Слайд 1Казахская головная архитектурно-строительная академия
Предмет
СППР
1-2 семестр 2017-2018 г
Ассист.проф Кушербаева А.Б.
Слайд 2Конституция как историческая, политико-социальная и правовая категория. Общая характеристика Конституции Республики
Казахстан 1995г.
Слайд 3Что же такое КОНСТИТУЦИЯ?
Конституция – это основной закон государства, регулирующий основы
конституционного строя, правовое положение человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, и другие важнейшие общественные отношения, связанные с устройством общества и государства.
Слайд 4Конституция РК принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 г. Состоит
из 9 разделов, 98 статей.
Конституция выполняет юридическую, политическую, идеологическую функцию, имеет учредительный характер.
Изменения и дополнения в Конституцию РК могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства.
Слайд 5Изменения и дополнения в Конституцию РК были внесены Законами РК «О
внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан от 30 августа 1995 года»
- от 7 октября 1998 года
- от 21 мая 2007 года
Слайд 6Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей
территории Республики.
Прямое действие Конституции означает ее правотворческое воздействие, непосредственную реализацию гражданами, организациями, охрану от нарушений, ценностное влияние на образ жизни и атмосферу в обществе, институциональные преобразования.
Слайд 7Основы конституционного строя Республики Казахстан.
Конституционный строй – система социальных, экономических
и политико-правовых отношений, установленных и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства.
Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве Конституции.
Слайд 8Признаки конституционного строя:
- народный суверенитет,
- разделение властей,
- нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных
прав и свобод человека.
Слайд 9
-----------------------
Республика Казахстан провозглашает себя демократическим, суверенным, социальным, светским и правовым государством.
В
Республике Казахстан единственным источником власти является народ, который может осуществлять ее непосредственно или делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Слайд 10______________
Законы в РК обладают высшей юридической силой и должны соблюдаться всеми
гражданами, организациями, гос. органами и должностными лицами.
В РК признаются идеологическое и политическое многообразие.
Политические партии признаются самостоятельными политическими организациями. Все партии равны перед законом. Конституция запрещает государству незаконное вмешательство в дела партии, а также финансировать их. Запрещается создание политических партий на религиозной основе, военизированных партий и партий других государств.
Слайд 11Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан.
Правовой статус человека
– это его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремится или должно стремиться национальное законодательство.
Слайд 12Конституционный статус гражданина
– это система прав, свобод и обязанностей гражданина РК,
которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.
Он состоит из следующих элементов:
- конституционные права, свободы и обязанности,
- гражданство РК,
- конституционная правосубъектность,
- гарантии реализации конституционных прав и свобод,
принципы формирования и функционирования конституционного статуса гражданина РК.
Слайд 13___________________
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, которая выражает
совокупность их взаимных прав и обязанностей.
Принципы гражданства: гуманность, демократизм, равенство граждан независимо от способа его приобретения, право на гражданство, принцип единства гражданства, исключительность гражданства и др.
Слайд 14______________________
Систему конституционных прав и свобод человека и гражданина в РК составляют:
-
личные права и свободы,
- политические права и свободы,
- социально-экономические права и свободы,
культурные права и свободы.
Слайд 15Конституционная система государственных органов Республики Казахстан
Государство представляет собой организацию публичной власти,
которая предполагает наличие системы органов государственной власти.
Государственные органы призваны выполнять государственные задачи и имеют общие характерные черты.
Основным принципом организации органов государственной власти является теория разделения властей. Другой важный принцип организации государственной власти представлен в виде наличия «системы сдержек и противовесов».
Слайд 16Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан.
В Казахстане утверждена республиканская форма правления. Юридическими
основаниями для выбора такой формы правления являются следующие конституционные положения: народ как единственный источник власти, разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную, верховенство и высшая юридическая сила Конституции, принятой народом.
Слайд 17Президентская система правления РК характеризуется следующими признаками:
Президентская система правления РК характеризуется
следующими признаками:
- Президент глава государства;
- Правительство по всей своей деятельности ответственно перед Президентом, только в предусмотренных Конституцией случаях, подотчетно Парламенту,
- Президент назначает членов Правительства, увольняет их по собственному усмотрению,
- имеет право вето на законы, принятые Парламентом,
- может распустить Парламент,
- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РК
- и другие полномочия, предусмотренные Конституцией РК.
Слайд 18Парламент Республики Казахстан и конституционные основы законодательной власти.
Согласно Конституции РК Парламент
является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции. Он состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.
Процедура принятия законов делится на ряд этапов, которые нельзя произвольно поменять местами. Традиционно эта процедура состоит из следующих этапов: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, утверждение (принятие) закона, опубликование и вступление в силу.
Слайд 19Депутатские объединения в Парламенте республики
Фракция - организованная группа депутатов, представляющих
политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в Парламенте.
Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий совместной работы в избирательных округах. В составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.
Слайд 20Конституционный статус Правительства и органов исполнительной власти Республики Казахстан.
Правительство осуществляет
исполнительную власть в РК, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. По всей своей деятельности Правительство подотчетно перед Президентом, а также, в предусмотренных конституцией случаях, Парламенту.
Правительство образуется Президентом. Президент назначает на должность Премьер-Министра с согласия Мажилиса Парламента. В десятидневный срок после своего назначения Премьер-Министр вносит Президенту предложение о составе и структуре Правительства.
Министры являются членами Правительства.
Слайд 21Правительство РК:
разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности,
обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;
представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет,
вносит в Мажилис проект законов и обеспечивает исполнение законов,
организует управление государственной собственностью, вырабатывает меры по проведению внешней политики государства.
Слайд 22Правовой статус Конституционного
Совета.
Основным назначением Конституционного Совета является защита Конституции. Конституционный
Совет состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет.
Конституционный Совет:
- дает официальное толкование норм Конституции,
- проверяет законы до их подписания Президентом,
- проверяет международные договоры до их ратификации,
- рассматривает обращения судов о признании акта неконституционным,
- направляет Парламенту послания о состоянии конституционной законности в стране.
Слайд 23Конституционные основы судебной власти РК.
Судебная власть в РК является одной
из ветвей государственной власти и имеет своим назначением разрешение возникающих в обществе конфликтов в связи с нарушением законов, основываясь на Конституции, конституционных законах и других нормативно-правовых актах республики.
Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд РК и местные суды.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных актов и международных договоров республики.
Слайд 24Конституционные основы местного государственного управления и местного самоуправления в Казахстане.
Местное государственное
управление в Республике Казахстан состоит из местных представительных органов и местных исполнительных органов.
Местные представительные органы – маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц.
Депутаты маслихата избираются на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами, достигшими 18-лет.
Слайд 25______________________
Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов, обеспечивают проведение
общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями соответствующей территории.
Местный исполнительный орган возглавляет Аким, который является представителем Президента и Правительства. Акимы областей, городов республиканского значения, столицы назначаются на должность Президентом по представлению Премьер-Министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются в порядке, определяемым Президентом.