%.
Восстанавливалось только 7,6% исчерпавших ресурс деталей.
Итоги выполнения ГОСПРОГРАММЫ свидетельствуют о значительном отставании: по приобретению тракторов выполнение – на 56,6%; зерноубороных комбайнов – на 65,1%; кормоуборочных – на 61,9%.
Значительное сокращение РОБ по всем уровням.
Разрушена инженерно-техническая система в с.х.-ве.
Не определены функции инженерных специалистов, прежде всего непосредственно в с. х. предприятии.
Ресурсы инженерно-технической системы повсеместно разобщены, действуют в одиночку - нет восприятия ими единой эконоимико-технической политики, отсутствует экономическая база функционирования их отношений в сельском хозяйстве.
Слайд 10Причины:
1) Государство практически освободило себя от управления и регулирования системы ТС
2)
Несоответствие имеющегося состояния инженерной службы АПК задачам развития сельского хозяйства России
см. В.И. Черноиванов, А.А. Ежевский, Н.В. Краснощёков. Модернизация инженерно-технической сферы с.х., СХМ и технологии 2009, №5
см. публикацию д.э. наук Зарнадзе «Гегель на практике» в газете «Поиск»
см. В. И. Черноиванов «Инженерные службы в АПК России…», СХМ и технологии,2013, №1
Слайд 11!!!
Без возрождения и модернизации инженерно-технической службы невозможно создание эффективной системы технического
сервиса в АПК, как составной части этой службы
Вывод: становление и развитие СТС в АПК не может рассматриваться вне решения проблемы модернизации построения инженерно-технической сферы (ИТС) сельского хозяйства.
Слайд 14Основные положения стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до
2020 года
Слайд 155. ФОРМИРОВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
5.1. Стратегические параметры парка техники
Структурно парк
машин для различных групп технологий должен претерпеть существенную модернизацию, прежде всего для роста производительности труда и урожая, а это требует гарантированного увеличения уровня прецизионности (точности) выполняемого ими технологического процесса и технической надежности сельхозмашин. При этом машинный агрегат должен обеспечивать:
• выполнение по назначению требований различных по интенсивности агротехнологий;
• без поломок и экономично устойчивую работу в продолжение основного сельскохозяйственного цикла.
Слайд 16
В новом парке машин однооперационные агрегаты должны быть замены многофункциональными, универсально-комбинированными,
способными адаптироваться к изменяющимся условиям производства сельскохозяйственной продукции путем быстрой смены рабочих органов.
Для полного цикла выращивания и уборки зерна по интенсивной технологии будут нужны лишь базовый универсальный трактор, зерноуборочный комбайн, универсально адаптируемое почвообрабатывающее орудие, адаптирующийся посевной почвообрабатывающий агрегат и опрыскиватель. При этом в 1,5-2 раза снижаются капиталовложения.
Слайд 17
Применяемый парк машин наиболее значительно влияет на решение проблемы повышения производительности
труда в сельском хозяйстве. Для России фактор производительности труда имеет решающее значение, поскольку низкая величина этого параметра делает неконкурентной всю отрасль.
Необходимость повышения производительности труда вызвана складывающимися кадровыми ограничениями.
Слайд 18
Таким образом, в перспективе (на ближайшие 10 лет) техническая политика на
рынке сельскохозяйственной техники будет формироваться:
потребностью технологического преобразования сельскохозяйственного производства у товаропроизводителей с различными параметрами производства (ландшафты, доходность и т.п.);
под два типа технологий производства – нормальные и интенсивные, обеспечивающие различные уровни рентабельности сельхозпроизводства;
трудовыми ресурсами сельскохозяйственного производства и, прежде всего, уровнем их квалификации!!!
Слайд 19Этапы и направления развития сельскохозяйственной техники
Первый этап (2009-2011 гг.)
Период ускоренной
подготовки интенсификации сельского хозяйства и включает в себя ближайшие действия по улучшению технической оснащенности сельскохозяйственного производства.
Основной задачей этих лет является ускорение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новой техники отечественного производства.
Слайд 20
Второй этап (2011-2015 гг.)
Начало производства приоритетной техники для сельского хозяйства более
высокого уровня на отечественных предприятиях, параллельно с производством техники предыдущего поколения.
Проекты техники нового поколения, соответствующие перспективным и передовым технологиям представлены в Стратегии.
Слайд 21
Третий этап (2015-2020 гг.)
Создание отечественной техники пятого поколения для высоких технологий
производства сельскохозяйственной продукции.
В этот период будут созданы технические средства, реализующие новые сберегающие машинные технологии, а функционирование инженерно-технической системы в целом обеспечит технико-экономические параметры инновационного производства сельскохозяйственной продукции.
Слайд 22На третьем этапе ставится задача создания интеллектуальной техники на базе качественно
нового уровня развития науки и практических действий в сельском хозяйстве.
К этому периоду сама технологическая система должна быть подготовлена к этой работе:
Все создаваемые технические средства, особенно сложные и высокопроизводительные, должны иметь высокую техническую и технологическую надежность;
Обязательное оснащение системами автоматизации, которые представляют собой базу или нижний уровень в многоуровневой системе интеллектуальной техники;
Созданные крупные высокоэнергонасыщенные многооперационные агрегаты будут представлять собой эффективную организационно-экономическую базу сельского хозяйства.
Слайд 23Интегрированно задачи третьего этапа можно представить в следующем виде:
управление продукционным процессом
машинными агрегатами на базе ГИС-мониторинга состояния посевов и животных с передачей этой информации исполнительным агрегатам в режиме online;
обеспечение высокого уровня эргономичности условий работы человека-оператора в мобильных технологических агрегатах;
использование систем оказания помощи при выполнении работ, экспертных систем на базе информационно-компьютерных технологий для того, чтобы минимально возможные суточные затраты энергии человека приходились на возможно большую длительность смены;
Слайд 24автоматизированное управление технологическими процессами на основе спутникового и наземного позиционирования (в
системе online);
роботизация мобильных агрегатов (в том числе параллельное вождение) с целью существенного повышения эффективности использования времени смены;
создание высокоэффективной развитой элементно-агрегатной базы для технических средств пятого поколения;
создание ферм-автоматов для производства свинины, яиц, мяса птицы, молока;
разработка информационных технологий в животноводстве и создание отраслевой компьютерной базы данных по каждому животному.
Слайд 255.2. Основные положения стратегии развития отечественного сельхозмашиностроения
Проблема: отечественные сельскохозяйственные машины не
могут конкурировать с зарубежными.
Причина в невысоких технологических и технических характеристиках отечественных агрегатов, которые не позволяют осваивать на селе высокие технологии, сократить потребность в механизаторах.
Исследовательская и конструкторская база отрасли крайне слаба, на заводах сельхозмашиностроения не обновляются технологии изготовления машин и агрегатов, оборудования, роль государственных институтов в создании техники нового поколения искусственно принижена.
Слайд 26Решение проблемы видится в участии государственных институтов в трех системных узловых
позициях.
Во-первых, вследствие системности проблемы необходимо принять меры по стимулированию институциональных процессов в сельскохозяйственном машиностроении.
Таким образом, решение проблемы видится в формировании с участием государства мощной сельхозмашиностроительной корпорации, позволяющей объединить ресурсы на приоритетных направлениях машинно-технологической модернизации сельского хозяйства.
Слайд 27Во-вторых, наряду с модернизацией производственной базы сельхозмашиностроения, для решения проблемы машинно-технологического
развития сельского хозяйства чрезвычайно важно вновь возродить инженерно-техническую сферу услуг на селе.
Имеется реальная возможность объединить разобщенные предприятия технического сервиса под эгидой, например, ОАО «Росагроснаб» или другой структуры как систему комплексного логистического и машинно-технологического сервиса сельхозтоваропроизводителей. При этом государству в компании должен принадлежать блокирующий пакет акций, а компания будет осуществлять свою деятельность на рыночной основе.
Слайд 28В-третьих, необходимо разработать и принять федеральную целевую программу «Развитие машиностроения для
АПК».
Главные ее позиции:
расширение масштабов участия государственных институтов (совместно с бизнесом) в создании техники нового поколения, льготное субсидирование обновления заводов новым технологическим оборудованием (лазерные установки, обрабатывающие центры, линии и т.п.);
субсидирование части стоимости техники, приобретаемой сельским хозяйством у интегрированных предприятий;
стимулирование металлургических заводов на производство высококачественных сплавов (легированных) для предприятий сельхозмашиностроения.
Слайд 296. МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировой опыт развития дилерских услуг, дореформенный
опыт ведения сельского хозяйства с привлечением предприятий «Сельхозтехника», технологическая зависимость аграрной отрасли от отечественной и зарубежной сферы производства средств производства, промышленности, обеспечивающей отрасль материально-техническими и энергетическими ресурсами показали, что
отечественный сельхозтоваропроизводитель не может эффективно функционировать без развитой структуры услуг на селе.
Слайд 30В этих целях необходимо сформировать интегрированную, технически оснащенную инженерную инфраструктуру обслуживания
агропромышленного производства, включающую в себя:
службу машинно-технологического сервиса, как в структуре агропромышленных товаропроизводителей, так и на межхозяйственном уровне;
ремонтно-техническую базу;
систему снабженческо-сбытового обеспечения;
систему информационно-консультационного обслуживания (типа экстеншен-сервис) и бизнес-проектирования;
систему транспортного обслуживания;
систему агрохимического и мелиоративного сервиса;
систему кадрового обеспечения и т.д.
Слайд 31
Параллельно с модернизацией машинно-технологической системы производства сельскохозяйственной продукции должно осуществляться реформирование
инфраструктуры, ввод новых ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических процессов и оборудования для агрохимического, транспортного, технического обслуживания, ремонта машин и оборудования агропромышленных товаропроизводителей, обеспечивающих должный уровень охраны труда и техники безопасности.
Слайд 32Представляется целесообразным формирование единой дилерской системы производственно-технического сервиса на федеральном, региональном
уровнях и непосредственно приближенных к потребителям, обеспечивающей комплексное обслуживание сельских товаропроизводителей услугами по выполнению новых технологий производства, включая обеспечение техническими ресурсами, а также их поддержание в работоспособном состоянии.
Предусматривается и развитие сети фирменных технических центров машиностроительных предприятий (отечественных и зарубежных) по основным видам сложной техники как одного из важнейших элементов реструктуризации технического сервиса в сельском хозяйстве.
Слайд 33
Наряду с формированием комплексно-механизированных высокопроизводительных первичных коллективов в сельскохозяйственных предприятиях, как
показывает опыт, следует расширить сеть машинно-технологических станций (МТС) как товаропроизводителей нового типа, ведущих производство на базе интенсивных технологий и новой техники.
Слайд 34
Предстоит создать цивилизованную конкурентную среду на рынке технического сервиса для повышения
качества, снижения стоимости и повышения оперативности оказания разнообразных услуг.
Для этого необходимо организовать различные по размерам и формам собственности сервисные службы по ремонту и техническому обслуживанию техники, ее прокату, аренде или выполнению работ по контракту, энергетическому сервису (электрификация, теплофикация, газификация и др.), транспортному сервису, материально-техническому снабжению, сбору, хранению и сбыту произведенной продукции.
Слайд 35
Особо важно сформировать систему дилерства в АПК, имея ввиду, что дилер
— физическое или юридическое лицо, обеспечивающее согласованное выполнение процессов реализации техники и поддержание ее работоспособности по заявкам агропромышленных товаропроизводителей.
Слайд 36
Необходимо создать систему информационно-консультационного обеспечения участников инженерно-технической сферы, включающую в себя
формирование информационных ресурсов, разработку методологии мониторинга техники и инженерного сервиса, бизнес-планирование, освоение инноваций, подготовку и издание каталогов, справочников, учебных пособий, нормативно-технической документации; разработку и применение современных информационных технологий, создание новых моделей информационно-консультационного обеспечения.
Слайд 37Для реализации мероприятий по развитию инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса необходимо:
реформировать систему
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на всех уровнях профессионального образования;
осуществить корректировку профессиональных образовательных программ, обеспечив более глубокое изучение прогрессивных технологий и техники для производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
подготовить учебники нового поколения и обновить технологии теоретического и практического обучения кадров для инженерно-технической сферы, а также лабораторное оборудование аграрных образовательных учреждений.
Слайд 38
Для реализации положений Стратегии необходимо разработать и принять конкретные меры по
модернизации машинно-технологической инфраструктуры сельского хозяйства, включая:
формирование ведомственной целевой программы «Развитие инженерной службы АПК»;
меры по компенсации из бюджета сельхозтоваропроизводителям части стоимости услуг, оказываемых обслуживающими предприятиями;
приравнивание предприятий сферы услуг по уровню налогообложения к сельхозтоваропроизводителям и др.
Слайд 39Основные положения «Концепции модернизации инженерно-технической системы сельского хозяйства на период до
2020 г.»
Слайд 40В 2009 г. разработана «Концепция модернизации инженерно-технической системы (ИТС) сельского хозяйства
на период до 2020 года» (В.И. Черноиванов, А.А. Ежевский, Н.В. Краснощёков).
Основополагающие направления модернизации ИТС:
формирование оптимального машинно-тракторного парка и оснащения С.-Х.-ва энергонасыщенной техникой;
улучшение машиноиспользования;
прорывное повышение производительности машин (3-х-4-х кратное) на базе инновационных методов интенсификации производства и создания материально-технической базы нового поколения;
формирование эффективной системы услуг;
модернизация структуры управления инженерно-технической системой.
Слайд 41Для модернизации ИТС и её успешного функционирования требуется выстроить агроинжениринговую инфраструктуру,
включающую:
дилеров технического сервиса (продажа и техническое обслуживание машин);
специальные ремонтные предприятия;
предприятия энергетического сервиса (продажа энергии, топлива, сервисного оборудования);
транспортные фирмы (продажа транспортных средств, выполнение транспортных работ);
предприятия производственного сервиса (в том числе обсоуживающие кооперативы, МТС);
фирмы инновационного развития (интеллектуальный сервис).
Слайд 42Модернизация системы технического сервиса – проблема комплексная.
Возможность ее решения видится
в создании инженерно-технической системы с участием государственных институтов.
Для обеспечения безотказной работы техники и эффективного функционирования системы ТС между каждым ее участником должно быть создано информационное поле.
При этом система, для ее полного и стабильного функционирования, должна работать как единое целое.
Слайд 43
совокупность взаимосвязанных средств, нормативной, технической и технологической документации и исполнителей услуг
и работ по обеспечению техникой и эффективного ее использования по назначению и поддержанию в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока службы или ресурса (жизненного цикла).
Система технического сервиса
исполнители
информационное
поле
информационные
связи